ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
13.01.2023
Степанова О.П., Бондаренко О.Г., Фабричкина Е.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического консультирования современной семьи по вопросам воспитания детей поколения «Y» с учетом диверсифицированной воспитательной модели и актуализации индивидуальной успешности ребенка. Проблема обусловлена эволюцией потребностей и возможностей семьи в отношении к детям, трансформацией облика растущей молодежи, и поэтому фокусировкой внимания психологов, работающих с семьей на комплексе аспектов благополучного родительства. Раскрываются пути повышения способности родителей к рефлексивному анализу воспитательной ситуации, к оценке динамики ее обстоятельств, к осмыслению стратегий и ресурсов развития воспитательной функции семьи в целом. Разбираются пути преодоления разными поколениями одной семьи рассогласованности в открытии и выборе воспитательных акцентов и установок, а также необходимость в дифференциации членов. Обозначены возможности использования в сеансах психологического консультирования методов событийного подхода, событийной ситуации.
Ключевые слова: благополучное родительство, критическая рефлексия, дифференцированная личность, стереотипы воспитания, диверсифицированная воспитательная модель, событийный подход.
Текущие реалии развития общества требуют от психологов поиска эффективных подходов к консультированию семьи, на плечи которой помимо других легла функция разумного, ресурсосберегающего, корректного и осмысленного воспитания детей с учетом признаков «нового поколения». По оценкам исследователей в обществе имеют место незрелые, а порой и патологические формы родительской компетентности, нередко индифферентное отношение к своей родительской роли. На фоне резкого скачка рождаемости наблюдается снижение необходимого понимания родителями процессов человеческой эволюции, ситуации категорического изменения облика молодежи, трансформации в восприятии осмыслении большинством взрослых людей института современного детства и соответственно нарастание различных психосоматических проблем.
Дети нового поколения (в теории У. Штрауса и Н. Хау оно обозначено как поколение «Y») рождены для России в постперестроечный период, они не ведают тягот войны и имеют реальную перспективу эффективной самореализации в условиях рыночной экономики. Они в основной своей массе вполне сыты, одеты, обуты, им предоставлены огромные возможности благоприятного взросления, использования достижений цивилизации... Но поскольку цивилизация стрессогенна и требует от человека прочного иммунитета от рисков, то она имеет и значительное негативное влияние на этих детей. Наблюдается рост признаков дистресса, ослабления физических сил, депрессии, аффективного эмоционального реагирования на окружающий мир, в том числе, наряду с психическим инфантилизмом и т.п.
Ведущими положительными чертами характеристики детей нового поколения являются рациональность, прагматичность, расположенность к конкуренции, не исключающей расположенности к кооперации. Однако, они также вынуждены балансировать на грани между интеллектуальной и физической опорой жизнедеятельности с преобладанием первой в ущерб второй. Поэтому эти дети не только обладают рядом специфических характеристик, но и требуют от взрослой части общества хорошо продуманных поддерживающих усилий, не менее хорошо организованной межпоколенной коммуникации, создания зоны психологического комфорта в семье и в обществе.
Особенно важна в воспитании детей нового поколения просвещенность родителей, консультирование которых обеспечивается усилиями психолога, направленными, прежде всего, на достижение стрессоустойчивости детей, на поддержку познавательных мотивов и способностей, на укрепление здоровья в эмоциональной сфере. Несомненна роль психолога на этапе постановки перед родителями соответствующих воспитательных задач, не менее – на этапе обнаружения и своевременного устранения родительских ошибок.
Психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей нового поколения, в текущих общественно-экономических и социально-культурных условиях осуществляется как непосредственно, так и опосредованно, очно и заочно:
а) в учреждении массового общеразвивающего или общеобразовательного типа;
б) в специализированном учреждении оказания индивидуальной психологической помощи семье и детям;
в) в киберпространстве (на частных и общественных сайтах и порталах в сети Интернет, в рамках телеконференций, во время сеансов онлайн-чтения интересующей родителей литературы и т.п.).
Успех такого консультирования во многом зависит от:
а) профессионализма психолога-консультанта, индивидуальной продуманности программы консультаций для каждой конкретной семьи;
б) готовности родителей адекватно воспринимать консультацию, сотрудничать со специалистом при решении обнаруженной проблемы;
в) наличия как у родителя, так и у психолога глубинного понимания той модели воспитания детей, которая сегодня не только актуальна, но и полна амплитуд (мягкости и строгости в поведении родителей, открытых и скрытых форм воздействия на детей, традиционных воспитательных стереотипов и отказа от отдельных из них и т.д.).
Сложностями на пути создания и реализации программы психологического консультирования родителей данной категории детей следует считать:
1. Запаздывание обращения родителей к психологу;
2. Помехи фактора неопределенности завтрашнего дня;
3. Нестабильность условий социально-экономической жизнедеятельности семьи и соответственно родительского интереса к психологической помощи;
4. Монотонность поведенческих стереотипов у различных поколений в одной семье, наличие настойчивого участия бабушек и дедушек в воспитании, низкая дифференцированность от них молодых родителей;
5. Скудный опыт общения молодых родителей со своими родителями в детстве, психастенический склад их характера, высокая тревожность, а также индивидуальные особенности ребенка, состояние его нервной системы, не приведенный им в соответствие стиля родительского воспитания.
К.В. Карпинский и П.А. Греськова [4] конкретизировали препятствующие факторы современного социально-культурного пространства, среди которых одно из мест занимает противоречивость представлений о воспитании детей в семье той части современного общества, которая планирует стать родителями или уже ими стала. В их числе и неспособность, неготовность родителей к критической рефлексии своей социальной роли, к обновлению представлений о воспитании детей в семье.
А.М. Рикель акцентировала внимание на тормозящем недопонимании современными родителями группы условий воспитания детей нового поколения, а именно, интеллектуализации и технизации их жизни, возможности погружения во множество дополнительных к общему программ образования, необходимость формирования настроя на субъектную жизненную позицию и т.д. Исследователь уточнила значимость учета обратной (негативной) стороны этих процессов, разрушающих психическое здоровье и иммунитет современных детей [7].
В.Ю. Меновщиков среди других причин незрелого родительского поведения в воспитании вычленил дефицит умений избирательного отношения к информации в сети Интернет [5].
Таким образом, современный родитель в целом хоть и имеет общее представление о воспитании своих детей, но все-таки нуждается в консультациях психолога, способного своевременно перестроить родительские позиции, акцентировать внимание на том, что прежде родителями недооценивалось или избегалось.
Когда представление о воспитании передается только по каналам связи поколений, эпизодично освещается в СМИ, в специализированной литературе, тогда неизбежны просчеты, недооценки, серьезные упущения и несвоевременность принятия соответствующих мер. Но если семья готовится освоить роль родителя, прежде она должна разобраться в вопросах воспитания детей и использовать наилучший из путей – обращение к психологу-консультанту, имеющему программу последовательных консультаций – профилактических разъяснений.
На данном этапе представления родителей о воспитании можно назвать смешанными, так как в них присутствуют элементы опыта предыдущих поколений и самостоятельного поиска воспитательных новаций, что отдельных из них очевидно заводит в «тупик».
Смешанную модель воспитания мы называем диверсифицированной от понятия о диверсификации, т.е. о мере «разнообразия в его совокупности». Такая модель формировалась исторически. Она заметно от этапа к этапу гуманизировалась, но каждый раз частично сохраняла отголоски предыдущего, авторитарного прошлого. Сегодня (XX – начало XXI вв.) преобладает воспитание на основе понимания и эмоционального контакта детей и родителей. В недавнем прошлом (XIX-XX вв.) это было воспитание с целью подготовки детей к скорейшей самостоятельной жизни. Еще раньше (XVIII в.) – воспитание на основе строго контроля со стороны взрослых. До этого (XIV-XVII вв.) – воспитание как «лепка человека по образу и подобию». И уж совсем далеко от нас, на заре человеческой истории (IV-XII вв. и ранее) – воспитание нескрываемой агрессией родителей к детям [8].
Можно сказать, что такая (диверсифицированная) модель воспитания детей имеет смысл с точки зрения наличия в ней идеального элемента (воспитания с высоким уровнем отношения родителей к механизмам внутренних изменений ребенка, а также внешних факторов, качества внешней поддержки на фоне ограничений, правил, требований). Но и имеет смысл как объект сравнения с образцами весьма далекими от совершенства (воспитания с телесными наказаниями, пусканием взросления детей на самотек, подталкивания к ускорению детской самостоятельности и проч.).
Психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей с учетом сказанного выше, разумеется, имеет как общие принципы, так и свои особенности.
Во-первых, такая работа организуется либо со всеми членами семьи, либо с одним из них с целью дальнейшей передачи знаний другим членам. Наш опыт позволяет говорить о продуктивности работы психолога:
а) с родителями отдельно от ребенка;
б) с парой «родитель-ребенок» в событийной ситуации (выполнения какого-либо практического задания «вместе», на хорошем уровне его эмоциональной насыщенности).
Во-вторых, это работа с родителями родителей, так как необходимо доведение до понимания ограничение их участия в случае отсутствия гибкости установок и настроев.
Программа консультирования при этом строится на стандартном триединстве психологической диагностики проблемы, реализации специально отобранных методик ее решения, точечном или комплексном анализе изменений, признаков устранения проблемы [3].
Как известно, чаще всего помощь психолога-консультанта нужна там, где ребенок успел овладеть ярлыком «проблемный», «трудный», «непослушный», «невозможный» и т.п. [1]. Детей нового поколения с такими ярлыками достаточно много. При избавлении от ярлыка психологу надлежит изучить культуру семьи, семейный микроклимат, окружение ребенка и показатели его здоровья. Затем вместе с родителями, при помощи рисуночных тестов, проективных методик сформулировать ответ на вопрос: «Проблемность ребенка это что – протест, неудовлетворенность чем-либо, зависимость от чего-то, дистанцирование членов семьи друг от друга, нарушение семейных ролей, обостренное восприятие, плохое самочувствие, запущенность пробелов в школе, отсутствие друзей или неверный их выбор?».
А.Н. Елизаров [2] приводит актуальные, на наш взгляд, примеры психологического консультирования семьи на основе психодинамической методики М. Боуэна, коммуникационного консультирования Р. Бендлера, методики переучивания родителей, разработки плана позитивного реагирования родителей в ответ на любое поведение ребенка, программы настроя на успешность с составлением собственной шкалы.
Выделим среди других новейший событийный подход, имеющий, с нашей точки зрения, значительный эффект в психологическом консультировании родителей современных детей. Сущность подхода в смыслах понятия со-бытие (со-существование, со-трудничество, со-переживание, со-знание, со-вместное делание чего-то и т.п). Придавая событийности значение партнерства, мы получаем однозначно положительный ответ на вопрос – актуально ли это детям нового поколения. Придавая событийности значение разумной психоэмоциональной насыщенности, мы также отвечаем на вопрос положительно.
Обобщая наши наблюдения, отметим наиболее важное.
1. Проблемы современного общества в вопросах воспитания детей имеют психологические аспекты. Они связаны с необходимостью сохранения и укрепления психического здоровья и благополучия в семье, с созданием зоны психологического комфорта как детям, так и их родителям, с построением для родителей такого маршрута воспитания детей, который бы не препятствовал, а помогал взрослению с учетом внешних средовых условий.
2. Препятствием на пути решения обозначенных проблем помимо прочих выступает стихийность воспитательных воздействий на детей в семье, идущая от поверхностных или даже неверных представлений родителей об институте современного детства, о моделях воспитания и возможности их интегрировать.
3. Решению обозначенных проблем посвящена деятельность служб психологического консультирования, игнорирование которых чревато возникновением множественных ошибок родительской самодеятельности.
4. К особенностям психологического консультирования родителей детей нового поколения следует отнести логику в диагностике проблемы. Сначала это изучение стартового (актуального) уровня родительской зрелости и компетентности. Затем исследование психоэмоциональной ситуации в семье, ее предысторию и уровень гибкости. Наконец определение уровня дифференцированности родителей от других членов семьи (от их мнения, целей, опыта, знаний и т.п.) и полезности этой дифференциации для продвижения к родительской зрелости.
Библиографический список
1. Гребенщикова М.Н., Азаровская Е.С., Кербель О.Б. Комплект методик для исследования внутрисемейных взаимоотношений: Рекомендации для специалистов, работающих с семьями. Моршанск, 2018. 32 с.
2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2003. 336 с.
3. Ершова И.А., Пермякова М.Е., Вильгельм А.М. Основные направления консультативной работы с семьей: учебное пособие. Екатеринбург, 2018. 150 с.
4. Карпинский К.В., Греськова П.А. Динамика предмета социологических и психологических исследований семьи и родительства в изменяющемся социокультурном контексте // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 5-22.
5. Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети Интернет. М., 2007.178 с.
6. Попова Р.Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Филология и культура. 2011. № 3 (25). С. 287-293.
7. Рикель А.М. Рациональное, прагматическое, конкурирующее: опыт эмпирического исследования поколения стереотипов о поколении «Y» // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11 № 3. С. 136-149.
8. Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 343 с.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического консультирования современной семьи по вопросам воспитания детей поколения «Y» с учетом диверсифицированной воспитательной модели и актуализации индивидуальной успешности ребенка. Проблема обусловлена эволюцией потребностей и возможностей семьи в отношении к детям, трансформацией облика растущей молодежи, и поэтому фокусировкой внимания психологов, работающих с семьей на комплексе аспектов благополучного родительства. Раскрываются пути повышения способности родителей к рефлексивному анализу воспитательной ситуации, к оценке динамики ее обстоятельств, к осмыслению стратегий и ресурсов развития воспитательной функции семьи в целом. Разбираются пути преодоления разными поколениями одной семьи рассогласованности в открытии и выборе воспитательных акцентов и установок, а также необходимость в дифференциации членов. Обозначены возможности использования в сеансах психологического консультирования методов событийного подхода, событийной ситуации.
Ключевые слова: благополучное родительство, критическая рефлексия, дифференцированная личность, стереотипы воспитания, диверсифицированная воспитательная модель, событийный подход.
Текущие реалии развития общества требуют от психологов поиска эффективных подходов к консультированию семьи, на плечи которой помимо других легла функция разумного, ресурсосберегающего, корректного и осмысленного воспитания детей с учетом признаков «нового поколения». По оценкам исследователей в обществе имеют место незрелые, а порой и патологические формы родительской компетентности, нередко индифферентное отношение к своей родительской роли. На фоне резкого скачка рождаемости наблюдается снижение необходимого понимания родителями процессов человеческой эволюции, ситуации категорического изменения облика молодежи, трансформации в восприятии осмыслении большинством взрослых людей института современного детства и соответственно нарастание различных психосоматических проблем.
Дети нового поколения (в теории У. Штрауса и Н. Хау оно обозначено как поколение «Y») рождены для России в постперестроечный период, они не ведают тягот войны и имеют реальную перспективу эффективной самореализации в условиях рыночной экономики. Они в основной своей массе вполне сыты, одеты, обуты, им предоставлены огромные возможности благоприятного взросления, использования достижений цивилизации... Но поскольку цивилизация стрессогенна и требует от человека прочного иммунитета от рисков, то она имеет и значительное негативное влияние на этих детей. Наблюдается рост признаков дистресса, ослабления физических сил, депрессии, аффективного эмоционального реагирования на окружающий мир, в том числе, наряду с психическим инфантилизмом и т.п.
Ведущими положительными чертами характеристики детей нового поколения являются рациональность, прагматичность, расположенность к конкуренции, не исключающей расположенности к кооперации. Однако, они также вынуждены балансировать на грани между интеллектуальной и физической опорой жизнедеятельности с преобладанием первой в ущерб второй. Поэтому эти дети не только обладают рядом специфических характеристик, но и требуют от взрослой части общества хорошо продуманных поддерживающих усилий, не менее хорошо организованной межпоколенной коммуникации, создания зоны психологического комфорта в семье и в обществе.
Особенно важна в воспитании детей нового поколения просвещенность родителей, консультирование которых обеспечивается усилиями психолога, направленными, прежде всего, на достижение стрессоустойчивости детей, на поддержку познавательных мотивов и способностей, на укрепление здоровья в эмоциональной сфере. Несомненна роль психолога на этапе постановки перед родителями соответствующих воспитательных задач, не менее – на этапе обнаружения и своевременного устранения родительских ошибок.
Психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей нового поколения, в текущих общественно-экономических и социально-культурных условиях осуществляется как непосредственно, так и опосредованно, очно и заочно:
а) в учреждении массового общеразвивающего или общеобразовательного типа;
б) в специализированном учреждении оказания индивидуальной психологической помощи семье и детям;
в) в киберпространстве (на частных и общественных сайтах и порталах в сети Интернет, в рамках телеконференций, во время сеансов онлайн-чтения интересующей родителей литературы и т.п.).
Успех такого консультирования во многом зависит от:
а) профессионализма психолога-консультанта, индивидуальной продуманности программы консультаций для каждой конкретной семьи;
б) готовности родителей адекватно воспринимать консультацию, сотрудничать со специалистом при решении обнаруженной проблемы;
в) наличия как у родителя, так и у психолога глубинного понимания той модели воспитания детей, которая сегодня не только актуальна, но и полна амплитуд (мягкости и строгости в поведении родителей, открытых и скрытых форм воздействия на детей, традиционных воспитательных стереотипов и отказа от отдельных из них и т.д.).
Сложностями на пути создания и реализации программы психологического консультирования родителей данной категории детей следует считать:
1. Запаздывание обращения родителей к психологу;
2. Помехи фактора неопределенности завтрашнего дня;
3. Нестабильность условий социально-экономической жизнедеятельности семьи и соответственно родительского интереса к психологической помощи;
4. Монотонность поведенческих стереотипов у различных поколений в одной семье, наличие настойчивого участия бабушек и дедушек в воспитании, низкая дифференцированность от них молодых родителей;
5. Скудный опыт общения молодых родителей со своими родителями в детстве, психастенический склад их характера, высокая тревожность, а также индивидуальные особенности ребенка, состояние его нервной системы, не приведенный им в соответствие стиля родительского воспитания.
К.В. Карпинский и П.А. Греськова [4] конкретизировали препятствующие факторы современного социально-культурного пространства, среди которых одно из мест занимает противоречивость представлений о воспитании детей в семье той части современного общества, которая планирует стать родителями или уже ими стала. В их числе и неспособность, неготовность родителей к критической рефлексии своей социальной роли, к обновлению представлений о воспитании детей в семье.
А.М. Рикель акцентировала внимание на тормозящем недопонимании современными родителями группы условий воспитания детей нового поколения, а именно, интеллектуализации и технизации их жизни, возможности погружения во множество дополнительных к общему программ образования, необходимость формирования настроя на субъектную жизненную позицию и т.д. Исследователь уточнила значимость учета обратной (негативной) стороны этих процессов, разрушающих психическое здоровье и иммунитет современных детей [7].
В.Ю. Меновщиков среди других причин незрелого родительского поведения в воспитании вычленил дефицит умений избирательного отношения к информации в сети Интернет [5].
Таким образом, современный родитель в целом хоть и имеет общее представление о воспитании своих детей, но все-таки нуждается в консультациях психолога, способного своевременно перестроить родительские позиции, акцентировать внимание на том, что прежде родителями недооценивалось или избегалось.
Когда представление о воспитании передается только по каналам связи поколений, эпизодично освещается в СМИ, в специализированной литературе, тогда неизбежны просчеты, недооценки, серьезные упущения и несвоевременность принятия соответствующих мер. Но если семья готовится освоить роль родителя, прежде она должна разобраться в вопросах воспитания детей и использовать наилучший из путей – обращение к психологу-консультанту, имеющему программу последовательных консультаций – профилактических разъяснений.
На данном этапе представления родителей о воспитании можно назвать смешанными, так как в них присутствуют элементы опыта предыдущих поколений и самостоятельного поиска воспитательных новаций, что отдельных из них очевидно заводит в «тупик».
Смешанную модель воспитания мы называем диверсифицированной от понятия о диверсификации, т.е. о мере «разнообразия в его совокупности». Такая модель формировалась исторически. Она заметно от этапа к этапу гуманизировалась, но каждый раз частично сохраняла отголоски предыдущего, авторитарного прошлого. Сегодня (XX – начало XXI вв.) преобладает воспитание на основе понимания и эмоционального контакта детей и родителей. В недавнем прошлом (XIX-XX вв.) это было воспитание с целью подготовки детей к скорейшей самостоятельной жизни. Еще раньше (XVIII в.) – воспитание на основе строго контроля со стороны взрослых. До этого (XIV-XVII вв.) – воспитание как «лепка человека по образу и подобию». И уж совсем далеко от нас, на заре человеческой истории (IV-XII вв. и ранее) – воспитание нескрываемой агрессией родителей к детям [8].
Можно сказать, что такая (диверсифицированная) модель воспитания детей имеет смысл с точки зрения наличия в ней идеального элемента (воспитания с высоким уровнем отношения родителей к механизмам внутренних изменений ребенка, а также внешних факторов, качества внешней поддержки на фоне ограничений, правил, требований). Но и имеет смысл как объект сравнения с образцами весьма далекими от совершенства (воспитания с телесными наказаниями, пусканием взросления детей на самотек, подталкивания к ускорению детской самостоятельности и проч.).
Психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей с учетом сказанного выше, разумеется, имеет как общие принципы, так и свои особенности.
Во-первых, такая работа организуется либо со всеми членами семьи, либо с одним из них с целью дальнейшей передачи знаний другим членам. Наш опыт позволяет говорить о продуктивности работы психолога:
а) с родителями отдельно от ребенка;
б) с парой «родитель-ребенок» в событийной ситуации (выполнения какого-либо практического задания «вместе», на хорошем уровне его эмоциональной насыщенности).
Во-вторых, это работа с родителями родителей, так как необходимо доведение до понимания ограничение их участия в случае отсутствия гибкости установок и настроев.
Программа консультирования при этом строится на стандартном триединстве психологической диагностики проблемы, реализации специально отобранных методик ее решения, точечном или комплексном анализе изменений, признаков устранения проблемы [3].
Как известно, чаще всего помощь психолога-консультанта нужна там, где ребенок успел овладеть ярлыком «проблемный», «трудный», «непослушный», «невозможный» и т.п. [1]. Детей нового поколения с такими ярлыками достаточно много. При избавлении от ярлыка психологу надлежит изучить культуру семьи, семейный микроклимат, окружение ребенка и показатели его здоровья. Затем вместе с родителями, при помощи рисуночных тестов, проективных методик сформулировать ответ на вопрос: «Проблемность ребенка это что – протест, неудовлетворенность чем-либо, зависимость от чего-то, дистанцирование членов семьи друг от друга, нарушение семейных ролей, обостренное восприятие, плохое самочувствие, запущенность пробелов в школе, отсутствие друзей или неверный их выбор?».
А.Н. Елизаров [2] приводит актуальные, на наш взгляд, примеры психологического консультирования семьи на основе психодинамической методики М. Боуэна, коммуникационного консультирования Р. Бендлера, методики переучивания родителей, разработки плана позитивного реагирования родителей в ответ на любое поведение ребенка, программы настроя на успешность с составлением собственной шкалы.
Выделим среди других новейший событийный подход, имеющий, с нашей точки зрения, значительный эффект в психологическом консультировании родителей современных детей. Сущность подхода в смыслах понятия со-бытие (со-существование, со-трудничество, со-переживание, со-знание, со-вместное делание чего-то и т.п). Придавая событийности значение партнерства, мы получаем однозначно положительный ответ на вопрос – актуально ли это детям нового поколения. Придавая событийности значение разумной психоэмоциональной насыщенности, мы также отвечаем на вопрос положительно.
Обобщая наши наблюдения, отметим наиболее важное.
1. Проблемы современного общества в вопросах воспитания детей имеют психологические аспекты. Они связаны с необходимостью сохранения и укрепления психического здоровья и благополучия в семье, с созданием зоны психологического комфорта как детям, так и их родителям, с построением для родителей такого маршрута воспитания детей, который бы не препятствовал, а помогал взрослению с учетом внешних средовых условий.
2. Препятствием на пути решения обозначенных проблем помимо прочих выступает стихийность воспитательных воздействий на детей в семье, идущая от поверхностных или даже неверных представлений родителей об институте современного детства, о моделях воспитания и возможности их интегрировать.
3. Решению обозначенных проблем посвящена деятельность служб психологического консультирования, игнорирование которых чревато возникновением множественных ошибок родительской самодеятельности.
4. К особенностям психологического консультирования родителей детей нового поколения следует отнести логику в диагностике проблемы. Сначала это изучение стартового (актуального) уровня родительской зрелости и компетентности. Затем исследование психоэмоциональной ситуации в семье, ее предысторию и уровень гибкости. Наконец определение уровня дифференцированности родителей от других членов семьи (от их мнения, целей, опыта, знаний и т.п.) и полезности этой дифференциации для продвижения к родительской зрелости.
Библиографический список
1. Гребенщикова М.Н., Азаровская Е.С., Кербель О.Б. Комплект методик для исследования внутрисемейных взаимоотношений: Рекомендации для специалистов, работающих с семьями. Моршанск, 2018. 32 с.
2. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2003. 336 с.
3. Ершова И.А., Пермякова М.Е., Вильгельм А.М. Основные направления консультативной работы с семьей: учебное пособие. Екатеринбург, 2018. 150 с.
4. Карпинский К.В., Греськова П.А. Динамика предмета социологических и психологических исследований семьи и родительства в изменяющемся социокультурном контексте // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 5-22.
5. Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети Интернет. М., 2007.178 с.
6. Попова Р.Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Филология и культура. 2011. № 3 (25). С. 287-293.
7. Рикель А.М. Рациональное, прагматическое, конкурирующее: опыт эмпирического исследования поколения стереотипов о поколении «Y» // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11 № 3. С. 136-149.
8. Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 343 с.