Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ» (по материалам газеты «Магнитогорский рабочий»)

24.10.2021

Жадченко Ярослава Сергеевна,

обучающаяся 2 курса МГТУ им. Г.И.Носова

г. Магнитогорск yaroslava.zhadchenko@yandex.ru



Перестройка – масштабная кампания, реализация которой осуществлялась с 1985 по 1991 годы. Основная задача – коренное изменение во всех сферах жизни общества. Ключевым направлением перестройки должна была стать молодежная политика, которая помимо прочего затрагивала институт школьного образования. Особенности изменений перестроечного периода в школе нашли отражение в материалах газеты «Магнитогорский рабочий».

Прежде чем проанализировать этапы осуществления школьной реформы в городе Магнитогорске, следует определить ее причины, направления, цель и задачи.

На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1984 года было принято постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [11]. В качестве ключевых причин необходимости изменений в школьном образовании были обозначены: бюрократизм, снижение качества подготовки педагогического состава, несоответствие реалиям времени, устаревшая методика преподавания, необходимость разработки новых идей [11].

Пленум ЦК КПСС обозначил направления реформы, которые включали в себя социально-воспитательную, идеологическо-просветительскую и профессионально-подготовительную деятельность [11]. Была сформулирована цель реформы – «поднять» школу на совершенно иной уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма [11]. Для её достижения Пленум ЦК КПСС обозначил следующие задачи: гуманизация и демократизация образования, развитие личности в соответствии с марксизмом-ленинизмом, качественная подготовка молодых кадров, повышение самостоятельности и работоспособности коллективов учебных заведений, техническое оснащение школ. Однако сегодня ясно, что партия поставила цель, не соответствующую некоторым задачам. Правительству были необходимы новые кадры, которые могли бы эффективно работать в современных реалиях, в наступающую эпоху глобализации и компьютеризации. Для достижения этой задачи проводилась политика гуманизации и демократизации образования. Например, в педагогической науке объявлен переход на новый этап развития образовательных отношений. Ученик становится субъектом, то есть равноправным участником образовательного процесса. Демократизация проявилась в создании новых методик обучения, в повышении самостоятельности родительских и педагогических комитетов. Но, несмотря на нововведения, связанные с политикой перестройки, партия не стала отходить от идей марксизма-ленинизма, которые на протяжении десятилетий являлись ценностным ориентиром для советского общества. По сути, использовался «старый» идеологический прием с вкраплением новых идей. Такой способ не мог привести к ожидаемым результатам: развитию творческой личности, способной адекватно оценить происшествия в мире и свободно высказывать свою точку зрения.

Повышение самостоятельности и работоспособности коллективов учебных заведений было одним из ключевых направлений образовательной реформы. К воспитанию молодежи привлекались родители и базовые предприятия как спонсоры. Цель заключалась в привлечении общественности к проблемам системы образования и помощи в их устранении.

Хотелось бы обратить особое внимание на статьи, в которых написано о социалистических обязательствах. Благодаря этому материалу можно сделать вывод о том, какой план ставила партия перед базовыми предприятиями, школами. «Социалистические обязательства трудящихся ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени города Магнитогорск на 1985 год», «Социалистические обязательства на 1986 год», «Рубежи развития города в пятилетки в 1987 году», «Социалистические обязательства трудящихся Ордена Ленина и Ордена трудового красного знамени г. Магнитогорска на 1988 год». В соответствии с этим в 1985 году перед трудящимися города партией были поставлены определенные цели. Например, «продолжение работы по реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, совершенствование идейно-нравственного и трудового воспитания учащихся и студентов, подготовка в учебных заведениях города 2400 специалистов с высшим образованием, 1900 – со средним специальным образованием, 4600 квалифицированных рабочих в системе профтехобразования; открытие и оборудование в школах девяти классов для обучения детей с шестилетнего возраста, привлечение школьников к производительному труду, разработка и осуществление широкой программы мероприятий по развитию культурных связей с подшефными сельскохозяйственными районами» [18].

В 1986 году требовалось «подготовить в учебных заведениях города 2520 специалистов с высшим образованием, 2000 – со средним специальным образованием, 4800 квалифицированных рабочих в системе профтехобразования. Наряду с этим предстояло выполнить все мероприятия, намеченные в договорах о сотрудничестве между учебными заведениями и базовыми предприятиями, изучить и внедрить инициативу товарища Карачунова из ЧТЗ им. В. И. Ленина по улучшению совершенствованию трудового обучения школьников. Кроме того, открыть в общеобразовательных школах 39 классов для обучения детей с шести лет; оборудовать в школах кабинеты для изучения курса «Основы информатики и электронно-вычислительной техники»; совершенствовать формы организации свободного времени молодежи. С этой целью намечалось организовать дополнительно десять подростковых клубов в микрорайонах города» [19].

В статье «Рубежи развития города в пятилетки» в 1987 году вновь обозначены основные задачи, связанные с направлениями реформы 1984 года, но с небольшими дополнениями, связанными с внедрением в практику работы школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений системы А. С. Макаренко. Наряду с этим установлен план подготовки в учебных заведениях города 2500 специалистов с высшим образованием, более 2000 – со средним специальным образованием, свыше 5000 квалифицированных рабочих в системе профтехобразования с организацией на базе МГМИ и МГПИ курсов по практическому изучению «Основы информатики и вычислительной техники», а также открытия в общеобразовательных школах города уже 29 классов с охватом 870 детей для обучения с шестилетнего возраста» [17].

В 1988 году была поставлена цель – подготовить в учебных заведениях города такое же количество педагогов с высшим и средним специальным образованием и квалифицированных рабочих; открыть пять кабинетов компьютерной и вычислительной техники в школах; 98 классов для обучения детей с шестилетнего возраста, а также «внедрить единый режим второй половины дня в каждой школе, сделать школу центром воспитательной работы в микрорайоне» [20]. По результатам анализ обозначенных материалов можно сделать вывод о том, какой способ партия применяла для осуществления направления реформы – власть выдвинула обязательный план перед школами, в котором все было четко расписано: и количество требуемых специалистов, и количество кабинетов для первоклассников, и обучение компьютерной грамотности, и многое другое. С каждым годом рос спрос на специалистов с высшим образованием и рабочих. Это можно объяснить политикой перестройки. Для нового будущего нужны были универсальные специалисты. Темпы были очень высокими, и предприятия нуждались в большом числе рабочих рук, чтобы выполнить пятилетку или точнее – перевыполнить.

О практическом выполнении задач перестройки можно узнать из ряда статей на данную тему. Так, в статье «В поиске новых форм» Н. Хлопцева писала о результатах первого года реализации реформ на основе доклада второго секретаря Орджоникидзевского райкома партии А. Л. Савицкого [30], в котором был сделан акцент на совместных усилиях семьи, школы и общественных организаций для успешного преодоления преград на пути реформирования школы и повышения качества организации образовательного процесса [30]. По мнению А. Л. Савицкого, особую роль в учебно-воспитательном процессе играли родительские комитеты, которые наравне с учителями обязаны были заниматься воспитанием, обучением и развитием детей. А. Л. Савицкий осветил ряд проблем, связанных с реформой школы [30]. Одна из них – обучение первоклассников с шестилетнего возраста. Для того чтобы принять большое количество новых учащихся, необходимы были средства для расширения школы, оснащении кабинетов всем необходимым. В статье сказано, что в следующем году в районе будет создано два класса шестилеток – в школах № 21 и № 42 [30], а также озвучена задача: «совершенствование производительности труда школьников», включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный общественно-полезный труд» [30].

Согласно данным, приведенным в статье, 180 школьников района состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, около 350 человек – на профилактическом учете в школе. «В районе уже есть опыт работы в вечернее время «семейных» кружков в школах № 16, № 21, № 29, № 31» [30]. Такие меры были предприняты в связи с частыми случаями детских преступлений. В основном правонарушения совершались после пяти часов вечера, когда школы и многие кружки закрыты, поэтому для положительного влияния на детей, была поставлена задача – их энергию в полезное русло посредством организации их внешкольного времени.

В статье «Мы за диалог» напечатаны два монолога учителей, адресованных родителям [7]. Оба монолога посвящены проблеме родителей и детей отчужденности в процессе образования. Например, учитель школы № 18 И. Лисянская рассказывала о нехватке времени у родителей для проведения досуга с детьми, для участия их в обучении своих чад [7]. Педагог школы № 65 В. Дронов приводил примеры бестактного общения родителей с учителями [7]. Данная статья раскрывает одну из острых проблем, а именно, сложившаяся в сознании родителей установка, что педагог обязан самостоятельно заниматься воспитанием, обучением и образованием учащихся.

В статье «На старте новой пятилетки» директором школы № 25 Л. П. Богдановой отмечены следующие положительные сдвиги в выполнении двух поставленных задач: «комплектования учреждения и переподготовки педагогических работников» [10]. В этой же статье отмечается, что «при содействии местных предприятий подготовлены условия для обучения детей с шестилетнего возраста в девяти школах города, капитально отремонтирована школа № 26, начато переоборудование здания школы № 1 под учебно-производственный комбинат трудового обучения школьников Ленинского района» [10]. Это пример реализации одной из задач реформы – привлечение местных предприятий к шефской работе с целью увеличения финансирования школ, так как государство было не в состоянии выделять огромные суммы на реформирование системы образования. В результате школа была вынуждена искать дополнительных спонсоров, которые бы брали шествие над школой и занимались устранением проблем, связанных с ее материальным обеспечением. Конечно же, это обязывало школу выпускать определённое количество потенциальных рабочих, которые связали бы свою деятельность с курирующим школу предприятием.

В статье «По ступеням реформы» отражены положительные моменты воплощения реформы, которые, несомненно, были: «психологическая перестройка отношения учащихся и их родителей к трудовому воспитанию, улучшение материальной базы» [33]. Нельзя отрицать тот факт, что при всей сложности реализации задач, педагоги, родители и базовые предприятия старались «поднять» школу на качественно новый уровень, подготовить будущих специалистов.

В статье «В новом микрорайоне» рассказывается о работе созданного в школе № 62 агитпункта [12]. Для молодежи были предусмотрены вечера с участием мастеров культуры и искусства, вечеров вопросов и ответов, встреч с ветеранами войны и труда, нацеленных формирование у детей с привлечением родителей гражданского мировоззрения и взглядов, соответствующих учению марксизма-ленинизма. Это соответствовало «Программе коммунистической партии Советского Союза 1985» [15]. Здесь стоит обратить внимание на колонку: «в области идейно-воспитательной работы». В ней ставились такие задачи, как трудовое воспитание подрастающего поколения, утверждение коммунистической морали (морали коллективной, морали гуманистической, морали деятельной), патриотическое и интернациональное воспитание, атеистическое воспитание, борьба против буржуазной идеологии [15]. Следует особо отметить, что данные установки были неотъемлемой частью образовательного процесса. Можно сделать вывод о том, что школа 1985-1991 года должна была способствовать воспитанию ответственного коммуниста, патриота и интернационалиста, который способен настойчиво отстаивать идеи марксизма-ленинизма.

В статье «К труду – с детства» написано, что для осуществления школьной реформы необходима специальная материальная база, и в частности, хорошо оборудованные кабинеты трудового обучения начальных классов. Примером эффективной реализации этой задачи стала средняя школа № 61 [29]. Согласно статье, рабочее место учащегося выглядело комфортным и удобным для работы. Например, в классе 18 стандартных двухместных столов, в углу каждого из которых вмонтированы железные пластины для работы с деревом [29]. Примером реализации задачи по организации досуга учащихся может служить статья «Музей – детям» [26]. Для школьников были организованы чтения: «Магнитогорск вчера, сегодня, завтра», «Линия фронта проходила через Магнитку», «Магнитогорцы – Герои Советского Союза». Программа воспитания учащихся предполагала встречи с интересными и выдающимися людьми города, ветеранами как способ патриотического воспитания молодого поколения. На фото В. Дубровского показано знакомство детей с компьютером [5]. Одна из задач реформы – «поднять» школу на новый уровень, соответствующий современным требованиям, обусловила необходимость повсеместного обучения школьников компьютерной грамотности в соответствии с уровнем научно-технического прогресса, поэтому в школах был введен специальный урок «Основы информатики и вычислительной техники».

В статье «Идеям реформы – энергию ускорения» приводится ценный материал об экспериментах, проводимых в системе образования. Например, «в числе первых в стране введена система обучения детей музыке по методике Д. Б. Кабалевского [2]. «АПН и Минпрос РСФСР доверили магнитогорцам провести экспериментальную проверку методики преподавания изобразительного искусства по системе Б. М. Неменского»[2]. Данные мероприятия проводились с целью поиска новых, более эффективных и соответствующих запросам партии форм обучения, которые должны были улучшить систему образования, сделать ее более доступной и понятной для учеников.

Приведенный материал выше дает возможность увидеть результаты реализации реформы образования, ход перестройки школы и вклад каждого участника этого процесса.

Немаловажным является мнение самих учащихся. Например, в «Сочинении о школьной реформе» [13] ученица Гуля пишет, что не почувствовала и не увидела каких-то изменений, хотя, по ее словам, учителя пугали их реформой, грядущими изменениями. В статье указаны проблемы школы на тот момент: «формализм, мероприятия для галочки, показуха, процентомания» [13]. Приведены примеры того, как учителя начинают суетиться перед приездом комиссии. Другой ученик, десятиклассник Женя Коробейников, выразил свое мнение в газетной подборке о формализме в воспитательной работе. Мнение двух учащихся было услышано директором и учителями, но конструктивных решений не было принято. Можно сделать вывод, что проблемы, связанные с отчужденностью педагога от учебно-воспитательного процесса, остались, несмотря на меры, принятые партией. Это вполне можно объяснить убеждением, царившим на протяжении многих лет в советской педагогике, – «ученик – объект обучения».

Особое внимание стоит уделить девяностому и девяносто первому году. В «Магнитогорском рабочем» за этот период статей, содержащих информацию об образовании, о реализации реформы школы крайне мало по сравнению с предыдущими годами. Такое положение связано с острым кризисом в стране, разрушением командной системы власти и переходом на рыночную экономику. Журналисты газеты «Магнитогорский рабочий» печатали информацию об острых проблемах, которые волновали граждан больше всего. И, к сожалению, образование, на мой взгляд, было отодвинуто на второй план. Ярко иллюстрирует положение школы и учителей в девяностый год статья «Педагоги требуют внимания» [4]. Учителя и работники дошкольных учреждений были вынуждены организовать «городской стачечный комитет работников просвещения» [4].

Причины – «нестабильность экономики, невыносимое положении работников просвещения» [4]. Основные требования педагогов: «социальное равенство с работниками материальной сферы производства, обеспечение социальной защиты работников просвещения…» [4]. Этот акт недовольства говорит о сложившейся непростой экономической ситуации в школе.

Кризис девяностого года сильно отразился на предприятиях страны, руководители которых были не в состоянии заниматься образовательной сферой. Если выстроить хронологическую цепочку развития отношений школы и базовых предприятий от 1985 года до 1990 года, то можно найти массу статей, посвященных или отличной работе, или безучастному отношению к школе и помощи ей только на словах. Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы были всегда, но многие курирующие школу предприятия не считали нужным принимать участие в реформировании системы образования, выделять из своего бюджета на это деньги. Однако при этом были примеры и взаимовыгодных отношений, о которых написано выше.

В начале девяностых также продолжалось нравственное и трудовое воспитание школьников, организация их досуга. Примером этому служат статьи: «Лесная школа» [22], «Временное затишье» [25]. Реализация реформ в сфере образования корректировалась внутренней политикой страны в этот период. Так, в статье «Программа действий Компартии РСФСР», указывалось, что республики теперь обладают суверенитетом, поэтому финансирование сферы народного образования должно осуществляться из региональных и местных бюджетов [16]. Это пример того, как сепаратистские тенденции отразились на сфере образования. Каждая республика должна самостоятельно «поддерживать» свою систему образования.

Подводя итог, можно сказать, что цель партии – «поднять» школу на новый уровень», на мой взгляд, не была осуществлена. Уверенно сказать о том, что реформа провалилась, нельзя, так как она не была закончена из-за распада СССР. Однако общая в целом картина в образовании предстает в мрачных тонах: за семь лет реформации проблемы, терзавшие школу до 1984 года, остались. Многим педагогам было сложно перестраиваться, осваивая новые методы обучения; многие предприятия не считали нужным вносить в свой бюджет статью расходов на школу; также и родители не располагали достаточным количеством времени, чтобы вносить больший вклад в образование, развитие и воспитание детей. В то же время невозможно не сказать о положительных достижениях этого периода, анализ которых представлен в процитированных выше статьях.

Список литературы

1. Афанасьев Ю. Встреча в агитпункте // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 27 апр.

2. Авдошин Г. Идеям реформы – энергию ускорения // Магнитогорский рабочий. – 1987. – 3сент.

3. Влодарчик Г. Первые радости // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 16 апр.

4. Городской стачечный комитет работников народного образования: Педагоги требуют внимания // Магнитогорский рабочий. – 1990. – 3 нояб.

5. Дубровский В. Фото // Магнитогорский рабочий. – 1988. – 4 апр.

6. Кобзева С. Чужих детей не бывает // Магнитогорский рабочий. – 1990. – 5 сент.

7. Лисянская И., Дронов В. Мы – за диалог // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 8 февр.

8. Лигачев Е. Информационное сообщение о Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза о ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению // Магнитогорский рабочий. – 1988. – 5 мая.

9. Лигачев Е. К. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению // Магнитогорский рабочий. – 1988. – 18 февр.

10. На старте новой пятилетки с сессии городского Совета народных депутатов // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 26 дек.

11. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы : Постановление от 12 апреля 1984 г. N 13-XI. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm

12. Паначев В. В новом микрорайоне // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 14 апр.

13. Панина Т. Сочинение о школьной реформе // Магнитогорский рабочий. – 1987. – 27 июля.

14. Поломарчук С., Атлас Л. Проблемы школы – проблемы наши // Магнитогорский рабочий. – 1989. – 6 янв.

15. Программа коммунистической партии Советского Союза // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 26 окт.

16. Программа действий Компартии РСФСР // Магнитогорский рабочий. – 1990. – 28 авг.

17. Рубежи развития города на старте пятилетке и в 1987 году // Магнитогорский рабочий. – 1987. – 19 февр.

18. Социалистические обязательства трудящихся ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени города Магнитогорск на 1985 год // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 13 марта.

19. Социалистические обязательства трудящихся ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени города Магнитогорска на 1986 год // Магнитогорский рабочий. – 1986. – 31 янв.

20. Социалистические обязательства Трудящихся Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени г. Магнитогорска на 1988 год // Магнитогорский рабочий. – 1988. – 2 февраля.

21. Сконников И. Народное образование – время // Магнитогорский рабочий. – 1989. – 16 янв.

22. Скуридин Ю. Временное затишье // Магнитогорский рабочий. – 1990. – 20 сент.

23. Трубчанинов И. Каждому по труду // Магнитогорский рабочий. – 1988. – 2 марта.

24. Тюплин А., Бусырева И. Чудеса образования // Магнитогорский рабочий. – 1987. – 36 окт.

25. Тюплин А. Лесная школа // Магнитогорский рабочий. – 1990. – 29 сентября.

26. Ушакова Л. Музей детям // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 3 янв.

27. Уткин В. Музей детям // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 2 июн.

28. Уткин В. Отдохнули – и за учебу // Магнитогорский рабочий. газ. – 1985. – 28 янв.

29. Уфимцева Е. К. труду – с детства // Магнитогорский рабочий. – 1986. – 7 янв.

30. Хлощева И. В поиске новых форм // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 1 февр.

31. Хмелев В. Видимость реформы // Магнитогорский рабочий. – 1990. – 9 янв.

32. Шур В. Диалога не получилось // Магнитогорский рабочий. – 1986. – 6 февр.

33. Шур В. По ступеням реформы // Магнитогорский рабочий. – 1986. – 26 августа.

34. Языком контрпропаганды // Магнитогорский рабочий. – 1985. – 12 февр.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.