Опыт изучения темы «Христианская семья» в курсе ОРКСЭ
29.03.2022
Жданова Т. С.
Опыт изучения темы «Христианская семья» в курсе ОРКСЭ
«Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», − гласит английская пословица. И действительно, именно родители и семейное воспитание играют важнейшую роль в процессе развития личности ребенка, ведь дети воспитываются не только собственно родителями, но ещё и семейным укладом. Этим обстоятельством определяется необходимость включения в модуль «Основы православной культуры» темы «Христианская семья»: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Что для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники и традиции» (А. В. Кураев).
Слово «традиция» в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова определяется как «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» и «обычай, установивший порядок поведения в быту». Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Чем счастливее традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребенка и в дальнейшей жизни. Приобщить к семейным традициям можно только на личном примере самих родителей.
На одном из первых уроков православной культуры детям даётся задание: посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций, принятых в вашей семье. Предлагаем выдержки из нескольких работ: «В нашей семье есть традиция перед сном читать сказки»; «По выходным дням всей семьей играть в домино и лото»; «Собираться всей семьей за большим столом и праздновать Новый год»; «Каждую пятницу накрывать стол и рассказывать, у кого что произошло». Однако из 25 обучающихся 15 вообще не смогли назвать семейные традиции. Результаты опроса позволяют прийти к выводу, что семейные традиции – редкость в наши дни. Следовательно, задача возрождения и развития традиций должна быть общей, и не только для педагогов, но и для родителей.
Уроки ОРКСЭ знакомят детей с христианскими традициями: ходом богослужения (как правило, их знают и соблюдают дети из верующих семей), традициями проведения праздников, которые проникают в светскую жизнь (Вербное воскресенье, Рождество, Пасха, Крещение и т.д.). Стоит в этой связи упомянуть о недавно признанном празднике День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. В давние времена 8 июля в день святых Петра и Февронии все ходили в церковь. В молитвах к Богу молодые люди просили о большой любви, а люди постарше – о семейном согласии. Кроме того, в этот день было принято помогать сиротам. Дети-сироты должны были почувствовать, что Пётр и Феврония помнят о них: придёт время, и у каждого из них будет своя семья. Разговор об этом с детьми на уроке всегда требует продолжения – реального дела, участия в социальных акциях (посещение детских домов, сбор игрушек для сирот и т.д.).
Ни один из школьных предметов не дает такой возможности параллельной работы с детьми и их родителями, как ОРКСЭ. Многие темы − «Пасха», «Совесть и раскаяние», «Икона» − требуют участия родителей, поэтому все домашние задания сопровождаются рекомендациями «попросите родителей рассказать вам…», «вместе подумайте над вопросом…», «обсудите с родителями…» и т.п. На уроках часто пишем мини-сочинения на темы: «Чему меня учит православие?», «Празднование Пасхи в моей семье».
Предлагаем выдержки из детских сочинений: «Я очень люблю предмет «Основы православных культур». На этом предмете мы знакомимся с Богом и с православными праздниками. Моя семья тоже интересуется этим уроком. Моя мама многое узнала из нашей книги. Я многое узнала из этой книги»; «Самым светлым праздником считается Пасха. Мы красим яйца, наносим на них красивые узоры и обмениваемся ими с родными и друзьями. Мы ходим в гости, едим освящённые куличи, пасху. В душе радостно и светло, и каждый старается друг другу улыбнуться. Все праздники хороши, каждый по-своему. Но объединяет их то, что они несут энергию добра, красоты, хорошего настроения и взаимопонимания между людьми».
На уроках ОРКСЭ мы часто привлекаем текстовые материалы: библейские притчи, пословицы и поговорки, фрагменты текстов на православную тему и т.д. Например, знакомясь с отрывком из дореволюционной книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений», детям дается задание вставить пропущенные слова и фразы: «Старайтесь развивать в себе чувства … (великодушия) и … (благодарности). Мы не должны делать … (зла), даже нашим врагам. Не должно … (оскорблять) ближних ни … (словами), ни … (действиями). Прямодушие и искренность – … (добродетели), присущие сердцам благородным. … (Ложь) унизительна, это подруга плутовства. Не должно без нужды говорить дурно о … (своих ближних)». По завершении работы с текстом и обсуждения ее результатов детям предлагается творческое задание: составить текст «Современные обязанности относительно родных и близких дома», составить синквейн относительно слова «Семья». Приведем пример из детской работы:
Семья.
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь «Я».
На занятиях обязательно ведется работа над составлением родового древа, которая сопровождается размышлением над вопросами:
Рассмотрите изображения родового древа и родового герба. Попробуйте определить символические детали в этих изображениях.
Что должно включать в себя родовое древо?
Почему для людей важно знать своих предков?
Что может изображаться на родовых гербах?
Почему все родовые гербы разные?
Беседы на тему семейных праздников обязательно включают вопросы философского характера «Как вы понимаете термин «историческая память?», «Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?», «Как вы думаете, у жителей других стран есть семейные праздники? Какие?»
Всегда интересен результат выполнения следующего задания: «Найдите пословицы о семье, какая из них подходит к вашей семье. Объясните свой выбор». Детям предлагаются варианты: «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Из одного кола изгороди не сделаешь», «Где любовь, там горя нет», «Лягушка – и та хочет, чтобы ее болото было лучше всех», «Вся семья вместе, так и душа на месте» и т.п. Таким образом, используя активные приемы, организующие деятельность учеников на уроке, мы добиваемся усвоения нравственных ценностей, философских категорий, которые формируют личность ребенка.
Опыт изучения темы «Христианская семья» в курсе ОРКСЭ
«Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», − гласит английская пословица. И действительно, именно родители и семейное воспитание играют важнейшую роль в процессе развития личности ребенка, ведь дети воспитываются не только собственно родителями, но ещё и семейным укладом. Этим обстоятельством определяется необходимость включения в модуль «Основы православной культуры» темы «Христианская семья»: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Что для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники и традиции» (А. В. Кураев).
Слово «традиция» в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова определяется как «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» и «обычай, установивший порядок поведения в быту». Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Чем счастливее традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребенка и в дальнейшей жизни. Приобщить к семейным традициям можно только на личном примере самих родителей.
На одном из первых уроков православной культуры детям даётся задание: посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций, принятых в вашей семье. Предлагаем выдержки из нескольких работ: «В нашей семье есть традиция перед сном читать сказки»; «По выходным дням всей семьей играть в домино и лото»; «Собираться всей семьей за большим столом и праздновать Новый год»; «Каждую пятницу накрывать стол и рассказывать, у кого что произошло». Однако из 25 обучающихся 15 вообще не смогли назвать семейные традиции. Результаты опроса позволяют прийти к выводу, что семейные традиции – редкость в наши дни. Следовательно, задача возрождения и развития традиций должна быть общей, и не только для педагогов, но и для родителей.
Уроки ОРКСЭ знакомят детей с христианскими традициями: ходом богослужения (как правило, их знают и соблюдают дети из верующих семей), традициями проведения праздников, которые проникают в светскую жизнь (Вербное воскресенье, Рождество, Пасха, Крещение и т.д.). Стоит в этой связи упомянуть о недавно признанном празднике День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. В давние времена 8 июля в день святых Петра и Февронии все ходили в церковь. В молитвах к Богу молодые люди просили о большой любви, а люди постарше – о семейном согласии. Кроме того, в этот день было принято помогать сиротам. Дети-сироты должны были почувствовать, что Пётр и Феврония помнят о них: придёт время, и у каждого из них будет своя семья. Разговор об этом с детьми на уроке всегда требует продолжения – реального дела, участия в социальных акциях (посещение детских домов, сбор игрушек для сирот и т.д.).
Ни один из школьных предметов не дает такой возможности параллельной работы с детьми и их родителями, как ОРКСЭ. Многие темы − «Пасха», «Совесть и раскаяние», «Икона» − требуют участия родителей, поэтому все домашние задания сопровождаются рекомендациями «попросите родителей рассказать вам…», «вместе подумайте над вопросом…», «обсудите с родителями…» и т.п. На уроках часто пишем мини-сочинения на темы: «Чему меня учит православие?», «Празднование Пасхи в моей семье».
Предлагаем выдержки из детских сочинений: «Я очень люблю предмет «Основы православных культур». На этом предмете мы знакомимся с Богом и с православными праздниками. Моя семья тоже интересуется этим уроком. Моя мама многое узнала из нашей книги. Я многое узнала из этой книги»; «Самым светлым праздником считается Пасха. Мы красим яйца, наносим на них красивые узоры и обмениваемся ими с родными и друзьями. Мы ходим в гости, едим освящённые куличи, пасху. В душе радостно и светло, и каждый старается друг другу улыбнуться. Все праздники хороши, каждый по-своему. Но объединяет их то, что они несут энергию добра, красоты, хорошего настроения и взаимопонимания между людьми».
На уроках ОРКСЭ мы часто привлекаем текстовые материалы: библейские притчи, пословицы и поговорки, фрагменты текстов на православную тему и т.д. Например, знакомясь с отрывком из дореволюционной книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений», детям дается задание вставить пропущенные слова и фразы: «Старайтесь развивать в себе чувства … (великодушия) и … (благодарности). Мы не должны делать … (зла), даже нашим врагам. Не должно … (оскорблять) ближних ни … (словами), ни … (действиями). Прямодушие и искренность – … (добродетели), присущие сердцам благородным. … (Ложь) унизительна, это подруга плутовства. Не должно без нужды говорить дурно о … (своих ближних)». По завершении работы с текстом и обсуждения ее результатов детям предлагается творческое задание: составить текст «Современные обязанности относительно родных и близких дома», составить синквейн относительно слова «Семья». Приведем пример из детской работы:
Семья.
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь «Я».
На занятиях обязательно ведется работа над составлением родового древа, которая сопровождается размышлением над вопросами:
Рассмотрите изображения родового древа и родового герба. Попробуйте определить символические детали в этих изображениях.
Что должно включать в себя родовое древо?
Почему для людей важно знать своих предков?
Что может изображаться на родовых гербах?
Почему все родовые гербы разные?
Беседы на тему семейных праздников обязательно включают вопросы философского характера «Как вы понимаете термин «историческая память?», «Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?», «Как вы думаете, у жителей других стран есть семейные праздники? Какие?»
Всегда интересен результат выполнения следующего задания: «Найдите пословицы о семье, какая из них подходит к вашей семье. Объясните свой выбор». Детям предлагаются варианты: «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Из одного кола изгороди не сделаешь», «Где любовь, там горя нет», «Лягушка – и та хочет, чтобы ее болото было лучше всех», «Вся семья вместе, так и душа на месте» и т.п. Таким образом, используя активные приемы, организующие деятельность учеников на уроке, мы добиваемся усвоения нравственных ценностей, философских категорий, которые формируют личность ребенка.