Задать вопрос
Статьи

Опыт изучения темы «Христианская семья» в курсе ОРКСЭ

29.03.2022
Жданова Т. С.
Опыт изучения темы «Христианская семья» в курсе ОРКСЭ

«Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», − гласит английская пословица. И действительно, именно родители и семейное воспитание играют важнейшую роль в процессе развития личности ребенка, ведь дети воспитываются не только собственно родителями, но ещё и семейным укладом. Этим обстоятельством определяется необходимость включения в модуль «Основы православной культуры» темы «Христианская семья»: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Что для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники и традиции» (А. В. Кураев).
Слово «традиция» в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова определяется как «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» и «обычай, установивший порядок поведения в быту». Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Чем счастливее традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребенка и в дальнейшей жизни. Приобщить к семейным традициям можно только на личном примере самих родителей.
На одном из первых уроков православной культуры детям даётся задание: посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций, принятых в вашей семье. Предлагаем выдержки из нескольких работ: «В нашей семье есть традиция перед сном читать сказки»; «По выходным дням всей семьей играть в домино и лото»; «Собираться всей семьей за большим столом и праздновать Новый год»; «Каждую пятницу накрывать стол и рассказывать, у кого что произошло». Однако из 25 обучающихся 15 вообще не смогли назвать семейные традиции. Результаты опроса позволяют прийти к выводу, что семейные традиции – редкость в наши дни. Следовательно, задача возрождения и развития традиций должна быть общей, и не только для педагогов, но и для родителей.
Уроки ОРКСЭ знакомят детей с христианскими традициями: ходом богослужения (как правило, их знают и соблюдают дети из верующих семей), традициями проведения праздников, которые проникают в светскую жизнь (Вербное воскресенье, Рождество, Пасха, Крещение и т.д.). Стоит в этой связи упомянуть о недавно признанном празднике День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. В давние времена 8 июля в день святых Петра и Февронии все ходили в церковь. В молитвах к Богу молодые люди просили о большой любви, а люди постарше – о семейном согласии. Кроме того, в этот день было принято помогать сиротам. Дети-сироты должны были почувствовать, что Пётр и Феврония помнят о них: придёт время, и у каждого из них будет своя семья. Разговор об этом с детьми на уроке всегда требует продолжения – реального дела, участия в социальных акциях (посещение детских домов, сбор игрушек для сирот и т.д.).
Ни один из школьных предметов не дает такой возможности параллельной работы с детьми и их родителями, как ОРКСЭ. Многие темы − «Пасха», «Совесть и раскаяние», «Икона» − требуют участия родителей, поэтому все домашние задания сопровождаются рекомендациями «попросите родителей рассказать вам…», «вместе подумайте над вопросом…», «обсудите с родителями…» и т.п. На уроках часто пишем мини-сочинения на темы: «Чему меня учит православие?», «Празднование Пасхи в моей семье».
Предлагаем выдержки из детских сочинений: «Я очень люблю предмет «Основы православных культур». На этом предмете мы знакомимся с Богом и с православными праздниками. Моя семья тоже интересуется этим уроком. Моя мама многое узнала из нашей книги. Я многое узнала из этой книги»; «Самым светлым праздником считается Пасха. Мы красим яйца, наносим на них красивые узоры и обмениваемся ими с родными и друзьями. Мы ходим в гости, едим освящённые куличи, пасху. В душе радостно и светло, и каждый старается друг другу улыбнуться. Все праздники хороши, каждый по-своему. Но объединяет их то, что они несут энергию добра, красоты, хорошего настроения и взаимопонимания между людьми».
На уроках ОРКСЭ мы часто привлекаем текстовые материалы: библейские притчи, пословицы и поговорки, фрагменты текстов на православную тему и т.д. Например, знакомясь с отрывком из дореволюционной книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений», детям дается задание вставить пропущенные слова и фразы: «Старайтесь развивать в себе чувства … (великодушия) и … (благодарности). Мы не должны делать … (зла), даже нашим врагам. Не должно … (оскорблять) ближних ни … (словами), ни … (действиями). Прямодушие и искренность – … (добродетели), присущие сердцам благородным. … (Ложь) унизительна, это подруга плутовства. Не должно без нужды говорить дурно о … (своих ближних)». По завершении работы с текстом и обсуждения ее результатов детям предлагается творческое задание: составить текст «Современные обязанности относительно родных и близких дома», составить синквейн относительно слова «Семья». Приведем пример из детской работы:
Семья.
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь «Я».
На занятиях обязательно ведется работа над составлением родового древа, которая сопровождается размышлением над вопросами:
    Рассмотрите изображения родового древа и родового герба. Попробуйте определить символические детали в этих изображениях.
    Что должно включать в себя родовое древо?
    Почему для людей важно знать своих предков?
    Что может изображаться на родовых гербах?
    Почему все родовые гербы разные?
Беседы на тему семейных праздников обязательно включают вопросы философского характера «Как вы понимаете термин «историческая память?», «Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?», «Как вы думаете, у жителей других стран есть семейные праздники? Какие?»
Всегда интересен результат выполнения следующего задания: «Найдите пословицы о семье, какая из них подходит к вашей семье. Объясните свой выбор». Детям предлагаются варианты: «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Из одного кола изгороди не сделаешь», «Где любовь, там горя нет», «Лягушка – и та хочет, чтобы ее болото было лучше всех», «Вся семья вместе, так и душа на месте» и т.п. Таким образом, используя активные приемы, организующие деятельность учеников на уроке, мы добиваемся усвоения нравственных ценностей, философских категорий, которые формируют личность ребенка.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.