Опыт преподавания и проблемы курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
28.03.2022
Стельмахович А. Ю.
Начиная разговор о курсе ОРКСЭ, хочется отметить, что его введение в школьную программу произошло очень вовремя. Наблюдая за подростками первой ступени среднего звена (5-6 классов), можно заметить, что их интерес к темам религии и духовности необычайно велик. Так, на уроках литературы в 6 классе при изучении Библии как одного из древнейших литературных памятников, ученики задают множество вопросов, связанных не с литературным направлением изучения Библии, а с религиозным. Вот некоторые повторяющиеся в разных классах вопросы: «Как нужно молиться?», «Делая добро, можно попасть в рай?», «В кого мне верить?», «Бог – один?» – это лишь небольшая часть того, что волнует ребят. Многим, наверное, это покажется странным, ведь принято считать, что подобные «взрослые» вопросы дети задают себе несколько позже. На мой взгляд, никакого противоречия здесь нет. В пятом-шестом классах ребята подступают вплотную к новому психологическому и духовному периоду их жизни – переходному возрасту. Интуитивно они начинают размышлять над темами, которые впоследствии смогут помочь пройти путь личностного самоопределения, осознать цель своей жизни и своё место в обществе и в мире. К сожалению, лишь немногие могут получить интересующую их информацию в семье. В большинстве случаев естественная реакция взрослых на вопросы религии – растерянность или раздражение. Это вполне объясняется утратой обществом привычных идеологических принципов. Но подростки не могут терпеливо ждать, пока общество разработает какую-то новую философию нравственности. Спрос на темы духовной культуры величайший, и если сегодня школа не подготовит предложение, то эту свободную нишу в сознании детей займут суеверия и невежественная мистика, заполнившая сегодня средства массовой информации. Поэтому обращение к религиозным традиционным ценностям представляется мне естественным, необходимым и своевременным.
Введение курса ОРКСЭ совпало с введением ФГОС в начальном образовании. На мой взгляд, новые стандарты и цели ОРКСЭ во многом совпадают. Напомню, что ядром ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», главная цель которой – обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданского самосознания, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Цели данной концепции реализуются на каждом уроке и отражаются в личностных результатах каждого ребёнка. Однако только на уроке ОРКСЭ предполагаемые предметные результаты совпадают с личностными, так как объектами изучения курса являются религиозно-культурные традиции общества и личности. Таким образом, данный курс мне видится ведущим уроком в формировании ребёнка как личности.
Процесс формирования понятия и представления о духовной культуре и морали у современного школьника не лишён проблем. Одна из них – слабое развитие абстрактного мышления, при активно формирующемся «клиповом мышлении». Понятие «клиповое сознание» сейчас используется достаточно широко. Это словосочетание вместе с «клиповым мышлением» требует некоторых пояснений. Приведу размышления по этому поводу Колдасова Геннадия Дмитриевича, который пишет: «При этом типе сознания и мышления человек мыслит не понятиями, логосами и логическими связями, а, главным образом, ситуациями, картинками и эмоциями. Клипового человека интересует не столько существо происходящего события, сколько текущая ситуация и выгодность её. Такой тип мышления и сознания не отличается глубиной проникновения в существо событий, но зато он отличается большими скоростями пропускания через себя информации» [1].
Педагогу сегодня необходимо противостоять формированию данного типа мышления, погружая ребёнка в мир абстрактных понятий, таких, как нравственность, духовность, Бог, и научить постигать целый ряд понятий, определяющих духовное состояние человека. Решению этой проблемы во многом могли бы помочь дополнительные материалы к курсу. Это могли бы быть разработанные тематические сборники видео– и аудиоматериалов: художественные и анимационные фильмы, видеоролики социальной направленности, музыкальные сборники.
Ещё одной проблемой, с которой мы сталкиваемся уже на первом этапе введения курса, является недостаточный уровень соответствующих знаний у родителей. На сегодняшний момент только издательство «Просвещение» издаёт брошюру для родителей. Родительские собрания в третьем классе призваны не только побудить родителей сделать выбор в пользу одного из модулей, но, в первую очередь, разъяснить необходимость внедрения курса в учебный процесс, его концепцию, цели и структуру.
Одним из важных моментов совпадения новых государственных стандартов и задач ОРКСЭ является формирование метапредметных результатов – таких универсальных приёмов мышления, с помощью которых обучающийся смог бы самостоятельно осмыслять и оценивать жизненные явления и процессы. Так, например, при изучении темы «Закон, нравственные заповеди» (модуль «Мировые религиозные культуры») цель – не заучить 10 заповедей наизусть, а осознать, почему древний человек пришёл к необходимости закона в своей жизни, увидеть универсальность и фундаментальность 10 заповедей как критериев нравственной оценки, рассмотреть зависимость развития современного общества от духовных законов. Значимым этапом таких уроков является заключительная деятельность по осмыслению и подведению итогов дискуссии в письменной форме. Однако такая важная часть УМК, как рабочая тетрадь с набором подобных заданий пока разработана не во всех методических комплектах.
Курс ОРКСЭ своей содержательной частью пересекается со многими учебными предметами, подготавливает ребят к принятию важных исторических и культурных знаний на уроках истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры в следующих классах. Актуальным видится при этом продолжения курса ОРКСЭ в 6, 7 и 8 классах среднего звена. Интегрированные знания, основой которых становится курс ОРКСЭ, уже сегодня ложатся в основу научно-исследовательской деятельности учащихся.
Новый курс ОРКСЭ имеет огромное значение в формировании учебных навыков и развитии мышления школьников, однако главной его задачей остаётся формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонациональной России.
Библиографический список
Колдасов, Г. Д. Клиповое сознание и особенности языка [Электронный ресурс] / Г. Д. Колдасов. – URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/11/12/klipovoe_soznanie_i_osobennosti_yazyka/
© Стельмахович А. Ю., 2016
Начиная разговор о курсе ОРКСЭ, хочется отметить, что его введение в школьную программу произошло очень вовремя. Наблюдая за подростками первой ступени среднего звена (5-6 классов), можно заметить, что их интерес к темам религии и духовности необычайно велик. Так, на уроках литературы в 6 классе при изучении Библии как одного из древнейших литературных памятников, ученики задают множество вопросов, связанных не с литературным направлением изучения Библии, а с религиозным. Вот некоторые повторяющиеся в разных классах вопросы: «Как нужно молиться?», «Делая добро, можно попасть в рай?», «В кого мне верить?», «Бог – один?» – это лишь небольшая часть того, что волнует ребят. Многим, наверное, это покажется странным, ведь принято считать, что подобные «взрослые» вопросы дети задают себе несколько позже. На мой взгляд, никакого противоречия здесь нет. В пятом-шестом классах ребята подступают вплотную к новому психологическому и духовному периоду их жизни – переходному возрасту. Интуитивно они начинают размышлять над темами, которые впоследствии смогут помочь пройти путь личностного самоопределения, осознать цель своей жизни и своё место в обществе и в мире. К сожалению, лишь немногие могут получить интересующую их информацию в семье. В большинстве случаев естественная реакция взрослых на вопросы религии – растерянность или раздражение. Это вполне объясняется утратой обществом привычных идеологических принципов. Но подростки не могут терпеливо ждать, пока общество разработает какую-то новую философию нравственности. Спрос на темы духовной культуры величайший, и если сегодня школа не подготовит предложение, то эту свободную нишу в сознании детей займут суеверия и невежественная мистика, заполнившая сегодня средства массовой информации. Поэтому обращение к религиозным традиционным ценностям представляется мне естественным, необходимым и своевременным.
Введение курса ОРКСЭ совпало с введением ФГОС в начальном образовании. На мой взгляд, новые стандарты и цели ОРКСЭ во многом совпадают. Напомню, что ядром ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», главная цель которой – обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданского самосознания, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Цели данной концепции реализуются на каждом уроке и отражаются в личностных результатах каждого ребёнка. Однако только на уроке ОРКСЭ предполагаемые предметные результаты совпадают с личностными, так как объектами изучения курса являются религиозно-культурные традиции общества и личности. Таким образом, данный курс мне видится ведущим уроком в формировании ребёнка как личности.
Процесс формирования понятия и представления о духовной культуре и морали у современного школьника не лишён проблем. Одна из них – слабое развитие абстрактного мышления, при активно формирующемся «клиповом мышлении». Понятие «клиповое сознание» сейчас используется достаточно широко. Это словосочетание вместе с «клиповым мышлением» требует некоторых пояснений. Приведу размышления по этому поводу Колдасова Геннадия Дмитриевича, который пишет: «При этом типе сознания и мышления человек мыслит не понятиями, логосами и логическими связями, а, главным образом, ситуациями, картинками и эмоциями. Клипового человека интересует не столько существо происходящего события, сколько текущая ситуация и выгодность её. Такой тип мышления и сознания не отличается глубиной проникновения в существо событий, но зато он отличается большими скоростями пропускания через себя информации» [1].
Педагогу сегодня необходимо противостоять формированию данного типа мышления, погружая ребёнка в мир абстрактных понятий, таких, как нравственность, духовность, Бог, и научить постигать целый ряд понятий, определяющих духовное состояние человека. Решению этой проблемы во многом могли бы помочь дополнительные материалы к курсу. Это могли бы быть разработанные тематические сборники видео– и аудиоматериалов: художественные и анимационные фильмы, видеоролики социальной направленности, музыкальные сборники.
Ещё одной проблемой, с которой мы сталкиваемся уже на первом этапе введения курса, является недостаточный уровень соответствующих знаний у родителей. На сегодняшний момент только издательство «Просвещение» издаёт брошюру для родителей. Родительские собрания в третьем классе призваны не только побудить родителей сделать выбор в пользу одного из модулей, но, в первую очередь, разъяснить необходимость внедрения курса в учебный процесс, его концепцию, цели и структуру.
Одним из важных моментов совпадения новых государственных стандартов и задач ОРКСЭ является формирование метапредметных результатов – таких универсальных приёмов мышления, с помощью которых обучающийся смог бы самостоятельно осмыслять и оценивать жизненные явления и процессы. Так, например, при изучении темы «Закон, нравственные заповеди» (модуль «Мировые религиозные культуры») цель – не заучить 10 заповедей наизусть, а осознать, почему древний человек пришёл к необходимости закона в своей жизни, увидеть универсальность и фундаментальность 10 заповедей как критериев нравственной оценки, рассмотреть зависимость развития современного общества от духовных законов. Значимым этапом таких уроков является заключительная деятельность по осмыслению и подведению итогов дискуссии в письменной форме. Однако такая важная часть УМК, как рабочая тетрадь с набором подобных заданий пока разработана не во всех методических комплектах.
Курс ОРКСЭ своей содержательной частью пересекается со многими учебными предметами, подготавливает ребят к принятию важных исторических и культурных знаний на уроках истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры в следующих классах. Актуальным видится при этом продолжения курса ОРКСЭ в 6, 7 и 8 классах среднего звена. Интегрированные знания, основой которых становится курс ОРКСЭ, уже сегодня ложатся в основу научно-исследовательской деятельности учащихся.
Новый курс ОРКСЭ имеет огромное значение в формировании учебных навыков и развитии мышления школьников, однако главной его задачей остаётся формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонациональной России.
Библиографический список
Колдасов, Г. Д. Клиповое сознание и особенности языка [Электронный ресурс] / Г. Д. Колдасов. – URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/11/12/klipovoe_soznanie_i_osobennosti_yazyka/
© Стельмахович А. Ю., 2016