Задать вопрос
Статьи

Организация работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в интернатных учреждениях

30.03.2022
Деменина Л. В.
Организация работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в интернатных учреждениях

Проблема социального сиротства в России - острая и сложная проблема, имеющая глубочайшие исторические корни. Образы сирот, их проблемы, на протяжении многих веков и по настоящее время отражаются в Ветхом и Новом завете, в Библии, в художественных и документальных фильмах, в устном народном и современном эстрадном творчестве и др. Среди прочего можно выделить картину художника Э. Делакруа «Сирота на кладбище», сказку П. Бажова «Серебряное копытце», фильмы «Странные взрослые», «Хозяйка детского дома», «Республика ШКИД» и др.
Решая проблему сиротства, необходимо помнить о том, что главная задача, как при усыновлении, так и при воспитании ребёнка-сироты в учреждении интернатного типа, состоит в целенаправленной, продуманной, систематической работе по духовно-нравственной поддержке таких детей.
В настоящее время в России воспитывается 654 тысячи детей, которые остались без попечения родителей. Подавляющее большинство из них (более 70 %) – "социальные сироты", то есть дети, родители которых живы, но не хотят или не могут заботиться о них [2; 1]. На усугубление проблемы сиротства оказывают влияние следующие факторы:
    увеличение числа родителей, лишённых родительских прав;
    отказ несовершеннолетних родителей от детей;
    разрушение института семьи;
    снижение нравственных норм в обществе;
    распространение алкоголизма, наркомании и др.
Как следствие, растёт число таких специфических учреждений, как детские дома, дома ребёнка и школы-интернаты.
Проживание ребенка-сироты в интернатном учреждении характеризуется ограниченностью, замкнутостью жизненного пространства, что препятствует возможности взаимодействия с окружающим миром, обретению опыта социального общения, освоению гражданских и духовно-нравственных норм и ценностей, манеры поведения, непониманию своей роли в семье, в обществе, разрушению эмоциональных связей с социумом, сверстниками. Это побуждает ребёнка к неадекватным, а иногда и асоциальным способам реагирования на различные социальные ситуации. Результатом проживания вне семьи становится социальная и духовно-нравственная незрелость воспитанника.
На протяжении нескольких десятилетий защитником интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступало государство, транслятором нравственных образцов и способов поведения для этих детей являлись педагогические работники интернатного учреждения.
В настоящее время государством проводится модернизация воспитательной системы интернатных учреждений, формируется социальный заказ на гражданское, религиозное, духовно-нравственное просвещение и воспитание детей, создаются индивидуальные программы работы с детьми, поощряется семейное устройство детей, оказывается помощь выпускникам Детских домов и школ-интернатов [3; 12]. В то же время, наблюдается переход от чисто государственной системы к системе, включающей сотрудничество интернатного учреждения с представителями общественных, религиозных, культурных организаций, общественная благотворительность которых ориентирована «на общие гражданские конституционные нормы и ценности». Все эти меры призваны сделать процесс духовно-нравственного воспитания педагогически организованным, результативным, и тем самым снизить количество детей-сирот в России. Всё вышесказанное подчёркивает актуальность и большую социальную значимость духовно-нравственного воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Рассмотрим реализацию духовно-нравственных задач воспитания на примере организации воспитательного процесса в МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 г. Магнитогорска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» для детей в возрасте 7-11 лет». В силу своего социального статуса и значительных проблем со здоровьем эти дети нуждаются в постоянном уходе, лечении, обучении по специальным коррекционным образовательным программам VII и VIII вида, и специально-организованной системе воспитания, т.е. они остро нуждаются в педагогической поддержке и помощи. Одной из приоритетных задач воспитательного процесса в школе-интернате является максимальное расширение поля социализации воспитанников.
В настоящее время в учреждении разработано и реализуется несколько программ. Воспитательная работа осуществляется на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания» (на 2010-2015 гг.).
Программа направлена на формирование нравственно-духовного сознания воспитанников, их способности в процессе трудовой и социально-экономической деятельности сознательно выстраивать отношения с другими людьми, обществом, государством и миром в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, а также на формирование необходимых ценностей для построения в будущем своей собственной семьи.
Для достижения цели и решения задач социального воспитания детей-сирот в учреждении создана специально организованная психолого-педагогическая деятельность большого количества специалистов (учителей, дефектологов, психологов, медицинского персонала, воспитателей, специалистов дополнительного образования), организованы такие важнейшие сферы жизнедеятельности детей-сирот, как: бытовая сфера, учебная деятельность, сфера межличностного взаимодействия. Вся деятельность специалистов направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической сферы, саморегуляцию и коррекцию поведения детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
Традиционно по понедельникам для воспитанников с использованием социально-игровых технологий проводятся воспитательные занятия в каждой параллели воспитанников. Содержание материала реализуется в форме викторин, экскурсий, встреч на основе законодательной, научно-популярной, художественной литературы, тематических компьютерных презентаций.
Процесс реализации программы «Духовно-нравственное и личностное развитие» в школе-интернате дополняется тематическими библиотечными часами, выставками книг, а также организацией досуговой деятельности «Путь к успеху», которую осуществляют педагоги дополнительного образования. Они реализуют следующие дополнительные образовательные программы: программа культуроведения «Мы живём на Урале», программа театрального творчества «Фантазёры», программа танцевального творчества «Смайлики», физкультурно-спортивная программа «Спортивные игры». В рамках месячника духовно-нравственного воспитания в школе-интернате проходят календарные, народных православных праздники, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества, спортивно-игровые мероприятия, «недели искусств», библиотечные часы, викторины.
В расширении поля социализации воспитанников и содействии в реализации задач духовно-нравственного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школе-интернате принимают участие социальные субъекты воспитания: члены попечительского совета учреждения, специалисты детского отдела МГ БОФ «Металлург», представители духовенства Русской Православной Церкви, казачество МГКО «Станица Магнитная», другие гражданские и общественные организации. Благодаря этим партнёрским отношениям расширяется поле социализации через посещение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных, досуговых, духовных центров города.
Так, воспитанники школы-интерната в 2012 г. принимали участие в пасхальном конкурсе детского рисунка Магнитогорской епархии. Живое общение с представителями духовенства в стенах школы-интерната № 5 осуществляется посредством организации встреч, бесед воспитанников с иереем Алексеем Поляковым, на которых дети получают ответы на волнующие их вопросы о смысле жизни, моральных нормах христианского поведения и обычаев. По инициативе отца Алексея дети с интересом участвуют в ежегодной викторине по духовно-нравственной тематике, истории православных праздников, христианских, народных обычаев.
Наши воспитанники принимают участие не только в мероприятиях, проводимых в стенах школы-интерната, но и в городских мероприятиях духовно-нравственной направленности.
В 2013 г. команда воспитанников успешно приняла участие в конкурсе рисунков на асфальте «О, Пасха Великая!». Как победившей команде, воспитанникам МОУ «С(К)ШИ № 5» была предоставлена возможность побывать в последний день Пасхи на колокольне храма Вознесения Господня, принять участие в колокольном перезвоне, отведать освященных куличей вместе с прихожанами; поучаствовать в детском Пасхальном конкурсе-выставке, организованном Магнитогорской епархией Русской Православной Церкви.
В рамках программы духовно-нравственного воспитания в 2013-2014 учебном году воспитанники учреждения посетили архиерейскую ёлку, организованную Магнитогорской епархией, администрацией Челябинской области и администрацией г. Магнитогорска в драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сначала ребята приняли участие в волшебной интермедии у елки, а затем посмотрели музыкальную сказку-размышление «Тропинка веры», созданную силами православного детско-юношеского театра «Огонек» при воскресной школе Кизильского Симеоно-Анненского женского монастыря.
Вместе с воспитанниками из шести детских домов ребята из МОУ «С(К)ШИ № 5» целый месяц готовились к Неделе православной книги: разучивали песни, стихи, танцы, рисовали, лепили и клеили. Свои достижения юные таланты представили на праздничном концерте и выставке в школе-интернате «Семья». Лучшие выступления были отмечены грамотами и подарками, которые ребята получили из рук руководителя епархиального миссионерского отдела иерея Алексея Полякова [4].
Ежегодно Магнитогорская епархия Русской Православной Церкви и Управление социальной защиты населения администрации города с целью патриотического воспитания детей и молодежи, формирования культурного и духовного наследия города и развития церковно-общественных отношений приглашает воспитанников детских домов для участия в традиционном Пасхальном конкурсе рисунков на асфальте. На этот раз на территорию Кафедрального собора Вознесения Христова для участия в конкурсе приехали команды из семи социальных учреждений Магнитогорска и Верхнеуральского района. Воспитанники «С(К)ШИ № 5» постарались максимально проявить свои художественные способности и смогли занять III место в конкурсе, а затем, за трапезой, успели пообщаться с родственниками и друзьями из других детских домов.
Знаменательным событием этого года стало участие воспитанников школ-интернатов и детских домов в спортивно-патриотической игре, приуроченной к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в рамках акции «Я – гражданин России». Цель мероприятия – формирование духа взаимопомощи и взаимоуважения. Организаторами мероприятия выступила Магнитогорская епархия, УМВД России по Магнитогорску, Управление образования администрации города. Команда мальчишек и девчонок МОУ «С(К)ШИ № 5» заняла I место [5].
В 2014 году к реализации «Программы духовно-нравственного развития и воспитания» МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 г. Магнитогорска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» присоединилось казачество МГКО «Станица Магнитная».
Теперь вместе с казаками воспитанники в стенах школы-интерната проводят вечерние посиделки, общаются, рисуют, играют, разучивают песни, проводят праздники (смотр строя и песни на День защитников Отечества, подготовили концерт на День Победы) [1]. Такая форма сотрудничества требует подготовки и слаженности действий школы-интерната и казачества, систематичности, она основана на «слове, деле, личном примере» взрослых, но не имеет нравоучительного характера, расширяет круг общения, проводится во внеурочное время, в «домашней обстановке», поэтому интересна детям.
Дальнейший поиск новых форм духовно-нравственного воспитания привёл к созданию документального фильма «Мы любим тебя, Магнитогорск!» с участием воспитанников МОУ «С(К)ШИ № 5». Работа над фильмом продолжалась несколько месяцев. Трудностей было много: из отдельных идей придумать сюжет фильма, научить ребят с ограниченными возможностями здоровья говорить перед камерой, запоминать текст, следить за силой голоса, интонацией, движениями, изготовить костюмы, смонтировать материал. Фильм удался. Он посвящён Уральскому краю, Магнитогорску, жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате. Сейчас этот фильм принял участие в конкурсе IV Общенационального фестиваля-ассамблеи «Будущее России» и в случае победы юные герои фильма смогут побывать на фестивале в Москве.

Библиографический список
1. Деменина, Л. Любо, братцы! [Текст] / Л. Деменина // Магнитогорский рабочий. – 2014. – 27 февраля (Газета). URL: http://www.mr-info.ru
2. Из интервью с Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым 28.09.2012 г. [Электр. ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20120928/761212507.html
3. Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И. В. Метлик // Воспитание школьников. – 2012. № 2.
4. Торжество ко дню православной книги [Электр. ресурс] // Cайт администрации города Магнитогорска. – 2014. – 26 марта. URL: http://www.magnitog.ru.
5. Худякова, Ж. Магнитогорская епархия и УМВД провели соревнования для детей-сирот [Электр. ресурс] / Ж.Худякова // Вестник военного и морского духовенства. – 2014. – 22 апреля (Интернет-журнал). – URL: http://kapellan.ru/magnitogorskaya-eparxiya-i-umvd-proveli-sorevnovaniya-dlya-detej-sirot.html
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.