ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
12.01.2024
Сарамсакова М.Г.
МГТУ им Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В настоящее время количество детей с аутистическими расстройствами заметно растет, поэтому проблема их обучения становится всё более актуальной. Обучение иностранным языкам может быть особенно сложным для детей-аутистов из-за особенностей восприятия и обработки ими информации. Аутизм представляет собой особую форму развития, которая влияет на способность коммуникации, социальное взаимодействие и поведение ребенка. В связи с этим, обучение иностранным языкам может представлять особые трудности для детей с расстройствами аутистического спектра. В этой статье рассматриваются особенности обучения иностранным языкам детей с аутизмом, преимущества и недостатки их обучения, а также некоторые подходы,включающие в себя использование визуальных материалов, структурированных занятий совместно с родителями и педагогами, адаптацию программ обучения, технологий для улучшения общения и понимания иностранного языка.
Ключевые слова: аутистические расстройства, дети с расстройствами аутистического спектра, обучение, иностранные языки, коммуникация.
Аутистические расстройства – это качественные нарушения психики, которые выражаются в нарушении социального взаимодействия, отсутствии эмоциональной взаимности. При этом также наблюдаются явления качественного нарушения коммуникации; стереотипное использование речи, или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой лица или жестами); ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности. Дети с РАС часто не понимают того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других детей. Особенно затруднено понимание эмоциональных жестов, которые они и сами не используют [1].
Как и у любого другого человека, у детей-аутистов есть свои преимущества и недостатки, способствующие, либо препятствующие эффективности овладения ими иностранными языками. Однако, в некоторых случаях, дети-аутисты могут проявлять определённые особенности поведения и мышления, которые могут помочь им достичь больших успехов в этом процессе.
Для детей-аутистов часто характерен более высокий уровень концентрации и внимания на деталях, нежели тот, который способны проявлять обычные дети [2]. Такие дети имеют ограниченный круг интересов и могут сосредоточиться на изучении определенной темы в течение длительного времени. Это позволяет им обращать больше внимания на особенности языка, такие как произношение, грамматика и лексика, что помогает им освоить иностранный язык более глубоко.
Дети с РАС могут быть чётко мотивированными к изучению иностранных языков, так как они имеют более сильную потребность в общении с другими людьми и понимании окружающего мира. Учитывая это, таким детям можно предложить обыгрывать ситуации, в которых они исполняют какие-либо социальные роли, например, в больнице у врача или в кафе. В результате в диалогах на иностранном языке они не только практикуют свои коммуникативные навыки на другом языке, но и развивают навыки взаимодействия с социумом.
В процессе обучения детей с РАС могут быть применимы отдельные методы обучения, которые не проявляют своей эффективности в работе с обычными детьми. Целесообразным представляется, например, использование карточек с изображениями или звуковых сигналов для запоминания новых иностранных слов, фраз или грамматических правил.
В целом дети-аутисты имеют свои уникальные преимущества при изучении иностранных языков, но это не означает, что они не могут изучать языки так же хорошо, как и обычные дети. Важно создать подходящую среду обучения и использовать различные методы, чтобы помочь детям-аутистам достичь успеха в изучении иностранных языков.
Безусловно, наличие ряда негативных моментов. Среди проблем, осложняющих процесс обучения иностранным языкам таких детей, следует отметить следующие:
1. Сложности с концентрацией внимания на общих и абстрактных темах. Дети с аутизмом могут иметь трудности с концентрацией на задачах, что может затруднить обучение иностранному языку, так как они могут быстро уставать или отвлекаться на другие вещи.
2. Проблемы с коммуникацией. Дети-аутисты часто испытывают трудности в установлении и поддержании социальных контактов. Они могут иметь ограниченные навыки социальной коммуникации, трудности с пониманием невербальных сигналов и участием в совместных играх или разговорах. Также они могут испытывать трудности с общением на иностранном языке, особенно если при этом они не имеют опыта общения с носителями языка.
3. Трудности с запоминанием новой информации. Часто детям трудно запоминать новые слова и фразы, что усложняет процесс обучения. Поэтому важно, чтобы уроки в обязательном порядке содержали в себе элемент повторения, что поможет ученикам с РАС настроиться на обучение и сконцентрироваться на теме занятия. Например, урок можно начинать с повторения иностранного алфавита, просмотра короткого фильма о культуре страны носителей иностранного языка, которого изучают дети и т.п.
Итак, в связи с данными особенностями психики детей с аутистическими расстройствами существует множество подходов к их обучению. Ниже приведены некоторые из них [3]:
1. Индивидуальный подход. Дети-аутисты могут испытывать трудности в общении с другими людьми и в установлении социальных связей. Поэтому индивидуальное обучение иностранным языкам может оказаться эффективнее, чем групповое. Преподаватель должен учитывать особенности ребенка и его потребности, чтобы создать комфортную обстановку, мотивирующую таких детей к овладению языковыми знаниями.
2. Использование визуальных материалов. Визуальные материалы, такие как картинки, вводящие ту или иную лексическую тему, диаграммы, схемы, карты с правилами грамматики могут быть особенно полезными для детей-аутистов, так как они могут легче воспринимать информацию на визуальном уровне. Это может помочь детям лучше понимать особенности языка и облегчить его изучение.
3. Использование структурированных методов. Структурированные методы обучения, такие как карточки с заданиями или игры, могут помочь детям-аутистам лучше усваивать информацию о языковой системе. Данные методы могут быть более эффективными, чем традиционные методы обучения, так как позволяют детям контролировать свой процесс обучения и получать обратную связь. Например, при изучении предлогов, дети могут прикреплять карточки с нужными предлогами в определенные предложения, записанные на доске.
4. Работа над социальными навыками. Работа над социальными навыками является важным аспектом обучения детей-аутистов иностранным языкам. Это может включать в себя обучение ребенка общению с другими людьми через ролевую игру, сценку, пониманию невербальных сигналов и развитию социальных навыков.
В заключение следует подчеркнуть, что обучение иностранному языку может оказывать положительное влияние на самосознание детей с аутизмом, так как способствует развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации и укрепляет общую когнитивную функцию, то есть память, внимание и восприятие. Однако важно отметить, что необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и максимально адаптировать обучающий процесс для достижения наилучших результатов. Роль педагогов и родителей при этом особенно важна, ведь она состоит в том, чтобы создать безопасную, поддерживающую и структурированную обучающую среду, которая способствует успешному освоению иностранного языка детьми с аутизмом и подготавливает их к полноценному вхождению в общество и развитию своего потенциала.
Библиографический список
1. Русанова Ю.С. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра иностранному языку при помощи современных информационных технологий // StudNet. 2020. №12. С. 762-771.
2. Овчарова С.В. Некоторые аспекты обучения иностранным языкам лиц с РАС // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования:тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск. 2023. С. 29.
3. Москвитина Ю.Е. Использование визуальной поддержки в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Скиф. 2022. №4 (68).
С. 163-167.
4. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., Бугаева Е.А. Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №1 (65). С. 35-49.
5. Семянникова А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №32. С. 67-71.
МГТУ им Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В настоящее время количество детей с аутистическими расстройствами заметно растет, поэтому проблема их обучения становится всё более актуальной. Обучение иностранным языкам может быть особенно сложным для детей-аутистов из-за особенностей восприятия и обработки ими информации. Аутизм представляет собой особую форму развития, которая влияет на способность коммуникации, социальное взаимодействие и поведение ребенка. В связи с этим, обучение иностранным языкам может представлять особые трудности для детей с расстройствами аутистического спектра. В этой статье рассматриваются особенности обучения иностранным языкам детей с аутизмом, преимущества и недостатки их обучения, а также некоторые подходы,включающие в себя использование визуальных материалов, структурированных занятий совместно с родителями и педагогами, адаптацию программ обучения, технологий для улучшения общения и понимания иностранного языка.
Ключевые слова: аутистические расстройства, дети с расстройствами аутистического спектра, обучение, иностранные языки, коммуникация.
Аутистические расстройства – это качественные нарушения психики, которые выражаются в нарушении социального взаимодействия, отсутствии эмоциональной взаимности. При этом также наблюдаются явления качественного нарушения коммуникации; стереотипное использование речи, или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой лица или жестами); ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности. Дети с РАС часто не понимают того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других детей. Особенно затруднено понимание эмоциональных жестов, которые они и сами не используют [1].
Как и у любого другого человека, у детей-аутистов есть свои преимущества и недостатки, способствующие, либо препятствующие эффективности овладения ими иностранными языками. Однако, в некоторых случаях, дети-аутисты могут проявлять определённые особенности поведения и мышления, которые могут помочь им достичь больших успехов в этом процессе.
Для детей-аутистов часто характерен более высокий уровень концентрации и внимания на деталях, нежели тот, который способны проявлять обычные дети [2]. Такие дети имеют ограниченный круг интересов и могут сосредоточиться на изучении определенной темы в течение длительного времени. Это позволяет им обращать больше внимания на особенности языка, такие как произношение, грамматика и лексика, что помогает им освоить иностранный язык более глубоко.
Дети с РАС могут быть чётко мотивированными к изучению иностранных языков, так как они имеют более сильную потребность в общении с другими людьми и понимании окружающего мира. Учитывая это, таким детям можно предложить обыгрывать ситуации, в которых они исполняют какие-либо социальные роли, например, в больнице у врача или в кафе. В результате в диалогах на иностранном языке они не только практикуют свои коммуникативные навыки на другом языке, но и развивают навыки взаимодействия с социумом.
В процессе обучения детей с РАС могут быть применимы отдельные методы обучения, которые не проявляют своей эффективности в работе с обычными детьми. Целесообразным представляется, например, использование карточек с изображениями или звуковых сигналов для запоминания новых иностранных слов, фраз или грамматических правил.
В целом дети-аутисты имеют свои уникальные преимущества при изучении иностранных языков, но это не означает, что они не могут изучать языки так же хорошо, как и обычные дети. Важно создать подходящую среду обучения и использовать различные методы, чтобы помочь детям-аутистам достичь успеха в изучении иностранных языков.
Безусловно, наличие ряда негативных моментов. Среди проблем, осложняющих процесс обучения иностранным языкам таких детей, следует отметить следующие:
1. Сложности с концентрацией внимания на общих и абстрактных темах. Дети с аутизмом могут иметь трудности с концентрацией на задачах, что может затруднить обучение иностранному языку, так как они могут быстро уставать или отвлекаться на другие вещи.
2. Проблемы с коммуникацией. Дети-аутисты часто испытывают трудности в установлении и поддержании социальных контактов. Они могут иметь ограниченные навыки социальной коммуникации, трудности с пониманием невербальных сигналов и участием в совместных играх или разговорах. Также они могут испытывать трудности с общением на иностранном языке, особенно если при этом они не имеют опыта общения с носителями языка.
3. Трудности с запоминанием новой информации. Часто детям трудно запоминать новые слова и фразы, что усложняет процесс обучения. Поэтому важно, чтобы уроки в обязательном порядке содержали в себе элемент повторения, что поможет ученикам с РАС настроиться на обучение и сконцентрироваться на теме занятия. Например, урок можно начинать с повторения иностранного алфавита, просмотра короткого фильма о культуре страны носителей иностранного языка, которого изучают дети и т.п.
Итак, в связи с данными особенностями психики детей с аутистическими расстройствами существует множество подходов к их обучению. Ниже приведены некоторые из них [3]:
1. Индивидуальный подход. Дети-аутисты могут испытывать трудности в общении с другими людьми и в установлении социальных связей. Поэтому индивидуальное обучение иностранным языкам может оказаться эффективнее, чем групповое. Преподаватель должен учитывать особенности ребенка и его потребности, чтобы создать комфортную обстановку, мотивирующую таких детей к овладению языковыми знаниями.
2. Использование визуальных материалов. Визуальные материалы, такие как картинки, вводящие ту или иную лексическую тему, диаграммы, схемы, карты с правилами грамматики могут быть особенно полезными для детей-аутистов, так как они могут легче воспринимать информацию на визуальном уровне. Это может помочь детям лучше понимать особенности языка и облегчить его изучение.
3. Использование структурированных методов. Структурированные методы обучения, такие как карточки с заданиями или игры, могут помочь детям-аутистам лучше усваивать информацию о языковой системе. Данные методы могут быть более эффективными, чем традиционные методы обучения, так как позволяют детям контролировать свой процесс обучения и получать обратную связь. Например, при изучении предлогов, дети могут прикреплять карточки с нужными предлогами в определенные предложения, записанные на доске.
4. Работа над социальными навыками. Работа над социальными навыками является важным аспектом обучения детей-аутистов иностранным языкам. Это может включать в себя обучение ребенка общению с другими людьми через ролевую игру, сценку, пониманию невербальных сигналов и развитию социальных навыков.
В заключение следует подчеркнуть, что обучение иностранному языку может оказывать положительное влияние на самосознание детей с аутизмом, так как способствует развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации и укрепляет общую когнитивную функцию, то есть память, внимание и восприятие. Однако важно отметить, что необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и максимально адаптировать обучающий процесс для достижения наилучших результатов. Роль педагогов и родителей при этом особенно важна, ведь она состоит в том, чтобы создать безопасную, поддерживающую и структурированную обучающую среду, которая способствует успешному освоению иностранного языка детьми с аутизмом и подготавливает их к полноценному вхождению в общество и развитию своего потенциала.
Библиографический список
1. Русанова Ю.С. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра иностранному языку при помощи современных информационных технологий // StudNet. 2020. №12. С. 762-771.
2. Овчарова С.В. Некоторые аспекты обучения иностранным языкам лиц с РАС // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования:тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск. 2023. С. 29.
3. Москвитина Ю.Е. Использование визуальной поддержки в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Скиф. 2022. №4 (68).
С. 163-167.
4. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., Бугаева Е.А. Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №1 (65). С. 35-49.
5. Семянникова А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №32. С. 67-71.