Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

17.01.2024
Хлущевская В.Е., Кувшинова И.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, но именно с ними тяжелее всего его сформировать, так как в младшем школьном возрасте у этих детей все еще преобладает игровая деятельность, в результате которой у детей с умственной отсталостью происходит искажение представлений об окружающем мире. Умственно отсталым школьникам свойственно поверхностное ознакомление с каким-либо предметом, в результате чего им достаточно сложно производить анализ и синтез, поэтому у них восприятие и понимание также страдает. Поэтому важно иметь представление об особенностях и способах формирования познавательного интереса младших школьников с нарушениями интеллекта.
Ключевые слова: умственная отсталость, познавательный интерес, познание, коррекция, младшие школьники.

В наше время детей с высоким уровнем формирования познавательных интересов называют одаренными, с ними проводят специальную дополнительную работу на увеличение их способности к познавательности и раскрытия таланта. Этих детей чаще всего привлекают сложные, необычные задания, трудные школьные предметы. При изучении трудных тем у них происходит скачок интереса и интеллектуальной активности. Но, к сожалению, таких детей очень мало, и в школах массово присутствуют дети, у которых познавательный интерес не проявляется или имеет низкий уровень, поэтому педагогам постоянно приходится искать различные пути для формирования интереса, и они добавляют в уроки элементы занимательности, различные интерактивные средства, необычные формы урока и т. д.
Так М.Н. Скаткин утверждает, что «на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя, именно поэтому стоит тщательно отбирать учебный материал. Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире[1]. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным» [3, с. 121–124].
Дети младшего школьного возраста открыты к новым знаниям, и очень легко включаются в новые формы урока, новые задания, они активны и любознательны. Главная цель – не упустить этот период и начать формировать в детях познавательный интерес, чтобы в процессе обучения ребенок проявлял устойчивый интерес к познанию, не требующий от педагога дополнительных усилий к привлечению детей через игровую или занимательную задачу. Это положение верно при работе с детьми с нормой развития, но вот работа с детьми, имеющими нарушения развития, уже сложнее, особенно много проблем возникает при обучении детей с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые школьники достаточно резко отличаются от своих сверстников с нормой развития именно в познавательном интересе.
Для них характерно недоразвитие не только познавательного процесса, но и связанных с ним внимания, восприятия, мышления и т. д. Именно это и влечет за собой проблемы в развитии интереса к обучению в целом. Дети с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте больше увлечены игровой деятельностью, в результате которой мир они воспринимают через игру, искажая сведения, которые они должны воспринимать серьезно. Нарушенные представления об окружающем мире не представляют особого интереса для его изучения, такие дети все узнают поверхностно и какие-то более общеизвестные факты о каком-либо предмете, у них не возникает интереса изучить его более детально, вследствие чего все воспринимаемое ими становится упрощённым и неверным [2, 4].
Изучение научной и специальной литературы позволило выделить несколько этапов формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью, опишем более подробно каждый этап:
1 этап. Происходит формирование интереса, но он не устойчив, хотя все же создается положительный образ деятельности и формируется хорошее отношение к ней.
2 этап. В это время начинается проявляться интерес к деятельности, например, письмо, чтение и т. д. На этом этапе без дополнительной стимуляции интереса со стороны педагога еще не обходится, уроки также должны быть увлекательными, игровыми, яркими. Но также становится возможным поддержать интерес и выполнением учебных задач.
3 этап. На данном этапе происходит становление интереса уже к самому учебному материалу. Происходит становление способностей использовать полученные знания в жизни. Главная роль в формировании интереса все так же принадлежит педагогу. Но ребенок уже не пассивный слушатель, а активный участник процесса.
4 этап. Здесь происходит активное становление творческой деятельности, но в силу недоразвитого мышления, восприятия и познавательности эта деятельность еще недостаточно выражена [6].
По уровню действенности различают активные и пассивные интересы. Ученикам вспомогательной школы более свойственны пассивные интересы. Школьники с умственной отсталостью ограничиваются восприятием интересующего их объекта, не стремясь проникнуть в его суть, познать глубже. Интересы умственно отсталых бедны по содержанию, односторонни, поверхностны [7].
Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании познавательных потребностей и интересов. У умственно отсталых детей недоразвита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности.
Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка.
Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:
1)    прямой конечный результат деятельности;
2)    мотивации вознаграждения;
3)    подневольное поведение: избежать репрессий путем подчинения силе;
4)    привлекательность самого процесса деятельности [5].
Таким образом, как мы видим, на любом из этапов важен сам педагог, его любовь к работе, качественный отбор учебного материала, форм и методов, которые способны формировать познавательный интерес у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Библиографический список
1.    Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. – №12. – С. 57-59.
2.    Архипова Е.А., Долгушина Н.А. Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников с умственной отсталостью средствами музыкотерапии // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы : материалы II Национальной научно-практической конференции. – Магнитогорск, 2023. –
С. 327-332.
3.    Богуславский М.В. Педагогическая система М.Н. Скаткина: генезис и значение. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. – 258 с.
4.    Долгушина Н.А., Дзюндзя А.А. Актуальные проблемы изучения детей с расстройствами аутистического спектра // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции. – Магнитогорск, 2023. – С. 109-114.
5.    Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск: БЛАГОВЕСТ, 2005. – 105 с.
6.    Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
7.    Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. – 1979. – №2. – С. 5.


Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.