Задать вопрос
Статьи

Нравственные проблемы медиакультуры и виртуальной реальности в современном российском обществе

31.03.2022
Недосекина А. Г.
Нравственные проблемы медиакультуры и виртуальной реальности в современном российском обществе

В настоящее время проблемы нравственного состояния общества являются чрезвычайно актуальными. Это связано с тем, что мораль представляет собой тот «цемент», который скрепляет всё общество. В то же время, мораль выступает фундаментом культуры, без которой последней просто не существует. Проблемы культуры напрямую связаны с проблемами морали, с нравственными ценностями, ориентирами, которые, как компас, указывают человеку путь к его нравственному самосовершенствованию. Между тем этот путь осложняется многими факторами, главным из которых является утрата современным обществом идеала, того абсолюта, Бога, без которого общество существовать не может. Свидетельство тому – история человечества.
Следует отметить, что социокультурная ситуация в России за последние годы существенно изменилась. И это изменение сопровождается, прежде всего, наличием медиакультуры, обладающей множеством функций [1, с. 69-76], важнейшей из которых является функция информативная. Роль медиакультуры в последнее время усилилась благодаря распространению компьютерной техники, включающей память и программы по переработке информации.
Чрезвычайно важной является нормативная (идеологическая) функция медиакультуры. Суть данной функции заключается в ответственности за процесс социализации личности. Актуализация идеологической функции усиливается именно в переломные, кризисные периоды, которые характеризуют нынешнее состояние российского общества, когда наблюдается невиданный ранее уровень криминализации, разгул бездуховности, наркобизнеса, проституции, бессмысленной жестокости, аморальности, маргинализации (в противовес социализации) личности. Это обусловлено очевидным падением в социуме престижа духовной культуры, коммерциализацией СМИ и обесцениванием нравственных традиций и идеалов.
К наиважнейшим функциям медиакультуры относится и коммуникативная функция. Её суть состоит в том, что медиакультура – это акт общения: между властью и обществом, разными странами, народами, социальными группами. В настоящее время одним из самых распространенных (и в научном, и в повседневном представлении) определений медиакультуры является такое, которое включает в себя компоненты средства массовых коммуникаций (СМК), к каковым относится достаточно разветвлённая система печатных, визуальных и аудиовизуальных средств. Самыми мощными из них сегодня являются компьютер и интернет. Вместе с тем, нельзя не заметить парадокса современной коммуникации: речь идет об огромном числе коммуникативных контактов через медиа и параллельно с этим о дефиците общения как социокультурной и психологической проблеме.
Необходимо признать, что современные средства коммуникации зачастую создают лишь иллюзию общения, что ведет к разрушению феномена реального соседства, т.е. непосредственного общения людей в определённом времени и пространстве, и является источником серьёзных нравственных проблем. «Всеобщая компьютеризация» ведет к социальной изоляции людей, к семейным конфликтам, сокращению продолжительности сна и мн. др. На практике мы видим, что компьютер «съедает» непосредственные человеческие контакты: люди начинают дружить, писать любовные письма, «заводить романы» с помощью компьютера. И если смотреть на человеческое общение лишь как на простую коммуникацию, обмен информацией, то получается, что непосредственный физический контакт оказывается излишним.
Было бы нелепо отрицать или ставить под сомнение достоинства и возможности компьютеризации. Но невозможно отрицать и тот факт, что процесс взаимодействия людей требует, прежде всего, взаимопонимания, «взаимочувствования». Для этого можно использовать и компьютеры, и информационные сети. Однако в этом случае неизбежно видоизменяется и сам процесс, и накопленный опыт общения. Речь идёт о том, что из общения исключаются гуманизм и теплота. Компьютер обобщает и формализует рациональное знание, но ведь кроме него в человеке есть и подсознание, а также сложный комплекс эмоций. Невозможно компьютеризировать любовь, интуицию и пр. А потому эти стороны личности в электронном мире просто отсутствуют. Душа, настроение, тайна мысли, вдохновение, таинство познания Бога не представляют информационной ценности. Таким образом, в современном компьютеризированном мире новые электронные технологии начинают не только радикально воздействовать на жизнь людей, но меняют образ их мыслей. Это ведёт к забвению таких ценностей, как поиск смысла бытия, размышления о человеке и его месте в общей картине мироздания, которые отвергаются как несуществующие.
Раскрывая этические проблемы СМК и виртуальной реальности, нельзя не остановиться на такой угрозе всему человечеству, какой является сегодня «интернетомания» [2, с. 407]. Данное явление можно приравнять к разновидности сильнейшего наркотика. Сегодня интернет-зависимость – это реально существующий феномен психической зависимости. И проблема заключается в том, что выйти из такой зависимости человек без посторонней помощи уже не может. Речь идет о ряде зависимостей, среди которых зависимость от социальных контактов, от возможности играть на бирже, участвовать в аукционах, делать покупки в электронных магазинах и т.д.
Опасность интернетомании определяется, прежде всего, личностными особенностями пользователя интернет. Кто попадает в так называемую «группу риска»? На практике оказывается, что такими людьми становятся те, кто не имеет устойчивого чувства эмпатии. Кроме того, опасности впадения в интернетоманию подвержены люди с осложнёнными психическими реакциями, с подавленным настроением, находящиеся в депрессии, разрушающей сам организм, здоровье человека.
Сегодня можно констатировать формирование ситуации сращивания реального и виртуального миров в некий единый мир. А это уже опасно для человечества. Виртуальность – это не искусственная реальность, а отсутствие возможности деления реальности на истинную и иллюзорную. В этой связи отметим, что интернет принёс с собой новые, невиданные ранее проблемы [3, с. 46-47]. Среди них:
    дублирование и обслуживание реального мира посредством его моделирования, т.е. эрзац, а не сам мир;
    погружение в искусственный мир с помощью специальных сенсорных устройств; при этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером;
    по существу идёт о «дублировании» психики человека, особенно той ее сферы, которая отвечает за процессы воображения и желания (а они ничем не ограничены);
    невозможность поставить под государственный контроль информационные потоки, курсирующие в интернете;
    отсутствие традиционно выстроенных ориентиров и своеобразных «табелей о рангах»: все сайты равны (и плохие, и хорошие, и гуманные, и антигуманные).
Вместе с тем нельзя не сказать о том, что интернет позволил человеку: а) реализовать мир мечты в виртуальном пространстве; б) быть свободным от любых ограничений; в) дал возможность репрезентации самого себя; г) уменьшил влияние на мировоззрение личности государственных структур; д) интернет соответствует не тоталитарной или авторитарной модели реальности, а модели, открытой для всех; е) интернет создаёт мировое «сообщество» пользователей; ж) интернет предоставляет пользователю неограниченные возможности реализации почти во всех сферах социальной жизни (образование, бизнес, культура и т.д.).
Всё сказанное свидетельствует о том, что отрицать положительное начало интернета просто бессмысленно. Однако нельзя сбрасывать со счетов и его отрицательную роль, которая усугубляет кризис духовной культуры. Речь идёт о том, что человек становится «машиной»: начинает преобладать технократическое мышление; человек становится «рыночным» – субъектом процесса купли-продажи; обретает ощущение социальной беспомощности. При этом обрываются корни национальных традиций, формируется возможность для манипулирования сознанием, человек становится заложником массовой культуры, он теряет индивидуальность; вытесняется духовность и любовь, переживания и другие человеческие чувства; разрушается сама человеческая природа, душевно-эмоциональная жизнь; развивается конформизм, т.е. необходимость постоянно приспосабливаться к разным мирам и обновляющимся обстоятельствам.
Между тем внутренним гарантом сохранности личности пользователя интернет-среды выступает совесть. Все другие категории классической этики (добро, долг, честь, справедливость, достоинство, благородство, ответственность и др.) сохраняют свою общечеловеческую значимость в интернете, ориентируя пользователя на открытый диалог, толерантность и взаимоуважение. Поэтому необходим своеобразный ренессанс гуманистических идеалов  необходимо найти разумный баланс между информационными технологиями и ценностями гуманизма.

Библиографический список
1. Кириллова, Н. Медиа-культура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005.
2. Этика: Учеб пособие [Текст] / Под ред. Т. В. Миташкиной, Я. С. Яскевич. – М.: Новое знание, 2002.
3. Недосекина, А. Г. Культурология в вопросах и ответах [Текст] / А. Г. Недосекина. – Магнитогорск: МаГУ, 2009.
© Недосекина А. Г., 2016
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.