Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

17.01.2024
Хлущевская В.Е.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Развитие математических знаний у умственно отсталых дошкольников невозможно без систематической коррекционно-развивающей работы. В статье выявлены специфические особенности овладения дошкольниками с нарушениями интеллекта элементарными математическими представлениями. Приведены конкретные примеры, связанные с усвоением математического материала умственно отсталыми детьми. Акцентируется внимание на особенностях формирования у детей с интеллектуальной патологией количественных, пространственных, временных представлений. Показана необходимость наглядно-практического характера обучения математическим представлениям, значимость организации специальной предметно-развивающей среды для математического развития детей с умственной отсталостью. Обращено внимание на важность качественного усвоения математических сведений умственно отсталыми дошкольниками для их дальнейшей социализации, подготовке к школьному обучению, осуществления контактов с окружающими людьми.
Ключевые слова: умственная отсталость, математические представления, коррекционная работа, дошкольник.

Развитие математических представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью зависит от создания качественных коррекционно-развивающих педагогических условий. «Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный — оказываются несформированными у данной категории детей» [1]. Тем не менее, в современных исследованиях доказано, что ребенок с лёгкой степенью умственной отсталости способен овладеть элементарными математическими представлениями при наличии своевременной и полноценной коррекционно-развивающей помощи.
Исследования Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, Е.А.Катаевой, Л.А.Пепик, Н.Д.Соколовой показывают, что планомерное формирование математических знаний способствует коррекции всех сторон психического развития детей, содействует развитию чувственного восприятия и мышления, что является основой всей познавательной деятельности в дошкольном возрасте.
Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития моторных функций ребенка и развития сенсорной сферы, ориентировки в окружающем предметном пространстве,вербальных навыков, социального опыта. Как правило, указанные функции и способности грубо нарушены у детей с поражением центральной нервной системы.
У детей с умственной отсталостью наблюдается отставание как в развитии общей, так и в развитии мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, плохой координации движений, замедленной переключаемости с одного движения на другое, столь необходимых для формирования предметных действий в ходе будущего взаимодействия с математическим материалом. С большим трудом у детей формируются серии движений, нужных для формирования двигательных навыков,влияющих на пространственные ориентировки (ориентировка в предметном окружающем пространстве, в схеме собственного тела, на плоскости листа бумаги). Серьёзно страдает согласованная координация движений обеих рук, зрительно-двигательная координация. Это тормозит нормальное двигательное, речевое и интеллектуальное развитие, в том числе и процесс формирования элементарных математических представлений.
Зрительные формы ориентировки в задании в дошкольном возрасте без коррекционного обучения у умственно отсталых детей практически отсутствуют.
Умственно отсталые дети проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. Причины биосоциального характера влияют на недоразвитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей с нарушением интеллекта, поступающих в дошкольные образовательные учреждения. Те же причины вызывают недоразвитие предметных действий, познавательных функций руки, действий замещения, речи, отсутствие стремления к самостоятельности, сотрудничеству с взрослым. Эти особенности развития зачастую становятся препятствием в процессе формирования элементарных математических представлений.
Сравнительное исследование закономерностей наглядно-действенного мышления у нормально развивающихся и умственно отсталых детей дошкольного возраста проведено Е.А.Стребелевой, которая делает вывод о том, что нормально развивающиеся дети дошкольного возраста проходят все основные этапы развития наглядных форм мышления без специального целенаправленно организованного педагогического обучения. В отличие от них умственно отсталые дети дошкольного возраста могут достичь положительных результатов в развитии основных форм мышления только в процессе длительной коррекционно-педагогической работы. Е.А.Стребелева считает, что к концу дошкольного возраста у детей в норме и у умственно отсталых детей различия в развитии мышления некоторым образом сглаживаются, но имеют качественные своеобразия [2].
Научные исследования, проводимые под руководством профессора Е.А.Стребелевой, посвящены преимущественно формированию ведущей деятельности в каждом возрастном периоде: младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Это нашло отражение в программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (авторы – Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева). В программе формирование элементарных количественных представлений выделяется в отдельный раздел, так как авторы программы считают, что количество — это особый признак, его следует выделить, отделить от других признаков предмета. На протяжении дошкольного возраста умственно отсталые дети должны понять, что количество — признак объект, независимый ни от каких других признаков (формы, величины, цвета). Количество, по мнению Е.А. Стребелевой, должно приобрести для детей свое, особое значение [3].
Исследования И.В. Чумаковой, направленные на выявление особенностей количественных представлений дошкольников с нарушениями интеллекта, показали, что дети испытывают серьёзные затруднения в овладении количественными представлениями.
Дети демонстрируют очень низкий уровень сформированности количественных представлений, что выражается в неосознанном и часто механическом счёте в прямом порядке, отсутствие или ограниченности обратного счета. Дошкольники проявляют значительную зависимость счетной деятельности от качеств предметов (величина, цвет) и пространственного расположения предметов относительно друг друга. У воспитанников отмечается несформированность обобщенных представлений и трудности в усвоении основных правил пересчета однородных и разнородных предметов, присутствует «безытоговый» счет.
Серьёзные трудности наблюдаются в выполнении арифметических действий сложения и вычитания. Дети не переносят имеющиеся знания в новые ситуационные условия. Выявленные автором трудности в усвоении количественных представлений ведут к затруднениям при дальнейшем изучении математики в школе [4].
Наиболее несформированными у умственно отсталых детей являются пространственно-временные представления. С.Г. Ералиева в процессе опытно-экспериментальной работы выявила, что темп продуктивной деятельности умственно отсталых дошкольников в условиях ограниченного отрезка времени при котором не требуется самоконтроль, значительно медленнее, чем у нормально развивающихся детей. У умственно отсталых детей наблюдаются трудности при развитии пространственно-временных представлений, что, прежде всего, проявляется в том, что они, пытаясь ориентироваться в схеме собственного тела, недостаточно владеют пространственными понятиями при определении расположения частей тела, что в дальнейшем тормозит формирование и развитие других видов пространственной ориентировки [5].
Определяя пространственное местонахождение объектов относительно себя на наглядном уровне, дети дошкольного возраста с умственной отсталостью демонстрируют значительные трудности в пространственной ориентировке по словесной инструкции педагога. Дети данной категории не опираются на полученные знания в схеме собственного тела и не определяют объекты в пространстве, расположенные относительно себя. В сравнении с нормально развивающимися сверстниками, дошкольники с интеллектуальным недоразвитием испытывают значительные трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (рядом, между, по краям, вокруг, в центре, сбоку) в наглядном плане.
Детям очень сложно ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела, а также словесно определять направления от себя (справа, слева) и от другого объекта.
В исследованиях Л.Н.Лезиной, Г.В.Макоедовой, Л.А.Пепик отмечаются сложности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением интеллекта. Предлагается обучение таких детей направить на приобретение необходимого практического, чувственного опыта, на освоение различных вариантов кодирования пространства, формирование на этой основе способов адекватного восприятия, преобразования, моделирования пространственных отношений с учетом потребностей практической деятельности [7].
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью должен строиться на игровой основе. Освоение математическим содержанием наиболее продуктивно при использовании игр-занятий. Важность руководства игровой деятельностью умственно отсталого ребенка дошкольного возраста со стороны взрослого подчеркивали Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, Е.А.Екжанова, А.А.Катаева и другие.
В исследованиях Т.В.Лусс предлагается применение ЛЕГО-технологий с целью обучения умственно отсталых дошкольников конструктивно-игровой деятельности. Автор доказывает, что конструктивно-игровая деятельность умственно отсталых детей с ЛЕГО, в первую очередь, способствует формированию пространственных представлений и представлений о форме у данной категории детей. Помнению Т.В.Лусс, «для более эффективной работы с данной категорией детей необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющие связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к конструктивным навыкам ребенка» [6].
Таким образом, в специальной психолого-педагогической научной литературе глубоко изучены вопросы, связанные с особенностями развития математических представлений детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Имеются специальные исследования, направленные на выявление особенностей формирования и развития у умственно отсталых дошкольников количественных, временных, пространственных представлений.
В исследованиях подчеркивается необходимость наглядно-практического характера обучения математическим представлениям, важность организации специальной предметно-развивающей среды для математического развития детей с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость освоения различных способов кодирования окружающего пространства и, на этой основе, формирование правильного восприятия пространственных отношений, умения моделировать среду, преобразовать окружающую действительность с учетом потребностей практической деятельности.

Библиографический список
1.    Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С.107.
2.    Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001. – 184 c.
3.    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2003. – С. 17.
4.    Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Владос, 2001. – С. 34-84.
5.    Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. – 1992. – №1 (96). – С. 57-58.
6.    Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М.: Владос, 2003. С. 4.
7.    Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития : учеб.-метод. пособие / О.А. Потапова, И.А. Кувшинова; под ред. И.А. Кувшиновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2022. – 48 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.