ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
29.12.2024
УДК 373.3
Рекунова А. В., Кузнецова Ю. Н.,
МОУ «СОШ № 28», г. Магнитогорск
Неретина Т. Г.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гражданской позиции младших школьников в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, уточняются понятия патриот и гражданин. Представлен анализ литературы по проблеме формирования гражданской позиции младших школьников, с целью уточнения понятия патриота и гражданина. Описаны современные исследования по формированию гражданской позиции обучающихся в процессе образования. Предлагается авторское определение понятия «гражданская позиция младших школьников». В статье раскрываются педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников в процессе внеурочной деятельности, среди которых: получение учащимися знаний о понятиях «гражданин», «государство», «гражданская позиция»; изучение истории России как своей Родины; включение обучающихся в организацию и проведение различных мероприятий гражданского характера в качестве непосредственных участников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, младшие школьники, гражданин, Родина, патриот, гражданская позиция.
FEATURES OF THE FORMATION OF CIVIC POSITION
IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS
OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of civic position of primary school students in the process of extracurricular activities in a comprehensive school, the concepts of patriot and citizen are clarified. The analysis of literature on the problem of formation of civic position of primary school students is presented, in order to clarify the concept of patriot and citizen. Modern research on formation of civic position of students in the process of education is described. The author's definition of the concept of «civic position of primary school stu-dents» is proposed. The article reveals the pedagogical conditions for formation of civic posi-tion of primary school students in the process of extracurricular activities, including: acquisi-tion by students of knowledge about the concepts of «citizen», «state», «civic position»; study of the history of Russia as their homeland; inclusion of students in the organization and holding of various events of a civic nature as direct participants.
Keyword: extracurricular activities, primary school students, citizen, Motherland, patriot, civic position.
Анализ литературы по проблеме формирования гражданской позиции младших школьников, позволил нам уточнить понятия патриота и гражданина. Слово «Родина» неразрывно связано со словами «семья» и «патриотизм». Под «Родиной» в данном кон-тексте, понимается скорее, народный дух, чувство принадлежности к определенному со-циуму, заселяющему ту или иную территорию, гордость своими корнями, а не обыкно-венный географический регион. Для понятия «гражданин» важно понимания государст-ва, как социального пространства жизни людей.
В процессе изучения данного вопроса мы пришли к выводу, что важно четко разде-лять понятия «гражданин», «патриот» и «патриотизм». По мнению Н. А.Ивашкиной, пат-риотизм, как качество личности – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с. 29].
В отечественной педагогической литературе гражданин определяется как цивилизо-ванный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. К числу основных нравственных свойств гражданина С. В. Кривых и другие относят гражданскую ответственность и гражданский долг, которые являются идейными, ценностными детерминантами гражданской позиции [2]. «Гражданская позиция – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей, а также интеллектуальной ментальной российской спецификой», – отмечают Б. В. Сергеева, О. В. Марченко [5]. Подчеркнем, что гражданин чувствует любовь к своей Родине, знает свои обязанности перед ней. Согласно исследованиям Н. А. Ивашкиной, гражданскую позицию можно оп-ределить как нравственно-политическое качество личности [1].
Современные исследования констатируют, что формирование гражданской по-зиции обучающихся – это целенаправленный процесс образования всех учащихся, формирование у них гражданской ответственности и чувства долга. Отметим, что формирование гражданской позиции тесно связано с воздействием средств массовой информации и эмоциональным личным опытом участия человека в гражданских делах и отношениях. Мы считаем, что в условиях школьного образования у учащихся в большей степени формируется позиция гражданина. Современное школьное образование направлено на формирование общей правовой культуры, политической грамотности, идейного и мировоззренческого становления личности, способов деятельности, образцов поведения.
По мнению Б. В. Сергеевой, формирование гражданской позиции младших школь-ников – это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учи-телем, во-первых, воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; во-вторых, формирование бережного отношения к родной природе и все-му живому, к земле; в-третьих, привитие ребёнку чувства гордости за свою Родину; в-четвертых, воспитание любви и уважения к людям труда, защитникам Отечества; в-пятых, развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни, русским традициям, народным обычаям [5].
Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов, предлагают следующую структуру гражданской позиции личности:
– знания о гражданском долге и ответственности, он выполняет предметно-практическую функцию;
– направленность эмоций по отношению к той или иной общественной ценности;
– реализация гражданских ценностей, достижение значимых целей, проектирование участия в общественно-политической жизни [3].
Взаимосвязь, всех компонентов, способствует тому, что наполнение одного из них будет обогащать все другие.
Таким образом, анализ раскрываемой проблемы позволяет нам уточнить определе-ние понятия «гражданская позиция младших школьников», под которым мы будем по-нимать сознательное и ответственное отношение учащихся к своей стране, государству, обществу, которое формируется у них в процессе участия в общественно-полезной дея-тельности, включает в себя осознание своей социальной роли, ценностных ориентаций, национальной идентичности, установленных конституцией обязанностей, моральных ус-тановок, характеризуется активностью в трудовой, учебно-познавательной и обществен-но политической жизни, обеспечивает ориентацию на национальные ценности.
Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, безусловно, в определенной степени способствуют формированию гражданской позиции школьника. Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение: культуры отношений человека с человеком; культуры быта, поведения в семье и обществе; культуры образования гражданина своей Родины. Это достигается путем привитие учащимся норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога.
Мы считаем, что формирование у младших школьников гражданской позиции в процессе внеурочной деятельности по общекультурному направлению будет обеспечи-ваться, если учащиеся, во-первых, получают знания о понятиях «гражданин», «государ-ство», «гражданская позиция»; во-вторых, изучают историю России как своей Родины; в-третьих, включаются в организацию и проведение различных мероприятий гражданского характера в качестве непосредственных участников.
С целью знакомства младших школьников с понятиями «гражданин», «граждан-ская позиция», «права и обязанности гражданина» рекомендуется проведение следующих мероприятий:
1) классный час на тему «Гражданин России»;
2) конкурс стихов посвящённые Дню Победы;
3) встреча с ветеранами, участниками боевых действий;
4) викторина «Что мы знаем о нашем государстве»;
5) участие в онлайн шествии «Бессмертный полк», и посещение онлайн музея По-беды – «Лица Победы» просмотр информации об этом движении.
На классном часе, например, можно провести упражнение – ассоциативный ряд на тему: «Гражданин и патриот, кто это?». В процессе которого учащиеся выполняют зада-ние: составить ассоциативный ряд на высказывания «Патриот, кто он?» и «Гражданин, кто он?» и прикрепить свои высказывания на доске слева и справа от силуэта человека (на доске прикреплен силуэт человека, с двух сторон надписи «Патриот» и «Гражда-нин»). Приведем варианты ответов учащихся на вопрос «Кто такой гражданин?». Это:
1) Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
2) Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом.
3) Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4) Сказочно богата природа родного края. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5) Готов стать на защиту Отечества.
6) Отстаивает престиж свой страны.
7) Знает государственную символику.
8) Готов отдать своей родине все силы и способности.
9) Гражданин тот, кто украшает государство своим трудом.
10) Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством.
11) Знает свой родной язык.
12) Знает историю своего родного края, гордится своими предками.
В процессе выполнения данного упражнения учащиеся приходят к выводу, что лю-бить Россию и быть ее патриотом, это значит выражать любовь к ней своими действиями и поступками.
С целью изучение учащимися истории России как своего государства рекомендует-ся провести внеурочную работу на тему «Героические страницы прошлого» (выставка детских рисунков) и «История моего народа – моя история». При изучении материала по истории родного края необходимо соблюдать следующие требования.
1) Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
2) Подбор содержания темы беседы с учетом специфики структуры знаний: увидел объект – «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем – оценил объект – применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях). Та-кой подход требует широкого использования принципа наглядности во внеурочной работе. Например, демонстрация видеоряда фотографий, слайдов, которые задают эмоциональный или познавательный тон встречи, в сопровождении музыкальной заставки и фрагментов стихотворений.
На внеурочных занятиях дети могут также составлять и рисовать свое родовое дре-во (главное условие – помощь дома родителей) – данное задание дается для выполнения совместно с родителями на дом, сроком на месяц, при этом приветствуются фотографии всех родных, которые можно найти или более полные данные о дальних родственниках. При посещении музея школы учащиеся могут рассказать о своих родовых «корнях», по-казать фотографии своих предков. Данная работа вызывает зачастую много затруднений, так как не у всех есть известна информация о родственниках, многие из оставшихся род-ственников живут в других города и т. п.
На занятиях «Героические страницы прошлого» и «История моего народа – моя ис-тория» обучающиеся могут приготовить совместно с родителями презентации и расска-зать про известных участников и героях войны и труда. Отдельное внимание можно уде-лить теме – «Герои нашего времени».
В своей практике мы используем рекомендательный указатель литературы для детей школьного возраст «Отражения: образ Магнитогорска в художественной прозе», разработанный МКУК «Централизованная детская библиотечная система» г. Магнитогорска.
С целью непосредственного участия обучающихся в различных мероприятиях об-щественно значимого характера, в школе организуются и проводятся различные воспитательные мероприятия, праздники, творческие встречи и экскурсии. Приведем пример некоторых из них:
1) участие детей в социальном движении «Дети мира против войны» (в классах проведен конкурс рисунков);
2) посещение музея военной техники на открытом воздухе при ДОСААФ, экскурсия в пожарную часть, встреча с представителями военкомата, участие детей в социальном проекте «Школьный двор»;
3) участие обучающихся вместе со своими семьями в онлайн параде 9 Мая в честь Дня Победы и массовом шествии «Бессмертный полк»;
4) посещение обучающихся совместно с родителями городского краеведческого музея (выставка «Мой край») и городской картинной галереи и т. п.;
5) систематическое чтение произведений поэтов и писателей нашей Родины о Рос-сии, о Магнитогорске, об Урале;
6) проведение бесед на темы: «Мое отношение к одноклассникам», «Мое отноше-ние к людям других национальностей» и т. п.
7) участие обучающихся в конкурсах рисунков на тему «Моя Родина», «Мой род-ной край», «Природа моего края», «Моя семья», «Моя школа», «Моя малая Родина», «Герб моей семьи» и т. п.
Таким образом, формирование гражданской позиции у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в ко-торой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой це-ли: воспитания человека культуры и гражданина своей страны.
Список литературы
1. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2007. № 7. С. 29–33.
2. Кривых С. В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников. Новокузнецк, 2015. 150 с.
3. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу: методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. Москва : ЦГЛ, 2016. 34 с.
4. Неретина Т. Г. Изучение народных традиций как средство развития образа мира личности // Психология личности : сб. науч. тр. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2019. С. 91–96.
5. Сергеева Б. В., Марченко О. В. Педагогические условия становления граждан-ской позиции младших школьников // Молодой ученый. 2016. №6. С. 809–812.
Рекунова А. В., Кузнецова Ю. Н.,
МОУ «СОШ № 28», г. Магнитогорск
Неретина Т. Г.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гражданской позиции младших школьников в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, уточняются понятия патриот и гражданин. Представлен анализ литературы по проблеме формирования гражданской позиции младших школьников, с целью уточнения понятия патриота и гражданина. Описаны современные исследования по формированию гражданской позиции обучающихся в процессе образования. Предлагается авторское определение понятия «гражданская позиция младших школьников». В статье раскрываются педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников в процессе внеурочной деятельности, среди которых: получение учащимися знаний о понятиях «гражданин», «государство», «гражданская позиция»; изучение истории России как своей Родины; включение обучающихся в организацию и проведение различных мероприятий гражданского характера в качестве непосредственных участников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, младшие школьники, гражданин, Родина, патриот, гражданская позиция.
FEATURES OF THE FORMATION OF CIVIC POSITION
IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS
OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of civic position of primary school students in the process of extracurricular activities in a comprehensive school, the concepts of patriot and citizen are clarified. The analysis of literature on the problem of formation of civic position of primary school students is presented, in order to clarify the concept of patriot and citizen. Modern research on formation of civic position of students in the process of education is described. The author's definition of the concept of «civic position of primary school stu-dents» is proposed. The article reveals the pedagogical conditions for formation of civic posi-tion of primary school students in the process of extracurricular activities, including: acquisi-tion by students of knowledge about the concepts of «citizen», «state», «civic position»; study of the history of Russia as their homeland; inclusion of students in the organization and holding of various events of a civic nature as direct participants.
Keyword: extracurricular activities, primary school students, citizen, Motherland, patriot, civic position.
Анализ литературы по проблеме формирования гражданской позиции младших школьников, позволил нам уточнить понятия патриота и гражданина. Слово «Родина» неразрывно связано со словами «семья» и «патриотизм». Под «Родиной» в данном кон-тексте, понимается скорее, народный дух, чувство принадлежности к определенному со-циуму, заселяющему ту или иную территорию, гордость своими корнями, а не обыкно-венный географический регион. Для понятия «гражданин» важно понимания государст-ва, как социального пространства жизни людей.
В процессе изучения данного вопроса мы пришли к выводу, что важно четко разде-лять понятия «гражданин», «патриот» и «патриотизм». По мнению Н. А.Ивашкиной, пат-риотизм, как качество личности – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с. 29].
В отечественной педагогической литературе гражданин определяется как цивилизо-ванный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. К числу основных нравственных свойств гражданина С. В. Кривых и другие относят гражданскую ответственность и гражданский долг, которые являются идейными, ценностными детерминантами гражданской позиции [2]. «Гражданская позиция – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей, а также интеллектуальной ментальной российской спецификой», – отмечают Б. В. Сергеева, О. В. Марченко [5]. Подчеркнем, что гражданин чувствует любовь к своей Родине, знает свои обязанности перед ней. Согласно исследованиям Н. А. Ивашкиной, гражданскую позицию можно оп-ределить как нравственно-политическое качество личности [1].
Современные исследования констатируют, что формирование гражданской по-зиции обучающихся – это целенаправленный процесс образования всех учащихся, формирование у них гражданской ответственности и чувства долга. Отметим, что формирование гражданской позиции тесно связано с воздействием средств массовой информации и эмоциональным личным опытом участия человека в гражданских делах и отношениях. Мы считаем, что в условиях школьного образования у учащихся в большей степени формируется позиция гражданина. Современное школьное образование направлено на формирование общей правовой культуры, политической грамотности, идейного и мировоззренческого становления личности, способов деятельности, образцов поведения.
По мнению Б. В. Сергеевой, формирование гражданской позиции младших школь-ников – это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учи-телем, во-первых, воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; во-вторых, формирование бережного отношения к родной природе и все-му живому, к земле; в-третьих, привитие ребёнку чувства гордости за свою Родину; в-четвертых, воспитание любви и уважения к людям труда, защитникам Отечества; в-пятых, развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни, русским традициям, народным обычаям [5].
Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов, предлагают следующую структуру гражданской позиции личности:
– знания о гражданском долге и ответственности, он выполняет предметно-практическую функцию;
– направленность эмоций по отношению к той или иной общественной ценности;
– реализация гражданских ценностей, достижение значимых целей, проектирование участия в общественно-политической жизни [3].
Взаимосвязь, всех компонентов, способствует тому, что наполнение одного из них будет обогащать все другие.
Таким образом, анализ раскрываемой проблемы позволяет нам уточнить определе-ние понятия «гражданская позиция младших школьников», под которым мы будем по-нимать сознательное и ответственное отношение учащихся к своей стране, государству, обществу, которое формируется у них в процессе участия в общественно-полезной дея-тельности, включает в себя осознание своей социальной роли, ценностных ориентаций, национальной идентичности, установленных конституцией обязанностей, моральных ус-тановок, характеризуется активностью в трудовой, учебно-познавательной и обществен-но политической жизни, обеспечивает ориентацию на национальные ценности.
Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, безусловно, в определенной степени способствуют формированию гражданской позиции школьника. Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение: культуры отношений человека с человеком; культуры быта, поведения в семье и обществе; культуры образования гражданина своей Родины. Это достигается путем привитие учащимся норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога.
Мы считаем, что формирование у младших школьников гражданской позиции в процессе внеурочной деятельности по общекультурному направлению будет обеспечи-ваться, если учащиеся, во-первых, получают знания о понятиях «гражданин», «государ-ство», «гражданская позиция»; во-вторых, изучают историю России как своей Родины; в-третьих, включаются в организацию и проведение различных мероприятий гражданского характера в качестве непосредственных участников.
С целью знакомства младших школьников с понятиями «гражданин», «граждан-ская позиция», «права и обязанности гражданина» рекомендуется проведение следующих мероприятий:
1) классный час на тему «Гражданин России»;
2) конкурс стихов посвящённые Дню Победы;
3) встреча с ветеранами, участниками боевых действий;
4) викторина «Что мы знаем о нашем государстве»;
5) участие в онлайн шествии «Бессмертный полк», и посещение онлайн музея По-беды – «Лица Победы» просмотр информации об этом движении.
На классном часе, например, можно провести упражнение – ассоциативный ряд на тему: «Гражданин и патриот, кто это?». В процессе которого учащиеся выполняют зада-ние: составить ассоциативный ряд на высказывания «Патриот, кто он?» и «Гражданин, кто он?» и прикрепить свои высказывания на доске слева и справа от силуэта человека (на доске прикреплен силуэт человека, с двух сторон надписи «Патриот» и «Гражда-нин»). Приведем варианты ответов учащихся на вопрос «Кто такой гражданин?». Это:
1) Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
2) Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом.
3) Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4) Сказочно богата природа родного края. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5) Готов стать на защиту Отечества.
6) Отстаивает престиж свой страны.
7) Знает государственную символику.
8) Готов отдать своей родине все силы и способности.
9) Гражданин тот, кто украшает государство своим трудом.
10) Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством.
11) Знает свой родной язык.
12) Знает историю своего родного края, гордится своими предками.
В процессе выполнения данного упражнения учащиеся приходят к выводу, что лю-бить Россию и быть ее патриотом, это значит выражать любовь к ней своими действиями и поступками.
С целью изучение учащимися истории России как своего государства рекомендует-ся провести внеурочную работу на тему «Героические страницы прошлого» (выставка детских рисунков) и «История моего народа – моя история». При изучении материала по истории родного края необходимо соблюдать следующие требования.
1) Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
2) Подбор содержания темы беседы с учетом специфики структуры знаний: увидел объект – «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем – оценил объект – применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях). Та-кой подход требует широкого использования принципа наглядности во внеурочной работе. Например, демонстрация видеоряда фотографий, слайдов, которые задают эмоциональный или познавательный тон встречи, в сопровождении музыкальной заставки и фрагментов стихотворений.
На внеурочных занятиях дети могут также составлять и рисовать свое родовое дре-во (главное условие – помощь дома родителей) – данное задание дается для выполнения совместно с родителями на дом, сроком на месяц, при этом приветствуются фотографии всех родных, которые можно найти или более полные данные о дальних родственниках. При посещении музея школы учащиеся могут рассказать о своих родовых «корнях», по-казать фотографии своих предков. Данная работа вызывает зачастую много затруднений, так как не у всех есть известна информация о родственниках, многие из оставшихся род-ственников живут в других города и т. п.
На занятиях «Героические страницы прошлого» и «История моего народа – моя ис-тория» обучающиеся могут приготовить совместно с родителями презентации и расска-зать про известных участников и героях войны и труда. Отдельное внимание можно уде-лить теме – «Герои нашего времени».
В своей практике мы используем рекомендательный указатель литературы для детей школьного возраст «Отражения: образ Магнитогорска в художественной прозе», разработанный МКУК «Централизованная детская библиотечная система» г. Магнитогорска.
С целью непосредственного участия обучающихся в различных мероприятиях об-щественно значимого характера, в школе организуются и проводятся различные воспитательные мероприятия, праздники, творческие встречи и экскурсии. Приведем пример некоторых из них:
1) участие детей в социальном движении «Дети мира против войны» (в классах проведен конкурс рисунков);
2) посещение музея военной техники на открытом воздухе при ДОСААФ, экскурсия в пожарную часть, встреча с представителями военкомата, участие детей в социальном проекте «Школьный двор»;
3) участие обучающихся вместе со своими семьями в онлайн параде 9 Мая в честь Дня Победы и массовом шествии «Бессмертный полк»;
4) посещение обучающихся совместно с родителями городского краеведческого музея (выставка «Мой край») и городской картинной галереи и т. п.;
5) систематическое чтение произведений поэтов и писателей нашей Родины о Рос-сии, о Магнитогорске, об Урале;
6) проведение бесед на темы: «Мое отношение к одноклассникам», «Мое отноше-ние к людям других национальностей» и т. п.
7) участие обучающихся в конкурсах рисунков на тему «Моя Родина», «Мой род-ной край», «Природа моего края», «Моя семья», «Моя школа», «Моя малая Родина», «Герб моей семьи» и т. п.
Таким образом, формирование гражданской позиции у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в ко-торой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой це-ли: воспитания человека культуры и гражданина своей страны.
Список литературы
1. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2007. № 7. С. 29–33.
2. Кривых С. В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников. Новокузнецк, 2015. 150 с.
3. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу: методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. Москва : ЦГЛ, 2016. 34 с.
4. Неретина Т. Г. Изучение народных традиций как средство развития образа мира личности // Психология личности : сб. науч. тр. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2019. С. 91–96.
5. Сергеева Б. В., Марченко О. В. Педагогические условия становления граждан-ской позиции младших школьников // Молодой ученый. 2016. №6. С. 809–812.