Задать вопрос
Статьи

Особенности работы с духовно-нравственными понятиями

28.03.2022
Стельмахович А. Ю.


Курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – три года. Всё это время педагогическая общественность пыталась осознать проблемы и перспективы его развития. Доказательством тому являются постоянные вебинары и дискуссионные площадки, посвящённые осмыслению педагогических подходов к преподаванию курса. Одной из последних крупных конференций, связанных с внедрением «Основ религиозной культуры и светской этики» стала июньская Всероссийская конференция, посвящённая актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса ОРКСЭ, проходившая на базе АПК и ППРО в Москве. Судя по статьям, опубликованным в сборнике материалов конференции, педагоги высоко оценили воспитательный потенциал курса, основанный на аксиологическом (ценностном) подходе. Духовно-нравственное, культурологическое содержание курса и рефлексивный характер деятельности учеников на уроке, несомненно, способствуют формированию системы моральных норм, основанных на общечеловеческих и традиционных для России ценностях.
Однако многие педагоги обращают внимание на проблему информационной перенасыщенности курса. Особенно перегружен информацией модуль «Мировые религиозные культуры», в котором изучаются особенности трёх мировых религиозных культур (христианство, ислам, буддизм) и национальной религии (иудаизм).
Опыт нашей педагогической деятельности преподавания курса ОРКСЭ свидетельствует, что информация, связанная с особенностями тех или иных традиций (например, темы «Таинства», «Устройство храма», «Структура Библии») с лёгкостью воспринимаются детьми, посещающими воскресную школу или же регулярно присутствующими на богослужениях. Для основной массы детей эта информация сложна для восприятия не только из-за своей религиозной специфики, но и по причине значительного объёма информации, предложенной к изучению. Перед учителем стоит задача эффективной организации информации, для формирования, прежде всего, ключевых понятий, которые лежат в основе изучаемых тем. Последовательность действий включает следующие этапы.
Мотивация и постановка целей обобщения. Например, при изучении темы «Культовые сооружения» модуля «Мировые религиозные культуры» целью урока не является акцентирование внимание учащихся на архитектурных различиях храмов или обрядах, совершающихся в них. Целью становится осознание понятия «храм» в контексте культурного и религиозного многообразия. Как правило, дети сами формулируют задачи урока в форме вопросов: «Что такое храм?», «Почему это место особенное?», «Как должен вести себя человек в храме?».
Ту же цель, но только в рамках изучения одной культуры, необходимо ставить и на уроках православной культуры. Бесполезно запоминать схему внутреннего устройства храма, если ребёнок не осознаёт храм как священное место поклонения, в котором человек испытывает особые переживания, и контролирует своё поведение согласно религиозным нормам.
Выделение родовых признаков изучаемого понятия. При изучении модуля мировых религиозных культур учащиеся сопоставляют примеры, иллюстрирующие храмы разных религий, после чего выделяют родовые общие признаки понятия. Так, например, во всех храмах есть общий архитектурный элемент – купол – Вселенная. Все храмы устремлены к небу и символизируют связь между земным и небесным, мирским и духовным. Уже в особенностях архитектуры видимы особенные черты этих сооружений. Таким образом, постепенно в рассуждениях мы подходим к вопросу о том, почему храм называется «священным», «культовым», «особенным»? Приходим к выводу о том, что храм, с одной стороны, посвящён Богу, с другой, является местом встречи человека с Богом.
Изучая основы православной культуры, дети приходят к тому же выводу, сопоставляя только примеры православных храмов и отвечая на вопрос «Почему храм называют святым местом?».
Определение второстепенных вариативных признаков. Выделение второстепенных признаков помогает окончательно сформировать целостное понятие. Так, при дальнейшем изучении темы «Храм» (или «Священные сооружения») необходимо, чтобы учащиеся в группах познакомились с информацией, которая поможет им выйти на выделение второстепенных признаков, причём объём её должен быть оптимальным. Напомню, что наша цель – не в том, чтобы дети запомнили как можно больше, а в том, чтобы в результате урока они осознали, что такое храм и почему человечество с особым почтением относится к культовым сооружениям. Учащиеся работают с учебными статьями, при этом они ориентированы на следующие вопросы: «Каково поведения человека в храме?», «Какие чувства и переживания человек испытывает в храме?».
Формулирование вывода. На данном этапе родовые и второстепенные признаки суммируются, коллективно создаётся определение понятия. Сопоставление полученного определения с дефиницией из словаря помогает убедиться, на верном ли пути стоят маленькие исследователи.
Рефлексия. Особенность понятий, которые изучаются в курсе ОРКСЭ, заключена в их философской природе, а потому необходимым представляется осмысление именно этого пласта информации. Так, например, в теме «Храм» мы приходим к выводу, что храмом называют и Вселенную, созданную Богом, и мир природы, и человека. Заканчивается урок раскрытием символического смысла фразы «Человек как храм Божий» и письменным заданием – эссе. Учащимся предлагается выбрать одну из трёх тем: «Разрушать храм – значит…», «Созидать храм – значит…», «Идти к храму – значит…».
Таким образом, работа с понятием через обобщение его основных и второстепенных признаков позволяет подчинить информацию ключевым целям курса, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, одновременно с этим формировать способности к структурированию, систематизации информации и символических смыслов.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.