Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

12.01.2024
Савушкина Т.А., Сахнова И.Г.,
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «воспитание», излагается взгляд русской классической литературы на вопросы воспитания подрастающего поколения. Излагается анализ произведений, в которых отражены основные принципы воспитания детей. Выявлены причины и последствия их применения в жизни.
Ключевые слова: воспитание, дворянское и крестьянское воспитание, связь литературы и истории русского народа, нравственный и эстетический идеал.

Тема воспитания подрастающего поколения освещается в русской литературе довольно многогранно и многоаспектно. Приступая к ней, мы ставили своей целью провести литературоведческий анализ произведений и выявить общие традиции, существовавшие в данной области. При этом важно было понять, что повлекло за собой изменение принципов воспитания русских людей, и каковы были их причины.
Для начала необходимо обратиться к определению основных понятий.
Так, из педагогики мы знаем, что воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные установки, подготовить его к жизни и труду, обеспечить почву для дальнейшего самостоятельного развития. В нашей стране испокон веков существовал свой нравственный канон в этой области, установленный православной церковью. Он строился согласно заповедям Ветхого и Нового Завета. В связи с этим можно выделить важные критерии, которые должны быть учтены при воспитании подрастающего поколения. Все знают, что необходимо формировать гражданственность, патриотизм, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; нравственные чувства, привычку к труду, здоровому образу жизни, бережное отношение к природе.
Так, в русской крестьянской семье воспитательные ценности очень сильно отличались от тех, которые были у дворян. Детей было много. Это объяснялось несколькими причинами. С одной стороны, был большой процент детской смертности; с другой стороны, трудоемкие обязанности внутри семьи вынуждали всех членов семьи включаться в процесс их выполнения. Соответственно, каждый новый член это общества вносил свой посильный вклад в общее дело.
В крестьянской среде ценились житейская мудрость, смекалка, сообразительность, хозяйственность, заботливость, физическая сила, трудолюбие, выносливость. Основу воспитания составляли вера в Бога, сознание святости и незыблемости руководимого отцом семейного очага, добросовестное отношение к труду, любовь к Родине, земле и природе. Приобщение ребенка к труду происходило в каждой семье поэтапно, на личном примере домочадцев. Сначала обучали простым видам работ, постепенно переходя к более сложным. При этом учитывался возраст, сообразительность ребенка, его физические возможности. В качестве примера можно привести отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Хрестоматийным примером станет всем известный «мужичок с ноготок». «Однажды, в студеную зимнюю пору, /Я из лесу вышел; был сильный мороз. / …/…И, шествуя важно, в спокойствии чинном, /Лошадку ведет под уздцы мужичок/В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В больших рукавицах… а сам с ноготок!// – Здорово, парнище!/ – «Ступай себе мимо!»/ – Уж больно ты грозен, как я погляжу!/ Откуда дровишки? / – «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». (В лесу раздавался топор дровосека.)/ –А что, у отца-то большая семья?«Семья-то большая, да два человека /Всего мужиков-то: отец мой да я…»/ – Так вон оно что! /А как звать тебя? – «Власом»./ – А кой-тебе годик? – «Шестой миновал…// Анализируя данный отрывок поэтического текста, заметим, что испокон веков наша русская крестьянская семья была многодетна и трудолюбива. Каждый член семьи имел свою трудовую обязанность, которую исполнял по мере сил. Именно совместный физический труд и был основой воспитания крестьянского ребенка. С детских лет, повторяя за взрослыми все обязанности по хозяйству, они успешно проходили практическую школу для самостоятельной жизни. Именно русское крестьянство стало хранителем славянских и православных традиций страны. Образ жизни данного сословия можно противопоставить образу жизни разнеженных дворян.
Дворянское воспитание было направлено на то, чтобы отшлифовать личность соответственно определенному образцу, который включал в себя набор различных добродетелей и этикетных норм. Как правило, эти нормы заимствовались из западных образцов. Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. С раннего детства дворянских детей учили, что если им дано больше, чем простолюдинам, то и спрос с них будет выше.
Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов рос несамостоятельным ребенком, потому что все и всегда за него делали родители и слуги: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание...» (часть 1 глава IX). Лень и беспечность родителей передались Обломову:Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают взрослые при нем. Приведем цитату из текста:«как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что из угла в угол ходить, заложив руки назад». Он любит нюхать табак и сморкается. «…Матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду...» (часть 1 глава IX).
М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы»показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни детей.Муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа – «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой».Данное воспитание дало отпечаток и на дальнейшую судьбу детей, выросших в этой семье.Дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми.Из (сына) «Павла Владимировича постепенно образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой, в конечном результате, получается человек, лишенный поступков».Порфирий вырастает жестоким, мелочным человеком, об этом свидетельствует следующая цитата: «Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика».
Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее«Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова: «Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться!..»
В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности. «"...Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест. Я так себе объясняю...". Элен:"...О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты...". Анатоль: "...Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно...", "...Хорош мальчик! То-то мерзавец!.."
Особенности материнского и отцовского воспитания также нашли отражение в произведениях русской классической литературы.
Любовь матери – самая чистая, не зависящая ни от каких обстоятельств. Именно мать всегда поймет, примет любой выбор ребенка, потому что главное для нее – счастье любимого чада. Если у человека в семье происходит именно так, то он может считаться самым счастливым.
Подобные чувства мы можем увидеть в отношениях героев из произведения Л.Н. Толстого «Детство». Наталья Николаевна – очень ласковая мать. Она часто ласкает Николеньку: «...которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал...» «...Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь...» «...Она еще нежнее целует меня...».Николенька тоже очень любит мать: «...Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!..» «...голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга...»
Немаловажную роль в судьбе ребенка играет и отец. В отличие от материнской,любовь отца не безусловна. Её надо заслужить. Если в здоровой семье женщина окружает ребенка заботой, лаской, то мужчина его учит, дает наставления, советы, готовит к социальной коммуникации. Отец становится авторитетом для ребенка и развивает в нем самостоятельность.
Примером положительного авторитета отца является Андрей Петрович Гринев из повести «Капитанская дочка». Это строгий, честный родитель:"...пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка <...> Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора..." Гриневы живут по патриархальному укладу жизни. Он не балует своего сына, воспитывает его в строгости, хочет вырастить настоящего офицера.
Одностороннее воспитание хорошо тем, что один родитель может спокойно определенным образом формировать личность ребенка, давать ему необходимые навыки именно так, как это видит он сам. Хотя это также и минус: отсутствие выбора позиции несет за собой ограниченность, бедность мировосприятия и не гарантирует его безошибочности. Кроме того, раннее было сказано, что материнское и отцовское воспитание отличаются друг от друга в связи с той ролью, которая заложена в женщину и мужчину природой.
Иллюстрацию отсутствия отцовского воспитания можно найти в пьесах Островского «Гроза». Кабаниха была деспотичной женщиной . Это главное в укладе быта, который создает Марфа Игнатьевна . Героиня убеждена, что нормы семьи новому поколению можно преподать только через насилие. "...(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит...";"...Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая...". Тихон - мягкий, плаксивый мужчина: "Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?.."
Итак, художественная литература имеет для семьи большой воспитательный потенциал. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания для ребенка, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Библиографический список
1.    Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. – М.: КД Либроком, 2012.
2.    https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/08/24/tema-vospitaniya-v-proizvedeniyah-russkoy-klassicheskoy
3.    https://pandia.ru/text/78/080/5729.php
4.    https://litrekon.ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-ege-vospitanie/
5.    Голованова, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика. – 2007. – № 10. – С. 38-47.
6.    Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.