ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
29.12.2024
УДК 376.3
Парамонова Д. В., Шлыгина О. С.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация. В данной статье подробно рассматриваются особенности развития раз-личных форм мышления у детей с нарушениями слуха, что является важной темой для понимания их образовательных и социальных потребностей. Мы уделили внимание де-тальному анализу каждого из типов мышления: наглядно-действенному, основанному на непосредственном восприятии предметов и манипуляциях с ними, что позволяет детям с нарушением слуха, через практические действия, лучше понимать окружающий мир, наглядно-образному, связанному с формированием и оперированием образами в сознании ребенка и словесно-логическому, характеризующемуся способностью к абстрактному мышлению и логическим рассуждениям. Рассматриваются результаты ранней коррекции слуховых нарушений у детей с нарушением слуха, а также выявляются факторы эффективности ранней коррекционной работы.
Ключевые слова: нарушение слуха, мышление, виды мышления, тугоухость, глухота, дошкольный возраст, речь, развитие.
PECULIARITIES OF THINKING IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Abstract. This article examines in detail the features of the development of various forms of thinking in children with hearing impairments, which is an important topic for understanding their educational and social needs. Attention was paid to a detailed analysis of each type of thinking: visually effective, based on the direct perception of objects and manipulations with them, which allows children with hearing impairment, through practical actions, to better un-derstand the world around them, visually figurative, associated with the formation and opera-tion of images in the child's mind and verbal-logical, which is determined by the ability to ab-stract thinking and logical reasoning. It was also considered what early correction of auditory impairments in children with hearing impairment contributes to and what opportunity it gives to a child with hearing impairment.
Keyword: hearingimpairment, thinking, types of thinking, hearingloss, deafness, preschool-age, speech, development.
У детей в младшем возрасте и по достижении одного года могут наблюдаться слу-ховые расстройства. Эти расстройства могут быть как врождёнными, так и приобретён-ными. Лечение и коррекция детской тугоухости позволяют достичь наилучших результа-тов, особенно если проблема была обнаружена на ранних стадиях.
Нарушение слуха – это снижение способности человека воспринимать различные звуковые частоты или различать звуки с низким уровнем громкости. Существует не-сколько категорий: нарушения могут быть врожденными или приобретенными, а также полными (глухота) или частичными (тугоухость). Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев.
Согласно статистическим данным, один-два ребенка из тысячи рождаются с глухо-той или серьезными нарушениями слуха. Причины глухоты у детей, будь она врожден-ной или приобретенной, могут привести к ухудшению умственных способностей и за-держке в их психическом развитии. Это значительно ограничивает детей в восприятии собственного голоса, а также в понимании речи других людей. В результате, детям с на-рушениями слуха становится довольно сложно освоить навыки разговорной речи.
Причинами нарушения слуха у детей могут быть:
– врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
– недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
– заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
– отклонения, возникающие до, во время или после родов;
– воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
– травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
– врожденные анатомические дефекты головы и шеи.
Патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.
Поскольку глухота не является заметным нарушением, её наличие можно выявить только с помощью универсального неонатального скрининга – это метод массового об-следования новорожденных детей для раннего выявления редких врожденных наследст-венных заболеваний. Без проведения такого скрининга определить степень снижения слуха у ребенка возможно лишь в возрасте 2-3 лет.
Существует общепризнанное мнение, что первый год жизни малыша является кри-тически важным для его языкового и речевого формирования. Если в этот период про-вести коррекцию слуха с помощью слухового аппарата, то возрастает вероятность нор-мального развития речевых навыков у ребенка. Ранняя коррекция слуховых нарушений значительно способствует физическому и психологическому развитию детей с пробле-мами слуха, предоставляя им возможность интегрироваться в окружающий мир и разви-ваться более гармонично.
Рассмотрим характеристику детей с нарушением слуха. Основными особенностями у них являются:
– отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
– недостаточная двигательная активность;
– нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
– замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
– трудность в переключении внимания;
– весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
– чувствительность к смене климатических условий.
У детей с проблемами слуха процесс восприятия информации замедляется, что при-водит к сложностям в общении с другими людьми. Это, в свою очередь, оказывает влия-ние на развитие их личности.
Проблемы с установлением связей и особенности взаимодействия с обычными детьми могут способствовать появлению таких отрицательных черт, как агрессивность и закрытость у детей с нарушениями слуха. Тем не менее, при своевременной коррекцион-ной помощи все индивидуальные отклонения в развитии могут быть успешно устранены.
Частичная или полная утрата слуха лишает ребенка важного источника информа-ции, что ограничивает его интеллектуальное развитие. Проблемы со слухом оказывают прямое влияние на формирование речевого аппарата, а также косвенно затрагивают раз-витие мышления и памяти. Поскольку индивидуальные и поведенческие характеристики детей с нарушениями слуха не являются следствием биологических факторов, при созда-нии соответствующих условий их можно значительно улучшить.
В процессе познания окружающего мира для детей с полной или частичной глухо-той наибольшее значение имеют зрение, двигательные, тактильные и вибрационные ощущения. Память у частично или полностью глухих детей имеет свои особенности: за-медленное развитие речи приводит к тому, что их словесная память также развивается медленнее. Это замедление формирования речи, в свою очередь, негативно сказывается на способности к абстрактному мышлению у детей с нарушениями слуха.
По статистике потеря слуха у детей сопровождается:
– в 80 % случаев задержкой развития моторики;
– в 62 % случаев дисгармоничным физическим развитием;
– в 43,6 % случаев дефектами опорно-двигательного аппарата;
– в 70 % случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.
Человеческое мышление тесно связано с речью и не может прогрессировать без нее. Поэтому становится очевидным, что у детей с нарушениями слуха возникают трудности в развитии мышления. Теперь давайте более подробно рассмотрим эту проблему. Мыш-ление представляет собой сложный познавательный процесс, который включает в себя обобщенное, опосредованное и целенаправленное восприятие реальности, а также про-цесс решения проблем, поиска и исследования нового. Характеристики развития мышле-ния в раннем детстве можно систематизировать следующим образом:
– ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным (мышление, выходящее за пределы воспринимаемой ситуации и значи-тельно расширяющее границы познания);
– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мысли-тельных задач, возникает понимание причинности явлений;
– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемном мышлении ребёнка;
– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
– ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
– возникают попытки объяснить явления и процессы;
– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Таким образом, ребёнок в дошкольном возрасте исследует целесообразность окру-жающего мира, стремится осознать назначение объектов и начинает устанавливать связи между их внешними характеристиками и функцией.
У детей с нарушениями слуха, которые начинают говорить значительно позже сво-их слышащих сверстников, в развитии их мыслительных процессов можно заметить множество характерных особенностей, которые значительно отличаются от других по-знавательных процессов. Развитие мышления детей̆ с нарушениями слуха подчиняется общим закономерностям развития мышления и проходит те же этапы. Однако мысли-тельная деятельность такого ребенка имеет особенности:
– формирование всех стадий мышления в более поздние сроки;
– увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками;
– стереотипия мышления при решении задач различного вида;
– отставание в развитии мыслительных операций (формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте);
Принято различать три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Рассмотрим более детально особенности этих видов мышления. Наглядно-действенное:
– более медленно, чем слышащие, овладевают обобщенными способами предмет-ных действий при решении различных практических задач;
– проявляют склонность к привычным, стереотипным способам решения без учета изменяющихся условий задачи,
– испытывают трудности перехода от предметно-действенных форм анализа и син-теза к мысленным и обратно,
– затрудняются в переносе усвоенного способа действия в новую ситуацию.
Наглядно-образное:
– у глухих детей восприятие качества и характеристик предметов начинает разви-ваться к третьему году жизни, в то время как у слышащих детей этот процесс происходит уже к двум годам.
– глухие дети адекватно взаимодействуют с предметами, но можно наблюдать не-полноту, однократность, неполное понимание действия.
– проблема формирования у глухих детей дошкольного возраста представлений. Представления, не закрепленные словесно, становятся неясными и размытыми
– медленно происходит формирование целостного образа, что проявляется при складывании разрезанных картинок, лото-вкладок.
– у глухих детей позже формируется предметный рисунок. Отмечается частое ис-пользование силы для решения задачи, многократность проб при решении, что говорит об отсутствии анализа ситуации.
– возникают трудности осуществления анализа и синтеза, обобщения и дифферен-цировка наглядных ситуаций.
Словесно-логическое:
– дети с нарушениями слуха сталкиваются с большими затруднениями при усвоении понятий с различными уровнями обобщения, особенно когда речь идет об относи-тельных понятиях, и в процессе формирования своей системы понятий.
– проблема в выявлении общих характеристик объектов и их группировке на ос-нове смысловых связей.
– часто возникают обобщения по ситуационному (или по случайному) признаку, а не по общей родовой или видовой принадлежности.
– у них наблюдается запаздывание в развитии способности обратного мышления, то есть в выполнении мыслительных операций в обоих направлениях: от объекта к словес-ному значению и понятию, а также от этих обобщений обратно к объекту.
– вызывает затруднения нахождение в предметах тех признаков, которые можно на-звать ранее усвоенным обобщающим словом.
– часто самостоятельно не могут вычленить такие общие признаки геометрических фигур как форма, материал.
– с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, со-бытиями, поступками людей;
– особенно затрудняет их выявление причинно-следственных отношений между объектами, сообщенных словесно, в тексте.
– обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями,
– часто смешивают причину события и его следствие,
– испытывают большие трудности в анализе и синтезе материала, особенно сведе-ний, сообщенных в словесной форме,
– часто ограничиваются неполным выделением общих признаков и специальных.
– испытывают большие трудности в анализе и синтезе материала, особенно сведе-ний, сообщенных в словесной форме,
– часто ограничиваются неполным выделением общих признаков и специальных.
Дети с нарушениями слуха долго остаются на стадии наглядно-образного мышле-ния, то есть они воспринимают мир через образы и картины, а не через слова. В области развития словесно-логического мышления они значительно отстают от своих слышащих сверстников, что приводит к общему торможению в познавательной деятельности. Ис-следования показывают, что уровень развития наглядно-образного мышления у глухих детей, находящихся в младшей и средней школьной возрастной группе, более близок к слышащим детям с нормальным уровнем интеллекта, нежели к слышащим детям с умст-венными отклонениями.
Дети сталкиваются с наибольшими трудностями при выполнении заданий, основан-ных на словесно-логическом мышлении. В то же время, их наглядно-действенное мыш-ление затрагивается в наименьшей степени. По данным специалистов, отставание мысли-тельной деятельности у детей с нарушением слуха проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
– в резком отставании словесно-логического мышления;
– в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой позна-вательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;
– в длительной несформированности операционного компонента, то есть умствен-ных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
– в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов.
Существенные индивидуальные различия в развитии мышления обусловлены уров-нем речевого развития. Около четверти неслышащих детей демонстрирует уровень на-глядного мышления, сопоставимый с уровнем их слышащих сверстников. Примерно 15% из каждой возрастной категории по уровню развития словесно-логического мышле-ния достигают средних показателей своих слышащих ровесников, тогда как 10-15 % де-тей показывают в большей степени низкие результаты. Итак:
– овладение речью как средством общения является одним из важнейших условий его умственного развития;
– обозначение словом на начальных этапах овладения речью определенного кон-кретного единичного предмета, при этом слово не приобретает обобщенный характер, не становится понятием;
– значения выученного слова распространяются неправомерно широко: обозначе-ние предмета и связанного с ним действия («картошка» – овощ и чистить картошку);
– усвоение отдельных понятий без формирования правильных причинно-следственных связей между ними;
– слабое выделение существенных признаков предметов и явлений, «застревание» на случайных деталях;
– непонимание смысла, содержания сюжетного рисунка, рассказа, так как не могут вычленить главные признаки событий и отделить их от несущественных деталей;
– выделение общего, сходного в сравниваемых объектах затруднено;
– овладение универсальными методами ориентации в области научных и техниче-ских понятий, а также в определении внутренних значимых связей и отношений между объектами, представляет собой сложную задачу.
– непонимание причинно-следственных отношений применительно к наглядной си-туации, в которой эти отношения четко выявляются, так как затрудняются выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий.
Список литературы
1. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н. Развитие слухового восприятия слабослы-шащих детей. Москва : ВЛАДОС, 2004
2. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха под ред. И. А. Михаленковой. Санкт-Петербург : КАРО, 2006. 215 с.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. Москва : Юрайт, 2018. 235 с.
4. Кувшинова И. А. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем : учебное пособие. Магнитогорск : МГТУ, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с титул. экрана. URL: https://host.megaprolib.net/MP0109/Download/ToView/21198?idb=db0109 (дата обращения: 18.10.2024).
5. Развитие коммуникативной сферы детей с нарушением слуха: учеб.-метод. посо-бие / Ю. А. Баранова, И. А. Кувшинова ; под ред. Кувшиновой И. А. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. 58 с.
6. Кувшинова И. А., Баранова Ю. А. Обоснование актуальности развития коммуни-кативной сферы детей с нарушением слуха // Научная мысль: традиции и инновации : сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2021. С. 206–211.
7. Кувшинова И. А., Выборнова Д. А. Развитие устной речи детей с нарушением слуха с помощью сурдологопедического тренажера «ДЭЛЬФА-142» // Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды: от проблем – к ре-шениям : сб. науч. тр. по результатам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. С. 132–136.
Парамонова Д. В., Шлыгина О. С.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация. В данной статье подробно рассматриваются особенности развития раз-личных форм мышления у детей с нарушениями слуха, что является важной темой для понимания их образовательных и социальных потребностей. Мы уделили внимание де-тальному анализу каждого из типов мышления: наглядно-действенному, основанному на непосредственном восприятии предметов и манипуляциях с ними, что позволяет детям с нарушением слуха, через практические действия, лучше понимать окружающий мир, наглядно-образному, связанному с формированием и оперированием образами в сознании ребенка и словесно-логическому, характеризующемуся способностью к абстрактному мышлению и логическим рассуждениям. Рассматриваются результаты ранней коррекции слуховых нарушений у детей с нарушением слуха, а также выявляются факторы эффективности ранней коррекционной работы.
Ключевые слова: нарушение слуха, мышление, виды мышления, тугоухость, глухота, дошкольный возраст, речь, развитие.
PECULIARITIES OF THINKING IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Abstract. This article examines in detail the features of the development of various forms of thinking in children with hearing impairments, which is an important topic for understanding their educational and social needs. Attention was paid to a detailed analysis of each type of thinking: visually effective, based on the direct perception of objects and manipulations with them, which allows children with hearing impairment, through practical actions, to better un-derstand the world around them, visually figurative, associated with the formation and opera-tion of images in the child's mind and verbal-logical, which is determined by the ability to ab-stract thinking and logical reasoning. It was also considered what early correction of auditory impairments in children with hearing impairment contributes to and what opportunity it gives to a child with hearing impairment.
Keyword: hearingimpairment, thinking, types of thinking, hearingloss, deafness, preschool-age, speech, development.
У детей в младшем возрасте и по достижении одного года могут наблюдаться слу-ховые расстройства. Эти расстройства могут быть как врождёнными, так и приобретён-ными. Лечение и коррекция детской тугоухости позволяют достичь наилучших результа-тов, особенно если проблема была обнаружена на ранних стадиях.
Нарушение слуха – это снижение способности человека воспринимать различные звуковые частоты или различать звуки с низким уровнем громкости. Существует не-сколько категорий: нарушения могут быть врожденными или приобретенными, а также полными (глухота) или частичными (тугоухость). Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев.
Согласно статистическим данным, один-два ребенка из тысячи рождаются с глухо-той или серьезными нарушениями слуха. Причины глухоты у детей, будь она врожден-ной или приобретенной, могут привести к ухудшению умственных способностей и за-держке в их психическом развитии. Это значительно ограничивает детей в восприятии собственного голоса, а также в понимании речи других людей. В результате, детям с на-рушениями слуха становится довольно сложно освоить навыки разговорной речи.
Причинами нарушения слуха у детей могут быть:
– врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
– недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
– заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
– отклонения, возникающие до, во время или после родов;
– воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
– травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
– врожденные анатомические дефекты головы и шеи.
Патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.
Поскольку глухота не является заметным нарушением, её наличие можно выявить только с помощью универсального неонатального скрининга – это метод массового об-следования новорожденных детей для раннего выявления редких врожденных наследст-венных заболеваний. Без проведения такого скрининга определить степень снижения слуха у ребенка возможно лишь в возрасте 2-3 лет.
Существует общепризнанное мнение, что первый год жизни малыша является кри-тически важным для его языкового и речевого формирования. Если в этот период про-вести коррекцию слуха с помощью слухового аппарата, то возрастает вероятность нор-мального развития речевых навыков у ребенка. Ранняя коррекция слуховых нарушений значительно способствует физическому и психологическому развитию детей с пробле-мами слуха, предоставляя им возможность интегрироваться в окружающий мир и разви-ваться более гармонично.
Рассмотрим характеристику детей с нарушением слуха. Основными особенностями у них являются:
– отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
– недостаточная двигательная активность;
– нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
– замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
– трудность в переключении внимания;
– весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
– чувствительность к смене климатических условий.
У детей с проблемами слуха процесс восприятия информации замедляется, что при-водит к сложностям в общении с другими людьми. Это, в свою очередь, оказывает влия-ние на развитие их личности.
Проблемы с установлением связей и особенности взаимодействия с обычными детьми могут способствовать появлению таких отрицательных черт, как агрессивность и закрытость у детей с нарушениями слуха. Тем не менее, при своевременной коррекцион-ной помощи все индивидуальные отклонения в развитии могут быть успешно устранены.
Частичная или полная утрата слуха лишает ребенка важного источника информа-ции, что ограничивает его интеллектуальное развитие. Проблемы со слухом оказывают прямое влияние на формирование речевого аппарата, а также косвенно затрагивают раз-витие мышления и памяти. Поскольку индивидуальные и поведенческие характеристики детей с нарушениями слуха не являются следствием биологических факторов, при созда-нии соответствующих условий их можно значительно улучшить.
В процессе познания окружающего мира для детей с полной или частичной глухо-той наибольшее значение имеют зрение, двигательные, тактильные и вибрационные ощущения. Память у частично или полностью глухих детей имеет свои особенности: за-медленное развитие речи приводит к тому, что их словесная память также развивается медленнее. Это замедление формирования речи, в свою очередь, негативно сказывается на способности к абстрактному мышлению у детей с нарушениями слуха.
По статистике потеря слуха у детей сопровождается:
– в 80 % случаев задержкой развития моторики;
– в 62 % случаев дисгармоничным физическим развитием;
– в 43,6 % случаев дефектами опорно-двигательного аппарата;
– в 70 % случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.
Человеческое мышление тесно связано с речью и не может прогрессировать без нее. Поэтому становится очевидным, что у детей с нарушениями слуха возникают трудности в развитии мышления. Теперь давайте более подробно рассмотрим эту проблему. Мыш-ление представляет собой сложный познавательный процесс, который включает в себя обобщенное, опосредованное и целенаправленное восприятие реальности, а также про-цесс решения проблем, поиска и исследования нового. Характеристики развития мышле-ния в раннем детстве можно систематизировать следующим образом:
– ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным (мышление, выходящее за пределы воспринимаемой ситуации и значи-тельно расширяющее границы познания);
– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мысли-тельных задач, возникает понимание причинности явлений;
– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемном мышлении ребёнка;
– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
– ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
– возникают попытки объяснить явления и процессы;
– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Таким образом, ребёнок в дошкольном возрасте исследует целесообразность окру-жающего мира, стремится осознать назначение объектов и начинает устанавливать связи между их внешними характеристиками и функцией.
У детей с нарушениями слуха, которые начинают говорить значительно позже сво-их слышащих сверстников, в развитии их мыслительных процессов можно заметить множество характерных особенностей, которые значительно отличаются от других по-знавательных процессов. Развитие мышления детей̆ с нарушениями слуха подчиняется общим закономерностям развития мышления и проходит те же этапы. Однако мысли-тельная деятельность такого ребенка имеет особенности:
– формирование всех стадий мышления в более поздние сроки;
– увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками;
– стереотипия мышления при решении задач различного вида;
– отставание в развитии мыслительных операций (формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте);
Принято различать три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Рассмотрим более детально особенности этих видов мышления. Наглядно-действенное:
– более медленно, чем слышащие, овладевают обобщенными способами предмет-ных действий при решении различных практических задач;
– проявляют склонность к привычным, стереотипным способам решения без учета изменяющихся условий задачи,
– испытывают трудности перехода от предметно-действенных форм анализа и син-теза к мысленным и обратно,
– затрудняются в переносе усвоенного способа действия в новую ситуацию.
Наглядно-образное:
– у глухих детей восприятие качества и характеристик предметов начинает разви-ваться к третьему году жизни, в то время как у слышащих детей этот процесс происходит уже к двум годам.
– глухие дети адекватно взаимодействуют с предметами, но можно наблюдать не-полноту, однократность, неполное понимание действия.
– проблема формирования у глухих детей дошкольного возраста представлений. Представления, не закрепленные словесно, становятся неясными и размытыми
– медленно происходит формирование целостного образа, что проявляется при складывании разрезанных картинок, лото-вкладок.
– у глухих детей позже формируется предметный рисунок. Отмечается частое ис-пользование силы для решения задачи, многократность проб при решении, что говорит об отсутствии анализа ситуации.
– возникают трудности осуществления анализа и синтеза, обобщения и дифферен-цировка наглядных ситуаций.
Словесно-логическое:
– дети с нарушениями слуха сталкиваются с большими затруднениями при усвоении понятий с различными уровнями обобщения, особенно когда речь идет об относи-тельных понятиях, и в процессе формирования своей системы понятий.
– проблема в выявлении общих характеристик объектов и их группировке на ос-нове смысловых связей.
– часто возникают обобщения по ситуационному (или по случайному) признаку, а не по общей родовой или видовой принадлежности.
– у них наблюдается запаздывание в развитии способности обратного мышления, то есть в выполнении мыслительных операций в обоих направлениях: от объекта к словес-ному значению и понятию, а также от этих обобщений обратно к объекту.
– вызывает затруднения нахождение в предметах тех признаков, которые можно на-звать ранее усвоенным обобщающим словом.
– часто самостоятельно не могут вычленить такие общие признаки геометрических фигур как форма, материал.
– с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, со-бытиями, поступками людей;
– особенно затрудняет их выявление причинно-следственных отношений между объектами, сообщенных словесно, в тексте.
– обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями,
– часто смешивают причину события и его следствие,
– испытывают большие трудности в анализе и синтезе материала, особенно сведе-ний, сообщенных в словесной форме,
– часто ограничиваются неполным выделением общих признаков и специальных.
– испытывают большие трудности в анализе и синтезе материала, особенно сведе-ний, сообщенных в словесной форме,
– часто ограничиваются неполным выделением общих признаков и специальных.
Дети с нарушениями слуха долго остаются на стадии наглядно-образного мышле-ния, то есть они воспринимают мир через образы и картины, а не через слова. В области развития словесно-логического мышления они значительно отстают от своих слышащих сверстников, что приводит к общему торможению в познавательной деятельности. Ис-следования показывают, что уровень развития наглядно-образного мышления у глухих детей, находящихся в младшей и средней школьной возрастной группе, более близок к слышащим детям с нормальным уровнем интеллекта, нежели к слышащим детям с умст-венными отклонениями.
Дети сталкиваются с наибольшими трудностями при выполнении заданий, основан-ных на словесно-логическом мышлении. В то же время, их наглядно-действенное мыш-ление затрагивается в наименьшей степени. По данным специалистов, отставание мысли-тельной деятельности у детей с нарушением слуха проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
– в резком отставании словесно-логического мышления;
– в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой позна-вательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;
– в длительной несформированности операционного компонента, то есть умствен-ных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
– в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов.
Существенные индивидуальные различия в развитии мышления обусловлены уров-нем речевого развития. Около четверти неслышащих детей демонстрирует уровень на-глядного мышления, сопоставимый с уровнем их слышащих сверстников. Примерно 15% из каждой возрастной категории по уровню развития словесно-логического мышле-ния достигают средних показателей своих слышащих ровесников, тогда как 10-15 % де-тей показывают в большей степени низкие результаты. Итак:
– овладение речью как средством общения является одним из важнейших условий его умственного развития;
– обозначение словом на начальных этапах овладения речью определенного кон-кретного единичного предмета, при этом слово не приобретает обобщенный характер, не становится понятием;
– значения выученного слова распространяются неправомерно широко: обозначе-ние предмета и связанного с ним действия («картошка» – овощ и чистить картошку);
– усвоение отдельных понятий без формирования правильных причинно-следственных связей между ними;
– слабое выделение существенных признаков предметов и явлений, «застревание» на случайных деталях;
– непонимание смысла, содержания сюжетного рисунка, рассказа, так как не могут вычленить главные признаки событий и отделить их от несущественных деталей;
– выделение общего, сходного в сравниваемых объектах затруднено;
– овладение универсальными методами ориентации в области научных и техниче-ских понятий, а также в определении внутренних значимых связей и отношений между объектами, представляет собой сложную задачу.
– непонимание причинно-следственных отношений применительно к наглядной си-туации, в которой эти отношения четко выявляются, так как затрудняются выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий.
Список литературы
1. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н. Развитие слухового восприятия слабослы-шащих детей. Москва : ВЛАДОС, 2004
2. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха под ред. И. А. Михаленковой. Санкт-Петербург : КАРО, 2006. 215 с.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. Москва : Юрайт, 2018. 235 с.
4. Кувшинова И. А. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем : учебное пособие. Магнитогорск : МГТУ, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с титул. экрана. URL: https://host.megaprolib.net/MP0109/Download/ToView/21198?idb=db0109 (дата обращения: 18.10.2024).
5. Развитие коммуникативной сферы детей с нарушением слуха: учеб.-метод. посо-бие / Ю. А. Баранова, И. А. Кувшинова ; под ред. Кувшиновой И. А. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. 58 с.
6. Кувшинова И. А., Баранова Ю. А. Обоснование актуальности развития коммуни-кативной сферы детей с нарушением слуха // Научная мысль: традиции и инновации : сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2021. С. 206–211.
7. Кувшинова И. А., Выборнова Д. А. Развитие устной речи детей с нарушением слуха с помощью сурдологопедического тренажера «ДЭЛЬФА-142» // Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды: от проблем – к ре-шениям : сб. науч. тр. по результатам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. С. 132–136.