Задать вопрос
Статьи

ОБ ОБУЧЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ

28.12.2024
УДК 372.8
Барышникова Ю. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ОБ ОБУЧЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ
ИНОЯЗЫЧНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ

Аннотация. В статье освещается проблема обучения самостоятельному иноязычному высказыванию. Автор утверждает, что одним из путей обучения самостоятельному иноязычному высказыванию является технология проблемного обучения, которая акти-визирует познавательную деятельность учащихся. Проблемное обучение подразумевает такую организацию урока, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации, и учащиеся вовлекаются в активную деятельность по поиску их решения. В результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, и навыками, и развитие мыслительных способностей учащихся. Проблемные ситуации в обучении говорению на иностранных языках – это ситуации, побуждающие к продуктивной речевой деятельности. Методическими приемами создания проблемных ситуаций являются приём информационного пробела, основанный на разнице информированности, когда участники общения владеют разной или недостаточной осведомленностью, и прием когнитивного диссонанса, который вызывает коммуникативную мотивацию учащегося и потребность выразить свою точку зрения.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, проблемное обучение, информационный пробел, когнитивный диссонанс, речевые умения.
ON TEACHING INDEPENDENT SPEAKING
IN A FOREIGN LANGUAGE
Abstract. The article focuses on the problem of teaching independent speaking in a foreign language. The author argues that one of the possible ways of teaching an independent ut-terance in a foreign language is the use of the technology of problem-based teaching, which activates the cognitive activity of students. Problem-based teaching implies such an organization of the lesson, when students are involved in creative problem-solving under the guidance of the teacher. This results in gaining knowledge of the language, developing students’ speech skills and habits as well as their cognitive abilities. Problem situations in teaching a foreign language are situations that encourage productive speech. Teaching techniques for creating problem situations are the technique of information gap based on the difference in awareness, and the technique of cognitive dissonance, which maintains the communicative motivation of the students.
Key words: teaching a foreign language, problem teaching, information gap, cognitive dissonance, speech skills.

Актуальность проблемы обучения самостоятельному иноязычному высказыванию обусловлена тем фактом, что достижение основной цели обучения иностранному языку в средней школе – развитие коммуникативной компетенции, невозможно без формирова-ния умения самостоятельного иноязычного высказывания, которое необходимо для ус-пешного осуществления иноязычного общения. Помимо знания базовой лексики и грам-матики, наличие коммуникативной компетенции предполагает способность продуктив-ного (незаученного) владения способами иноязычного общения.
Однако практика преподавания иностранных языков свидетельствует о том, система работы для обучения самостоятельному иноязычному высказыванию в действующих учебниках предопределяет этот процесс лишь до определённой степени и учителю при-ходится дорабатывать этот аспект и решать сложную проблему обучения самостоятель-ному иноязычному высказыванию, которое было бы творческим как по форме, так и по содержанию. Кроме того, формирование умений самостоятельного построения высказы-вания затрудняется тем, что, усваивая речевые единицы из текста учебника, учащиеся не всегда способны отойти от этого заученного текста. Выполнение упражнений, связанных с репродукцией текста, также мало способствуют формированию умения самостоятель-ного иноязычного высказывания, которое было бы оригинальным не только по форме, но и по содержанию.
Мы полагаем, что одним из путей обучения самостоятельному высказыванию на иностранных языках может являться использование технологии проблемного обучения.
Рассмотрим сначала, что предусматривает обучение самостоятельному иноязычно-му высказыванию. Как известно, обучение самостоятельному иноязычному высказыва-нию подразумевает не только обучение лексическим и грамматическим иноязычным средствам, но и, по словам И. А. Зимней, «самому способу формирования и формулиро-вания мысли» [2, с. 27]. Сложность решения этой методической проблемы заключается в том, что, с одной стороны требуется сформировать речевой навык как автоматизирован-ное действие, а с другой стороны, важно не упустить необходимость развития речевого умения на продуктивном уровне, что вызывает необходимость пошагового формирова-ния умения самостоятельного высказывания. Переход с репродуктивного на продуктив-ный творческий уровень осуществляется пошагово в порядке перехода на более высокий уровень трудности и самостоятельности, как в содержательном, так и в формальном пла-нах. Всё вышесказанное согласуется с методическим принципом доступности и посиль-ности, что представляет лишь один аспект проблемы формирования умений самостоя-тельного иноязычного высказывания. Другой аспект этой проблемы заключается в обу-чении речи инициативной, что выдвигает на первый план усиление роли речемыслитель-ной активности. Речемыслительную активность учащихся возможно вызвать, если обес-печить мотив речевого поступка. Однако в иноязычном говорении, как показывает прак-тика, одного мотива недостаточно для построения подлинно самостоятельного иноязыч-ного высказывания. Учащиеся должны овладеть определённым набором речевых образ-цов, грамматических структур, лексических единиц, фактическим материалом и самим способом выстраивания мысли в речевой ситуации. Однако и здесь отметим, что важным является не просто количество усвоенных языковых и речевых единиц, а активизация коммуникативно-познавательной деятельности, в условиях которой сам её предмет вы-зывает познавательную потребность, которая является важнейшей предпосылкой моти-вов и источником возникновения личностного смысла всей учебной деятельности.
Всё вышесказанное приводит нас к мысли о том, что нужна технология обучения, позволяющая учителю мобилизовать учащихся, активизировать их коммуникативно-познавательную деятельность. Мы считаем, что именно такой технологией является тех-нология проблемного обучения. Проблемное обучение подразумевает такую организа-цию урока, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации и учащиеся вовлекаются в активную деятельность по поиску их решения. В результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей учащихся.
Проблемные ситуации в обучении иноязычному говорению – это, прежде всего, си-туации, побуждающие к продуктивной речевой деятельности. В связи с этим на уроке должно быть больше заданий, когда учащиеся создают собственные речевые высказыва-ния.
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает создание особого вида мотивации – проблемной. В связи с этим содержание материала, которым должны овладеть ученики, должно быть представлено как цепь проблемных заданий. Проблем-ные задания представляют собой особый вид речемыслительных задач, в которых какие-то элементы для их решения неизвестны учащимся, решение которых характеризуется новизной результатов. Поскольку проблемные задания всегда связаны с преодолением какой-то трудности, мобилизацией познавательной активности учащихся, включением элементов творческой мыслительной деятельности, то именно они могут использоваться для обучения самостоятельному иноязычному высказыванию. Как показано в исследова-нии Ю. В. Барышниковой, уровень самостоятельности зависит от заданности или неза-данности языкового и фактического материала [1, с. 42]. Соответственно, если учащийся использует язык для выполнения заданий, которые характеризуются новыми способами его выполнения, то и самостоятельность выше.
Рассмотрим теперь, какие методические приемы помогают создавать проблемные ситуации. Во-первых, это приём информационного пробела, основанный на разнице ин-формированности, когда участники общения владеют разной или недостаточной инфор-мацией для решения коммуникативно-познавательной задачи, имеют разные точки зре-ния на одну и ту же проблему. Учащиеся под руководством учителя перерабатывают тек-сты или их части, включающие достоверные и недостоверные факты, рассмотрение про-блемы с позиции разных людей. Поиск направляется в такое русло, чтобы учащиеся по-лучили разные сведения или разные взгляды на один и тот же вопрос. Изложение най-денной информации остальным учащимся класса сопровождается заданием определить степень истинности найденной информации в ходе речевого взаимодействия на уроке, когда учащиеся делятся сведениями, задают вопросы, сравнивают, сопоставляют факты и приходят к определённому выводу. Еще одним эффективным приёмом обучения само-стоятельному иноязычному высказыванию является прием когнитивного диссонанса, ко-торый можно описать как активный отклик в результате поисковой или исследователь-ской деятельности, результаты которой не соответствует нашим представлениям о чем-либо или ожиданиям. В исследовании Р. П. Мильруда показано, что приём когнитивного диссонанса мобилизует учащегося на дальнейший поиск и вызывает внутреннюю позна-вательную потребность вмешаться в ситуацию, которая побуждает выразить возникшие эмоции, своё отношение и свою позицию средствами иностранного языка [3].
Заключая рассмотрение вопроса обучения самостоятельному иноязычному выска-зыванию, можем сделать следующие выводы: самостоятельное иноязычное высказыва-ние формируется в процессе пошагового перехода от репродуктивной к продуктивной и далее коммуникативно-познавательной деятельности. Путем такого перехода является активизация речемыслительной активности учащихся в процессе решения проблемных задачах в рамках технологии проблемного обучения.
Список литературы
1. Барышникова Ю. В., Барышникова А. М. Формирование автономии студентов-бакалавров технического направления при обучении иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 42–45.
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Про-свещение, 1991. 222 с.
3. Мильруд Р. П. Приёмы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 104–121.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.