ОПЫТ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ БУМАГИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
04.01.2024
Карлова Ю.В., Мужилевская Д.В.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
ОПЫТ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ БУМАГИ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья содержит направленность на совершенствование навыков работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в проектной деятельности на основе экспериментов с применением бумаги; описаны характеристики различных видов бумаги (для печати, книжно-журнальная, обложечная, крашеная, глянцевая, мраморная, шагреневая, обойная, упаковочная). Разработан пример работы с крепированной бумагой «волшебные полоски» с ориентированием на работу в смешанной, инклюзивной группе. Из древних летописей известно, что бумага была изобретена в Китае за две тысячи лет до нашей эры. Тайна её изготовления хранилась много столетий. Только в XIII веке арабы смогли раскрыть ее, расспросив нескольких китайских мастеров. Детям дошкольного возраста всегда интересны проводимые опыты с бумагой для изучения ее свойств.
Ключевые слова: крепированная бумага, дошкольное образование, инклюзивное образование, экспериментальная деятельность, проектирование, развитие мелкой моторики.
Инновационные технологии имеют главной целью разнообразить арсенал возможностей для современной, продуктивной работы по развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ в ДОО. Бумага стала применяться более массово через конструирование различных поделок, что стало отличаться красочностью и выразительностью за счет украшения предметов и игрушек путем применения различных методик. Также важно учесть, что уровень развития ребенка с особенностями на ранних стадиях напрямую связан с развитием мелкой моторики. Она задействована при знакомстве с многообразием видов бумаги и техник ее применения в игре, а также на практических занятиях.
Мелкая моторика, как показатель, влияет и на интеллектуальную деятельность, развивая которую мы повышаем готовность к следующему уровню образования – к школьному обучению. При работе с бумагой ребенок простыми движениями рук снимает не только умственную усталость, но и имеет улучшения при развитии речи, через произношение многих звуков [1].
Инклюзивное образование стремительно продлевает вектор модернизации, включая в себя все больше методов доступного обучения, активно разрабатывая доступную организацию занятий при взаимодействии смешанных групп, где дети с нормотипичным развитием взаимодействуют с детьми с ОВЗ, добиваясь высоких результатов. В.А. Сухомлинский отмечал, что развитие ребенка находится на кончиках его пальцев, и он не раз подтверждал свою теорию, ведь уровень развития речи состоит в прямой зависимости от тонких движений рук, пальцев, при работе с разным материалом.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети активно развивают свою фантазию, будь то игра, учёба, общение с родителями, сверстниками или воспитателем. Связано это с развитием воображения, что и обуславливает становление креативных, творческих возможностей ребенка [2, с.100].
Тренировка с движениями рук является продуктивной работой и фактором, что влияет на улучшение работоспособности, подготовки к письму и выступает стимулом для дальнейшего развития детей. Тренировку пальцев необходимо начинать с раннего возраста.
Бумага является активным материалом, предоставляя многообразие видов и форм для работы в ДОО. Непосредственно бумажная промышленность выпускает более шести сот сортов бумаги, которые имеют спецификацию по назначению в работе, а вместе с этим и свои индивидуальные свойства, что является большим полем для выбора арсенала в работе в дошкольной образовательной организации, и дома в рамках проектирования, конструирования и художественно-творческой деятельности.
В данном исследовании описаны некоторые доступные виды бумаги, которые используются в быту и применяются, как основополагающий материал, в практике и творчестве трудового и художественного воспитания детей с нормой и ОВЗ. Структура материалов и свойства, определяемые ею, влияют на качество изготавливаемых изделий в технике сгибания и складывания. Учет их – основное условие работы.
Бумага для печати, как правило используется в большей степени при работе в ДОО, она заменяет полотно, идет на подделки и активно участвует в развитии ребенка. Ее разновидность – газетная бумага, рассчитана на более кратковременное пользование. Она имеет менее интенсивные цвет серых оттенков, непрочна при эксплуатации и действительна при разрыве; так одним из элементов ее состава является древесная масса и искусственно выведенная целлюлозная крошка, потому применение этого материала при проектировании и конструировании нацелено на разовое предназначение из-за ограниченной стойкости. Газетная бумага отлично подойдет для складывания шапочек моряков или для не многогранных оригами начального уровня. Расцветка, текстовый окрас имитируют полосы зебры или оперение павлина – интересно пофантазировать, не применяя раскрашивание и украшение.
Книжная и журнальная бумага предназначаются для издания печатных книг, нотных журналов, литографий и эстампов, и как правило в продаже данной бумаги не бывает, но ее можно приобрести в печатном издательстве или использовать старые журналы и другую макулатуру, что одновременно является и переработкой, помогая экологически дать вторую жизнь старым вещам. Чем красочнее рисунок на бумаге, тем интереснее формировать поделки и проекты. Часто применяются графические карты по краеведению или по возможности гидрографические и топографические карты. Данная бумага гладкая, немного блестящая, прочная, неподдающаяся на излом, не деформируется при работе после увлажнения и высушивания. Эти параметры отлично подходят для игры с водой: кораблестроение, конструирование лодок, водоплавающих птиц и целых атомных станций.
Обложечная бумага выпускается для альбомных, тетрадных титулов, основы книги, учебников, журналов. К данному разделу относится и форзацная бумага, из которой дети с особенностями формируют фигурки и фон для композиции на заданную тему для макета, ширмы или панно.
Настольная бумага, как и бумага для печати, наиболее применима в разнообразной деятельности воспитателя. Она имеет одностороннюю окраску, как правило, мягких тонов, которые положительно влияют на сетчатку глаз и эмоциональный фон. Может быть использована для создания проекта в масштабе, отдельно сделанных персонажей или предметов, объединенных сюжетом или идейной тематикой.
Глянцевая бумага приятна в применении и более энергозатратная по сравнению с настольной, цветной бумагой. Она наиболее подходит для развития приёмов конструирования оригами на более сложном уровне с разработанным фундаментом игровой системы складывания и проектирования. Мраморная бумага включает оригинальную обработки ее поверхности мраморным рисунком – разводами, слиянием разных тонов одного и того же цвета, градиентом и переплетением цветовых решений, что напоминает мрамор. Такая бумага применима для формирования фона для наклеивания вырезанных сказок, из нее складывают коробки, дома, ящики, мебель, транспорт и т.д.
Шагреневая бумага окрашена в пастельные тона и тиснённая с одной из сторон; применяется для оформления бумажно-картонных продуктов творчества под старину (блокноты, записные книжки, телефонные справочники и др.). Это бумага с трудом сгибается, при складывании, край получается бугристым и сплетения расходятся, поэтому поделки, сделанные из шагреневой бумаги, неустойчивы и без закрепления не продержатся долго. Элементы данной бумаги могут быть декоративным украшением для использования других видов, придавая орнамент народного веяния в продуманную композицию.
Обойная бумага является основой для собирания одежды для кукол, кукол-желанниц, матрешек, благодаря разнообразным расцветкам. Рисунки на обоях, их завитушки, абстракция и дизайн благотворно влияют на стимуляцию фантазии при проектировании новых видов работ.
Разнообразие оберточной и упаковочной бумаги влияет на реализацию возможностей их широкого применения в создании игрушек, ручных предметов, открыток, поделок, своей книги, меню, и все это отличается красочностью и легким применением в работе [3, с. 34].
Подробнее рассмотрим работу с крепированной бумагой. Крепированная (креповая) бумага – это сырье, имеющее поверхность с повешенным удлинением до возможного разрыва, ребристую часть, что интересна при работе и тактильном знакомстве. Как правило применима в декоративной работе цветочных магазинов, канцелярии и упаковке. Благоприятно влияет на творческое развитие, проектирует формирование вкуса и гармонии в выборе цвета, пространственное мышление и чувство складывания [4].
Художественно-творческая деятельность влияет на эмоциональную сферу и учит ребенка с ограниченными возможностями выражать свои эмоциональные порывы и, таким образом, справляясь с ними. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повысить результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей [5, с. 137].
Внедрение всевозможных видов бумаги положительно сказывается у детей с нормой и ограниченными возможностями на развитии:
сенсорного восприятия, коммуникативных навыков, глазомера;
мелкой моторики, логического воображения, продумывания и выстраивания сюжетных линий при планировании;
логического мышления, воображения, волевых качеств;
художественно-творческих способностей, цветовосприятия, эмоционального фона и эстетического вкуса;
познавательной активности, любознательности.
Важный принцип работы с бумагой, как и с другими средствами развития – от простого к сложному. Здесь важно отслеживать динамику детей с инклюзией при коллективной работе, более развитым дошкольникам будет интересна сложная конструкция, потому менее подготовленным участникам проекта можно предложить работу в упрощённом виде, разделившись на команды, используя помощь тьютора или специалиста-дефектолога. Важно помнить, что обучающий и развивающий смысл деятельности сохраняются, что дает возможность детям собраться перед трудностями, приобщая их к творчеству и конструированию постепенно.
Бумага крепированная является достаточно пластичным материалом. А изделия из разноцветной вариации получаются привлекательно яркими, запоминающимися и выразительными. Главное помнить, что роль воспитателя – ведущая. Он и командир, и помощник, он ведет детей, подготавливает к воспроизведению поставленной задачи, задумки, сюжета, тематики. Все материалы должны быть подготовлены заранее, а для детей с отклонениями необходимо делать упор на простые методы работы с данным видом бумаги: растягивание, сжимание, складывание, скатывание, выстраивание, приложение.
Один из вариантов занятия предлагают педагоги-дефектологи, опираясь на разрезании бумаги на полосы, квадраты и другие фигуры при знакомстве, с которыми дети не будут переживать, реализуя знакомые компоненты. Разрезанные полосы или другие простейшие элементы дети могут скрутить прямыми, поставленными движениями, задействуя стол или ладонями, сминая деталь в шарики. Изделия в конце работы можно наклеить на заранее подобранный масштабный контур с помощью клея. Необходимо использовать клей-карандаш или бумажный (силикатный) клей и кисть. При использовании более распространенного клея ПВА, крепированная бумага сильно размокает, теряет форму, свой рельеф, и окраска бумаги быстро переходит на пальцы, поверхности.
Дети с ОВЗ вместе с одногруппниками активно участвуют в работе с крепированной бумагой, при взаимодействии с которой не требуется применение больших усилий. Задача педагога заключается в направлении действий дошкольников для получения качественной продуктивной работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за собственный кропотливый труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество дошкольников в инклюзивной группе при помощи тьютора, ассистента, психолога или дефектолога [6, с. 246].
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что на современном этапе развития воспитательно-образовательной системы большое внимание уделяется формированию личности человека и ребёнка [7, с. 67]. Немалое значение в этом имеет знакомство и работа с детьми в дошкольной организации с разными видами бумаги. При выстраивании коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в инклюзивной группе и нормой это является важной частью работы по развитию мелкой моторики рук, коммуникативности, любознательности и уровня формирования личности ребёнка в целом, что способствует его дальнейшему развитию.
Библиографический список
1. Карлова Ю. В. Методические объединения образовательной организации в практике дефектолога / Ю. В. Карлова // Студент и наука (гуманитарный цикл) – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 1134-1139
2. Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства «Умная пчела» // Мир детства и образование. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2020. С. 100-104.
3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги для детей и воспитателя/ З.А. Богатеева. – М: Просвещение, 2012. – 208 с.
4. Кузнецова Е. М. Художественное моделирование и конструирование: шпаргалка для взрослых в ДОО / Е.М. Кузнецова. Волгоград: Учитель, 2011. 192 с.
5. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В., Карлова Ю.В., Повайба С.А. // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
6. Карлова Ю. В. Сенсорная комната как коррекционно-развивающее пространство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Карлова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодёжи в российском обществе – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 242-247.
7. Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В. Аспекты развития эмоционального интеллекта в период дошкольного детства // Мир детства и образование: сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. С. 67–70.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
ОПЫТ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ БУМАГИ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья содержит направленность на совершенствование навыков работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в проектной деятельности на основе экспериментов с применением бумаги; описаны характеристики различных видов бумаги (для печати, книжно-журнальная, обложечная, крашеная, глянцевая, мраморная, шагреневая, обойная, упаковочная). Разработан пример работы с крепированной бумагой «волшебные полоски» с ориентированием на работу в смешанной, инклюзивной группе. Из древних летописей известно, что бумага была изобретена в Китае за две тысячи лет до нашей эры. Тайна её изготовления хранилась много столетий. Только в XIII веке арабы смогли раскрыть ее, расспросив нескольких китайских мастеров. Детям дошкольного возраста всегда интересны проводимые опыты с бумагой для изучения ее свойств.
Ключевые слова: крепированная бумага, дошкольное образование, инклюзивное образование, экспериментальная деятельность, проектирование, развитие мелкой моторики.
Инновационные технологии имеют главной целью разнообразить арсенал возможностей для современной, продуктивной работы по развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ в ДОО. Бумага стала применяться более массово через конструирование различных поделок, что стало отличаться красочностью и выразительностью за счет украшения предметов и игрушек путем применения различных методик. Также важно учесть, что уровень развития ребенка с особенностями на ранних стадиях напрямую связан с развитием мелкой моторики. Она задействована при знакомстве с многообразием видов бумаги и техник ее применения в игре, а также на практических занятиях.
Мелкая моторика, как показатель, влияет и на интеллектуальную деятельность, развивая которую мы повышаем готовность к следующему уровню образования – к школьному обучению. При работе с бумагой ребенок простыми движениями рук снимает не только умственную усталость, но и имеет улучшения при развитии речи, через произношение многих звуков [1].
Инклюзивное образование стремительно продлевает вектор модернизации, включая в себя все больше методов доступного обучения, активно разрабатывая доступную организацию занятий при взаимодействии смешанных групп, где дети с нормотипичным развитием взаимодействуют с детьми с ОВЗ, добиваясь высоких результатов. В.А. Сухомлинский отмечал, что развитие ребенка находится на кончиках его пальцев, и он не раз подтверждал свою теорию, ведь уровень развития речи состоит в прямой зависимости от тонких движений рук, пальцев, при работе с разным материалом.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети активно развивают свою фантазию, будь то игра, учёба, общение с родителями, сверстниками или воспитателем. Связано это с развитием воображения, что и обуславливает становление креативных, творческих возможностей ребенка [2, с.100].
Тренировка с движениями рук является продуктивной работой и фактором, что влияет на улучшение работоспособности, подготовки к письму и выступает стимулом для дальнейшего развития детей. Тренировку пальцев необходимо начинать с раннего возраста.
Бумага является активным материалом, предоставляя многообразие видов и форм для работы в ДОО. Непосредственно бумажная промышленность выпускает более шести сот сортов бумаги, которые имеют спецификацию по назначению в работе, а вместе с этим и свои индивидуальные свойства, что является большим полем для выбора арсенала в работе в дошкольной образовательной организации, и дома в рамках проектирования, конструирования и художественно-творческой деятельности.
В данном исследовании описаны некоторые доступные виды бумаги, которые используются в быту и применяются, как основополагающий материал, в практике и творчестве трудового и художественного воспитания детей с нормой и ОВЗ. Структура материалов и свойства, определяемые ею, влияют на качество изготавливаемых изделий в технике сгибания и складывания. Учет их – основное условие работы.
Бумага для печати, как правило используется в большей степени при работе в ДОО, она заменяет полотно, идет на подделки и активно участвует в развитии ребенка. Ее разновидность – газетная бумага, рассчитана на более кратковременное пользование. Она имеет менее интенсивные цвет серых оттенков, непрочна при эксплуатации и действительна при разрыве; так одним из элементов ее состава является древесная масса и искусственно выведенная целлюлозная крошка, потому применение этого материала при проектировании и конструировании нацелено на разовое предназначение из-за ограниченной стойкости. Газетная бумага отлично подойдет для складывания шапочек моряков или для не многогранных оригами начального уровня. Расцветка, текстовый окрас имитируют полосы зебры или оперение павлина – интересно пофантазировать, не применяя раскрашивание и украшение.
Книжная и журнальная бумага предназначаются для издания печатных книг, нотных журналов, литографий и эстампов, и как правило в продаже данной бумаги не бывает, но ее можно приобрести в печатном издательстве или использовать старые журналы и другую макулатуру, что одновременно является и переработкой, помогая экологически дать вторую жизнь старым вещам. Чем красочнее рисунок на бумаге, тем интереснее формировать поделки и проекты. Часто применяются графические карты по краеведению или по возможности гидрографические и топографические карты. Данная бумага гладкая, немного блестящая, прочная, неподдающаяся на излом, не деформируется при работе после увлажнения и высушивания. Эти параметры отлично подходят для игры с водой: кораблестроение, конструирование лодок, водоплавающих птиц и целых атомных станций.
Обложечная бумага выпускается для альбомных, тетрадных титулов, основы книги, учебников, журналов. К данному разделу относится и форзацная бумага, из которой дети с особенностями формируют фигурки и фон для композиции на заданную тему для макета, ширмы или панно.
Настольная бумага, как и бумага для печати, наиболее применима в разнообразной деятельности воспитателя. Она имеет одностороннюю окраску, как правило, мягких тонов, которые положительно влияют на сетчатку глаз и эмоциональный фон. Может быть использована для создания проекта в масштабе, отдельно сделанных персонажей или предметов, объединенных сюжетом или идейной тематикой.
Глянцевая бумага приятна в применении и более энергозатратная по сравнению с настольной, цветной бумагой. Она наиболее подходит для развития приёмов конструирования оригами на более сложном уровне с разработанным фундаментом игровой системы складывания и проектирования. Мраморная бумага включает оригинальную обработки ее поверхности мраморным рисунком – разводами, слиянием разных тонов одного и того же цвета, градиентом и переплетением цветовых решений, что напоминает мрамор. Такая бумага применима для формирования фона для наклеивания вырезанных сказок, из нее складывают коробки, дома, ящики, мебель, транспорт и т.д.
Шагреневая бумага окрашена в пастельные тона и тиснённая с одной из сторон; применяется для оформления бумажно-картонных продуктов творчества под старину (блокноты, записные книжки, телефонные справочники и др.). Это бумага с трудом сгибается, при складывании, край получается бугристым и сплетения расходятся, поэтому поделки, сделанные из шагреневой бумаги, неустойчивы и без закрепления не продержатся долго. Элементы данной бумаги могут быть декоративным украшением для использования других видов, придавая орнамент народного веяния в продуманную композицию.
Обойная бумага является основой для собирания одежды для кукол, кукол-желанниц, матрешек, благодаря разнообразным расцветкам. Рисунки на обоях, их завитушки, абстракция и дизайн благотворно влияют на стимуляцию фантазии при проектировании новых видов работ.
Разнообразие оберточной и упаковочной бумаги влияет на реализацию возможностей их широкого применения в создании игрушек, ручных предметов, открыток, поделок, своей книги, меню, и все это отличается красочностью и легким применением в работе [3, с. 34].
Подробнее рассмотрим работу с крепированной бумагой. Крепированная (креповая) бумага – это сырье, имеющее поверхность с повешенным удлинением до возможного разрыва, ребристую часть, что интересна при работе и тактильном знакомстве. Как правило применима в декоративной работе цветочных магазинов, канцелярии и упаковке. Благоприятно влияет на творческое развитие, проектирует формирование вкуса и гармонии в выборе цвета, пространственное мышление и чувство складывания [4].
Художественно-творческая деятельность влияет на эмоциональную сферу и учит ребенка с ограниченными возможностями выражать свои эмоциональные порывы и, таким образом, справляясь с ними. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повысить результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей [5, с. 137].
Внедрение всевозможных видов бумаги положительно сказывается у детей с нормой и ограниченными возможностями на развитии:
сенсорного восприятия, коммуникативных навыков, глазомера;
мелкой моторики, логического воображения, продумывания и выстраивания сюжетных линий при планировании;
логического мышления, воображения, волевых качеств;
художественно-творческих способностей, цветовосприятия, эмоционального фона и эстетического вкуса;
познавательной активности, любознательности.
Важный принцип работы с бумагой, как и с другими средствами развития – от простого к сложному. Здесь важно отслеживать динамику детей с инклюзией при коллективной работе, более развитым дошкольникам будет интересна сложная конструкция, потому менее подготовленным участникам проекта можно предложить работу в упрощённом виде, разделившись на команды, используя помощь тьютора или специалиста-дефектолога. Важно помнить, что обучающий и развивающий смысл деятельности сохраняются, что дает возможность детям собраться перед трудностями, приобщая их к творчеству и конструированию постепенно.
Бумага крепированная является достаточно пластичным материалом. А изделия из разноцветной вариации получаются привлекательно яркими, запоминающимися и выразительными. Главное помнить, что роль воспитателя – ведущая. Он и командир, и помощник, он ведет детей, подготавливает к воспроизведению поставленной задачи, задумки, сюжета, тематики. Все материалы должны быть подготовлены заранее, а для детей с отклонениями необходимо делать упор на простые методы работы с данным видом бумаги: растягивание, сжимание, складывание, скатывание, выстраивание, приложение.
Один из вариантов занятия предлагают педагоги-дефектологи, опираясь на разрезании бумаги на полосы, квадраты и другие фигуры при знакомстве, с которыми дети не будут переживать, реализуя знакомые компоненты. Разрезанные полосы или другие простейшие элементы дети могут скрутить прямыми, поставленными движениями, задействуя стол или ладонями, сминая деталь в шарики. Изделия в конце работы можно наклеить на заранее подобранный масштабный контур с помощью клея. Необходимо использовать клей-карандаш или бумажный (силикатный) клей и кисть. При использовании более распространенного клея ПВА, крепированная бумага сильно размокает, теряет форму, свой рельеф, и окраска бумаги быстро переходит на пальцы, поверхности.
Дети с ОВЗ вместе с одногруппниками активно участвуют в работе с крепированной бумагой, при взаимодействии с которой не требуется применение больших усилий. Задача педагога заключается в направлении действий дошкольников для получения качественной продуктивной работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за собственный кропотливый труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество дошкольников в инклюзивной группе при помощи тьютора, ассистента, психолога или дефектолога [6, с. 246].
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что на современном этапе развития воспитательно-образовательной системы большое внимание уделяется формированию личности человека и ребёнка [7, с. 67]. Немалое значение в этом имеет знакомство и работа с детьми в дошкольной организации с разными видами бумаги. При выстраивании коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в инклюзивной группе и нормой это является важной частью работы по развитию мелкой моторики рук, коммуникативности, любознательности и уровня формирования личности ребёнка в целом, что способствует его дальнейшему развитию.
Библиографический список
1. Карлова Ю. В. Методические объединения образовательной организации в практике дефектолога / Ю. В. Карлова // Студент и наука (гуманитарный цикл) – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 1134-1139
2. Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства «Умная пчела» // Мир детства и образование. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2020. С. 100-104.
3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги для детей и воспитателя/ З.А. Богатеева. – М: Просвещение, 2012. – 208 с.
4. Кузнецова Е. М. Художественное моделирование и конструирование: шпаргалка для взрослых в ДОО / Е.М. Кузнецова. Волгоград: Учитель, 2011. 192 с.
5. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В., Карлова Ю.В., Повайба С.А. // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
6. Карлова Ю. В. Сенсорная комната как коррекционно-развивающее пространство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Карлова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодёжи в российском обществе – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 242-247.
7. Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В. Аспекты развития эмоционального интеллекта в период дошкольного детства // Мир детства и образование: сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. С. 67–70.