Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

29.12.2023
Волкова Л.С., Санникова Л.Н.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье раскрываются особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные функции семейного воспитания. Представлена характеристика проблем и трудностей, возникающих в семьях, воспитывающих ребенка с проблемами в здоровье.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья, функции семьи, особенности семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Семья является важным фактором, которая оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка с момента его рождения. Первостепенную роль семьи определяют многие гражданские законодательные акты Российской федерации и федеральные законы в сфере образования, такие, как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, закон №273-ФЗ «Об образовании».
Существует несколько определений семьи. Например, Г.А. Ковалева, семья – это жизненная среда, в которой человек развивается, обучается и воспитывается [6].
Семья дает ребенку чувство безопасности, помогает войти в общество, получить жизненный опыт. На родителях лежит обязанность по удовлетворению базовых потребностей ребенка, особенно в общении. Семья помогает ребенку справиться с жизненными трудностями, возникающими у ребенка в период его несовершеннолетия. Именно родители являются примером для ребенка, эталоном поведения, нравственным образцом.
Обычная семья, которая не имеет в своем составе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выполняет следующие функции: репродуктивная, гедонистическая, экономическая, фелицитологическая, коммуникативная, воспитательная функция первичного социального контроля, функция первичной социализации детей. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, выполняет еще дополнительные функции: реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ), корригирующая (исправление, ослабление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка с ОВЗ) и компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или несформированных функций организма, приспособление к негативным условиям) [4].
Родители с появлением ребенка с ОВЗ в семье сталкиваются с дополнительными трудностями, такими, как: получение точного диагноза, адаптация к особенностям ребенка, информирование других членов семьи и ближайшего окружения, выбор формы образования (в том числе дошкольного), а также образовательной программы. Семье приходится приспосабливаться к новым условиям, и решать разнообразные проблемы – социальные, экономические, медицинские, социально-психологические. Часто происходит ухудшение качества жизни семьи и сужение социальных связей, контактов, что приводит к множеству психологических проблем[3].
Родителям необходимо хорошо знать и понимать особенности своего ребенка, особенно детей с ОВЗ, которые отличаются от детей без особенностей. Отметим, что под особенностями развития ребенка не всегда понимается инвалидность, многие проблемы со здоровьем могут быть со временем компенсированы. Обозначим следующие особенности, которые характерны для большинства детей с ОВЗ:
    нарушение умственной работоспособности;
    недостатки общей и мелкой моторики;
    трудности во взаимодействии с окружающим миром;
    нарушение речевого общения, замена его невербальными средствами общения;
    бедность социального опыта;
    нарушения коммуникации с окружающим миром;
    уменьшение скорости и объема воспринимаемой информации [2].
    Разумеется, это особенности ребенка влияют на семейный уклад. Не все родители готовы достойно справляться с возникающими трудностями. Практически все семьи, которые воспитывают детей с ОВЗ, сталкиваются со следующими проблемами:
    недостаточная компетентность родителей и нехватка знаний;
    непринятие или недооценка особенностей ребенка;
    внутрисемейные проблемы, такие, как несовпадение взглядов на воспитание и обучение ребенка, ухудшение материального состояния, ухудшение состояния здоровья из-за стресса [1].
Но иногда родители не готовы к решению этих вопросов. Родителям может не хватать знаний, и тогда они принимают решения на основе своих эмоций, причем негативных.
Как отмечает О.А. Карабанова, в семье с ребенком с ОВЗ могут наблюдаться следующие психолого-педагогические проблемы:
а) родителям сложно общаться со своим ребенком, общение становится или неэмоциональным, или потребность в общении с ребенком у родителей снижена)
б) родители занимают неадекватную позицию по отношению к ребенку (гипоопека или гиперопека, игнорирование возрастных особенностей) [5].
Особенности семьи ребенка с ОВЗ находят свое отражение на соматическом, социальном и психологическом уровнях.
Соматический уровень отражается в ухудшении состояния здоровья родителей. На социальном уровне происходит изоляция семьи от социального окружения. Ухудшение эмоционально-волевой и личностных сфер находит отражение на психологическом уровне [7].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что семья может стать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания и развития ребенка с ОВЗ.
Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос, как уменьшить негативные факторы и усилить положительные факторы влияния семьи. Эта задача встает и перед дошкольным учреждением, которые первыми сталкиваются с вопросом сопровождения семьи. И главная задача в этом процессе – превращение семьи в полноценных партнеров в триаде «педагог-ребенок-родители» для достижения наилучших результатов в коррекционном процессе, что и является перспективной дальнейшего научного исследования.

Библиографический список
1. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // ПНиО. 2020. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-roditelskoy-kompetentnosti-sovremennoy-rossiyskoy-semi (дата обращения: 01.10.2023).
2. Воспитываем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для родителей / Л.А. Асламазова, Д.Г. Коблева, А.Н. Сафонова; под ред. Л.А, Асламазовой. Майкоп, 2019. 108с.
3. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2007. – 400с.
4. Дохоян А.М. Технологии сопровождения детей с ОВЗ и их семей в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. – Армавир: АГПА, 2022. – 163с. – Текст: непосредственный.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
6. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев. – Текст - непосредственный // Вопросы психологии, 1993. – №1. – с.13-17
7. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 01.10.2023).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.