ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА
16.01.2024
Татаркина Ю.В., Кувшинова И.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА
Аннотация.В данной статье представлен обзор проблемы образования для детей с нарушениями в психофизическом развитии, а также показана важность инклюзивного образования для детей с определённой нозологической группой – нарушения зрения. Показана роль и значимость образования в современном обществе, описывается, какие проблемы за собой влечёт неправильное функционирование зрительного анализатора для ребёнка дошкольного возраста. Представлена разработанность проблемы изучения развития слабовидящего или слепого ребёнка. Автором статьи рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, описываются их образовательные потребности и особенности. Приведены педагогические условия для эффективного протекания процесса образования в условиях коррекционного детского сада. Сделаны выводы о целесообразности и результативности соблюдения педагогических условий обучения слабовидящих и слепых детей в детском саду коррекционного типа.
Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, дети с нарушениями зрения, дошкольники, слабовидящие, слепые, коррекционный детский сад, педагогические условия.
Образование – это важный процесс целенаправленного получения знаний, умений и навыков, которые способствуют гармоничному развитию личности. Этот процесс непрерывен, сопровождает любого человека на каждом этапе его жизненного пути. Образование действительно важно и необходимо, так как оно помогает не только расширять кругозор и развивать определённые качества личности, но и позволяет всему обществу прогрессировать, решая различные проблемы – от финансовых до социальных [10]. Особенно этот процесс важен для людей, имеющих какие-либо недостатки в психофизическом развитии, потому что им наиболее значимо выполнить такую свою потребность, как самоактуализация. Благодаря образованию, они смогут понять, какова их роль в этом мире, что в их силах сделать полезного для общества и как могут раскрыть свой внутренний потенциал, невзирая на болезнь [9]. И начало удовлетворения этой высшей потребности человека идёт с самого детства, когда закладываются фундаментальные основы личности. Также мы можем наблюдать всеобщую тенденцию к инклюзивности образования, так как главной целью развития современного общества является становление и самореализация каждого человека. Эта идея базируется на инклюзивной философии, которая абсолютизирует потребности, прежде всего «особые» [6, с. 1098]. Поэтому роль образования для детей дошкольного возраста в условиях коррекционного детского сада велика, и мы попытаемся объяснить содержание этого процесса для детей с нарушениями зрения.
Небезызвестно, что зрение – это чувствительная система нашего организма, позволяющая получать информацию об окружающем мире. Без правильного функционирования зрительного аппарата ребёнок упускает возможность познавать действительность в полном объёме. Он начинается опираться на другие системы – слух, тактильное восприятие, обоняние и вкус, что затрудняется формирование целостного образа в его разуме. А неправильное формирование целостного образа ведёт за собой запоздалое развитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере ребёнка, а также трудности при освоении новых умений и навыков [8, 11].
Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родственников и профильных специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Е.А. Савина, Л.И. Плаксина, О.В. Максименко, Л.А. Ремезова, О.В. Курицина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др. [1, с. 86]. Также нельзя не упомянуть таких учёных, как М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Г.В. Никулина, А.В. Потёмкина, Л.П. Григорьева и А.Г. Литвак, которые также внесли огромный вклад в изучении слабовидящих и слепых детей.
Если говорить о педагогической характеристике детей с данной нозологической группой, то можно сказать, что в общем и целом развитие их познавательных процессов протекает в пределах нормы, однако есть свои особенности. Например, у них в большей мере преобладает абстрактное мышление, так как в свою очередь в связи со зрительным дефектом страдает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Они мыслят на основе чувственного отражения, то есть больший упор они делают на развитие своих тактильных ощущений. Речь слабовидящих и слепых сужена, нуждается в коррекции, чтобы они могли активно использовать её в сфере активного общения. Снижено понимание значений слов, характерно неправильное формирование понятий, речевые стереотипии. Объём внимания снижен, как и уровень притязаний. У дошкольников с нарушениями зрения наблюдается небольшая познавательная активность, пониженный интерес и мотивация, для них характерна рассеянность зрительного внимания, опора на остаточное зрение и слуховые стимулы. Присутствует расхождение между пониманием и предназначением предмета и возможностью его целевого использования. Нарушены все компоненты игровой деятельности, имеют место стереотипное построение сюжетных игр, характерна беднота практических действий, ограниченность общей моторики, двигательные стереотипии. В коммуникативной деятельности проявляются несформированные речевые навыки, узость представлений о межличностных отношениях [2, с. 3].
Из описания психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями зрения, можно сделать вывод, что инклюзивное образование наиболее приоритетно для полноценного личностного развития данной нозологической группы. В связи с этим, в коррекционных учреждениях, должны создаваться определённые условия, благодаря которым процесс образования будет протекать наиболее эффективно.
В системе коррекционного детского сада можно выдвинуть следующие действенные педагогические условия, характеризующие особенности обучения слабовидящих и слепых дошкольников и помогающие им удовлетворять свои высшие потребности, получать наиболее качественное образование [7, 11]:
1. Соблюдение СанПиНа при организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения. Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией – в среднем ряду на первых партах. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии – напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, 22 страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам;
2. Обязательно устанавливаем тактильные коврики перед препятствиями у ребенка (лестницы, пороги дверей и т.д.);
3. Использование ярких цветов в одежде педагога, в стимульном материале для улучшения зрительного восприятия ребёнка;
4. Снижение темпа занятия при введении нового объекта для изучения, так как дошкольникам с нарушениями зрения необходимо большее время на знакомство с предметом, осмысления задачи и подробного тактильного и зрительного освоения;
5. Обязательная смена видов деятельности, при которой будут внедряться различные упражнения для расслабления глаз или офтальмотренажёров В. Ф. Базарного;
6. Педагог должен давать ребёнку большее время на обдумывание задачи и предоставлению ответа на задание в связи с более длительным пониманием ребёнком содержания работы;
7. При выполнении работы педагог должен создать условия для лучшего понимания и восприятия ребёнком предметных объектов: наличие ярких цветов, расстояние между предметами и их удалённость, расположение на контрастном фоне, наличие игрушек различного материала и формы и т.д.;
8. Предметный материал должен быть крупным, хорошо различаемым по деталям, однако его размер не должен отличаться от его размеров в реальности, то есть картинка зебры не должна быть больше картинки слона или изображение цветка должно быть меньше изображения дерева и т.д.
9. Расположение картинок на доске или перед ребёнком не должно создавать единую линию. Необходимо разложить материал так, чтобы каждый элемент находился по отдельности, при этом не нарушая линейность;
10. Используем показ объектов с учётом объема восприятия и внимания ребенка, его возрастом, индивидуальных познавательных особенностей. При невозможности ребёнком охватить информацию из предоставленного материала, мы понижаем количество объектов до меньшего эпикризного уровня;
11. Никогда не запрещаем ребёнку подходить к доске и взаимодействовать тактильно с предметами;
12. Необходимо учитывать величину зрительной работы, чтобы не создать дополнительное напряжение в глазах ребёнка. Оптимальное время непрерывного зрительного контакта с объектами – не более 10 минут, далее необходим отдых;
13. Используем простые игровые пособия, где хорошо различаются силуэты, линии, цвета и т.д.;
14. Не используем глянцевую бумагу и нематовую поверхность на досках во избежание бликов, которые усложняют зрительную работу для дошкольника;
15. Периодически меняем материал и средств наглядности на различных этапах обучения, чтобы расширять кругозор ребёнка с нарушением зрения.
Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации в рамках обучения детей с нарушениями зрения в условиях коррекционного детского сада, качество образования данной группы обучающихся увеличится в разы и позволит им не только скорректировать имеющийся дефект зрительного анализатора, но и подготовит определённую базу для дальнейшего образования, которое сможет помочь им создать наиболее гармоничную версию себя и воспитать зрелую сильную личность, не взирающую на трудности жизни и способную адаптироваться к любым условиям среды и общества, в котором они живут.
Библиографический список
1. Гурьянова, И.А. Психолого-педагогическое сопровождение образования дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования / И.А. Гурьянова // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2015. – № 2. – С. 86-89.
2. Душкина, С.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения / С.В. Душкина, В.И. Лахмоткина // Педагогический опыт: от теории к практике : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 января 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2019. – С. 54-55.
3. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и [др.]; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
4. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие /Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999.
5. Ремезова Л.А. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения / Л.А. Ремезова, О.В. Курицина // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Междунар. научно-практ. конф., 20–22 июня 2011 г.; под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011.
6. Татаркина, Ю.В. Здоровье и безопасность в условиях специального образования: принципы, проблемы и способы их решения / Ю.В. Татаркина // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2022 : материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 22–25 марта 2022 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 1098-1101.
7. Кувшинова, И.А.Коррекционно-педагогическая работа с детьми с сенсорными нарушениями : учебно-методическое пособие / И.А.Кувшинова, А.Д.Воронкова, А.Д.Прудникова; под ред. И.А.Кувшиновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. –74 с.
8. Кувшинова И.А. Развитие зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений у детей с нарушением зрения: монография /И.А.Кувшинова, Е.А. Попкова. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова,2018. – 86 с.
9. Кувшинова И.А. Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ирина Александровна Кувшинова; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» (4,09 Мб). – Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ», 2019.
10. Кувшинова, И. А. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем : учебное пособие / И. А. Кувшинова. – Магнитогорск : МГТУ, 2016.
11. Технические средства коррекции нарушений слуха и зрения : учебное пособие / Э.Р. Мазитова, И.А. Кувшинова; под ред. И.А. Кувшиновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2023. – 87 с.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА
Аннотация.В данной статье представлен обзор проблемы образования для детей с нарушениями в психофизическом развитии, а также показана важность инклюзивного образования для детей с определённой нозологической группой – нарушения зрения. Показана роль и значимость образования в современном обществе, описывается, какие проблемы за собой влечёт неправильное функционирование зрительного анализатора для ребёнка дошкольного возраста. Представлена разработанность проблемы изучения развития слабовидящего или слепого ребёнка. Автором статьи рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, описываются их образовательные потребности и особенности. Приведены педагогические условия для эффективного протекания процесса образования в условиях коррекционного детского сада. Сделаны выводы о целесообразности и результативности соблюдения педагогических условий обучения слабовидящих и слепых детей в детском саду коррекционного типа.
Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, дети с нарушениями зрения, дошкольники, слабовидящие, слепые, коррекционный детский сад, педагогические условия.
Образование – это важный процесс целенаправленного получения знаний, умений и навыков, которые способствуют гармоничному развитию личности. Этот процесс непрерывен, сопровождает любого человека на каждом этапе его жизненного пути. Образование действительно важно и необходимо, так как оно помогает не только расширять кругозор и развивать определённые качества личности, но и позволяет всему обществу прогрессировать, решая различные проблемы – от финансовых до социальных [10]. Особенно этот процесс важен для людей, имеющих какие-либо недостатки в психофизическом развитии, потому что им наиболее значимо выполнить такую свою потребность, как самоактуализация. Благодаря образованию, они смогут понять, какова их роль в этом мире, что в их силах сделать полезного для общества и как могут раскрыть свой внутренний потенциал, невзирая на болезнь [9]. И начало удовлетворения этой высшей потребности человека идёт с самого детства, когда закладываются фундаментальные основы личности. Также мы можем наблюдать всеобщую тенденцию к инклюзивности образования, так как главной целью развития современного общества является становление и самореализация каждого человека. Эта идея базируется на инклюзивной философии, которая абсолютизирует потребности, прежде всего «особые» [6, с. 1098]. Поэтому роль образования для детей дошкольного возраста в условиях коррекционного детского сада велика, и мы попытаемся объяснить содержание этого процесса для детей с нарушениями зрения.
Небезызвестно, что зрение – это чувствительная система нашего организма, позволяющая получать информацию об окружающем мире. Без правильного функционирования зрительного аппарата ребёнок упускает возможность познавать действительность в полном объёме. Он начинается опираться на другие системы – слух, тактильное восприятие, обоняние и вкус, что затрудняется формирование целостного образа в его разуме. А неправильное формирование целостного образа ведёт за собой запоздалое развитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере ребёнка, а также трудности при освоении новых умений и навыков [8, 11].
Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родственников и профильных специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Е.А. Савина, Л.И. Плаксина, О.В. Максименко, Л.А. Ремезова, О.В. Курицина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др. [1, с. 86]. Также нельзя не упомянуть таких учёных, как М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Г.В. Никулина, А.В. Потёмкина, Л.П. Григорьева и А.Г. Литвак, которые также внесли огромный вклад в изучении слабовидящих и слепых детей.
Если говорить о педагогической характеристике детей с данной нозологической группой, то можно сказать, что в общем и целом развитие их познавательных процессов протекает в пределах нормы, однако есть свои особенности. Например, у них в большей мере преобладает абстрактное мышление, так как в свою очередь в связи со зрительным дефектом страдает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Они мыслят на основе чувственного отражения, то есть больший упор они делают на развитие своих тактильных ощущений. Речь слабовидящих и слепых сужена, нуждается в коррекции, чтобы они могли активно использовать её в сфере активного общения. Снижено понимание значений слов, характерно неправильное формирование понятий, речевые стереотипии. Объём внимания снижен, как и уровень притязаний. У дошкольников с нарушениями зрения наблюдается небольшая познавательная активность, пониженный интерес и мотивация, для них характерна рассеянность зрительного внимания, опора на остаточное зрение и слуховые стимулы. Присутствует расхождение между пониманием и предназначением предмета и возможностью его целевого использования. Нарушены все компоненты игровой деятельности, имеют место стереотипное построение сюжетных игр, характерна беднота практических действий, ограниченность общей моторики, двигательные стереотипии. В коммуникативной деятельности проявляются несформированные речевые навыки, узость представлений о межличностных отношениях [2, с. 3].
Из описания психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями зрения, можно сделать вывод, что инклюзивное образование наиболее приоритетно для полноценного личностного развития данной нозологической группы. В связи с этим, в коррекционных учреждениях, должны создаваться определённые условия, благодаря которым процесс образования будет протекать наиболее эффективно.
В системе коррекционного детского сада можно выдвинуть следующие действенные педагогические условия, характеризующие особенности обучения слабовидящих и слепых дошкольников и помогающие им удовлетворять свои высшие потребности, получать наиболее качественное образование [7, 11]:
1. Соблюдение СанПиНа при организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения. Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией – в среднем ряду на первых партах. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии – напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, 22 страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам;
2. Обязательно устанавливаем тактильные коврики перед препятствиями у ребенка (лестницы, пороги дверей и т.д.);
3. Использование ярких цветов в одежде педагога, в стимульном материале для улучшения зрительного восприятия ребёнка;
4. Снижение темпа занятия при введении нового объекта для изучения, так как дошкольникам с нарушениями зрения необходимо большее время на знакомство с предметом, осмысления задачи и подробного тактильного и зрительного освоения;
5. Обязательная смена видов деятельности, при которой будут внедряться различные упражнения для расслабления глаз или офтальмотренажёров В. Ф. Базарного;
6. Педагог должен давать ребёнку большее время на обдумывание задачи и предоставлению ответа на задание в связи с более длительным пониманием ребёнком содержания работы;
7. При выполнении работы педагог должен создать условия для лучшего понимания и восприятия ребёнком предметных объектов: наличие ярких цветов, расстояние между предметами и их удалённость, расположение на контрастном фоне, наличие игрушек различного материала и формы и т.д.;
8. Предметный материал должен быть крупным, хорошо различаемым по деталям, однако его размер не должен отличаться от его размеров в реальности, то есть картинка зебры не должна быть больше картинки слона или изображение цветка должно быть меньше изображения дерева и т.д.
9. Расположение картинок на доске или перед ребёнком не должно создавать единую линию. Необходимо разложить материал так, чтобы каждый элемент находился по отдельности, при этом не нарушая линейность;
10. Используем показ объектов с учётом объема восприятия и внимания ребенка, его возрастом, индивидуальных познавательных особенностей. При невозможности ребёнком охватить информацию из предоставленного материала, мы понижаем количество объектов до меньшего эпикризного уровня;
11. Никогда не запрещаем ребёнку подходить к доске и взаимодействовать тактильно с предметами;
12. Необходимо учитывать величину зрительной работы, чтобы не создать дополнительное напряжение в глазах ребёнка. Оптимальное время непрерывного зрительного контакта с объектами – не более 10 минут, далее необходим отдых;
13. Используем простые игровые пособия, где хорошо различаются силуэты, линии, цвета и т.д.;
14. Не используем глянцевую бумагу и нематовую поверхность на досках во избежание бликов, которые усложняют зрительную работу для дошкольника;
15. Периодически меняем материал и средств наглядности на различных этапах обучения, чтобы расширять кругозор ребёнка с нарушением зрения.
Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации в рамках обучения детей с нарушениями зрения в условиях коррекционного детского сада, качество образования данной группы обучающихся увеличится в разы и позволит им не только скорректировать имеющийся дефект зрительного анализатора, но и подготовит определённую базу для дальнейшего образования, которое сможет помочь им создать наиболее гармоничную версию себя и воспитать зрелую сильную личность, не взирающую на трудности жизни и способную адаптироваться к любым условиям среды и общества, в котором они живут.
Библиографический список
1. Гурьянова, И.А. Психолого-педагогическое сопровождение образования дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования / И.А. Гурьянова // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2015. – № 2. – С. 86-89.
2. Душкина, С.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения / С.В. Душкина, В.И. Лахмоткина // Педагогический опыт: от теории к практике : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 января 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2019. – С. 54-55.
3. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и [др.]; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
4. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие /Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999.
5. Ремезова Л.А. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения / Л.А. Ремезова, О.В. Курицина // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Междунар. научно-практ. конф., 20–22 июня 2011 г.; под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011.
6. Татаркина, Ю.В. Здоровье и безопасность в условиях специального образования: принципы, проблемы и способы их решения / Ю.В. Татаркина // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2022 : материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 22–25 марта 2022 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 1098-1101.
7. Кувшинова, И.А.Коррекционно-педагогическая работа с детьми с сенсорными нарушениями : учебно-методическое пособие / И.А.Кувшинова, А.Д.Воронкова, А.Д.Прудникова; под ред. И.А.Кувшиновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. –74 с.
8. Кувшинова И.А. Развитие зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений у детей с нарушением зрения: монография /И.А.Кувшинова, Е.А. Попкова. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова,2018. – 86 с.
9. Кувшинова И.А. Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ирина Александровна Кувшинова; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» (4,09 Мб). – Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ», 2019.
10. Кувшинова, И. А. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем : учебное пособие / И. А. Кувшинова. – Магнитогорск : МГТУ, 2016.
11. Технические средства коррекции нарушений слуха и зрения : учебное пособие / Э.Р. Мазитова, И.А. Кувшинова; под ред. И.А. Кувшиновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2023. – 87 с.