ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
29.12.2024
УДК373.24
Рентович Н. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В данной статье представлена краткая характеристика дизартрии, одного из тяжелых, трудно-корректируемых нарушений речи. Рассмотрены особен-ности просодики при данном дефекте. Описаны специфические особенности компонентов просодики, такие как речевое дыхание, интонация, ритм, темп, мелодико-интонационная сторона речи, тембр. Процесс развития, коррекции компонентов просодической стороны речи, проходит длительно и влияет на все этапы становления речи. Входящий в структуру речи, просодический компонент, является важным звеном оформления красивой и правильной речи. Обоснована важность своевременной коррекции дизартрии, с помощью специальных логопедических технологий. В статье дан анализ исследования, целью которого было изучение особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией, методом наблюдения за речью детей в естественных условиях и анализ выявленных результатов.
Ключевые слова: коррекция речи, дизартрия, просодика, ритм, дыхание, тембр.
FEATURES OF PROSODY IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA
Abstract. This article presents a brief description of dysarthria, one of the severe, difficult-to-correct speech disorders. The features of prosody in this defect are considered. The specific features of prosody components are described, such as speech breathing, intonation, rhythm, tempo, melodic - intonation side of speech, timbre. The process of development, correction of the components of the prosodic side of speech, takes a long time and affects all stages of speech formation. The prosodic component, which is part of the structure of speech, is an important link in the design of beautiful and correct speech. The importance of timely correction of dysarthria with the help of special speech therapy technologies is substantiated. The article provides an analysis of the study, the purpose of which was to study the features of the prosodic aspect of speech in children with dysarthria, by observing the speech of children in natural conditions and analyzing the results identified.
Keywords: speech correction, dysarthria, prosodics, rhythm, breathing, timbre.
В последние годы, проблема нарушения речи дошкольников и младших школьни-ков приобрела глобальный характер. Из многообразия всех речевых расстройств, в по-следнее время дизартрия, является одной из тяжелых. Трудно поддается коррекции и требуется более длительное время работы.
Основной целью статьи является описание исследования особенности просодики при дизартрии, голосообразующих функций. Обследование темпа, воспроизведения рит-ма, речевого дыхания. Предполагается, что коррекция просодических компонентов речи очень важна, повышается уровень коммуникативных навыков, формируется более чистое звукопроизношение.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) проанализировать существующую литературу об особенностях просодики речи у детей с дизартрией;
2) определить основные характеристики понятия дизартрия и влияния речевого ды-хания, ритма, темпа, интонации, силы голоса на чистоту звукопроизношения;
3) провести наблюдение за детьми с дизартрией по изучению просодической сторо-ны речи в естественных условиях;
4) проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Данное исследование являлось актуальным, так как результаты могут быть приме-нены для совершенствования образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Обучение ритму и интонации является важным этапом развития коммуникативной ком-петенции детей с дизартрией.
С каждым годом количество детей с дизартрией увеличивается, усложняется струк-тура дефекта, все чаще встречаются коморбидные нарушения. Основными проявлениями дизартрии являются: смазанная, нечеткая речь, нарушение голосообразования и звуко-произношения, изменение темпа-ритмических, артикуляционно-фонетических, просоди-ческих нарушений и интонации. Дизартрия – это расстройство произносительной сторо-ны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора, нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным (Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова) [2]. Как правило, нарушается речевая моторика, звукопроизношение, голос, речевое дыхание, изменение темпа речи, ритма, интонации. Преодоление недостатков в речи, предполагает сложную, взаимосвязанную медико-психолого-логопедическую работу.
Е. Ф. Архипова под дизартрией понимала расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких- либо пораже-ний мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не арти-куляция отдельных звуков, а произношение слов в целом [1].
По определению Л. В. Лопатиной, «дизартрия – речевая патология, которая прояв-ляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функцио-нальной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга» [4, с. 53]. Л. С. Волкова отмечала: «дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблю-дается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформле-ния высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляци-онно-фонетические дефекты [3, c. 80].
Исследования по проблеме просодического оформления высказывания у детей с дизартрией проводили Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. Особенность их исследования состояла в экспериментальном выявлении оформления высказывания и выявление харак-терных особенностей озвучивания повествовательных, вопросительных и восклицатель-ных предложений [4].
Большинство отечественных ученых, педагогов, исследователей отмечают, что просодическая сторона речи является сложной системой, так как в нее входит много компонентов: тембр, пауза, интонация, ритм, темп, речевое дыхание. Но все авторы сходятся в одном, что процесс развития компонентов просодической стороны речи проходит в течение длительного времени и затрагивает все этапы становления речи. Специалисты ищут наиболее эффективные методы коррекции просодических рас-стройств.
У детей с дизартрией выявляется недостаточная сила голоса. Голос тихий, слабый. Тембр голоса у большинства напряженный, прерывистый, часто присутствует назализо-ванный оттенок. Речь неразборчива, выражена недостаточная подвижность артикуляци-онных мышц языка, губ, неритмичные гиперкинезы, непроизвольные движения. При об-следовании дыхания, у детей с дизартрией, замечена спастичность дыхательной мускула-туры, судорожный вдох и выдох. Трудности при дифференциации носового и ротового выдоха. У таких детей ограничена модуляция голоса, речь скандирована, лишена плавности. Часто проблемы в тональности ударных и безударных слогах. Речь детей с дизартрией малопонятная, монотонная, интонационно невыразительная.
Коррекция ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией реализует-ся поэтапно: моторный ритм, речевой ритм, музыкальный ритм, развитие слогового, сло-весного, синтагменного ритма. Эффективность коррекционной работы повышается, если привлекать родителей к логоритмическим занятиям.
Все вышесказанное, доказывает необходимость планомерной работы над просоди-ческими компонентами речи у детей, в независимости от формы дизартрии, с целью усо-вершенствования речи детей, ее коррекции и успешной социальной адаптации. Коррек-цию дизартрических нарушений, нужно начинать в младшем возрасте, чем раньше начата работа, тем полноценней произойдет развитие всех сторон речевой деятельности.
Таким образом, главным моментом в работе с дизартрией, является коррекция ком-понентов просодики. Исследования ведущих специалистов показали, что занятия по кор-рекции просодической стороны речи, улучшают и делают речь более выразительной, эмоционально-окрашенной.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Москва : АСТ ; Астрель, 2017. 331 с.
2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н., Логопедия. Москва : ВЛАДОС, 2012. 364 с.
4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с мини-мальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Союз, 2014. 190 с.
Рентович Н. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В данной статье представлена краткая характеристика дизартрии, одного из тяжелых, трудно-корректируемых нарушений речи. Рассмотрены особен-ности просодики при данном дефекте. Описаны специфические особенности компонентов просодики, такие как речевое дыхание, интонация, ритм, темп, мелодико-интонационная сторона речи, тембр. Процесс развития, коррекции компонентов просодической стороны речи, проходит длительно и влияет на все этапы становления речи. Входящий в структуру речи, просодический компонент, является важным звеном оформления красивой и правильной речи. Обоснована важность своевременной коррекции дизартрии, с помощью специальных логопедических технологий. В статье дан анализ исследования, целью которого было изучение особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией, методом наблюдения за речью детей в естественных условиях и анализ выявленных результатов.
Ключевые слова: коррекция речи, дизартрия, просодика, ритм, дыхание, тембр.
FEATURES OF PROSODY IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA
Abstract. This article presents a brief description of dysarthria, one of the severe, difficult-to-correct speech disorders. The features of prosody in this defect are considered. The specific features of prosody components are described, such as speech breathing, intonation, rhythm, tempo, melodic - intonation side of speech, timbre. The process of development, correction of the components of the prosodic side of speech, takes a long time and affects all stages of speech formation. The prosodic component, which is part of the structure of speech, is an important link in the design of beautiful and correct speech. The importance of timely correction of dysarthria with the help of special speech therapy technologies is substantiated. The article provides an analysis of the study, the purpose of which was to study the features of the prosodic aspect of speech in children with dysarthria, by observing the speech of children in natural conditions and analyzing the results identified.
Keywords: speech correction, dysarthria, prosodics, rhythm, breathing, timbre.
В последние годы, проблема нарушения речи дошкольников и младших школьни-ков приобрела глобальный характер. Из многообразия всех речевых расстройств, в по-следнее время дизартрия, является одной из тяжелых. Трудно поддается коррекции и требуется более длительное время работы.
Основной целью статьи является описание исследования особенности просодики при дизартрии, голосообразующих функций. Обследование темпа, воспроизведения рит-ма, речевого дыхания. Предполагается, что коррекция просодических компонентов речи очень важна, повышается уровень коммуникативных навыков, формируется более чистое звукопроизношение.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) проанализировать существующую литературу об особенностях просодики речи у детей с дизартрией;
2) определить основные характеристики понятия дизартрия и влияния речевого ды-хания, ритма, темпа, интонации, силы голоса на чистоту звукопроизношения;
3) провести наблюдение за детьми с дизартрией по изучению просодической сторо-ны речи в естественных условиях;
4) проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Данное исследование являлось актуальным, так как результаты могут быть приме-нены для совершенствования образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Обучение ритму и интонации является важным этапом развития коммуникативной ком-петенции детей с дизартрией.
С каждым годом количество детей с дизартрией увеличивается, усложняется струк-тура дефекта, все чаще встречаются коморбидные нарушения. Основными проявлениями дизартрии являются: смазанная, нечеткая речь, нарушение голосообразования и звуко-произношения, изменение темпа-ритмических, артикуляционно-фонетических, просоди-ческих нарушений и интонации. Дизартрия – это расстройство произносительной сторо-ны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора, нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным (Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова) [2]. Как правило, нарушается речевая моторика, звукопроизношение, голос, речевое дыхание, изменение темпа речи, ритма, интонации. Преодоление недостатков в речи, предполагает сложную, взаимосвязанную медико-психолого-логопедическую работу.
Е. Ф. Архипова под дизартрией понимала расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких- либо пораже-ний мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не арти-куляция отдельных звуков, а произношение слов в целом [1].
По определению Л. В. Лопатиной, «дизартрия – речевая патология, которая прояв-ляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функцио-нальной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга» [4, с. 53]. Л. С. Волкова отмечала: «дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблю-дается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформле-ния высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляци-онно-фонетические дефекты [3, c. 80].
Исследования по проблеме просодического оформления высказывания у детей с дизартрией проводили Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. Особенность их исследования состояла в экспериментальном выявлении оформления высказывания и выявление харак-терных особенностей озвучивания повествовательных, вопросительных и восклицатель-ных предложений [4].
Большинство отечественных ученых, педагогов, исследователей отмечают, что просодическая сторона речи является сложной системой, так как в нее входит много компонентов: тембр, пауза, интонация, ритм, темп, речевое дыхание. Но все авторы сходятся в одном, что процесс развития компонентов просодической стороны речи проходит в течение длительного времени и затрагивает все этапы становления речи. Специалисты ищут наиболее эффективные методы коррекции просодических рас-стройств.
У детей с дизартрией выявляется недостаточная сила голоса. Голос тихий, слабый. Тембр голоса у большинства напряженный, прерывистый, часто присутствует назализо-ванный оттенок. Речь неразборчива, выражена недостаточная подвижность артикуляци-онных мышц языка, губ, неритмичные гиперкинезы, непроизвольные движения. При об-следовании дыхания, у детей с дизартрией, замечена спастичность дыхательной мускула-туры, судорожный вдох и выдох. Трудности при дифференциации носового и ротового выдоха. У таких детей ограничена модуляция голоса, речь скандирована, лишена плавности. Часто проблемы в тональности ударных и безударных слогах. Речь детей с дизартрией малопонятная, монотонная, интонационно невыразительная.
Коррекция ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией реализует-ся поэтапно: моторный ритм, речевой ритм, музыкальный ритм, развитие слогового, сло-весного, синтагменного ритма. Эффективность коррекционной работы повышается, если привлекать родителей к логоритмическим занятиям.
Все вышесказанное, доказывает необходимость планомерной работы над просоди-ческими компонентами речи у детей, в независимости от формы дизартрии, с целью усо-вершенствования речи детей, ее коррекции и успешной социальной адаптации. Коррек-цию дизартрических нарушений, нужно начинать в младшем возрасте, чем раньше начата работа, тем полноценней произойдет развитие всех сторон речевой деятельности.
Таким образом, главным моментом в работе с дизартрией, является коррекция ком-понентов просодики. Исследования ведущих специалистов показали, что занятия по кор-рекции просодической стороны речи, улучшают и делают речь более выразительной, эмоционально-окрашенной.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Москва : АСТ ; Астрель, 2017. 331 с.
2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н., Логопедия. Москва : ВЛАДОС, 2012. 364 с.
4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с мини-мальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Союз, 2014. 190 с.