Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

02.11.2021

Малеко Елена Валерьевна,

кандидат филологических наук, доцент,
доцент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»

г. Магнитогорск

elena.maleko@yandex.ru


Семья на Руси испокон веков была важнейшим звеном в цепи сложных общественных отношений. Как отмечает С. Голод, еще до принятия христиан-ства славяне сформировали принципы существования большой патриархальной семьи, где главным был старший мужчина, передававший свое главенство стар-шему же из своих сыновей. Такая семья была зеркальным отражением системы государственного правления. На вершине русского феодального общества стоял князь, отец большого семейства, в котором обычно рождалось несколько сыно-вей. Власть в государстве, как и в семье, передавалась по кровному родству от отца к старшему сыну. Только период междоусобиц XII начала XV века пре-рвал эту устойчивую традицию. Поборники власти, многие русские князья, за-быв о семейных узах, о родстве и преемственности надолго оставили Русь в беспросветной тьме татаро-монгольского ига. По существу, Русь, порабощен-ную татаро-монголами, ослабили нарушенные семейные связи.
Возвращение к разумному существованию русского общества произошло в период возвышения Москвы. Новая централизация государства вернула прин-цип патриархальности в русское общество. Семья и традиции преемственности вновь заняли в нем устойчивое положение вплоть до Октябрьской революции 1917 года [1].

Важно отметить, как создавалась семья на Руси. Историки склонны счи-тать, что идея создания молодой семьи в период Средневековья и в более позд-нее время полностью принадлежала будущим родителям молодых. Родители «приглядывали» дочери мужа, а сыну жену. Этот факт был определен право-славными устоями, в рамках которых с раннего детства дети осознавали непре-рекаемый авторитет своих родителей, глубокое уважение к их мудрости и жиз-ненному опыту. Именно поэтому между родителями будущих жениха и невесты существовал «сговор»: изначальная договоренность о возможности создания молодой семьи. В момент сговора решался и вопрос имущественных отноше-ний: стороны выясняли, какое приданое будет отдано за жениха/невесту. Роди-тельский авторитет был так велик, что молодежь не могла оспорить решения, принятого на «сговоре». Патриархальная русская семья создавалась на одной лишь мудрости старших, тогда как чувствами молодого поколения никто не ин-тересовался. Традицией было само создание семьи, а потому семья должна была быть создана и должна была существовать по законам предков. Вступление мо-лодых в брак освящала церковь, так как сам этот процесс считался одним из христианских таинств.

На Руси, делает вывод Ф. А. Игебаева, было принято создавать слишком молодые семьи [2]. Так, девушка вступала в брак совсем еще юной девочкой-подростком, в возрасте 12-15 лет, а юноша мог стать мужем в возрасте 16-17 лет. Такой брак определялся практической необходимостью. Достигнув дето-родного возраста, молодые люди могли иметь детей – дать семье новых работ-ников. Юный возраст при вступлении в брак позволял молодым до наступления старости родить много детей. Известно, что русские семьи всегда были много-детными (до 12-15 детей у одних родителей). Высокая смертность приводила к тому, что выживали не все дети, но их смерть не воспринималась как страшная трагедия. С точки зрения православия, смерть ребенка объяснялась устойчивой формулой: «Бог дал, Бог и взял».

Молодая семья никогда не покидала родительский дом: юноша приводил жену в дом своего отца, а девушка отправлялась в дом к родителям мужа. Когда разрасталась семья, разрастался и дом. К нему пристраивали («рубили») новые комнаты, которые и отводили для молодых. Такое положение было во многом определено практическими нуждами. Семейные традиции на Руси веками выра-батывались в среде земледельцев. Наличие рабочих рук определяло обилие урожая, своевременность его уборки, благополучное разведение скота и, в ито-ге, обеспеченность продуктами питания на целый год. Безбедное существование патриархальной русской семьи обеспечивали сами ее члены. Именно поэтому новые члены семьи рассматривались, прежде всего, как новые работники. Роди-тели выбирали своим детям здоровых супругов, крепких физически, а вот кра-сота в ее современном общечеловеческом представлении для молодоженов имела второстепенное значение: отсутствие физического уродства, сильное и крепкое тело уже делало человека привлекательным.

Мощное патриархальное начало, заложенное в русской семье, по мнению С. Голода, действительно, делало мужчину главой, наделяло его непререкаемым авторитетом. Женщина в такой семье всегда оставалась на вторых ролях [1]. Она была «хранительницей очага», матерью, работницей в поле и в хлеву, по-мощницей супругу во всех его делах и начинаниях. Именно поэтому в русском языке слово «супруги» одного корня со словом «упряжь» – конская сбруя, поз-воляющая запрячь не одну, а пару или тройку лошадей в повозку. Супруги бы-ли неразлучны, понятие развода в патриархальной Руси не существовало: семьи создавались на века, и только смерть одного из супругов могла разрушить се-мейные узы.
Русская патриархальная семья была фундаментом для существования многих традиций. Она жила не только буднями, но и незамысловатыми празд-никами, которые были связаны с земледельческим календарем, слившимся на Руси с календарем церковным, православным. Во многом семью сплачивала ве-ра: совместное посещение храма, общая молитва, церковные праздники вносили в существование семьи общий духовный настрой, единый ритм жизни, создава-ли атмосферу нерушимости семейных уз.

Мирное течение жизни патриархальной Руси было прервано петровскими реформами первой трети XVIII столетия. Внимание к европейскому образу жизни подвинуло русских к тому, чтобы по-новому взглянуть на семью. В стро-гий ее уклад вдруг ворвалась чувственность, которая изменила, прежде всего, дворянские семьи. Европа, законодательница мод, дала русским семьям пред-ставление о плотской любви, которая теперь стала определять и подход к созда-нию семьи. Семейная тема была воспета в европейской живописи, где с портре-тов Рембрандта и Рубенса смотрели влюбленные лица супругов, здесь чув-ственная любовь занимала все пространство семейной жизни, что для Руси того времени было еще чуждо и непонятно. Но постепенно новые веяния охватили и Россию. Своеобразным образчиком нового семейного поведения стал сам царь Петр I: законная жена – Евдокия Федоровна Лопухина была не единственной женщиной в жизни правителя. Новая пассия немка Марта Скавронская завладела чувствами русского царя настолько, что была коронована и стала первой рус-ской императрицей – Екатериной I.
Весь мир молодой дворянской русской семьи XVIII-XIX веков овеян чув-ством возвышенной любви и нежности, которые становятся определяющими для супругов. Мир новых семейных отношений прекрасно воссоздает русская литература того времени. Любовью грезят пушкинские героини. Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» готова к признанию в собственной любви к мужчине, так как для нее это чувство занимает все жизненное про-странство, делая его бесполезным без предмета обожания. В знаменитом романе Л. Н. Толстого «Война и мир» дворянка Наташа Ростова живет любовью. Ее от-ношения с мужчинами строятся по законам сердца, в то время, когда разум молчит. Другая героиня Толстого – Анна Каренина готова разрушить собствен-ную семью из-за любви, но, не создав новых семейных отношений, сводит счеты с жизнью. Любовь теперь определяет многое: узы брака, семейный быт, рожде-ние детей – все это не существует без любви.

Важно отметить, что новые веяния в семейном укладе коснулись, в основ-ном, дворянское общество, так как в крестьянской среде, ведущей веками усто-явшийся образ жизни, семейные традиции были сильны и нерушимы. Крепкая патриархальная семья оставалась в этой среде крепким оплотом.

Серьезные изменения в осознании значимости семьи для молодого поко-ления в России происходят в период после Октябрьской революции 1917 года. Изменение государственной идеологии, в рамках которой произошло полное отречение от православия, привело к разрушению многих веками существую-щих традиций [5]. Институт семьи был перестроен до неузнаваемости. На смену патриархальности, как пишет Ф. А. Игебаева, пришло равенство полов, а на смену любви – чувство партнерства и даже товарищества, которые теперь опре-деляли семейные отношения. Частое обращение «товарищ» в эти годы звучало и как обращение супругов друг к другу. Семья стала «ячейкой общества», «вин-тиком» в огромной государственной машине. Мужчина и женщина в семье по-лучили равные права, а главным правом теперь осознавалось право на труд. Су-пруги выполняли равные обязанности: трудились на предприятии, включались в социалистические соревнования, жили по законам страны Советов. Рождение детей в молодой советской семье расценивалось как появление на свет новых граждан. Их воспитание строилось в рамках новых морально-этических норм советского государства [3]. Устойчивость советской семьи определяется един-ством жизненной позиции супругов. Если супруги имели разное мнение по по-воду некоторых вопросов совместной жизни, то советское государство разре-шало им прервать семейные отношения и получить развод. Браком теперь веда-ла не церковь, а государственные органы – ЗАГСы. В ЗАГСе производились и бракоразводные процессы, что подтверждалось официальными документами установленного образца. Строгий государственный официоз в оформлении брачных отношений молодых супругов изменил само отношение к браку. По-явилось понятие «фиктивный брак», как документальное подтверждение неко-торых взаимовыгодных отношений. Советский брак внес много негативного в процесс строительства молодой семьи. Новая советская идеология не требовала от молодого поколения согласия на брак родителей. Молодые люди сами при-нимали решения относительно своей судьбы. Столь же свободным было и при-нятие решения о расторжении брака.

Несомненно, что все эти процессы отразились и на современном состоя-нии российского общества. На рубеже XX-XXI веков мы задаемся вопросом о том, а является ли семья выбором молодых? Все чаще, отмечает Ф. А. Игебаева, молодежь предпочитает «гражданский брак» законным отношениям супругов [2]. Но совместное проживание молодых людей под одной крышей вовсе не означает выполнения взаимных обязательств. В таком случае возникающие трудности, рождение детей становятся причиной того, что гражданские отноше-ния прекращаются моментально, разрыв наступает по одному лишь желанию какой-либо из сторон. В этом случае страдают рожденные в «гражданском бра-ке» дети, оставшиеся на воспитании в неполной семье, где материальное суще-ствование также оставляет желать лучшего.

Сейчас мы можем утверждать, что экономическая сторона при создании молодой семьи в современной России имеет огромное значение [7]. Имущество, нажитое супругами, часто становится предметом враждебности и споров в бра-коразводных процессах. Для молодых семей, возникающих в наши дни, суще-ствует практика брачных договоров, которые направлены на создание экономи-ческого спокойствия и комфорта вступающих в брак. Но и в этом процессе мно-гое подлежит сомнению. Молодые люди, составляя брачный договор, часто за-даются вопросом: а так ли крепки совместные чувства, если строительство се-мьи начинается с раздела имущества? Ответ на этот вопрос может быть разным, в зависимости от личных представлений человека о семье и принципах ее суще-ствования.

Несомненно, что российское правительство в наши дни серьезно озабоче-но проблемами создания молодой семьи. Демографический кризис общества и падение рождаемости, по мнению С. Голода, заставляют всех задуматься о бу-дущем [1]. Молодые семьи – это наше будущее, а потому они нуждаются в мощной социальной защите. Семья должна стать выбором молодых! Сейчас молодые семьи уже получают разнообразную поддержку для того, чтобы ощу-тить свою социальную защищенность. В числе мероприятий правительства РФ по защите молодой семьи Ф. А. Игебаева называет льготное кредитование при ипотечных займах, выделение земельных участков под частное строительство, формирование материнского капитала при рождении двух и более детей в семье [4]. Конечно, теплые семейные отношения и любовь, поддержанные материаль-ной стабильностью должны дать свои всходы. Отношение к созданию семьи у молодых россиян, согласно выводам Ф. Мустаевой, меняется постепенно: от восприятия семьи как тяжкого бремени, отягощенного обязательствами, до осо-знания семьи как совместной поддержки, возможности выживания даже в слож-ных социальных условиях [6].
Хотелось бы отметить тот факт, что молодые семьи, заключая союзы, все чаще освящают их в церкви. Венчание, ставшее данью возникшей моде в начале двухтысячных годов, теперь осознается многими молодыми людьми серьезно, как обдуманный и взвешенный поступок. «Кто венчается, тот никогда не разлу-чается», – гласит народная мудрость. Следуя ей, молодежь приходит в церковь, подчеркивая тем самым, что путь семьи – это путь единения двух душ, которые создают союз во имя будущего, во имя детей, во имя любви.

Список литературы

1. Голод С. Cоциолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социс. – 2008. – № 1. – С. 46–53.

2. Игебаева Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С. 73–76.

3. Игебаева Ф. А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поко-ления // Социально-политические науки. – 2016. – № 1. – С. 47–49.

4. Игебаева Ф. А. Проблемы укрепления брачно-семейных отношений // Инновации, технологии, нука : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. Сукисян А. А. – Киров, 2016. – С. 267–270.

5. Малеко, Е. В. «Новая соборность» советской России (на материале поэ-зии первостроителей Магнитки) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. –2015. – № 5-1 (55). – С. 120–123.

6. Мустаева Ф. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 136–140.

7. Orekhovskaya, N. A., Galushkin A. A., Galushkin A. A., Maleko E. V., Bezenkova T. A., Plugina N. A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them // XLinguae. – 2018. – Vol. 11. – № 2. P. 256–264.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.