Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НИМИ

10.01.2023
Абдуллаева Л.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НИМИ

Аннотация. В статье раскрыто определение расстройства аутического спектра, показаны особенности развития поведения и речи у детей с РАС, выявлены факторы, лежащие в основе комплексного подхода при реабилитации детей-аутистов. В статье рассмотрен парадоксальных характер течения аутизма у детей. Данный характер обуславливает применение индивидуальных методов комплексного подхода в реабилитации детей с расстройством аутического спектра, дающих ощутимый результат в развитии речи и эмоционально-волевой сферы у детей-аутистов.
Ключевые слова: расстройство аутического спектра (РАС), аутизм, коммуникация, особенности развития, коррекционная работа, комплексный, индивидуальный подход.

Расстройство аутического спектра (РАС) – это особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром.
По данным Министерства здравоохранения РФ на 2021 год выявляемость расстройства аутического спектра у детей выросла в 2,5 раза. Увеличение числа выявляемых случаев аутизма у детей связывают с внедрением Министерством здравоохранения системного подхода в диагностике и терапии РАС, а также с увеличением в медицинском сообществе детских психиатров и психологов, получивших дополнительные знания в области диагностики, терапии и реабилитации детей с расстройством аутического спектра.
Большой вклад в изучение аутизма внесли следующие российские исследователи: К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская. В настоящее время изучение теоретических и практических проблем детей, страдающих РАС, занимаются: С.М. Томилина, Т.В. Черниговская, Н.А. Шишкина, Е.В. Малинина, А.А. Сабанцев, А.Л. Горелик, М.Б. Дорохов.
К сожалению, аутизм – проблема общемировая. Каждые 20 минут в мире диагностируется новый случай аутизма. Широкая распространенность заболевания, его сложные медицинские и психолого-педагогические проявления, а также огромное значение комплексной и вовремя начатой коррекции обуславливают актуальность данной проблемы.
Диагноз аутизм известен в мировом медицинском сообществе с 1943 года.
Наиболее яркими проявлениями расстройства аутического спектра принято считать следующие: избегание ребенком зрительного контакта «глаза в глаза»; отсутствие эмоционального контакта с близкими людьми, потребности контакта со взрослыми и сверстниками либо отсутствуют либо имеют краткосрочный характер; ребенок не отзывается на имя, ребенок не просится на руки и избегает тактильных контактов, у такого ребенка отсутствует указательный жест, отсутствует интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий и навязчивых движений, мутизм (отсутствие) речи или ее задержка, задержка интеллектуального развития.
Все эти проявления заболевания в комплексе дают устойчивое нарушение в коммуникации ребенка с окружающим его миром и людьми, стремление уйти от контактов и жить в собственном мире. Часто попытки вовлечь ребенка с РАС в игру, вызвать эмоции в ответ на происходящие вокруг события, попытки «включить» в работу речь и сообразительность вызывают агрессию или самоагрессию. Только наедине с собой такой ребенок спокоен и доволен. Этим обуславливается трудность психолого-педагогической коррекции детей с РАС.
Несмотря на схожие проявления аутизма, дети, страдающие данным заболеванием, могут разительно отличаться друг от друга: от полного ухода от реальности, отгораживания от внешнего мира, отсутствия речи и способности ее понимания до относительно небольших проблем в построении коммуникаций с окружающими людьми и неглубокими проявлениями речевого дефекта, которые успешно поддаются психолого-педагогической коррекции. Именно поэтому проявления РАС зачастую носят достаточно парадоксальный характер.
Парадоксальный характер, как было указано выше, наблюдаются и в области развития речи. Так, К.С. Лебединская приводит данные о том, что для части детей-аутистов характерно значительное отставание в речи, для части – наоборот, ранее развитие, парциальное ускорение [2]. Речь детей с расстройством аутического спектра имеет свои специфические особенности: бедность словарного запаса; реверсия местоимений (т.е. дети говорят о себе во втором или третьем лице); специфически неправильное использование глагольных форм (использование инфинитивов); эхолалия (механическое воспроизведение услышанных фраз без их осмысления); своеобразные модуляции голоса: «механическая речь» и ее монотонная интонация; копирование интонации окружающих; отсутствие способности к диалогу.
В целом речь мало или выборочно приспособлена к социальным ситуациям. На все эти нарушения речи указывают публикации В. Кревелена (2001), В.М. Башиной, Н.В. Симашковой (1993) и других [4].
Часто причиной мутизма (отсутствия) речи или неправильного ее использования является отсутствие понимания обращенной речи или ее частичное понимание. Кроме того, многочисленные исследования в этой области позволили ученым прийти к следующему выводу: в основе речевых расстройств у детей с РАС лежат психопатологические особенности и «прежде всего недостаточность мотивации к общению с окружающими, слабость побуждений, особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы» [7]. Так же, здесь следует отметить, что недоразвитие речи у детей-аутистов носит системный характер, поэтому коррекцию речевых нарушений стоит начинать как можно раньше.
Работа по коррекции расстройства аутического спектра должна носить регулярный, методичный и комплексный характер. В коррекции должен быть задействован широкий круг специалистов: психологи, логопеды, дефектологи, социальные и музыкальные педагоги, врачи психиатры и психоневрологи. Комплексный подход предполагает совокупность социальных, медицинских и психолого-педагогических мер, направленных на коррекцию физической, познавательной, речевой, эмоционально-волевой, поведенческой мотивационной сторон развития ребенка. В основе комплексного подхода реабилитации детей с РАС дошкольного возраста лежат следующие факторы:
Социальные. При осуществлении социальной адаптации ребенка с РАС необходимым условием считается отношение к нему окружающих как к равному члену общества. В этом ребенку поможет толерантное к нему отношение сверстников и педагогов, чему во многом способствует закрепленное законодательством право на инклюзивное образование [3]. Кроме того, при социальной реабилитации важна работа не только с ребенком, но и его семьей. Психологическая помощь семье должна быть направлена на работу с принятием недуга ребенка. Близкие должны научиться чутко оберегать чувства и эмоции ребенка, тактично вводить его во взаимодействие в окружающим миром, терпеливо и поэтапно расширять кругозор ребенка, плавно направлять на выражение им своих мыслей и чувств.
Адаптация ребенка с РАС должна проходить при тесном взаимодействии родителей с педагогами и здесь уместно будет отметить педагогические факторы реабилитации детей с РАС. К ним относят: сенсорную интеграцию и логоритмику (например, С.М. Томилина использует сенсорную интеграцию и логоритмику, как основные приемы стимуляции речи [6]); посещение ребенком специализированного ДОУ; музыкотерапию; арт-терапию; коррекционно-педагогическую работу. К коррекционно-педагогической работе можно отнести имеющий большую актуальность эмоционально-уровневый подход (разработчики В.В. Лебединский, К.С. Лебединская и др.), который проходит поэтапно и имеет следующую цель: коррекцию эмоциональной сферы и эмоциональное тонизирование ребенка [5].
При коррекционной работе с детьми с РАС специалистам необходимо ориентироваться на предпочтения ребенка, на то, что у него лучше получается, постепенно вводя в работу более сложные для него задания. Такой подход позволит не давить на легкоранимого ребенка, но вместе с тем, развивать у него необходимые для успешной социальной адаптации умения и навыки.
Медицинские факторы. Для успешно реабилитации ребенка-аутиста должны быть созданы надлежащие медицинские условия. Сюда относятся наблюдения психоневролога, необходимая медикаментозная коррекция, ЛФК, занятия спортом, терапия через общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Так при организованном в конноспортивной школе «Изумруд» (г. Славянск-на-Кубани) научном эксперименте, в котором принимали участие дети-аутисты, было установлено следующее: после проведения лечения у детей «появился интерес к окружающему миру, они стали наиболее раскрепощенными, открытыми в беседе, улучшились концентрация и внимание при общении» [1].
При выборе комплексного коррекционного подхода для каждого отдельного ребенка необходимо учитывать следующие показатели: характер структуры дефекта; условия для проведения реабилитации; объем предполагаемой работы при реабилитации; анализ реальной возможности социальной адаптации ребенка; особенности его коммуникации; уровень развития когнитивной сферы; возраст ребенка.
Подводя итог нашему исследованию, отмечу, что коррекционная работа с детьми-аутистами должна носить комплексный характер, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Комплексный подход предполагает слаженную работу специалистов и ближайшего окружения ребенка. При проведении коррекционной работы с детьми с РАС, необходимо сочетать сильные стороны известных методик в единую комплексно-коррекционную систему, с преобладанием одной из них на разных этапах терапии. Именно использование комплексного и индивидуального подходов способно дать необходимые результаты и улучшить качество жизни детей с РАС.
Библиографический список
1.    Марченко С.А. Иппотерапия – как метод лечения детей с болезнью аутизм // Символ науки. 2015. №12. С. 21-23.
2.    Гусева О.В. Тестовые и проективные методы психологической диагностики особенностей системы семейных отношений здоровых сиблингов в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2017. № 4. С. 5-16.
3.    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / под ред. С.А. Калашниковой. Чита: ЗабГУ, 2020. 184 с.
4.    Коваль-Кайцев А.А. Дифференциальная диагностика когнитивного дизонтогенеза у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 2-4. С. 19-23.
5.    Попова Р.Р. Детская клиническая психология: учебное пособие. Казань: КФУ, 2015. 216 с.
6.    Психологическая диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей: учебно-методическое пособие / под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск: БГУ, 2019. 295 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.