Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

12.01.2023
Степанова О.П., Иванова Е.Н.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальности проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения девочек-подростков в современном обществе, которое проявляется в виде пищевых нарушений (нервная анорексия, булимия), агрессии, проявления жестокости, алкоголизации, употребление наркотиков, суицидальных попыток, аутоагрессивных форм поведения, бродяжничества, сексуальной распущенности и других девиаций. Основные причины возникновения девиаций: психофизиологические особенности ‒ на фоне полового созревания ‒ воздействие гормональных и эмоциональных всплесков; нарушение структуры и функции семьи; открытая пропаганда средствами массовой информации бездуховности, насилия, вседозволенности, малоценности жизни, навязывание «инстаграмного эталона» (запрещено в России) женского образа; особенности взаимодействия личности с окружающим миром, социальной средой и самим собой. К изучению причин отклонений поведения подростков ученые подходили с разных сторон: особое внимание уделяли самосознанию подростка, экспериментальным и научным способом исследовали семью, окружение и общество в целом, которые оказывают огромное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подростка. Данной проблемой занимались многие научные деятели в разные временные отрезки. В начале XXI века в России с внедрением интернет-технологий проблема девиантного поведения подростков стала набирать свои обороты. Спектр девиаций расширился: появлялись новые формы интернотоманий, игроманий, гаджетоманий, смс-маний, появились сайты, под невинными названиями, которые открыто «рекламировали» суицид. Анализируя научные труды по изучению данного вопроса, ученые так и не пришли к однозначному, конечному результату и единому мнению. Учитывая высокую социальную, практическую значимость проблемы расстройств поведения, а также временное видоизменение девиаций, приводящее к тому, что многие психокоррекционные программы недостаточно актуальны для нашего времени, научные деятели «не успевают» разрабатывать, адаптировать программы при «ускоренной» трансформации девиаций. Можно отметить, что в научных исследованиях окончательно не разработаны теоретические методолого-методические подходы по окончательному решению данной проблемы, возникшей в современном обществе.
Ключевые слова: девиантное поведение, девочки-подростки, девиации, расстройство пищевого поведения, суицидальные попытки, гормоны, агрессия, эмоции, любовь, семья.

Одной из острых проблем в современном обществе является изучение девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, приводящих к дезадаптации личности. Несомненно, подростковый возраст в разные времена имел свои особенности. С каждым десятилетием происходит видимое изменение общества, ценностей. Девиации современных подростков более глубоки, сильны, категоричны, подкреплены информационными контентами. Данная проблема имеет высокую значимость для исследований причин поведения подростков, последствий их действий. Множество научных исследований направлено на разработку различных психокоррекционных программ в системе реабилитации и психопрофилактики поведенческих девиаций.
Л.Б. Шнейдер считает, что поведение, которое можно назвать отклоняющимся, противоречит общепринятым правовым и общественным нормам [1, с. 12]. Иными словами, девиантное поведение рассматривается, как отклонение от установленных общественных норм и стандартов, заявленных обществом (косвенно или законодательно), и проявляется в нормах психического здоровья, правах, морально-этические нормах, культуре. В возникновении отклоняющегося поведения играют ключевую роль дефекты нравственного и правового сознания, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Многие научные деятели рассматривают наследственность, обучение, социальную среду, воспитание и социальную активность, как факторы воздействия на поведение подростка и тем самым обусловливают возникновение девиаций. Зачастую, девиации проявляются под отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, так же зависит от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.
У детей и подростков такое поведение выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. При этом можно отметить, что у большинства детей с отклоняющимся поведением сформированы знания о нормах и правилах поведения человека в обществе [1, с. 13]. Любое поведение подростка можно рассматривать в виде подчинения общей цели – сохранению идентичности - личностной и социальной. В личностном плане можно рассмотреть, как подросток создает свой положительный образ; в социальном плане – это некая принадлежность группе, в которую входит подросток, в которой его принимают. Поведение подростка направлено на то, чтобы показать свою важность, самоутвердиться в социально значимой группе. Девиантное поведение возникает тогда, когда подросток выбирает деструктивные способы для реализации своих мотивов и пытается в них самоутвердиться. Зачастую, у подростков, нарушающих дисциплину, очень четко сформированы понятия нормы поведения, они хорошо их усваивают, но не всегда осознают, что за этими поступками может стоять. Такой «вызов» обществу укладывается в возрастные особенности подросткового возраста, который характеризуется привлечением внимания, стремлением к власти, мстительностью, избеганием неудачи, бунтарству, проявлением самостоятельности, требование автономности. Одним из важных мотивационных целей при деструктивном поведении является привлечение внимания. При отсутствии или недостатке внимания со стороны взрослого или значимого лица, подростки любым деструктивным способом его к себе попытаются привлечь. Суть таких проявлений ‒ демонстративное поведение. Можно отметить, что у подростков нет в арсенале своего опыта (при отсутствии жизненного опыта, как такового) социально приемлемых способов привлечения внимания взрослых. Поэтому, чем больше внимания они получат в ответ на своё деструктивное поведение, тем более глубоко, устойчиво будет проявление данного поведения. Нельзя не отметить особое проявление подростком власти. Проявление власти определяется двумя формами: активной (крики, хамство, нецензурные слова и др.) и пассивной: не адекватная улыбка, молчание, ложное подчинение, при этом, проявление бунтарства и конфронтации. Мстительность характерна для подросткового возраста, но в нашем веке она отличается своей особенностью: более глубокими аффектами, небывалой жестокостью, агрессией, хочется отметить, что является парадоксальным, особенно это ярко проявляется у девочек-подростков. В своих трудах врач-психиатр М.И. Буянов считал немаловажным обозначить проблему жестокости у детей, которая, порой даже иногда невинная и проявляется от незнания, от недомыслия, а чаще всего от подражания [3, с. 144]. Существенно понятно одно, что детская жестокость – это «бич» нашего времени. Удивляться этому не приходится, так как с экранов телевизоров и гаджетов идет открытая пропаганда зла, насилия, жестокости, которая проявляется в играх, в которые дети играют, и родители позволяют, в просмотре мультфильмов, где обязательным моментом «должны» присутствовать сцены драк, оскорблений и все это, как бы в шуточной форме. Фильмы для детей и подростков продвигают свободу «всего»: любви, выбора пола, так называемая «гендерная революция», обязательным «идолами» для подражания красоты, как для девочек, так и для мальчиков являются так называемые «звёзды» и кумиры «Тик-тока».
По психофизиологии у девочек-подростков происходит более раннее развитие и половое созревание. Их эмоциональный фон меняется под воздействием гормонов, что повышает уровень стресса, который приводит к раздражительности, происходит резкая и частая смена настроения. Это может привести к риску проявления эмоциональных и поведенческих расстройств. Особо важно для современных девочек состояние фигуры. Тело начинает формироваться, меняется вес, появляются высыпания на теле, лице (акне), что приводит подростка к появлению различных комплексов неполноценности. У них проявляется чрезмерная тревожность, мнительность, беспокойство, подозрительность, недоверчивость, проявляются бунтарские качества по поводу и без повода. Девочки остро реагируют на свою внешность, на любую критику в адрес внешности. Поэтому, родителям не стоит критиковать своего ребенка, а, наоборот, поддерживать убеждение, что она самая красивая. Для девочек-подростков характерно расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия). Это расстройство очень модно для современного общества. Можно проследить «насильственность» стереотипного образа красоток с «инстаграмм» (запрещено в России) на сознание молодых незрелых личностей. Девочки-подростки ориентируются на «инстаграммные эталоны» и пытаются подражать им, отказываясь от приема пищи, когда как растущему и развивающемуся организму необходимы полезные элементы. В противоположном варианте, при булимии – возникает обжорство не полезной пищей, так же в рамках девиации. Современные девочки-подростки подвержены множеству психологически травмирующих факторов: депрессия, злоупотребление алкоголем, наркотиков, проблемы в становлении идентичности – развитии гармоничной личности. В возрасте с 14 до 16 лет происходят душевные терзания. Возникают романтические отношения, влюбленность, которые девочку вдохновляют на творчество. В этот момент чувства подростка нужно уважать. Родители не должны высмеивать и запрещать общаться с противоположным полом. В том случае, если родитель строго запретит общаться с молодым человеком, то возможно проявление негативных эмоциональных реакций, истерик, вплоть до суицидальных попыток. Девочкам в подростковом возрасте важно дать правильные установки, которые будут ее сопровождать в течение всей жизни: это забота о себе, бережное отношение к своему здоровью, уважение к себе, принятие себя как личности, из чего будет вытекать забота об окружающих людях, высоконравственность, преданность. Именно поэтому важна среда, в которой растет и воспитывается ребенок, какие принципы и нормы ему прививают. Чаще всего возникновение девиаций у незрелой личности возникает под влиянием воспитания и психологических установок того микросоциального коллектива, который окружает ребенка-подростка. Ребенку свойственно подражание.  Семья служит для подрастающего поколения неким ориентиром, главным жизненным институтом, где воспитываются и формируются такие качества как совестливость, гуманность, милосердие, доброта, терпимость, именно окружение влияет на развитие гармоничной личности, его целостности, развития правильной (природной) самоидентичности. И наоборот, если в семье царит зависть, отчуждение, нетерпимость, даже при отсутствии у ребенка сильных биологических аномалий, высока вероятность риска девиантного поведения. Поэтому именно воспитательному процессу со стороны семьи во многих научных трудах уделяется огромное внимание. Любовь родителей к своим детям не идеальна, индивидуальна, сложна, многообразна, не имеет строгих рамок. Мы не можем описать четкий идеал любящего родителя. Родители могут в воспитании детей совершать ошибки, сомневаться, они испытывают противоречия, стыд и прочие чувства. Каковы бы ни были бунтарские проявления подростка против «родительского режима», ребенок впитывает в себя поведение родителей, демонстрируя потом это поведение с родителями, как бы «отзеркаливая» их. В современном мире поведение девочек-подростков стало некой внегласной «нормой» проявления девиаций. Такие качества как целомудрие, нежность, доброта, вежливость, стали для современных девочек чужды, «не в моде», «не в тренде». При обследовании девочек-подростков, были выявлены ошеломляющие результаты: в большинстве случаев девочки-подростки относятся к «группе риска», т.е. склонны к различным формам девиантного поведения. При этом, их поведение после проведения психокоррекционных мероприятий значительно меняется в лучшую сторону. Но, при попадании в среду, в которой ребенок жил, девиантное поведение проявлялось вновь. Вот почему очень важна роль родителей в правильном, адекватном воспитании своих детей. Подростковый период у девочек – подростков является сложным этапом становления личности, который требует признания со стороны сверстников и понимании близких. У подростка возникает множество проблем, но ребенок не спешит просить помощи у родителей, т.к. не хочет столкнуться с очередной «порцией» недопонимания, и, чаще всего, девочка-подросток ищет «помощь» на стороне, вне семьи, примыкая к какой-либо субкультуре или сообществу таких же подростков, испытывающих идентичные проблемы. На этом этапе проявляются возрастные «нормативные» особенности: проявление максимализма, острота чувства собственного достоинства. Ни педагог, ни психолог, не смогут кардинально поменять ребенка, если ребенок опять вернется в те условия, которые усилили подростковые личностные черты, и без того, находящиеся в рамках акцентуации характера.
Важно отметить влияние психологической помощи, направленной на работу с девиантными формами поведения и, как следствие, на формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Работа психолога с подростком сложная, многоаспектная, при этом имеет огромную актуальность, ценность, востребованность со стороны родителей, педагогов и самих детей. Г.А. Широкова утверждала, что главным ориентиром в деятельности психолога служит защита прав ребенка: на уважение, автономность, увлечение, не приводящее к деструктивному развитию [2, с. 3]. Учитывая возрастные особенности девочек-подростков, их особое восприятие себя и мира в целом, нужно особое внимание уделить профилактике предупреждения девиаций в предпубертатном возрасте, что послужит более легкому прохождению подросткового этапа.
При воспитании девочки – подростка нужно придерживаться некой «золотой середины». Родителям следует помнить, что их ребенок, не является их собственностью. Подросток – это личность, которая только начинает входить во взрослую жизнь. И, если взрослый, которому выпала такая честь воспитывать ребенка, а главное, вырастить и сформировать в ребенке крепкую духовно-нравственную личность, не спугнуть на жизненном пути криками, бранью, а то ещё хуже, нецензурными словами, унижением, оскорблением в адрес ребенка, а напротив, аккуратно, спокойно, помочь справиться с трудностями, преодолевать их вместе. Будьте уверены: Вы вырастите дочь, которой будете гордиться! Которая будет равноправным членом общества, своего государства, своей семьи, хорошей женой и матерью!
Библиографический список
1.    Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. 2-е изд. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. 336 с.
2.    Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. 7-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 315 с.
3.    Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. 208 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.