Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

28.12.2024
УДК 379.8
Ащаулова А. А.,
ЧФСУ «СК «Металлург-Магнитогорск», г. Магнитогорск
Неретина Т. Г.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития у подрастающего поколения воле-вых качеств, рассматриваются такие понятия, как волевое действие, волевые качества, среди которых целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, энергичность, настойчивость, смелость. Представлен анализ литературы по проблеме развития волевых качеств подрастающего поколения, как сложного, трудоёмкого, но целесообразного и требующего разработки процесса. Описан практический опыт развития волевых качеств юных спортсменов в тренировочном процессе спортивной секции ЧФСУ «СК «Металлург-Магнитогорск». Уточнено определение понятия «волевые качества детей и подростков». Раскрыты педагогические условия развития волевых качеств, среди которых: постановка воспитанниками конкретных целей деятельности и стремление к их достижению, овладение в процессе целенаправленно организуемой коллективной деятельности игровыми приемами, направленными на развитие умения преодолевать возникающие трудности; проживание ситуации успеха, в процессе участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных соревновательных мероприятиях.
Ключевые слова: подрастающее поколение, волевые качества детей и подростков, раз-витие волевых качеств, условия развития волевых качеств, тренировочный процесс, спортивная школа.
FEATURES OF DEVELOPMENT OF WILL-OF-VOLITION
QUALITIES IN THE YOUNG GENERATION
Abstract. The article is devoted to the problem of developing volitional qualities in the younger generation, the concepts of volitional action, volitional qualities, purposefulness, initiative, discipline, independence, energy, persistence, courage are specified. The article presents an analysis of the literature on the problem of developing volitional qualities of the younger generation as a complex, labor-intensive, but appropriate process that requires de-velopment. The article describes the practical experience of developing volitional qualities of young athletes in the training process of the sports section of the ChFSU «SK» Metallurg-Magnitogorsk». The definition of the concept «volitional qualities of children and adolescents» is specified. The pedagogical conditions for the development of volitional qualities are revealed, including: setting specific goals of activity by pupils and striving to achieve them, mastering game techniques in the process of purposefully organized collective activity aimed at developing the ability to overcome emerging difficulties; living a situation of success, in the process of participating in physical education and health and sports competitions.
Keyword: the younger generation, volitional qualities of children and adolescents, development of volitional qualities, conditions for the development of volitional qualities, training process, sports school.

Многочисленные исследования проблемы развития воли, тренировки волевых дей-ствий и воспитания волевых качеств личности показывают актуальность рассматриваемой нами проблемы. В соревновательной деятельности детей и подростков возникает много ситуаций, требующих проявления как нравственных, так и волевых качеств. Для того чтобы у детей, занимающихся спортом, выработать привычку нравственного пове-дения, чтобы они в нужный момент могли проявить волевые качества, педагогу необходимо создавать преднамеренные ситуации в учебно-тренировочном процессе, направленные на развитие волевых качеств.
Анализ литературы по вопросам развития волевых качеств детей и подростков, позволил нам уточнить, что именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Волевые проявления являются по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сразу.
Ф. Н. Гоноболин считает, что волевое действие – это внутренняя побудительная си-ла, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением [3]. Поэтому, мы делаем вывод, что волю можно и нужно развивать, однако реально используемые средства физического воспитания, направлены преимущественно на развитие физических качеств спортсменов.
Проявление воли и волевых действий в различных специфических ситуациях связано с волевыми качествами личности. Б. Н. Смирнов рассматривает волевые качества как особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности [6]. Он считает, что волевые качества личности – это конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий.
Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых качеств личности. Анализ литера-туры по данной проблеме показал, что чаще всего выделяются такие волевые качества как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание, инициативность.
Целеустремленность рассматривается как обобщенная характеристика волевого действия. Под целеустремленностью в психологии принято понимать сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности.
Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка (начиная с дошкольного возраста) умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положи-тельную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. По мнению Ф. Н. Гоноболина, самое главное «научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий» [3].
Пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, дисциплинированность, самостоятельность.
Дисциплинированность, по мнению Б. Н. Смирнова, это волевое свойство личности, которое выражается в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам [6]. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.
Самостоятельность волевого акта, по мнению Н. Ф. Волчанской, проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные [2].
Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы моти-вов и принятия решения, является решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели.
Еще одной важнейшей характеристикой волевых качеств является энергичность в синергии с настойчивостью. Энергичность – это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость характеризуется умением постоянно и длительно преследовать цель. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимания на упреки или противодействия других людей. Настойчивость в значительной мере определяется силой мотива, то есть чем сильнее у ребенка мотив стать ловчее, быстрее сильнее, тем большую настойчивость он будет проявлять. Из этого следует, что под воздействием мотива, с помощью волевых усилий воспитанник старается преодолевать те или иные трудности, развивая настойчивость.
Развитию смелости (по Т. Ю. Круцевичу [4]) способствует постоянная практика во-левых усилий, направленных на преодоление страха. Например, перед публичными вы-ступлениями на соревнованиях, выступлениях, спортивных праздниках и др.
Развитию сдержанности способствует участия обучающихся в спортивных соревнованиях, подвижных играх, осуществляемых по определенным правилам. Т. А. Недоспасова пишет, что необходимость соблюдать правила является хорошим средством приучения обучающихся к контролю за своими действиями и поступками [5].
Все вышесказанное позволяет нам уточнить определение понятия «волевые качества детей и подростков», под которыми мы понимаем личностные качества подрастающего человека, позволяющие ему осознанно регулировать свою деятельность и контролировать собственное поведение; которые возникают в процессе сознательного, целенаправленного, систематического воздействия на личность физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ними цель. Волевые качества проявляются в четких и решительных действиях, в поведении, в подчинении своих действий поставленным целям, в преодолении трудностей, в умении принимать и претворять в жизнь обоснованные и твердые решения.
Наша практическая деятельность в качество тренера-преподавателя спортивной секции показала, что развитие волевых качеств детей и подростков возможно при реализации следующих педагогических условий:
– воспитанники ставят перед собой конкретные цели деятельности и стремятся к их достижению,
– дети овладевают в процессе целенаправленно организуемой коллективной дея-тельности игровыми приемами, направленными на развитие у них умения преодолевать возникающие трудности;
– юные спортсмены переживают ситуации успеха, участвуя в физкультурно-оздоровительных и спортивных соревновательных мероприятиях.
Раскрывая вышеописанные условия развития волевых качеств подрастающего поколения, отметим, что воспитанники спортивной школы учатся понимать и принимать цели исходящие от педагога-тренера, удерживать эти цели в течение длительного времени, выполнять действия по инструкции (что очень важно в спортивной деятельности). В процессе тренировочного процесса у детей начинают автоматизироваться умения соотнесения цели с их возможностями. Поэтому на данном этапе необходима поддержка, подсказка, помощь со стороны тренера и воспитание положительной мотивации к раз-личным видам деятельности. Необходимо демонстрировать детям их продвижения к це-ли. Педагог старается так организовать тренировочный процесс, чтобы юные спортсмены видели свои успехи, а главное – осознавали, что это продвижение к цели является результатом их собственных усилий.
Отметим, что дети и подростки с удовольствием включаются в различные виды деятельности: игровую, физкультурно-оздоровительную, спортивную, в процессе которых происходит формирование волевых качеств личности. Например, выполняя различные повторяющиеся физические упражнения, у них развиваются физические способно-сти, развивается целеустремленность, решительность, настойчивость, выносливость.
Особо следует уделить внимание вопросу переживания младшими школьниками ситуации успеха, систематическом участии в спортивных мероприятиях и соревнованиях. С психологической точки зрения успех, как считает А. С. Белкин, – это переживание «состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась лич-ность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их» [1]. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельно-сти, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается ус-тойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности [1]. С точки зрения А. С. Белкина ситуация успеха – это такое целенаправленное и организованное сочетание условий, при которых создается возможность достигать значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [1]. Подчеркнем, что ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. В основе ожидания успеха находится стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что развитие волевых качеств подрастаю-щего поколения это сложный, трудоёмкий, но важный и необходимый педагогический процесс, требующий своей дальнейшей разработки.
Список литературы
1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать : книга для учителя. Москва : Просвещение, 1999. 169 с.
2. Волчанская Н. Ф. Здоровый образ жизни как фактор развития волевых качеств подрастающего поколения // Концепт. 2013. №10 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-faktor-razvitiya-volevyh-kachestv-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 13.09.2024).
3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, 1999. 211 с.
4. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие. Киев: Олимпийская литература, 2012. 368 с.
5. Недоспасова Т. А. Физкультурная грамотность учащихся общеобразовательных организаций как педагогическое понятие // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования : сб. статей по матер. V всеросс. заочной научно-практ. конф., Магнитогорск, 15 октября 2020 года. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. С. 117–121.
6. Смирнов Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы пси-хологии. 2000. № 2. С. 46–52.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.