ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СПО
13.01.2024
Сахнова И.Г.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СПО
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «духовно-нравственная культура», излагается взаимосвязь между проблематикой произведений русской классической литературы и содержанием заповедей Нового Завета.
Ключевые слова: русская классическая литература, духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал, связь литературы и истории русского народа, православие и русская литература.
Русская классическая литература имеет в себе огромный духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал для студентов. В этом плане она обладает двумя психологическими чертами:
с одной стороны, даёт возможность увидеть преемственность между прошлым и будущим нашей страны;
с другой стороны, даёт уникальный шанс почерпнуть ценный жизненный опыт из поступков, совершенных литературными героями.
Возникает одно главное и труднопреодолимое препятствие– основная масса студентов – «нечитающие» и часто нежелающие читать. Одни из них не хотят это делать из-за отсутствия интереса; другие – из-за несформированности соответствующих учебных навыков; третьи – из-за двух вышеназванных причин. Усугубляется проблема тенденцией к сокращению учебных часов, отводимых на преподавания литературы. В результате крупное программное произведения предстает в виде одного или нескольких фрагментов текста. Согласитесь, что по ним очень трудно судить о достоинствах всей книги. Постоянное усложнение общеобразовательных программ школьного курса в начальном и среднем звене приводит к тому, что «отстающих» студентов с несформированными теми или иными учебными навыками становится все больше и больше. Соответственно, опыт прошлых поколений русских людей, сосредоточенный в литературных произведениях для таких обучающихся, недоступен. Государственный заказ обязывает учебные заведения внедрять элементы дистанционного обучения, требует отходить от традиционного проведения занятий. Однако в рамках преподавания литературы это будет не совсем правомерно, так как мы при этом частично уходим от формирования у учащихся основных компетенций. Так при обучении данному предмету предполагается, например, развивать устную речь. Для этого необходимо общение со студентами «глаза в глаза». При полном дистанционном обучении личный контакт ограничен. Внедряя все новые и новые формы проведения занятий, например, замена письменных контрольных тестовыми и тому подобное, часто мы забываем о том, насколько они пойдут на пользу нашим подопечным. Бытует представление о том, что современные дети совсем разучились думать и не могут ответить порой на элементарные вопросы. Тем не менее, некоторые учащиеся готовы дискуссировать с преподавателем на темы, пересекающиеся с анализом изучаемого литературного произведения. Иногда при этом с ними завязываются духовно-нравственные беседы, толчком к которым стала судьба того или иного художника слова. Это говорит о том, что методы «живого» обучения ещё работают и вызывают интерес у многих учащихся. Так, наши дети задают вопросы преподавателю о том, как жил русский народ в прошлые времена. Нередко программные произведения побуждают обращаться и к сокровищнице Русского Православия. Некоторые дети живо интересуются этим. Они ждут от преподавателя конкретных советов о том, как поступить в той или иной ситуации. Конечно, это касается не всех студентов, но многим это необходимо. На сегодняшний день очень важно донести до своих подопечных особенности духовно-нравственной культуры дореволюционной России. Зная особенности жизненного уклада и мировоззрения русского человека прошлых эпох, мы сможем, наконец, адекватно оценить сегодняшнее состояние нашей страны. Всё это приходится рассказывать, используя метод сравнения. Изучая литературное произведение, мы постоянно проводим временные параллели между особенностями быта русских людей разных эпох, образом их мыслей,поясняем круг их интересов. Курс изучения русской классической литературы в колледже начинается с изучения произведений первой половины XIX века. В историческую справку об эпохе, в которую жили писатели, входит понятийный аппарат, включающий основные слои населения России того времени: дворяне, помещики, крестьяне. Приходится объяснять студентам этимологию данных терминов. Так, начиная с XVIII века в нашей поэзии, прозе и драматургии появляются художественные примеры, раскрывающие основные принципы домашнего образования и воспитания дворянских детей. «Образовательный стандарт» домашнего обучения в России включал в себя: изучение нескольких иностранных языков; этика общения в обществе, музицирование, хореографическая подготовка. Поскольку профессионального домашнего учителя нанять было часто не по карману дворянину, то приглашались простые французские, немецкие, английские граждане – «носители языка», зачастую, «очень мало понимающие в педагогике». Но именно они способны были научить молодого русского барчука свободно говорить на иностранном языке, как на своём родном. Подтверждением системы образования могут быть небезызвестные строки из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В качестве комментария отметим, что европейский стандарт домашнего образования русских дворян на начало XIX века полностью отражал их образ жизни. Большую часть дня занимали светские приемы, развлечения, предписанные по статусу данному сословию. Однако согласитесь, воспитание было поверхностным, оно не готовило юного дворянина к взрослой жизни. Физического труда они были лишены, управлять своим имуществом не умели. Изначально данное сословие было призвано работать при царском дворе, помогать в управлении государством. Однако, посмотрев исторические документы того времени, мы видим, что согласно указу второй половины XVIII века, государственная служба для них стала добровольной. Соответственно, большая часть дворян стали жить только лишь наследственным капиталом. Это явилось основной причиной разорения представителей данного сословия и глубокого кризиса интеллигенции в обществе. Отец Евгения Онегина чистосердечно следовал тому укладу жизни. Это привело его к разорению. Его сын полностью повторяет его судьбу. На данном материале раскрываются духовно-нравственные проблемы, возникающие в жизни человека. Так, студентам приходится задавать следующие вопросы: почему русские дворяне пришли к своему внутреннему кризису? Потому что в их жизни не было место физическому труду. Если человек длительное время только отдыхает, то он духовно деградирует. Лень – очень вредное качество. Она разрушает душу изнутри. Поэтому одной из главных тем литературы того времени становится тема лишнего человека. И здесь мы откроем для себя одну небольшую тайну. Оказывается, наши аристократы XIX века тоже следовали моде. Они перенимали у англичан, французов и немцев манеру поведения в обществе, образ жизни и образ мысли, отказываясь от исконно русского. Частью этой «моды» становится и «праздный» образ жизни, позаимствованный у англичан. Последнее мы узнаем на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».«Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне,– …неужели тамошная молодежь вся такова?
– Я отвечал, что …разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают…
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, Англичане.
Таким образом, даже скука и то была предметом западной моды.
То есть, еще в далеком от нас XVII веке, еще за несколько лет до периода правления Петра I, русские дворяне начинают использовать западные аналоги воспитания подрастающего поколения и через несколько лет и два века спустя мы пожинаем плоды данной моды. Молодые дворяне времён А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не видят смысла в своей жизни, причисляют себя к категории «лишних людей». Проводя параллель с сегодняшним днём, мы приходим к выводу, что в такой же ситуации, находимся мы и поныне. Многое в нашей жизни заимствуется из западных стран и при этом редко кто задумывается, на пользу ли это русскому народу. В произведениях русской классической литературы мы можем почерпнуть сведения о том, как воспитывались в России крестьянские дети. В этой области ярким примером могут быть произведения Н.А. Некрасова, в частности, «Крестьянские дети». Хрестоматийным примером станет всем известный «мужичок с ноготок». Анализируя данный отрывок поэтического текста, заметим, что испокон веков наша русская крестьянская семья была многодетна и трудолюбива. Каждый член семьи имел свою трудовую обязанность, которую исполнял по мере сил. Именно совместный физический труд и был основой воспитания крестьянского ребенка. С детских лет, повторяя за взрослыми все обязанности по хозяйству, они успешно проходили практическую школу для самостоятельной жизни. Именно русское крестьянство стало хранителем славянских и православных традиций страны. Образ жизни данного сословия можно противопоставить образу жизни разнеженных дворян. В результате, мы на занятии совместно со студентами сможем понять, каковы же критерии «полезной» жизни человека? Отвечая на эти вопросы, мы придем к изложению Божьих заповедей Ветхого и Нового Завета. Именно здесь можно найти ключи к решению многих жизненных проблем человека. Так, ещё в XVIII веке выпускались в нашей стране произведениях нравоучительного содержания, главными из которых были «Домострой» и «Юности честное зерцало». В них можно найти советы и наставления на все случаи жизни. С течением времени многое в России изменилось, однако, нравственные критерии сохранились. Современные российские учёные И.Есаулов, В. Непомнящий, М. Дунаев сформулировали и убедительно аргументировали положение о том, русская классическая литература XIX века, усвоив многие формообразующие элементы художественного строя западноевропейской классической литературы, в тоже время заменила её смысловую сердцевину своей собственной: поставила в центр собственные идеалы, восходящие к древнерусской, православной литературе. (1)Так, по мнению М.М. Дунаева «Опору для осмысления русской литературы… нужно искать… в «Нагорной проповеди»: не собирайте сокровищ на земле…но собирайте… на небе…» (2). А.А. Алексеев и М.М. Дунаев выделяют сходства и различия между русской и зарубежной литературой: «Если в западноевропейской литературе в центре стояла проблема счастья как достижения земных благ, материального изобилия жизни и прекращения страданий как главного условия полноценной жизни, то в шедеврах русской литературы центральной проблемой становится явная нехватка духовности в действительности, идёт поиск духовных благ, духовно-нравственного идеала, опираясь на который, следует обустраивать жизнь» (1). Данные авторы также отмечают и различие между представлением о человеке в той и другой литературе: «Господствующее в европейской литературе гуманистическое представление о человеке как о высшем существе, которому должно быть покорено все, русская классика (уже у своих истоков в лице А.С. Пушкина) заменяет понимание человека как существа, причина дисгармоничности в нём самом, в его греховности и эгоизме. В своих истоках это понимание православное (1). Итак, из всего выше сказанного хотелось бы сделать следующий вывод о том, что необходимо повышать интерес русской молодежи к русской классической литературы, так как именно она поможет и восстановить связь времён между прошлым и будущим нашего народа, поможет понять и воспринять ценный духовный опыт прошлых поколений России. А это является главной целью проведения занятий по литературе в школе и колледже.
Библиографический список
1. Алексеев А.А. О православных истоках русской классики 1840-1880-х годов и её структура.// Шадринские чтения: Материалы Межрегиональной филологической научно-практической конференции./отв. ред. С.В. Борисов. – Шадринск: ШГПИ, 2004.
2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. – Престиж, 2003.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СПО
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «духовно-нравственная культура», излагается взаимосвязь между проблематикой произведений русской классической литературы и содержанием заповедей Нового Завета.
Ключевые слова: русская классическая литература, духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал, связь литературы и истории русского народа, православие и русская литература.
Русская классическая литература имеет в себе огромный духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал для студентов. В этом плане она обладает двумя психологическими чертами:
с одной стороны, даёт возможность увидеть преемственность между прошлым и будущим нашей страны;
с другой стороны, даёт уникальный шанс почерпнуть ценный жизненный опыт из поступков, совершенных литературными героями.
Возникает одно главное и труднопреодолимое препятствие– основная масса студентов – «нечитающие» и часто нежелающие читать. Одни из них не хотят это делать из-за отсутствия интереса; другие – из-за несформированности соответствующих учебных навыков; третьи – из-за двух вышеназванных причин. Усугубляется проблема тенденцией к сокращению учебных часов, отводимых на преподавания литературы. В результате крупное программное произведения предстает в виде одного или нескольких фрагментов текста. Согласитесь, что по ним очень трудно судить о достоинствах всей книги. Постоянное усложнение общеобразовательных программ школьного курса в начальном и среднем звене приводит к тому, что «отстающих» студентов с несформированными теми или иными учебными навыками становится все больше и больше. Соответственно, опыт прошлых поколений русских людей, сосредоточенный в литературных произведениях для таких обучающихся, недоступен. Государственный заказ обязывает учебные заведения внедрять элементы дистанционного обучения, требует отходить от традиционного проведения занятий. Однако в рамках преподавания литературы это будет не совсем правомерно, так как мы при этом частично уходим от формирования у учащихся основных компетенций. Так при обучении данному предмету предполагается, например, развивать устную речь. Для этого необходимо общение со студентами «глаза в глаза». При полном дистанционном обучении личный контакт ограничен. Внедряя все новые и новые формы проведения занятий, например, замена письменных контрольных тестовыми и тому подобное, часто мы забываем о том, насколько они пойдут на пользу нашим подопечным. Бытует представление о том, что современные дети совсем разучились думать и не могут ответить порой на элементарные вопросы. Тем не менее, некоторые учащиеся готовы дискуссировать с преподавателем на темы, пересекающиеся с анализом изучаемого литературного произведения. Иногда при этом с ними завязываются духовно-нравственные беседы, толчком к которым стала судьба того или иного художника слова. Это говорит о том, что методы «живого» обучения ещё работают и вызывают интерес у многих учащихся. Так, наши дети задают вопросы преподавателю о том, как жил русский народ в прошлые времена. Нередко программные произведения побуждают обращаться и к сокровищнице Русского Православия. Некоторые дети живо интересуются этим. Они ждут от преподавателя конкретных советов о том, как поступить в той или иной ситуации. Конечно, это касается не всех студентов, но многим это необходимо. На сегодняшний день очень важно донести до своих подопечных особенности духовно-нравственной культуры дореволюционной России. Зная особенности жизненного уклада и мировоззрения русского человека прошлых эпох, мы сможем, наконец, адекватно оценить сегодняшнее состояние нашей страны. Всё это приходится рассказывать, используя метод сравнения. Изучая литературное произведение, мы постоянно проводим временные параллели между особенностями быта русских людей разных эпох, образом их мыслей,поясняем круг их интересов. Курс изучения русской классической литературы в колледже начинается с изучения произведений первой половины XIX века. В историческую справку об эпохе, в которую жили писатели, входит понятийный аппарат, включающий основные слои населения России того времени: дворяне, помещики, крестьяне. Приходится объяснять студентам этимологию данных терминов. Так, начиная с XVIII века в нашей поэзии, прозе и драматургии появляются художественные примеры, раскрывающие основные принципы домашнего образования и воспитания дворянских детей. «Образовательный стандарт» домашнего обучения в России включал в себя: изучение нескольких иностранных языков; этика общения в обществе, музицирование, хореографическая подготовка. Поскольку профессионального домашнего учителя нанять было часто не по карману дворянину, то приглашались простые французские, немецкие, английские граждане – «носители языка», зачастую, «очень мало понимающие в педагогике». Но именно они способны были научить молодого русского барчука свободно говорить на иностранном языке, как на своём родном. Подтверждением системы образования могут быть небезызвестные строки из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В качестве комментария отметим, что европейский стандарт домашнего образования русских дворян на начало XIX века полностью отражал их образ жизни. Большую часть дня занимали светские приемы, развлечения, предписанные по статусу данному сословию. Однако согласитесь, воспитание было поверхностным, оно не готовило юного дворянина к взрослой жизни. Физического труда они были лишены, управлять своим имуществом не умели. Изначально данное сословие было призвано работать при царском дворе, помогать в управлении государством. Однако, посмотрев исторические документы того времени, мы видим, что согласно указу второй половины XVIII века, государственная служба для них стала добровольной. Соответственно, большая часть дворян стали жить только лишь наследственным капиталом. Это явилось основной причиной разорения представителей данного сословия и глубокого кризиса интеллигенции в обществе. Отец Евгения Онегина чистосердечно следовал тому укладу жизни. Это привело его к разорению. Его сын полностью повторяет его судьбу. На данном материале раскрываются духовно-нравственные проблемы, возникающие в жизни человека. Так, студентам приходится задавать следующие вопросы: почему русские дворяне пришли к своему внутреннему кризису? Потому что в их жизни не было место физическому труду. Если человек длительное время только отдыхает, то он духовно деградирует. Лень – очень вредное качество. Она разрушает душу изнутри. Поэтому одной из главных тем литературы того времени становится тема лишнего человека. И здесь мы откроем для себя одну небольшую тайну. Оказывается, наши аристократы XIX века тоже следовали моде. Они перенимали у англичан, французов и немцев манеру поведения в обществе, образ жизни и образ мысли, отказываясь от исконно русского. Частью этой «моды» становится и «праздный» образ жизни, позаимствованный у англичан. Последнее мы узнаем на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».«Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне,– …неужели тамошная молодежь вся такова?
– Я отвечал, что …разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают…
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, Англичане.
Таким образом, даже скука и то была предметом западной моды.
То есть, еще в далеком от нас XVII веке, еще за несколько лет до периода правления Петра I, русские дворяне начинают использовать западные аналоги воспитания подрастающего поколения и через несколько лет и два века спустя мы пожинаем плоды данной моды. Молодые дворяне времён А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не видят смысла в своей жизни, причисляют себя к категории «лишних людей». Проводя параллель с сегодняшним днём, мы приходим к выводу, что в такой же ситуации, находимся мы и поныне. Многое в нашей жизни заимствуется из западных стран и при этом редко кто задумывается, на пользу ли это русскому народу. В произведениях русской классической литературы мы можем почерпнуть сведения о том, как воспитывались в России крестьянские дети. В этой области ярким примером могут быть произведения Н.А. Некрасова, в частности, «Крестьянские дети». Хрестоматийным примером станет всем известный «мужичок с ноготок». Анализируя данный отрывок поэтического текста, заметим, что испокон веков наша русская крестьянская семья была многодетна и трудолюбива. Каждый член семьи имел свою трудовую обязанность, которую исполнял по мере сил. Именно совместный физический труд и был основой воспитания крестьянского ребенка. С детских лет, повторяя за взрослыми все обязанности по хозяйству, они успешно проходили практическую школу для самостоятельной жизни. Именно русское крестьянство стало хранителем славянских и православных традиций страны. Образ жизни данного сословия можно противопоставить образу жизни разнеженных дворян. В результате, мы на занятии совместно со студентами сможем понять, каковы же критерии «полезной» жизни человека? Отвечая на эти вопросы, мы придем к изложению Божьих заповедей Ветхого и Нового Завета. Именно здесь можно найти ключи к решению многих жизненных проблем человека. Так, ещё в XVIII веке выпускались в нашей стране произведениях нравоучительного содержания, главными из которых были «Домострой» и «Юности честное зерцало». В них можно найти советы и наставления на все случаи жизни. С течением времени многое в России изменилось, однако, нравственные критерии сохранились. Современные российские учёные И.Есаулов, В. Непомнящий, М. Дунаев сформулировали и убедительно аргументировали положение о том, русская классическая литература XIX века, усвоив многие формообразующие элементы художественного строя западноевропейской классической литературы, в тоже время заменила её смысловую сердцевину своей собственной: поставила в центр собственные идеалы, восходящие к древнерусской, православной литературе. (1)Так, по мнению М.М. Дунаева «Опору для осмысления русской литературы… нужно искать… в «Нагорной проповеди»: не собирайте сокровищ на земле…но собирайте… на небе…» (2). А.А. Алексеев и М.М. Дунаев выделяют сходства и различия между русской и зарубежной литературой: «Если в западноевропейской литературе в центре стояла проблема счастья как достижения земных благ, материального изобилия жизни и прекращения страданий как главного условия полноценной жизни, то в шедеврах русской литературы центральной проблемой становится явная нехватка духовности в действительности, идёт поиск духовных благ, духовно-нравственного идеала, опираясь на который, следует обустраивать жизнь» (1). Данные авторы также отмечают и различие между представлением о человеке в той и другой литературе: «Господствующее в европейской литературе гуманистическое представление о человеке как о высшем существе, которому должно быть покорено все, русская классика (уже у своих истоков в лице А.С. Пушкина) заменяет понимание человека как существа, причина дисгармоничности в нём самом, в его греховности и эгоизме. В своих истоках это понимание православное (1). Итак, из всего выше сказанного хотелось бы сделать следующий вывод о том, что необходимо повышать интерес русской молодежи к русской классической литературы, так как именно она поможет и восстановить связь времён между прошлым и будущим нашего народа, поможет понять и воспринять ценный духовный опыт прошлых поколений России. А это является главной целью проведения занятий по литературе в школе и колледже.
Библиографический список
1. Алексеев А.А. О православных истоках русской классики 1840-1880-х годов и её структура.// Шадринские чтения: Материалы Межрегиональной филологической научно-практической конференции./отв. ред. С.В. Борисов. – Шадринск: ШГПИ, 2004.
2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. – Престиж, 2003.