Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

10.01.2023
Мицан Е.Л., Кораблева Е.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Внимание один из важных психологических компонентов личности, который составляет весь жизненный процесс человека. Его отсутствие или недостаток приводит к накопительным трудностям в усвоении ранее полученных знаний и умений в повседневной жизни, а также в последующем установлении контакта со сверстниками и взрослыми. В нынешнее время немало родителей сталкиваются с тем, что их ребенок имеет задержки в развитии. В быту, все привыкли говорить о рассеянности и рассредоточенности внимания, которые ломают успешность учебно-воспитательного процесса детей с задержкой психического развития. Внимание – необходимый аспект эффективности любого вида деятельности, как для детей без особенностей в развитии, так и для детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: особенности развития внимания, произвольное внимание, задержка психического развития, развитие детей с ЗПР.

Первостепенной важности роль в развитии человека отдается процессу внимания, благодаря которому возможно правильно развивать мыслительный процесс, пользующийся своей отличительной особенностью давать последующее развитие рассуждению. Непосредственно от характера нашего внимания допускается говорить о том, какой человек: внимательный, невнимательный или рассеянный.
При отсутствии необходимого внимания ход мысли теряется, и процесс рассуждения становится недоступным. Рассуждая возможно доказать или опровергнуть с помощью предъявляемых аргументов свою точку зрения на какой-либо предмет или действие. Поэтому внимание одно из главных составляющих возможности мыслить и рассуждать [1].
Одна из главных причин в трудностях воспитания и обучения современных детей является достаточно сильно отошедшее от привычной нормы состояние психического развития личности, которое носит название «задержка психического развития».
При задержке психического развития наблюдается замедление и отставание от нормы в развитии эмоционально-волевой сферы, речи, памяти, мышления и внимания. Предъявляемые ребенку требования обществом становятся трудными либо и вовсе невыполнимыми из-за ограничения познавательных и психических возможностей. Для детей с задержкой развития характерна игровая ведущая деятельность. Поэтому для формирования связной речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста резонно использовать дидактические игры или средства народного фольклора [5; 6]. Проявление учебной деятельности зафиксировано на минимальной отметке и является задержанным [2].
Сравнивая детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР, у вторых лучше обучаемость, они наиболее легче воспринимают помощь взрослых и способны выполнять задания, используя и опираясь на приведенные ранее примеры.
Наиболее всего страдает мыслительная деятельность, наблюдаются недостатки во всех видах запоминания: произвольного, непроизвольного и долговременного. Особая сложность при запоминании возникает на словесный материал, наглядный же способ запоминания дается легче. Яркое проявление отставания в мыслительной деятельности наблюдается в анализе, синтезе, обобщении и абстрагировании, именно эти недостатки компонентов заставляют педагогов брать во внимание подозрение на умственную отсталость.
Также у детей с ЗПР часто наблюдается задержка физического развития, она может проявляться в задержке роста, недостаточности мышечного тонуса, недоразвития мускулатуры. Позднее начало развития навыка ходьбы, речи, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы.
Работать сосредоточенно более 5-10 минут они не способны, их быстрая утомляемость и рассеянность не позволяет задерживать свое внимание на определенном виде деятельности. Из-за короткого отвлечения внимания образуются существенные пробелы в знаниях [3].
Отвлечение – автоматический процесс перемещения внимания от желаемого радиуса фокусировки, и тем самым уменьшение или же блокирования потока приема желаемой информации, на аспект содержащий посторонние стимулы.
Под действием посторонних стимулов произвольное внимание переходит в непроизвольное, при этом возникает внешнее отвлечение. Из-за отсутствия интереса к деятельности возникает внутреннее отвлечение.
Для детского возраста характерна частая невнимательность, которая сопровождается: неспособностью задерживания внимания на деталях, допущением ошибок по невнимательности, непониманием обращенной речи, неумением абстрагироваться от внешних стимулов, частой забывчивостью, неумением работать по заданной инструкции [4].
Таким образом, исходя из современных требований и возможностей детей с задержкой, дошкольников с ЗПР можно отнести к детям со слабым интеллектом, имеющим трудности в способности контролировать свое поведение и действия. Также у таких детей наблюдается совершенная незаинтересованность в обучении. При этом сильное воздействие на недоразвитие оказывает невнимательность и слабая концентрация. Если сравнивать детей с ЗПР с детьми с нормального развития, то первые изрядно импульсивны и рассеяны. Их неспособность к концентрации, разделению и переключению внимания с одного предмета на другой, также сказывается на развитии.
У детей с задержкой психического развития отмечается непроизвольное внимание, при этом для детей стоит больших трудов, чтобы сосредоточиться хотя бы на одном виде деятельности. Однако во внимании таких детей присутствует заинтересованность в игровой деятельности, поэтому задания стоит преподносить именно в игровой форме, так они способны наиболее дольше оставаться вовлеченными в ту или иную работу. Для дальнейшего благоприятного умственного развития ребенка необходимо не забывать про развитие произвольного внимания, так как оно отражается в волевых качествах детей с нарушениями в развитии.
Библиографический список
1.    Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2014. № 5. С. 40-45.
2.    Бондарев И.П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2017. №5. С. 127-131.
3.    Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2015. С. 467-505.
4.    Иденбаум Е.Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях // Дефектология. 2016. №5. С. 4-10.
5.    Мицан Е.Л., Коннова Т.П. Дидактические игры как средство формирования связной речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // В сб.: Мир детства и образование. Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. С. 85-88.
6.    Мицан Е.Л., Каблукова И.А. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами народного фольклора // В сб.: Мир детства и образование. Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. С. 79-85.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.