Основы духовно-нравственного воспитания формируются в детстве
26.03.2022
Шепилова Н.А.
Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов общения, норм человеческих взаимоотношений, приобщения к общечеловеческим ценностям. Отсюда воспитание выступает как форма социального развития ребенка, становление его как существа социального.
Важность данной проблемы связана, по крайней мере, с пятью положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в образованных, высоко нравственных людях, обладающих не только знаниями и компетенциями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Эти источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не всегда гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями, ценностями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм, последствиях данного поступка для окружающих людей.
В-пятых, именно в этом возрасте закладываются культурологические основы воспитания. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит будущее нашей страны.
Данная проблема отражена и в нормативных документах. Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Отмечено, что духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
В Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (2013 г.) в п. 1.4. указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач, поставленных в ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирования общей культуры личности детей, в том, числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических…качеств.
Потребность в духовном развитии отражается и в «Концепции дошкольного воспитания». Ее основные идеи – гуманизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Формирование «нравственного стержня» ребенка, усвоение моральных норм, правил поведения в обществе, приобщение к общечеловеческим ценностям, миру культуры, овладение нормами этики является важной стороной духовного развития личности.
Эта проблема в дошкольной педагогике относится к сфере нравственного воспитания, т.к. в своей основе она предполагает развитие определенной системы моральных рассуждений, имеющих целью поддержание в обществе фундаментальных нравственных ценностей: о добре и зле, правильном поведении человека и др.
Дошкольное детство является социокультурным феноменом, т.к. оно является фундаментом для последующей жизнедеятельности, в это время закладываются основы личности, «запечатленность» в этом возрасте нравственных норм, правил поведения, образа жизни отвечает за образ жизни человека в будущем.
В трудах ученых К.А. Абульхановой-Славской, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Л.В. Загик, В.С. Мухиной, С.Г. Якобсон и др. представлена динамика, содержание и сензитивность развития представлений о нравственности в дошкольном возрасте:
– в 3-4 года у детей складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости;
– в 4-5 лет начинают развиваться представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений;
– в 5-6 лет развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах;
– в 6-7 лет продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.
Итак, дошкольное детство является периодом интенсивного морально-нравственного развития ребенка. В этот период складываются первичные этические инстанция, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям и миру в целом.
Необходимо заметить, что в процессе своего развития и целенаправленного воспитания ребенок с помощью взрослого знакомится с требованиями, нормами и правилами поведения, принятыми в обществе. В процессе получения первоначальных знаний у него формируются представления, которые носят уже системный и обобщенный характер. На основе знаний и представлений у ребенка формируется отношение к тому или иному требованию, нравственной норме, качеству, которое влечет за собой появление внутреннего мотива обладания и необходимости. Благодаря этому ребенок старшего дошкольного возраста уже способен ставить перед собой элементарные нравственные цели и задачи, вырабатывать и принимать решения, выраженные в его действиях и поступках. С процессом развития самостоятельности как личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста, начинает формироваться его нравственная сфера, претерпевая следующие ступени:
– первая ступень развития, когда ребенок пользуется нравственными нормами и правилами поведения без напоминания со стороны взрослого в привычных для него условиях (ситуациях);
– вторая ступень развития, когда ребенок пользуется нравственными нормами и правилами поведения без напоминания со стороны взрослого в новых, но приближенных к привычным ситуациям, условиям;
– третья ступень развития, когда нравственные нормы поведения носят обобщенный характер и могут применяться им в любой ситуации, ребенок переносит их в привычную практику своего поведения [4].
Исследования Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. доказывают, что процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста предусматривает развитие духовно-нравственной сферы, а именно ее основных компонентов таких как: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе общественных ценностей.
Действительно, в дошкольном возрасте должна происходит ориентация на общечеловеческие ценности, такие как Жизнь, Здоровье, Семья, Труд, Красота, Знание, Мир, Родина, Любовь и другие.
Какое содержание несут эти ценности?
Жизнь и здоровье – это окружающая среда, здоровье человека в целом; гуманизм отношений, вера в будущее как стимул и ориентир в жизни.
Семья – это любящие родители, родственники, семейные традиции;
Труд – это духовное и материальное благополучие, созидание, процветание страны, разнообразие профессий;
Знание – это успешная деятельность, учение, интересное общение, полезная заполненность свободного времени, книги;
Родина – это ближайшее окружение, родной дом, природа, национальные традиции, народное искусство;
Красота подразумевает гармоничное, прекрасное, изящное, величественное в природе, искусстве, социальном и рукотворном мире;
Мир – это дружеские отношения, уважение прав других народов, взаимопонимание, терпимость.
В этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщенно раскрываются ведущие ценностные ориентации современного общества [5].
Исследования в области дошкольной педагогики Т.В. Антоновой, А.М. Виноградовой, М. Иваненко, Н. Ежковой, Е.А. Кудрявцевой, В.И. Петровой, Т.Д. Стульник, Н.Л. Худяковой и др. доказывают, что процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста будет эффективен:
– при активном включении ребенка в деятельность, способствующую принятию и усвоению им духовно-нравственных ценностей (личностно-деятельностный подход);
– использовании средств художественной литературы, искусства, народного творчества с целью развития духовно-нравственной сферы личности ребенка за счет приобщения детей к миру нравственных общественных ценностей, норм поведения (аксиологический подход);
– разработки и внедрении методики формирования духовно-нравственных основ с опорой на основные компоненты духовно-нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста (личностно-ориентированный подход).
Исходя из сущности категории воспитания (педагогически организованный целенаправленный процесс развития ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества) и цели этого процесса, необходимо отметить, что педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов духовно-нравственного воспитания детей. Поэтому разработка и внедрение методик, технологий, методов, средств и приемов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, сегодня является достаточно актуальным.
При формировании представлений о внутренней составляющей человека – душе, доброте, дружбе, милосердии, любви, важности семьи, честности и т.д., предлагается использование следующих педагогических средств: игры-эксперименты, тематические занятия и на их основе, игровые ситуации, художественные средства (сказки, поговорки, пословицы, высказывания мудрецов, философов, просмотр видеомультфильмов по мотивам русских народных сказок), занятия в форме игр-тренингов при совместном участии детей и родителей. Данные средства обеспечивают активное включение ребенка в деятельность – игру, познание, общение, которая направлена на самостоятельное получение ребенком при общении с педагогом знаний о внутреннем мире человека – душе, ее особенностях (невидимая, неощутимая, разная и др.), о нравственных качествах, представляющих важность для внутреннего наполнения души человека, нравственных нормах, обогащении чувств ребенка через разные способы их выражения – тактильный, словесный [1].
Для обогащения чувств и эмоций ребенка по отношению к духовно-нравственным ценностям, нормам и качествам, развития способности выражать их на основе внутреннего принятия предлагаются следующие педагогические средства: игровые ситуации, художественные средства – сказки, просмотр видеомультфильмов по мотивам русских народных сказок, русские народные праздники («Пасха», «Масленица», «Колядки», «Рождество»). Данные средства позволяют раскрыть чувства ребенка, развивают способность сравнивать моральные нормы поведения и аморальные, устанавливать различия, проявляя при этом свое собственное отношение, выражать его через эмоциональные проявления, мимику, жесты, словесную форму выражения [2].
В процессе практической реализации ребенок дошкольник закрепляет все полученные ранее представления о духовно-нравственных ценностях, нормах, качествах, необходимых для жизненной организации во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками. Для этого используются следующие педагогические средства: тематические занятия на основе игр-экспериментов, игровые ситуации, поручения коллективного характера, практические занятия в форме игр-тренингов при совместном участии детей и родителей. Данные педагогические средства способствуют закреплению полученных знаний детьми через практическую основу, находя свое выражение в поведении самих детей в результате взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Именно это способствует более прочному осмыслению, осознанию и закреплению нравственных норм, усвоенных ценностей на практике [3].
Наиболее перспективной тактикой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, является та, которая, с одной стороны, даёт возможность детям решать духовно-нравственные и духовно-творческие задачи, содержащие в своих условиях противоречие опыту нравственного поведения детей, а с другой – предоставляет детям свободу выбора.
Библиографический список:
1. Антилогова, Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Л. Н. Антилогова. Новосибирск, 1999. 185 с.
2. Гончарова, Н. В. План-программа педагогического процесса в детском саду / Н. В. Гончарова. СПб.: Детство-пресс, 2006. 255 с.
3. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации : дис. …. док. пед. наук / В. В. Игнатова. Красноярск, 2000. 365 с.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. 432с.
5. Шепилова, Н. А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шепилова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 27-31.
Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов общения, норм человеческих взаимоотношений, приобщения к общечеловеческим ценностям. Отсюда воспитание выступает как форма социального развития ребенка, становление его как существа социального.
Важность данной проблемы связана, по крайней мере, с пятью положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в образованных, высоко нравственных людях, обладающих не только знаниями и компетенциями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Эти источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не всегда гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями, ценностями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм, последствиях данного поступка для окружающих людей.
В-пятых, именно в этом возрасте закладываются культурологические основы воспитания. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит будущее нашей страны.
Данная проблема отражена и в нормативных документах. Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Отмечено, что духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
В Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (2013 г.) в п. 1.4. указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач, поставленных в ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирования общей культуры личности детей, в том, числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических…качеств.
Потребность в духовном развитии отражается и в «Концепции дошкольного воспитания». Ее основные идеи – гуманизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Формирование «нравственного стержня» ребенка, усвоение моральных норм, правил поведения в обществе, приобщение к общечеловеческим ценностям, миру культуры, овладение нормами этики является важной стороной духовного развития личности.
Эта проблема в дошкольной педагогике относится к сфере нравственного воспитания, т.к. в своей основе она предполагает развитие определенной системы моральных рассуждений, имеющих целью поддержание в обществе фундаментальных нравственных ценностей: о добре и зле, правильном поведении человека и др.
Дошкольное детство является социокультурным феноменом, т.к. оно является фундаментом для последующей жизнедеятельности, в это время закладываются основы личности, «запечатленность» в этом возрасте нравственных норм, правил поведения, образа жизни отвечает за образ жизни человека в будущем.
В трудах ученых К.А. Абульхановой-Славской, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Л.В. Загик, В.С. Мухиной, С.Г. Якобсон и др. представлена динамика, содержание и сензитивность развития представлений о нравственности в дошкольном возрасте:
– в 3-4 года у детей складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости;
– в 4-5 лет начинают развиваться представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений;
– в 5-6 лет развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах;
– в 6-7 лет продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.
Итак, дошкольное детство является периодом интенсивного морально-нравственного развития ребенка. В этот период складываются первичные этические инстанция, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям и миру в целом.
Необходимо заметить, что в процессе своего развития и целенаправленного воспитания ребенок с помощью взрослого знакомится с требованиями, нормами и правилами поведения, принятыми в обществе. В процессе получения первоначальных знаний у него формируются представления, которые носят уже системный и обобщенный характер. На основе знаний и представлений у ребенка формируется отношение к тому или иному требованию, нравственной норме, качеству, которое влечет за собой появление внутреннего мотива обладания и необходимости. Благодаря этому ребенок старшего дошкольного возраста уже способен ставить перед собой элементарные нравственные цели и задачи, вырабатывать и принимать решения, выраженные в его действиях и поступках. С процессом развития самостоятельности как личностного качества ребенка старшего дошкольного возраста, начинает формироваться его нравственная сфера, претерпевая следующие ступени:
– первая ступень развития, когда ребенок пользуется нравственными нормами и правилами поведения без напоминания со стороны взрослого в привычных для него условиях (ситуациях);
– вторая ступень развития, когда ребенок пользуется нравственными нормами и правилами поведения без напоминания со стороны взрослого в новых, но приближенных к привычным ситуациям, условиям;
– третья ступень развития, когда нравственные нормы поведения носят обобщенный характер и могут применяться им в любой ситуации, ребенок переносит их в привычную практику своего поведения [4].
Исследования Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. доказывают, что процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста предусматривает развитие духовно-нравственной сферы, а именно ее основных компонентов таких как: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе общественных ценностей.
Действительно, в дошкольном возрасте должна происходит ориентация на общечеловеческие ценности, такие как Жизнь, Здоровье, Семья, Труд, Красота, Знание, Мир, Родина, Любовь и другие.
Какое содержание несут эти ценности?
Жизнь и здоровье – это окружающая среда, здоровье человека в целом; гуманизм отношений, вера в будущее как стимул и ориентир в жизни.
Семья – это любящие родители, родственники, семейные традиции;
Труд – это духовное и материальное благополучие, созидание, процветание страны, разнообразие профессий;
Знание – это успешная деятельность, учение, интересное общение, полезная заполненность свободного времени, книги;
Родина – это ближайшее окружение, родной дом, природа, национальные традиции, народное искусство;
Красота подразумевает гармоничное, прекрасное, изящное, величественное в природе, искусстве, социальном и рукотворном мире;
Мир – это дружеские отношения, уважение прав других народов, взаимопонимание, терпимость.
В этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщенно раскрываются ведущие ценностные ориентации современного общества [5].
Исследования в области дошкольной педагогики Т.В. Антоновой, А.М. Виноградовой, М. Иваненко, Н. Ежковой, Е.А. Кудрявцевой, В.И. Петровой, Т.Д. Стульник, Н.Л. Худяковой и др. доказывают, что процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста будет эффективен:
– при активном включении ребенка в деятельность, способствующую принятию и усвоению им духовно-нравственных ценностей (личностно-деятельностный подход);
– использовании средств художественной литературы, искусства, народного творчества с целью развития духовно-нравственной сферы личности ребенка за счет приобщения детей к миру нравственных общественных ценностей, норм поведения (аксиологический подход);
– разработки и внедрении методики формирования духовно-нравственных основ с опорой на основные компоненты духовно-нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста (личностно-ориентированный подход).
Исходя из сущности категории воспитания (педагогически организованный целенаправленный процесс развития ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества) и цели этого процесса, необходимо отметить, что педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов духовно-нравственного воспитания детей. Поэтому разработка и внедрение методик, технологий, методов, средств и приемов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, сегодня является достаточно актуальным.
При формировании представлений о внутренней составляющей человека – душе, доброте, дружбе, милосердии, любви, важности семьи, честности и т.д., предлагается использование следующих педагогических средств: игры-эксперименты, тематические занятия и на их основе, игровые ситуации, художественные средства (сказки, поговорки, пословицы, высказывания мудрецов, философов, просмотр видеомультфильмов по мотивам русских народных сказок), занятия в форме игр-тренингов при совместном участии детей и родителей. Данные средства обеспечивают активное включение ребенка в деятельность – игру, познание, общение, которая направлена на самостоятельное получение ребенком при общении с педагогом знаний о внутреннем мире человека – душе, ее особенностях (невидимая, неощутимая, разная и др.), о нравственных качествах, представляющих важность для внутреннего наполнения души человека, нравственных нормах, обогащении чувств ребенка через разные способы их выражения – тактильный, словесный [1].
Для обогащения чувств и эмоций ребенка по отношению к духовно-нравственным ценностям, нормам и качествам, развития способности выражать их на основе внутреннего принятия предлагаются следующие педагогические средства: игровые ситуации, художественные средства – сказки, просмотр видеомультфильмов по мотивам русских народных сказок, русские народные праздники («Пасха», «Масленица», «Колядки», «Рождество»). Данные средства позволяют раскрыть чувства ребенка, развивают способность сравнивать моральные нормы поведения и аморальные, устанавливать различия, проявляя при этом свое собственное отношение, выражать его через эмоциональные проявления, мимику, жесты, словесную форму выражения [2].
В процессе практической реализации ребенок дошкольник закрепляет все полученные ранее представления о духовно-нравственных ценностях, нормах, качествах, необходимых для жизненной организации во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками. Для этого используются следующие педагогические средства: тематические занятия на основе игр-экспериментов, игровые ситуации, поручения коллективного характера, практические занятия в форме игр-тренингов при совместном участии детей и родителей. Данные педагогические средства способствуют закреплению полученных знаний детьми через практическую основу, находя свое выражение в поведении самих детей в результате взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Именно это способствует более прочному осмыслению, осознанию и закреплению нравственных норм, усвоенных ценностей на практике [3].
Наиболее перспективной тактикой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, является та, которая, с одной стороны, даёт возможность детям решать духовно-нравственные и духовно-творческие задачи, содержащие в своих условиях противоречие опыту нравственного поведения детей, а с другой – предоставляет детям свободу выбора.
Библиографический список:
1. Антилогова, Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Л. Н. Антилогова. Новосибирск, 1999. 185 с.
2. Гончарова, Н. В. План-программа педагогического процесса в детском саду / Н. В. Гончарова. СПб.: Детство-пресс, 2006. 255 с.
3. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации : дис. …. док. пед. наук / В. В. Игнатова. Красноярск, 2000. 365 с.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. 432с.
5. Шепилова, Н. А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шепилова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 27-31.