ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
06.01.2024
Коденец О.И.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Аннотация. Анализируется проблема влияния Интернет зависимости на личность подростка
Ключевые слова: психологическая безопасность, безопасное поведение и общение в сети Интернета.
Активно растет количество пользователей сети Интернет. Значительная часть социальной активности современных людей реализуется в рамках взаимодействия в Интернет-сообществах и, прежде всего, в социальных сетях. Сегодняшний избыток каналов коммуникации,создает дефицит источников информации, который порождает девиации в обществе (жестокость, дезинформация, безграмотность, мошенничество).
Несовершеннолетние и совершеннолетние пользователи рискуют своим психическим здоровьем, со временем становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой. Вред социальных сетей для детей – это бессмысленная и неоправданная трата личного времени, отсутствие результата, совершение действий на автомате.
Влияние Интернета на здоровье человека:
1) негативная информация;
2) негативные мысли, чувства, эмоции;
3) проблемы с организмом;
4) проблемы в жизни.
Из диагностических исследований психологов образовательных учреждений России обучающихся в возрасте с 12 до 18 лет, выяснились причины влияния Интернет-зависимости на личность подростка:
1) конфликтное поведение;
2) хронические депрессии;
3) предпочтение виртуального пространства реальной жизни;
4) трудности адаптации в обществе;
5) потеря способности контролировать время пребывания за компьютером;
6) возникновения чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом;
7) иллюзия вседозволенности;
подмена мыслительного процесса поиском в сети. [2]
Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:
1) игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
2) зависимость от социальных сетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
3) навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.
Какие могут быть последствия для детей интернет - зависимых:
1) замедленное развитие;
2) ухудшение в здоровье;
3) негативное влияние на психику;
4) отчуждения от реального мира;
5) снижения работоспособности;
6) проблемы живого общения. [2]
Важным инструментом профилактики является искренний интерес к ребёнку. Ему важно знать, что в центре внимания родителя его личность, его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид, вкусы – второстепенны. Поступки родителей – лучший пример для ребёнка. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.
Психологическая безопасность – это состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, состояние способности к сдерживанию или отражению опасных воздействий, а также, если это произойдёт, к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Психологическая безопасность позволяет сохранять стабильность, устойчивость и возможности саморазвития психики индивида.
На уровне законодательных органов России неоднократно предпринимались попытки разработать и принять закон « Об информационно - психологической безопасности» с целью регулирования вопросов защиты личности, а также защиты общества от негативных информационных воздействий психологического характера. На территории России вступил в силу Федеральный закон « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г. №436 ФЗ, что можно считать началом формирования законодательной базы в области информационно-психологической защиты социума и личности [1].
Риски негативного воздействия сети интернет:
1.Прежде всего, следует отметить такой феномен как синдром Интернет-зависимости (Internet Addiction Disorder – IAD) может быть определен как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. [5]
2. Информационный риск воздействия, прямо угрожающий физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, целительства, шаманства и т. п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат – социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев – разрушение психики человека.
3. Риск вовлечения:
– в экстремистские группы (под маской освобождения мира от зла)
– в группы смерти (ведущие к суициду)
– в группы, вовлекающие подростков в незаконную деятельность (распространение наркотических веществ).
4. Контентный риск – материалы, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография.
5. Коммуникативный риск – кибербуллинг. Под кибербуллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное поведение в Сети, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства.
6. Электронный риск – кража информации (логина, пароля – личной информации).
7. Потребительский риск (приобретение товаров низкого качества в сети).
Таким образом, в целях профилактики Интернет-зависимости подростка, предотвращения негативных проявлений киберкоммуникаций следует, прежде всего, определить какие сферы жизни подростка неполноценны либо требуют повышенного внимания и контроля со стороны взрослых.
Библиографический список
1. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
2. Баранова Ю. «Проблема психологической безопасности личности в сети Интренет», статья, 2012 http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Gnvp/2012_9/25.pdf.
3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.
4. LETIDOR. Вот так в Интернете обманывают наших детей.URL:https://letidor.ru/psihologiya/vot-tak-v-internete-obmanyvayut-nashih-detey-1.htm.
5. Г.Л. Смолян «Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности».
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Аннотация. Анализируется проблема влияния Интернет зависимости на личность подростка
Ключевые слова: психологическая безопасность, безопасное поведение и общение в сети Интернета.
Активно растет количество пользователей сети Интернет. Значительная часть социальной активности современных людей реализуется в рамках взаимодействия в Интернет-сообществах и, прежде всего, в социальных сетях. Сегодняшний избыток каналов коммуникации,создает дефицит источников информации, который порождает девиации в обществе (жестокость, дезинформация, безграмотность, мошенничество).
Несовершеннолетние и совершеннолетние пользователи рискуют своим психическим здоровьем, со временем становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой. Вред социальных сетей для детей – это бессмысленная и неоправданная трата личного времени, отсутствие результата, совершение действий на автомате.
Влияние Интернета на здоровье человека:
1) негативная информация;
2) негативные мысли, чувства, эмоции;
3) проблемы с организмом;
4) проблемы в жизни.
Из диагностических исследований психологов образовательных учреждений России обучающихся в возрасте с 12 до 18 лет, выяснились причины влияния Интернет-зависимости на личность подростка:
1) конфликтное поведение;
2) хронические депрессии;
3) предпочтение виртуального пространства реальной жизни;
4) трудности адаптации в обществе;
5) потеря способности контролировать время пребывания за компьютером;
6) возникновения чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом;
7) иллюзия вседозволенности;
подмена мыслительного процесса поиском в сети. [2]
Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:
1) игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
2) зависимость от социальных сетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
3) навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.
Какие могут быть последствия для детей интернет - зависимых:
1) замедленное развитие;
2) ухудшение в здоровье;
3) негативное влияние на психику;
4) отчуждения от реального мира;
5) снижения работоспособности;
6) проблемы живого общения. [2]
Важным инструментом профилактики является искренний интерес к ребёнку. Ему важно знать, что в центре внимания родителя его личность, его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид, вкусы – второстепенны. Поступки родителей – лучший пример для ребёнка. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.
Психологическая безопасность – это состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, состояние способности к сдерживанию или отражению опасных воздействий, а также, если это произойдёт, к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Психологическая безопасность позволяет сохранять стабильность, устойчивость и возможности саморазвития психики индивида.
На уровне законодательных органов России неоднократно предпринимались попытки разработать и принять закон « Об информационно - психологической безопасности» с целью регулирования вопросов защиты личности, а также защиты общества от негативных информационных воздействий психологического характера. На территории России вступил в силу Федеральный закон « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г. №436 ФЗ, что можно считать началом формирования законодательной базы в области информационно-психологической защиты социума и личности [1].
Риски негативного воздействия сети интернет:
1.Прежде всего, следует отметить такой феномен как синдром Интернет-зависимости (Internet Addiction Disorder – IAD) может быть определен как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. [5]
2. Информационный риск воздействия, прямо угрожающий физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, целительства, шаманства и т. п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат – социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев – разрушение психики человека.
3. Риск вовлечения:
– в экстремистские группы (под маской освобождения мира от зла)
– в группы смерти (ведущие к суициду)
– в группы, вовлекающие подростков в незаконную деятельность (распространение наркотических веществ).
4. Контентный риск – материалы, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография.
5. Коммуникативный риск – кибербуллинг. Под кибербуллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное поведение в Сети, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства.
6. Электронный риск – кража информации (логина, пароля – личной информации).
7. Потребительский риск (приобретение товаров низкого качества в сети).
Таким образом, в целях профилактики Интернет-зависимости подростка, предотвращения негативных проявлений киберкоммуникаций следует, прежде всего, определить какие сферы жизни подростка неполноценны либо требуют повышенного внимания и контроля со стороны взрослых.
Библиографический список
1. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
2. Баранова Ю. «Проблема психологической безопасности личности в сети Интренет», статья, 2012 http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Gnvp/2012_9/25.pdf.
3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.
4. LETIDOR. Вот так в Интернете обманывают наших детей.URL:https://letidor.ru/psihologiya/vot-tak-v-internete-obmanyvayut-nashih-detey-1.htm.
5. Г.Л. Смолян «Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности».