ОБ ОДНОМ ЗАБЫТОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ХОРОВОГО ИСКУССТВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ П. Г. ЧЕСНОКОВА)
28.12.2024
УДК 783.8
Кучер Н. Ю.,
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», г. Челябинск
Иеромонах Лаврентий (Гоць Я. С.),
Религиозная организация «Магнитогорская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ОБ ОДНОМ ЗАБЫТОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ХОРОВОГО ИСКУССТВА
(К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ П. Г. ЧЕСНОКОВА)
Аннотация: Творческое наследие выдающегося деятеля хорового искусства конца XIX-начала XX вв. Павла Григорьевича Чеснокова обширно и включает в себя как духовные, так и светские произведения. Настоящая статья посвящена изучению некоторых неиз-вестных страниц творчества композитора, а именно, произведению для смешанного хора «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию», написанному П. Г. Чесноковым предположительно в 1914 году в период начала Первой мировой войны. Упоминание о данном произведении было обнаружено иеромонахом Лаврентием, одним из авторов настоящей статьи, в электронной версии журнала «Хоровое и регентское дело» от февраля 1915 года. Позднее, в Государственном национальном архиве музыки были найдены ноты данного произведения. Не сегодняшний день хор «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию» считается забытым и не исполнялся более ста лет.
Ключевые слова: Павел Григорьевич Чесноков, духовные произведения, светские хоры, забытое произведение.
ABOUT A FORGOTTEN WORK BY THE GREAT MASTER
OF CHORAL ART. (ON THE 80-TH ANNIVERSARY
OF THE DEATH OF P.G. CHESNOKOV)
Abstract: The creative legacy of the outstanding figure of choral art of the late XIX-early XX centuries. Pavel Grigoryevich Chesnokov is extensive and includes both spiritual and secular works. This article is devoted to the study of some unknown pages of the composer's work, namely, the work for mixed choir «Invisible Heroes. Eternal memory to the fighters for Russia», written by P.G. Chesnokov presumably in 1914 during the outbreak of the First World War. The mention of this work was discovered by Hieromonk Laurentius, one of the authors of this article, in the electronic version of the journal «Choral and Regency Business» dated February 1915. Later, the sheet music of this work was found in the State National Archive of Music. Not today's chorus «To Inconspicuous heroes. Eternal memory to the fighters for Russia» is considered forgotten and has not been performed for more than a hundred years.
Keywords: Pavel Grigoryevich Chesnokov, spiritual works, secular choirs, a forgotten work.
Имя Павла Григорьевича Чеснокова – преподавателя кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории – известно всем, кто интересуется отечественной хоровой музыкой. 2024 год ознаменован памятной датой – 80-летием со дня смерти выдающего композитора и знатока тонкостей хорового мастерства. Как справедливо отмечает К. Б. Птица во вступительной статье к фундаментальному теоретическому труду композитора «Хор и управление им», «вся жизнь композитора была посвящена служению отечественному хоровому искусству» [12, с. 4].
Произведения П. Г. Чеснокова, как духовного, так и светского содержания, органично соединили в себе практически все достижения композиторского мастерства пред-шествующих столетий. Хоровое письмо П. Г. Чеснокова сочетает в себе как принципы партесного пения (инструментального характера), полифонические законы построения музыкального материала, хоральную строгость, так и русскую романсовость. Также в сочинениях П. Г. Чеснокова очень четко ощущаются национальные корни, в частности, древнерусского церковного распева – сдержанного, строго-диатонического, логично-выстроенного. Эти принципы очень органично сочетаются у композитора с искренне ро-мантической эмоциональной открытостью.
Впервые свои силы в композиции П. Г. Чесноков попробовал в 1894 году, будучи учащимся Синодального училища. Тщательное изучение истории церковного пения по библиотеке собранных директором училища С. В. Смоленским древних певческих книг способствовало интересу П. Г. Чеснокова к созданию духовных произведений. И именно в это время в Успенском соборе, с церковными службами в котором была неразрывно связана жизнь учащихся, начинают исполняться произведения П. Г. Чеснокова.
Уже в 1897 году в «Московском листке» от 20 декабря впервые появляется отзыв о концертном исполнении сочинения Павла Чеснокова, которому на тот момент исполни-лось 20 лет. Были исполнены «Херувимская песнь» и «Достойно есть», которые обнаружили не только композиторские способности молодого композитора, но и глубокое на-циональное направление его произведений [4]. Именно П. Г. Чесноков в период с 1897 по 1898 написал большое количество произведений, которые значительно расширили репертуар Синодального хора.
Сразу после окончания Синодального училища по настоянию Смоленского П. Г. Чесноков был принят туда же на работу учителем сольфеджио, а затем и церковно-го пения. Далее, с 1901 года композитор становится помощником главного регента В. С. Орлова, наряду с Данилиным и Кастальским.
В целом, вся профессиональная деятельность П. Г. Чеснокова проходила в Москве. Он был регентом нескольких хоров, преподавал в нескольких учебных заведениях. Как отмечает Кравец, «к 1910-м годам Павел Чесноков не только известен всей Москве как выдающийся регент хора церкви Святой Троицы на Грязях, но и знаменит на всю Россию как духовный композитор» [4]. Поясним, что здесь идет речь о хоре любителей церковного пения при церкви Святой Троицы на Грязях у Покровских ворот (1902–1914). На страницах журнала «Хоровое регентское дело» за апрель 1913 года читаем следующее: «В лице П. Г. Чеснокова мы имеем и одаренного композитора, соединяющего в своем творчестве художественность замысла с истинной церковностью его воплощения, и исключительного мастера в обучении хора и управлении им. Ведь в распоряжении его не обширные хоровые массы из отборных певцов, а хор любительский, скромный и по размерам, и по качеству голосового материала его участников. А исполнение отличается первоклассными достоинствами». Также автор указанной статьи отмечает, что исполнение произведений как самого П. Г. Чеснокова, так и других авторов (в частности, А. Кастальского, А. Гречанинова, А. Никольского и др.), было как всегда превосходно, и «о слабом или неудовлетворительном исполнении какого-либо из них не может быть и речи» [9].
Спустя 80 лет после смерти выдающегося хорового деятеля, 11 марта 2024 года в большом зале Магнитогорского театра оперы и балета состоялся концерт памяти П. Г. Чеснокова «Приношение сладкопения творцу, рабу Божию Павлу». В концертной программе, состоявшей из двух отделений, прозвучали как духовные произведения П. Чеснокова, хорошо известные взыскательной публике («Мати Божия» из цикла «Во дни брани», «Хвалите Имя Господне», «Совет Превечный» и др.), так и его светские со-чинения. Впервые полностью были исполнены русские народные песни в обработке для мужского хора, выполненные Павлом Григорьевичем. Все шесть песен вошли в сборник под названием «Шесть русских народных песен для мужского хора и солистов», издан-ный в 1944 году вскоре после смерти композитора.
В программе вышеуказанного концерта прозвучали и другие произведения, неизвестные широкой публике, однако, в программе концерта не было одного произведения – «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию». Именно это произведение могло стать главным номером программы концерта, но к моменту составления программы и даже к самому началу концерта партитуру, о которой пойдет речь ниже, никто не исполнял более 100 лет.
При составлении сценария концерта идея автора заключалась в знакомстве слушателей с неизвестными фактами из жизни Павла Григорьевича, поскольку его происхождение, место получения образования, а также удивительно добрые отношения со своим директором, а впоследствии и коллегой по Синодальному училищу Степаном Васильевичем Смоленским, а также собратьями по композиторскому и регентскому цеху – Кастальским, Орловым и др., хорошо известны, благодаря целому ряду различных публика-ций. Говорить о том, какое влияние труды и творчество Павла Григорьевича оказали на восприятие хорового дела не как ремесла, а как науки, тоже не приходится. С этим мож-но ознакомиться, к примеру, во вступительных статьях к многократно издававшейся кни-ге «Хор и управление им». Именно этот труд прославил П. Г. Чеснокова на весь мир бла-годаря глубине научного исследования хора как уникального явления в музыке.
Перед сценаристом концерта стояла важная задача – найти то, что давно затерялось на страницах периодической печати и, казалось бы, утрачено для современного человека. Первым, и, пожалуй, главным периодическим изданием стал журнал «Хоровое и регент-ское дело», издававшийся в период с 1909 по 1917 годы; именно в этом журнале можно найти многое для того, чтобы получить исчерпывающее впечатление о состоянии цер-ковного и светского хорового пения в Российской Империи последних лет ее существо-вания. Многие статьи и заметки из данного издания могли бы стать настоящим открытием для исследователей истории данной сферы музицирования в России. Публикации из данного журнала заслуживают самого внимательного прочтения и научного анализа. В настоящее время все номера оцифрованы и находятся в свободном доступе. Из публика-ций в «Хоровом регентском деле» были почерпнуты отзывы на концерты, которые с ус-пехом проводились при непосредственном участии Павла Григорьевича, отзывы на но-вые сочинения композитора и т. д.
Затем были исследованы материалы «Русской музыкальной газеты» и других пе-риодических изданий, ссылки на которые встречались при подготовке сценария концерта. В «Русской музыкальной газете» ряд статей посвящен гастролям Синодального хора по городам Европы, где местная публика с восхищением слушала прославленный кол-лектив, восторженно, с овациями принимала произведения русских композиторов, бли-ставших в то время на композиторском Олимпе. Среди них были Архангельский, Кас-тальский, Рахманинов, Смоленский и, конечно же, Павел Чесноков.
Однако, вернемся к предмету настоящей статьи. В творческом наследии П. Г. Чеснокова большинство духовных произведений написано для смешанного хора, который, по его же собственному мнению, является совершенным хором. Однако, суще-ствует ряд произведений и для однородных хоров, преимущественно женских (детских). Репертуар для мужских хоров набирался благодаря труду Павла Григорьевича по пере-ложению собственных произведений и произведений своих современников, вошедших в сборник «60 переложений П. Чеснокова со смешанного на однородный хор сочинений современных авторов», изданный П. Юргенсоном в 1912 году. Краткий отзыв на данный труд мы также находим в «Хоровом регентском деле».
С подбором репертуара для отделения концерта, состоящего из произведений ду-ховной музыки, можно легко справиться благодаря трудам, как самого Павла Григорьевича, так и тех, кто занимался переложениями духовной музыки Чеснокова в последую-щие годы. К числу таких можно отнести архимандрита Матфея (Мормыля), игумена Никифора (Кирзина), Максима Котогарова и других. Отделение же светской хоровой музы-ки для концерта мужского хора вызывает некоторые трудности, поскольку из всех переложений П. Г. Чеснокова для мужского хора изданы только 6 народных песен, вошедших в упомянутый выше сборник. Известно, что в фондах Государственного национального архива музыки имеются неизданные переложения русских народных песен, выполненные П. Г. Чесноковым.
Еще одна проблема, стоявшая перед сценаристом концерта, – подобрать светские хоры, даже из числа предназначенных для исполнения смешанным или однородным женским (детским) хором таким образом, чтобы они хорошо звучали при переложении на мужской хор и органично выписывались в общую концепцию концерта.
Когда, казалось бы, вся программа концерта была готова, на страницах журнала «Хоровое регентское дело» № 2 от 1915 года была обнаружена заметка о прошедшем в Тамбове 25 января 1915 года благотворительном концерте. В рубрике «Корреспонденция» отмечается, что состоялся «концерт соединенных хоров средних мужских и жен-ских учебных заведений» [10] в пользу раненых. Хоровая программа была составлена из следующих номеров: «Национальный гимн «Что так печален сербский народ» Архангельского, «Реквием» Анцева, «Незаметным героям» и «Да здравствует Россия» Чеснокова, «Колыбельная песня» Нелидова, Хор спутников князя из оперы «Демон», свадеб-ный хор из оперы «Русалка» [10].
Поиск хора «Незаметным героям» по каталогам произведений П. Г. Чеснокова и по каталогу изданий П. Юргенсона, у которого по преимуществу печатался Чесноков, не принесли желаемого результата. Судьба партитуры «Незаметным героям» оставалась не-известной, тем более, на сегодняшний день ранее приведенное упоминание о ее исполнении остается единственным свидетельством ее использования в концертной программе. Поиски продолжались на протяжении месяца, наконец, в электронном каталоге онлайн-проекта «Экспонат-онлайн», действующего при поддержке Министерства культуры Рос-сийской Федерации [13], было указано, что партитура в единственном экземпляре хранится в Государственном национальном архиве музыки. Более того она отпечатана и из-дана Адамсоном (Николай Георгиевич Адамсон) в Петрограде, но без года издания.
Удивительным является тот факт, что П. Г. Чесноков в большинстве своем издавал произведения у Юргенсона, но именно эту партитуру напечатал Н. Г. Адамсон. Из книги «Московский проспект» можно узнать, что Н. Г. Адамсон держал свой нотный магазин на Московском проспекте в дореволюционном Петрограде [2, с. 266]. Есть также упоминание о нем как издателе нот в «Православной энциклопедии» [7]. Впрочем, в статье указывается только тот период, когда Адамсон занимался печатанием нот, так что атрибута-ция времени написания П. Г. Чесноковым партитуры, как и год ее издания, оставались открытыми.
В настоящее время известно, что партитура «Незаметным героям» под номером 35 на странице 80 входила в состав сборника «Музыкальные пьесы для устройства патриотических музыкальных вечеров и концертов в школе № 23», изданного Адамсоном в 1915 году [6].
Исходя из имеющихся данных о других изданных в рамках указанного сборника партитурах, предполагаем, что и произведение П. Г. Чеснокова «Незаметным героям» было издано в том же 1915 году. Следует также отметить, что высока вероятность того, что П. Г. Чесноков и Н. Г. Адамсон были знакомы лично, если принимать во внимание тот факт, что П. Г. Чесноков ежегодно в качестве преподавателя принимал участие в Летних Регентско-Учительских курсах, организованных С. В. Смоленским и проводив-шихся в Петербурге.
Однако, факт установления времени выхода из печати партитуры «Незаметным ге-роям» оставит открытым вопрос времени написания данного произведения.С определен-ной степенью уверенности, можно говорить о том, что П. Г. Чесноков написал это произведение вскоре после начала Первой мировой войны, то есть не ранее 1 августа 1914 го-да. Косвенным подтверждением данного мнения может служить тот факт, что П. Г. Чесноков к 1914 году был известен как композитор не только в Российской империи, но и за ее пределами, и написанные им произведения публиковались без замедления.
Начало Первой мировой войны естественным образом наложило свой отпечаток на творчество композитора, и откликом на военные события стал ряд произведений, среди которых заметным событием являлся ор. 45 – хоровой цикл «Во дни брани» на церковные тексты, посвященный Н. Г. Зипалову. Хоры данного цикла объединены одной тема-тикой – молитвой, обращенной к Христу и к Богородице о помощи в борьбе с недругами, об избежании голода и болезней, о защите от врагов. Первое упоминание об одной из частей этого цикла мы также находим на страницах журнала «Хоровое и регентское дело» за июль-август 1915 года. В журнале сообщается, что в Петрограде, несмотря на «тяжелую годину, переживаемую нашим отечеством», были устроены «V Регентско-Учительские курсы» [11]. 20 июля 1915 года во время Литургии в Спасе-на-крови слушатели курсов в ряду прочих произведений исполнили под управлением П. Г. Чеснокова его же запричастный «Мати божия», который в том же году был издан Юргенсоном в составе ор. 45 «Во дни брани».
Цикл «Во дни брани» относится к духовным произведениям, предназначенным для концертного исполнения. Как отмечают исследователи Е. Ю. Борисова и Н. Ю. Погорелова, такие произведения можно отнести к типу «новой концертной духов-ной музыки, начало которой было положено как раз представителями Нового направления русской духовной музыки» [1, с. 98], в том числе и П. Г. Чесноковым (в этом ряду стоят такие произведения как «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, «Вселенская» А. Т. Гречанинова и др.). Исследователь Н. С. Гуляницкая в своем труде «Поэтика музы-кальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки начала XX века» называет такие произведения сакральными. Автор отмечает, что наряду с церковной му-зыкой, в творческом наследии композиторов существуют произведения, «основу содержания которых составляет теологическая тематика» [3, с. 183]. В ряду прочих оснований для классификации подобных произведений автор подчеркивает, что «память об ушедших, жанрово приближенная к службе, чину поминовения, воплощается в произведениях, первичная модель которых кроется в духовной поэзии» [3, 188], и также относит к произведениям типа реквиема «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, а также его же «Вечную память героям», звучавшую уже как панихида, а не реквием (изд. 1917 го-да)» [3]. На наш взгляд, в ряду именно таких – сакральных произведений, стоит и хор П. Г. Чеснокова «Незаметным героям».
Остановимся на данном произведении более подробно.
Хор «Незаметным героям» – это небольшое по объему произведение для смешанного четырехголосного хора. На протяжении произведения благодаря временным divisi в партиях альтов, теноров и басов общее количество голосов меняется, становится шестиголосным. что насыщает гармоническое наполнение звучания хоровой партии (например, в тт. 13-16 благодаря divisi в партии теноров при унисонном звучании сопрано в низкой тесситуре и альтов очень насыщенно звучит нижний регистр общего звучания хора, который дополняется октавным divisi басов в тт. 15-16, что создает дополнительный гармонический и темброво-колористический эффект).
Произведение написано в трехчастной форме с контрастной средней частью. Ос-новная тональность c-moll. По масштабам крайние части составляют 16 тактов и написаны в основной тональности. Средняя часть более объемна по масштабам и составляет 33 такта. Тональный план произведения охватывает мажорные тональности первой и второй степени родства – B-dur-Es-dur-As-dur-Des-dur-As-dur-Des-dur. В последних двух тактах средней части через D7 и использование верхнего тетрахорда мелодического минора вновь возвращается c-moll, после чего начинается реприза.
Диапазон хоровых партий следующий: басы - от «с» большой октавы до «b» малой, тенора – от «e» малой октавы до «f» первой октавы, альты – от «а» малой октавы до «b» первой октавы, сопрано – от «с» первой октавы до «g» второй октавы. В целом, все пар-тии написаны в удобной для пения тесситуре, музыкальные фразы совпадают по дли-тельности с фразами поэтического текста, написанного в стихотворном размере дактиль.
Интересно отметить, что хор, наряду с названием, имеет подзаголовок «Вечная па-мять борцам за Россию», что подчеркивается в крайних частях изучаемого нами произведения на повторяемых словах «Вечная память». Как известно, в православном богослужении Вечная память – это часть заупокойной службы. По словам святителя Николая Сербского, этими словами «мы желаем усопшему вечной памяти в вечности, в жизни вечной и в Царстве Божием» [8]. Текст средней части подтверждает то, что в этом произведении совершается молитва о вечном и заранее полученном прощении милостивого Бога.
Остается также открытым вопрос об авторе текста.
Приведём полный текст стихотворения, ставшего основой данного произведения:
«Незаметным героям»
Вечная память борцам за Россию,
Грудью стоявшим за русскую честь.
Мирно покойтесь вы, долг совершившие,
Новая с смертью наступит заря;
Ждите прощения все согрешившие,
Отдали Богу вы жизнь за царя.
Знайте, что первое наше прошение
Будет за вас пред святыми всегда;
Знайте, что всем вам дано уж прощение,
Бог не забудет трудов никогда.
Несомненно, Моряк, указанный в партитуре как автор слов произведения, – псевдо-ним. В «Словаре псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» И. Ф. Масанова [5] приводится две личности писавших под указанным псевдонимом – Константин Константинович Шульц и Николай Евгеньевич Фельтен. В указанных И. Ф. Масановым ссылках на периодические издания, где опубликовались К. К. Шульц и И. Ф. Масанов, текст произведения не обнаружен.
Следует отметить, что в сатирическом журнале «Водоворот», выходившем в свет в 1906-1907 годах, в № 1 за 1906 год на с. 7 размещается следующий текст:
Вечная память борцам за свободу!
Слава погибшим в неравном бою,
Слава тому, кто страдальцу народу
Жаждал помочь в нашем рабском краю!
Представляется наиболее вероятным, что приведенное выше четверостишие пред-ставляет собой парафраз оригинального текста стихотворения, использованного П. Г. Чесноковым при написании партитуры. Мы также предполагаем, что сам текст сти-хотворения был впервые опубликован в периодической печати или сборниках поэзии во время русско-японской войны или после революции 1905 года.
С учетом того, что «Словарь псевдонимов» И. Ф. Масанова был издан в советское время, возможно, он сознательно не приводит в справочном аппарате ссылку на периодическое издание, в котором был опубликован текст оригинального стихотворения. В пользу данного предположения говорит то, что в оригинальном стихотворении выпевается подвиг героев «отдавших Богу жизнь за царя». Данное обстоятельство в современных для И. Ф. Масанова политических реалиях делало невозможным упоминание стихотворения и автора в «Словаре».
Работа по поиску автора оригинального текста будет продолжена и освещена в по-следующих публикациях.
Итак, подведем итоги.
Творческое наследие П. Г. Чеснокова, вне всякого сомнения, представляет собой одну из жемчужин хорового искусства. На сегодняшний день существует достаточно большое количество теоретических и исторических исследований, посвященных как ду-ховным, так и светским произведениям композитора. Однако, даже спустя десятки лет, удается обнаружить неизвестные, но более чем достойные сочинения выдающегося мас-тера хорового письма. Говоря о найденном нами произведении П. Г. Чеснокова «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию», следует отметить, что в данном про-изведении композитор мастерски использует свой многолетний опыт создания церковной музыки, чтобы создать произведение, носящее так называемый сакральный смысл. Хор «Незаметным героям», по нашему мнению, является сакральным с точки зрения патриотизма и стоит в ряду тех произведений, которые восхваляют подвиг защиты Родины, подвиг, который всегда наделен смыслом освящения его творцов – им возносят почести, ставят памятники и т. п. Другими словами, делают все, чтобы сохранить героев в памяти народа.
16 октября 2024 года произошло возрождение забытой партитуры П. Г. Чеснокова. В рамках XII Международной научно-практической конференции «Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе» в большом зале Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки состоялся концерт «С любовью к родному краю», в котором приняли участие творческие коллективы кафедры хорового дирижирования Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского. Хор «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию» был исполнен Академическим смешанным хором ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского под управлением профессора кафедры Ольги Владимировны Кочетовой.
Список литературы
1. Борисова Е. Ю., Погорелова Н. Ю. Духовно-музыкальное наследие представителя нового направления русской духовной музыки П. Г. Чеснокова. Вестник КГУ им. Некрасова. 2011. №3. С. 95–99.
2. Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. Московский проспект. Очерки истории. Москва : Центрполигаф. 2014. 635 с.
3. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты рус-ской духовной музыки ХХ века. Москва : Языки славянской культуры. 2002. 432 с.
4. Кравец Л. Л. Павел Григорьевич Чесноков: жизнь и творчество. URL: https://azbyka.ru/kliros/wp-content/uploads/2022/09/pavel-grigorevich-chesnokov-zhizn-i-tvorchestvo.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
5. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Москва : Изд-во Всесоюзной книжной палаты. Т. II. 1957. 387 с.
6. Музыкальные пьесы для устройства патриотических музыкальных вечеров и кон-цертов в школе. 1915. №23. URL: (https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_ONIZ_198731?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.09.2024).
7. Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и вся Руси Ки-рилла. URL: https://www.pravenc.ru/text/293876.html (дата обращения: 12.10.2024).
8. Сербский Николай. Письмо Мелентию Д. на вопрос, что означают слова «вечная память». https://obitel-minsk.ru/lutschije/2022/05/chto-oznachayut-slova-vechnaya-pamyat (дата обращения: 30.09.2024).
9. Хоровое и регентское дело. 1913. №4. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1019017?page=12&rotate=0&theme=white (дата обращения: 20.06.2024).
10. Хоровое и регентское дело. 1915. №2. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1019038?page=27&rotate=0&theme=white (дата обращения: 08.08.2024).
11. Хоровое и регентское дело. 1915. №7/8 URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1019044?page=39&rotate=0&theme=white (дата обращения: 10.10.2024).
12. Чесноков П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. Москва : Музгиз. 1961. 239 с.
13. Экспонат-онлайн. URL: https://exponat-online.ru/exhibit/20743630/ (дата обращения: 15.04.2024).
Кучер Н. Ю.,
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», г. Челябинск
Иеромонах Лаврентий (Гоць Я. С.),
Религиозная организация «Магнитогорская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ОБ ОДНОМ ЗАБЫТОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ХОРОВОГО ИСКУССТВА
(К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ П. Г. ЧЕСНОКОВА)
Аннотация: Творческое наследие выдающегося деятеля хорового искусства конца XIX-начала XX вв. Павла Григорьевича Чеснокова обширно и включает в себя как духовные, так и светские произведения. Настоящая статья посвящена изучению некоторых неиз-вестных страниц творчества композитора, а именно, произведению для смешанного хора «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию», написанному П. Г. Чесноковым предположительно в 1914 году в период начала Первой мировой войны. Упоминание о данном произведении было обнаружено иеромонахом Лаврентием, одним из авторов настоящей статьи, в электронной версии журнала «Хоровое и регентское дело» от февраля 1915 года. Позднее, в Государственном национальном архиве музыки были найдены ноты данного произведения. Не сегодняшний день хор «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию» считается забытым и не исполнялся более ста лет.
Ключевые слова: Павел Григорьевич Чесноков, духовные произведения, светские хоры, забытое произведение.
ABOUT A FORGOTTEN WORK BY THE GREAT MASTER
OF CHORAL ART. (ON THE 80-TH ANNIVERSARY
OF THE DEATH OF P.G. CHESNOKOV)
Abstract: The creative legacy of the outstanding figure of choral art of the late XIX-early XX centuries. Pavel Grigoryevich Chesnokov is extensive and includes both spiritual and secular works. This article is devoted to the study of some unknown pages of the composer's work, namely, the work for mixed choir «Invisible Heroes. Eternal memory to the fighters for Russia», written by P.G. Chesnokov presumably in 1914 during the outbreak of the First World War. The mention of this work was discovered by Hieromonk Laurentius, one of the authors of this article, in the electronic version of the journal «Choral and Regency Business» dated February 1915. Later, the sheet music of this work was found in the State National Archive of Music. Not today's chorus «To Inconspicuous heroes. Eternal memory to the fighters for Russia» is considered forgotten and has not been performed for more than a hundred years.
Keywords: Pavel Grigoryevich Chesnokov, spiritual works, secular choirs, a forgotten work.
Имя Павла Григорьевича Чеснокова – преподавателя кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории – известно всем, кто интересуется отечественной хоровой музыкой. 2024 год ознаменован памятной датой – 80-летием со дня смерти выдающего композитора и знатока тонкостей хорового мастерства. Как справедливо отмечает К. Б. Птица во вступительной статье к фундаментальному теоретическому труду композитора «Хор и управление им», «вся жизнь композитора была посвящена служению отечественному хоровому искусству» [12, с. 4].
Произведения П. Г. Чеснокова, как духовного, так и светского содержания, органично соединили в себе практически все достижения композиторского мастерства пред-шествующих столетий. Хоровое письмо П. Г. Чеснокова сочетает в себе как принципы партесного пения (инструментального характера), полифонические законы построения музыкального материала, хоральную строгость, так и русскую романсовость. Также в сочинениях П. Г. Чеснокова очень четко ощущаются национальные корни, в частности, древнерусского церковного распева – сдержанного, строго-диатонического, логично-выстроенного. Эти принципы очень органично сочетаются у композитора с искренне ро-мантической эмоциональной открытостью.
Впервые свои силы в композиции П. Г. Чесноков попробовал в 1894 году, будучи учащимся Синодального училища. Тщательное изучение истории церковного пения по библиотеке собранных директором училища С. В. Смоленским древних певческих книг способствовало интересу П. Г. Чеснокова к созданию духовных произведений. И именно в это время в Успенском соборе, с церковными службами в котором была неразрывно связана жизнь учащихся, начинают исполняться произведения П. Г. Чеснокова.
Уже в 1897 году в «Московском листке» от 20 декабря впервые появляется отзыв о концертном исполнении сочинения Павла Чеснокова, которому на тот момент исполни-лось 20 лет. Были исполнены «Херувимская песнь» и «Достойно есть», которые обнаружили не только композиторские способности молодого композитора, но и глубокое на-циональное направление его произведений [4]. Именно П. Г. Чесноков в период с 1897 по 1898 написал большое количество произведений, которые значительно расширили репертуар Синодального хора.
Сразу после окончания Синодального училища по настоянию Смоленского П. Г. Чесноков был принят туда же на работу учителем сольфеджио, а затем и церковно-го пения. Далее, с 1901 года композитор становится помощником главного регента В. С. Орлова, наряду с Данилиным и Кастальским.
В целом, вся профессиональная деятельность П. Г. Чеснокова проходила в Москве. Он был регентом нескольких хоров, преподавал в нескольких учебных заведениях. Как отмечает Кравец, «к 1910-м годам Павел Чесноков не только известен всей Москве как выдающийся регент хора церкви Святой Троицы на Грязях, но и знаменит на всю Россию как духовный композитор» [4]. Поясним, что здесь идет речь о хоре любителей церковного пения при церкви Святой Троицы на Грязях у Покровских ворот (1902–1914). На страницах журнала «Хоровое регентское дело» за апрель 1913 года читаем следующее: «В лице П. Г. Чеснокова мы имеем и одаренного композитора, соединяющего в своем творчестве художественность замысла с истинной церковностью его воплощения, и исключительного мастера в обучении хора и управлении им. Ведь в распоряжении его не обширные хоровые массы из отборных певцов, а хор любительский, скромный и по размерам, и по качеству голосового материала его участников. А исполнение отличается первоклассными достоинствами». Также автор указанной статьи отмечает, что исполнение произведений как самого П. Г. Чеснокова, так и других авторов (в частности, А. Кастальского, А. Гречанинова, А. Никольского и др.), было как всегда превосходно, и «о слабом или неудовлетворительном исполнении какого-либо из них не может быть и речи» [9].
Спустя 80 лет после смерти выдающегося хорового деятеля, 11 марта 2024 года в большом зале Магнитогорского театра оперы и балета состоялся концерт памяти П. Г. Чеснокова «Приношение сладкопения творцу, рабу Божию Павлу». В концертной программе, состоявшей из двух отделений, прозвучали как духовные произведения П. Чеснокова, хорошо известные взыскательной публике («Мати Божия» из цикла «Во дни брани», «Хвалите Имя Господне», «Совет Превечный» и др.), так и его светские со-чинения. Впервые полностью были исполнены русские народные песни в обработке для мужского хора, выполненные Павлом Григорьевичем. Все шесть песен вошли в сборник под названием «Шесть русских народных песен для мужского хора и солистов», издан-ный в 1944 году вскоре после смерти композитора.
В программе вышеуказанного концерта прозвучали и другие произведения, неизвестные широкой публике, однако, в программе концерта не было одного произведения – «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию». Именно это произведение могло стать главным номером программы концерта, но к моменту составления программы и даже к самому началу концерта партитуру, о которой пойдет речь ниже, никто не исполнял более 100 лет.
При составлении сценария концерта идея автора заключалась в знакомстве слушателей с неизвестными фактами из жизни Павла Григорьевича, поскольку его происхождение, место получения образования, а также удивительно добрые отношения со своим директором, а впоследствии и коллегой по Синодальному училищу Степаном Васильевичем Смоленским, а также собратьями по композиторскому и регентскому цеху – Кастальским, Орловым и др., хорошо известны, благодаря целому ряду различных публика-ций. Говорить о том, какое влияние труды и творчество Павла Григорьевича оказали на восприятие хорового дела не как ремесла, а как науки, тоже не приходится. С этим мож-но ознакомиться, к примеру, во вступительных статьях к многократно издававшейся кни-ге «Хор и управление им». Именно этот труд прославил П. Г. Чеснокова на весь мир бла-годаря глубине научного исследования хора как уникального явления в музыке.
Перед сценаристом концерта стояла важная задача – найти то, что давно затерялось на страницах периодической печати и, казалось бы, утрачено для современного человека. Первым, и, пожалуй, главным периодическим изданием стал журнал «Хоровое и регент-ское дело», издававшийся в период с 1909 по 1917 годы; именно в этом журнале можно найти многое для того, чтобы получить исчерпывающее впечатление о состоянии цер-ковного и светского хорового пения в Российской Империи последних лет ее существо-вания. Многие статьи и заметки из данного издания могли бы стать настоящим открытием для исследователей истории данной сферы музицирования в России. Публикации из данного журнала заслуживают самого внимательного прочтения и научного анализа. В настоящее время все номера оцифрованы и находятся в свободном доступе. Из публика-ций в «Хоровом регентском деле» были почерпнуты отзывы на концерты, которые с ус-пехом проводились при непосредственном участии Павла Григорьевича, отзывы на но-вые сочинения композитора и т. д.
Затем были исследованы материалы «Русской музыкальной газеты» и других пе-риодических изданий, ссылки на которые встречались при подготовке сценария концерта. В «Русской музыкальной газете» ряд статей посвящен гастролям Синодального хора по городам Европы, где местная публика с восхищением слушала прославленный кол-лектив, восторженно, с овациями принимала произведения русских композиторов, бли-ставших в то время на композиторском Олимпе. Среди них были Архангельский, Кас-тальский, Рахманинов, Смоленский и, конечно же, Павел Чесноков.
Однако, вернемся к предмету настоящей статьи. В творческом наследии П. Г. Чеснокова большинство духовных произведений написано для смешанного хора, который, по его же собственному мнению, является совершенным хором. Однако, суще-ствует ряд произведений и для однородных хоров, преимущественно женских (детских). Репертуар для мужских хоров набирался благодаря труду Павла Григорьевича по пере-ложению собственных произведений и произведений своих современников, вошедших в сборник «60 переложений П. Чеснокова со смешанного на однородный хор сочинений современных авторов», изданный П. Юргенсоном в 1912 году. Краткий отзыв на данный труд мы также находим в «Хоровом регентском деле».
С подбором репертуара для отделения концерта, состоящего из произведений ду-ховной музыки, можно легко справиться благодаря трудам, как самого Павла Григорьевича, так и тех, кто занимался переложениями духовной музыки Чеснокова в последую-щие годы. К числу таких можно отнести архимандрита Матфея (Мормыля), игумена Никифора (Кирзина), Максима Котогарова и других. Отделение же светской хоровой музы-ки для концерта мужского хора вызывает некоторые трудности, поскольку из всех переложений П. Г. Чеснокова для мужского хора изданы только 6 народных песен, вошедших в упомянутый выше сборник. Известно, что в фондах Государственного национального архива музыки имеются неизданные переложения русских народных песен, выполненные П. Г. Чесноковым.
Еще одна проблема, стоявшая перед сценаристом концерта, – подобрать светские хоры, даже из числа предназначенных для исполнения смешанным или однородным женским (детским) хором таким образом, чтобы они хорошо звучали при переложении на мужской хор и органично выписывались в общую концепцию концерта.
Когда, казалось бы, вся программа концерта была готова, на страницах журнала «Хоровое регентское дело» № 2 от 1915 года была обнаружена заметка о прошедшем в Тамбове 25 января 1915 года благотворительном концерте. В рубрике «Корреспонденция» отмечается, что состоялся «концерт соединенных хоров средних мужских и жен-ских учебных заведений» [10] в пользу раненых. Хоровая программа была составлена из следующих номеров: «Национальный гимн «Что так печален сербский народ» Архангельского, «Реквием» Анцева, «Незаметным героям» и «Да здравствует Россия» Чеснокова, «Колыбельная песня» Нелидова, Хор спутников князя из оперы «Демон», свадеб-ный хор из оперы «Русалка» [10].
Поиск хора «Незаметным героям» по каталогам произведений П. Г. Чеснокова и по каталогу изданий П. Юргенсона, у которого по преимуществу печатался Чесноков, не принесли желаемого результата. Судьба партитуры «Незаметным героям» оставалась не-известной, тем более, на сегодняшний день ранее приведенное упоминание о ее исполнении остается единственным свидетельством ее использования в концертной программе. Поиски продолжались на протяжении месяца, наконец, в электронном каталоге онлайн-проекта «Экспонат-онлайн», действующего при поддержке Министерства культуры Рос-сийской Федерации [13], было указано, что партитура в единственном экземпляре хранится в Государственном национальном архиве музыки. Более того она отпечатана и из-дана Адамсоном (Николай Георгиевич Адамсон) в Петрограде, но без года издания.
Удивительным является тот факт, что П. Г. Чесноков в большинстве своем издавал произведения у Юргенсона, но именно эту партитуру напечатал Н. Г. Адамсон. Из книги «Московский проспект» можно узнать, что Н. Г. Адамсон держал свой нотный магазин на Московском проспекте в дореволюционном Петрограде [2, с. 266]. Есть также упоминание о нем как издателе нот в «Православной энциклопедии» [7]. Впрочем, в статье указывается только тот период, когда Адамсон занимался печатанием нот, так что атрибута-ция времени написания П. Г. Чесноковым партитуры, как и год ее издания, оставались открытыми.
В настоящее время известно, что партитура «Незаметным героям» под номером 35 на странице 80 входила в состав сборника «Музыкальные пьесы для устройства патриотических музыкальных вечеров и концертов в школе № 23», изданного Адамсоном в 1915 году [6].
Исходя из имеющихся данных о других изданных в рамках указанного сборника партитурах, предполагаем, что и произведение П. Г. Чеснокова «Незаметным героям» было издано в том же 1915 году. Следует также отметить, что высока вероятность того, что П. Г. Чесноков и Н. Г. Адамсон были знакомы лично, если принимать во внимание тот факт, что П. Г. Чесноков ежегодно в качестве преподавателя принимал участие в Летних Регентско-Учительских курсах, организованных С. В. Смоленским и проводив-шихся в Петербурге.
Однако, факт установления времени выхода из печати партитуры «Незаметным ге-роям» оставит открытым вопрос времени написания данного произведения.С определен-ной степенью уверенности, можно говорить о том, что П. Г. Чесноков написал это произведение вскоре после начала Первой мировой войны, то есть не ранее 1 августа 1914 го-да. Косвенным подтверждением данного мнения может служить тот факт, что П. Г. Чесноков к 1914 году был известен как композитор не только в Российской империи, но и за ее пределами, и написанные им произведения публиковались без замедления.
Начало Первой мировой войны естественным образом наложило свой отпечаток на творчество композитора, и откликом на военные события стал ряд произведений, среди которых заметным событием являлся ор. 45 – хоровой цикл «Во дни брани» на церковные тексты, посвященный Н. Г. Зипалову. Хоры данного цикла объединены одной тема-тикой – молитвой, обращенной к Христу и к Богородице о помощи в борьбе с недругами, об избежании голода и болезней, о защите от врагов. Первое упоминание об одной из частей этого цикла мы также находим на страницах журнала «Хоровое и регентское дело» за июль-август 1915 года. В журнале сообщается, что в Петрограде, несмотря на «тяжелую годину, переживаемую нашим отечеством», были устроены «V Регентско-Учительские курсы» [11]. 20 июля 1915 года во время Литургии в Спасе-на-крови слушатели курсов в ряду прочих произведений исполнили под управлением П. Г. Чеснокова его же запричастный «Мати божия», который в том же году был издан Юргенсоном в составе ор. 45 «Во дни брани».
Цикл «Во дни брани» относится к духовным произведениям, предназначенным для концертного исполнения. Как отмечают исследователи Е. Ю. Борисова и Н. Ю. Погорелова, такие произведения можно отнести к типу «новой концертной духов-ной музыки, начало которой было положено как раз представителями Нового направления русской духовной музыки» [1, с. 98], в том числе и П. Г. Чесноковым (в этом ряду стоят такие произведения как «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, «Вселенская» А. Т. Гречанинова и др.). Исследователь Н. С. Гуляницкая в своем труде «Поэтика музы-кальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки начала XX века» называет такие произведения сакральными. Автор отмечает, что наряду с церковной му-зыкой, в творческом наследии композиторов существуют произведения, «основу содержания которых составляет теологическая тематика» [3, с. 183]. В ряду прочих оснований для классификации подобных произведений автор подчеркивает, что «память об ушедших, жанрово приближенная к службе, чину поминовения, воплощается в произведениях, первичная модель которых кроется в духовной поэзии» [3, 188], и также относит к произведениям типа реквиема «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, а также его же «Вечную память героям», звучавшую уже как панихида, а не реквием (изд. 1917 го-да)» [3]. На наш взгляд, в ряду именно таких – сакральных произведений, стоит и хор П. Г. Чеснокова «Незаметным героям».
Остановимся на данном произведении более подробно.
Хор «Незаметным героям» – это небольшое по объему произведение для смешанного четырехголосного хора. На протяжении произведения благодаря временным divisi в партиях альтов, теноров и басов общее количество голосов меняется, становится шестиголосным. что насыщает гармоническое наполнение звучания хоровой партии (например, в тт. 13-16 благодаря divisi в партии теноров при унисонном звучании сопрано в низкой тесситуре и альтов очень насыщенно звучит нижний регистр общего звучания хора, который дополняется октавным divisi басов в тт. 15-16, что создает дополнительный гармонический и темброво-колористический эффект).
Произведение написано в трехчастной форме с контрастной средней частью. Ос-новная тональность c-moll. По масштабам крайние части составляют 16 тактов и написаны в основной тональности. Средняя часть более объемна по масштабам и составляет 33 такта. Тональный план произведения охватывает мажорные тональности первой и второй степени родства – B-dur-Es-dur-As-dur-Des-dur-As-dur-Des-dur. В последних двух тактах средней части через D7 и использование верхнего тетрахорда мелодического минора вновь возвращается c-moll, после чего начинается реприза.
Диапазон хоровых партий следующий: басы - от «с» большой октавы до «b» малой, тенора – от «e» малой октавы до «f» первой октавы, альты – от «а» малой октавы до «b» первой октавы, сопрано – от «с» первой октавы до «g» второй октавы. В целом, все пар-тии написаны в удобной для пения тесситуре, музыкальные фразы совпадают по дли-тельности с фразами поэтического текста, написанного в стихотворном размере дактиль.
Интересно отметить, что хор, наряду с названием, имеет подзаголовок «Вечная па-мять борцам за Россию», что подчеркивается в крайних частях изучаемого нами произведения на повторяемых словах «Вечная память». Как известно, в православном богослужении Вечная память – это часть заупокойной службы. По словам святителя Николая Сербского, этими словами «мы желаем усопшему вечной памяти в вечности, в жизни вечной и в Царстве Божием» [8]. Текст средней части подтверждает то, что в этом произведении совершается молитва о вечном и заранее полученном прощении милостивого Бога.
Остается также открытым вопрос об авторе текста.
Приведём полный текст стихотворения, ставшего основой данного произведения:
«Незаметным героям»
Вечная память борцам за Россию,
Грудью стоявшим за русскую честь.
Мирно покойтесь вы, долг совершившие,
Новая с смертью наступит заря;
Ждите прощения все согрешившие,
Отдали Богу вы жизнь за царя.
Знайте, что первое наше прошение
Будет за вас пред святыми всегда;
Знайте, что всем вам дано уж прощение,
Бог не забудет трудов никогда.
Несомненно, Моряк, указанный в партитуре как автор слов произведения, – псевдо-ним. В «Словаре псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» И. Ф. Масанова [5] приводится две личности писавших под указанным псевдонимом – Константин Константинович Шульц и Николай Евгеньевич Фельтен. В указанных И. Ф. Масановым ссылках на периодические издания, где опубликовались К. К. Шульц и И. Ф. Масанов, текст произведения не обнаружен.
Следует отметить, что в сатирическом журнале «Водоворот», выходившем в свет в 1906-1907 годах, в № 1 за 1906 год на с. 7 размещается следующий текст:
Вечная память борцам за свободу!
Слава погибшим в неравном бою,
Слава тому, кто страдальцу народу
Жаждал помочь в нашем рабском краю!
Представляется наиболее вероятным, что приведенное выше четверостишие пред-ставляет собой парафраз оригинального текста стихотворения, использованного П. Г. Чесноковым при написании партитуры. Мы также предполагаем, что сам текст сти-хотворения был впервые опубликован в периодической печати или сборниках поэзии во время русско-японской войны или после революции 1905 года.
С учетом того, что «Словарь псевдонимов» И. Ф. Масанова был издан в советское время, возможно, он сознательно не приводит в справочном аппарате ссылку на периодическое издание, в котором был опубликован текст оригинального стихотворения. В пользу данного предположения говорит то, что в оригинальном стихотворении выпевается подвиг героев «отдавших Богу жизнь за царя». Данное обстоятельство в современных для И. Ф. Масанова политических реалиях делало невозможным упоминание стихотворения и автора в «Словаре».
Работа по поиску автора оригинального текста будет продолжена и освещена в по-следующих публикациях.
Итак, подведем итоги.
Творческое наследие П. Г. Чеснокова, вне всякого сомнения, представляет собой одну из жемчужин хорового искусства. На сегодняшний день существует достаточно большое количество теоретических и исторических исследований, посвященных как ду-ховным, так и светским произведениям композитора. Однако, даже спустя десятки лет, удается обнаружить неизвестные, но более чем достойные сочинения выдающегося мас-тера хорового письма. Говоря о найденном нами произведении П. Г. Чеснокова «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию», следует отметить, что в данном про-изведении композитор мастерски использует свой многолетний опыт создания церковной музыки, чтобы создать произведение, носящее так называемый сакральный смысл. Хор «Незаметным героям», по нашему мнению, является сакральным с точки зрения патриотизма и стоит в ряду тех произведений, которые восхваляют подвиг защиты Родины, подвиг, который всегда наделен смыслом освящения его творцов – им возносят почести, ставят памятники и т. п. Другими словами, делают все, чтобы сохранить героев в памяти народа.
16 октября 2024 года произошло возрождение забытой партитуры П. Г. Чеснокова. В рамках XII Международной научно-практической конференции «Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе» в большом зале Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки состоялся концерт «С любовью к родному краю», в котором приняли участие творческие коллективы кафедры хорового дирижирования Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского. Хор «Незаметным героям. Вечная память борцам за Россию» был исполнен Академическим смешанным хором ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского под управлением профессора кафедры Ольги Владимировны Кочетовой.
Список литературы
1. Борисова Е. Ю., Погорелова Н. Ю. Духовно-музыкальное наследие представителя нового направления русской духовной музыки П. Г. Чеснокова. Вестник КГУ им. Некрасова. 2011. №3. С. 95–99.
2. Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. Московский проспект. Очерки истории. Москва : Центрполигаф. 2014. 635 с.
3. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты рус-ской духовной музыки ХХ века. Москва : Языки славянской культуры. 2002. 432 с.
4. Кравец Л. Л. Павел Григорьевич Чесноков: жизнь и творчество. URL: https://azbyka.ru/kliros/wp-content/uploads/2022/09/pavel-grigorevich-chesnokov-zhizn-i-tvorchestvo.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
5. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Москва : Изд-во Всесоюзной книжной палаты. Т. II. 1957. 387 с.
6. Музыкальные пьесы для устройства патриотических музыкальных вечеров и кон-цертов в школе. 1915. №23. URL: (https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_ONIZ_198731?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.09.2024).
7. Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и вся Руси Ки-рилла. URL: https://www.pravenc.ru/text/293876.html (дата обращения: 12.10.2024).
8. Сербский Николай. Письмо Мелентию Д. на вопрос, что означают слова «вечная память». https://obitel-minsk.ru/lutschije/2022/05/chto-oznachayut-slova-vechnaya-pamyat (дата обращения: 30.09.2024).
9. Хоровое и регентское дело. 1913. №4. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1019017?page=12&rotate=0&theme=white (дата обращения: 20.06.2024).
10. Хоровое и регентское дело. 1915. №2. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1019038?page=27&rotate=0&theme=white (дата обращения: 08.08.2024).
11. Хоровое и регентское дело. 1915. №7/8 URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1019044?page=39&rotate=0&theme=white (дата обращения: 10.10.2024).
12. Чесноков П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. Москва : Музгиз. 1961. 239 с.
13. Экспонат-онлайн. URL: https://exponat-online.ru/exhibit/20743630/ (дата обращения: 15.04.2024).