Задать вопрос
Статьи

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

27.12.2023
Бурдачева О.А.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

Аннотация. В статье раскрывается вопрос формирование личности ребенка через нравственные и духовные ценности музыкального искусства, вокальной культуры. Только через непосредственное деятельностное участие в процессе вокального исполнения могут раскрываться внутренние духовные силы человека. Поэтому так важно формирование профессиональных качеств будущего учителя музыки в школе, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: духовность, нравственно-эстетические качества, воспитание, творчество, профессиональное самоопределение, вокальная культура, вокальный класс культурно-просветительская деятельность, духовные ценности, профессиональная подготовка.

Новая эпоха в истории России – это эпоха духовно-нравственной политики государства, высшим смыслом которой является созидание деятельностью самого государства своей собственной творческой первоосновы – нового, духовно и нравственно развитого человека. Поэтому на уровне государственной политики так актуально встают вопросы нравственно-эстетического, духовного воспитания подрастающего поколения.
В законе Российской Федерации «Об образовании»выделены принципы государственной политики в области образования, где указывается на «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности», а также, что немаловажно, на «общедоступность в получении образования и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития детей» [4]. Эти направления в развитии и воспитании детей и подростков в полной мере могут осуществлять учреждения Дополнительного образования, являясь составной частью всей системы образования. К основным видам таких учреждений относятся центры дополнительного образования развития детского творчества,дома детского творчества, эстетического воспитания,дворцы культуры, искусств,клубы,детские студии.
В 50-60-е годы внешкольная воспитательная работа по своим формам и методам во многом совпадала с деятельностью пионерской организации, которая осуществлялась во дворцах пионеров и школьников. С начала 90-х годов учреждения дополнительного образования детей получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов.Закон РФ об образовании в 1992 году ввёл в научный оборот термин «Дополнительное образование»,«Учреждения дополнительного образования детей» получили государственный статус. Уже к началу 2000 года в Российской Федерации в системе Министерства образования действовало свыше 7,8 тысяч учреждений Дополнительного образования, в них занималось свыше семи миллионов детей, осуществляли педагогический процесс свыше 243,5 тысяч работников [6,с. 76].
Такую популярность внеурочных занятий в учреждениях Дополнительного образования можно объяснить тем, что именно там ребёнок находит простор и свободу для своей самореализации, устремлённости к познанию себя, свободному выявлению своих интересов и яркому самопроявлению. Ведь заниматься там могут дети с любым уровнем способностей, и тем,– что интересно, а интересно то, что для ребёнка является притягательным и ценным, то, что является его внутренней потребностью и может развивать его «внутреннее духовное начало»,«требующее»своего дальнейшего активного проявления и совершенствования.
Дополнительное образование органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства. Основной уставной целью работы учреждений Дополнительного образования является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Они способствуют реализации социальной и досуговой функции свободного времени, позволяют детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Такая внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Основным направлением таких программ является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Учреждения Дополнительного образования детей,в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ, осуществляют разнообразную деятельность: учебно-исследовательскую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую. Именно воспитание нравственно-эстетических качеств личности ребёнка, его духовное становление выходит сегодня на первый план, являясь ценностной установкой, приоритетным направлением в образовании.
В учреждении Дополнительного образования с детьми работают педагоги и специалисты, получившие высшее и среднее образование.
Выпускники музыкального отделения Магнитогорского педагогического колледжа получают квалификацию «Учитель музыки»,«Музыкальный руководитель в детском дошкольном учреждении». Будущий педагог-музыкант должен быть готов к профессиональной деятельности (образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительской) в качестве учителя музыки, музыкального руководителя в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях разного типа [2], в том числе в учреждении Дополнительного образования. Музыкальный работник такого учреждения выявляет интересы и музыкальные способности учащихся,развивает и направляет музыкально-исполнительскую деятельность детей. Он осуществляет выбор форм, методов и средств воспитательной работы, проводит текущие музыкальные занятия с учащимися, организует массовые мероприятия (концерты, праздники, вечера и пр.), а также участвует в разработке новых образовательных программ и методических материалов.
Музыка, как вид искусства, является проводником духовности,видом духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир. Понимание значения музыки, как средства духовного развития ребёнка является ценностной установкой. Музыкальное искусство – та ценность, которая таит в себе огромные возможности воспитательного воздействия на человека.
В методической литературе по музыкальному воспитанию детей прослеживается мысль о том, что пение, как один из видов исполнительской деятельности, способствует не только развитию их певческой культуры, общему музыкальному развитию, но и воспитанию духовного мира детей, становлению их мировоззрения, формированию будущих личностей [3,с.46].
В связи с этим к уровню профессиональной подготовки педагога-музыканта в настоящее время предъявляются высокие требования. Кроме знаний по общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен обладать умениями по дисциплинам предметной подготовки:групповым (сольфеджио, теория музыки, гармония, музыкальная литература, хор, хороведение и др.), и индивидуальным (дирижирование, игра на музыкальном инструменте, вокальный класс, аккомпанемент, дополнительный инструмент). Как видно из перечня предметов, профессионально-педагогическая направленность обучения педагога-музыканта реализуется через комплекс специальных знаний. Из всего многообразия специальных дисциплин особое место, по нашему мнению, занимает предмет постановки голоса, вокальный класс.
Работав вокальном классе призвана обеспечить профессиональную подготовку студентов в «области вокально-речевой деятельности будущих специалистов – музыкальных руководителей детских дошкольных образовательных учреждений и учителей музыки общеобразовательных школ, организаторов культурно-просветительской и кружковой работы в школах и центрах эстетического воспитания детей» [1]. В своей будущей практической деятельности педагог – музыкант воздействует на формирование у детей музыкально-эстетических представлений посредством своего голоса.
Вокальная культура, являющаяся носителем духовных, эстетических и нравственных ценностей, сама является ценностью, и включает в себя систему ценностей.В широком смысле – это те ценности, которые мы выделяем как компоненты,входящие в сокровищницу мировой культуры: исторически сложившиеся национальные вокальные школы, и их представители; певцы-исполнители, обладающие уникальными, неповторимыми голосами; шедевры вокальной музыки, созданные выдающимися композиторами. В узком смысле – это ценности, которые являются необходимым компонентом в профессиональном становлении педагога-музыканта:певческий голос, его индивидуальные качества (тембр, сила, и др.), вокальная технология, исполнительская техника, вокальный репертуар. Вокальное искусство один из видов исполнительного искусства: создание художественных образов выразительными средствами певческого голоса.
В.В.Медушевский, раскрывая сущностные силы человека в музыке, пишет: «В музыке веяние умосозерцательного творческого духа распознаётся по чувству окрылённости, радости, поднимающей ввысь. Голос внутреннего мира человека, отражённый в музыке, раскрывает внутреннее пространство человека, возносит его над самим собой, образуя вектор возможного восхождения» [5,с. 52]. Эта мысль как нельзя лучше раскрывает воздействие музыкального искусства, и вокальной культуры в частности, на духовный мир человека.
Пение является древнейшим видом художественного творчества и истоком всех видов музыкального искусства.Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребёнка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Это особый «индивидуальный инструмент», у каждого человека неповторим, а потому является ценностью, где звук -своего рода «голограмма»духовного мира человека.
Виднейший суфийский мыслитель и музыкант начала 20 столетия Хазрат Инайят Хан пишет:«Самой замечательной вещью при изучении голоса является то, что по голосу вы можете судить об индивидуальной эволюции человека, о её степени» [8,с.161] «Произнесённое слово, (звук) – никогда не теряется. Оно остаётся и вибрирует, это случай большого психологического значения, потому что эхо от этого звучит в космосе; и вибрирует оно в соответствии с вложенным в него духом. Кроме того, каждый человек является инструментом в оркестре, который есть вся вселенная; а каждый голос является музыкой, которая происходит от одного из её инструментов, каждый инструмент создан определённым и особенным, так что никакой другой голос не может занять место этого определённого голоса». И далее: «Голос – это свет. Даже если свет становится тусклым, он не погас; он здесь. Так же и с голосом. Если он не сияет, это всего лишь значит, что его не культивировали, и вы должны снова работать над ним, тогда он засияет опять» [8,с.164].
Многие ценные качества голоса – (свободно льющийся, объёмный, не зажатый звук; высокая позиция певческого звука, обогащенная обертонами; ровное звучание голоса, его виртуозность; выразительное исполнение, и др.) –могут быть воспитаны.
Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему, сохраняется на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов ребёнка. Певческий голос обладает особой красотой, способной вызывать у слушателя чувство удивления, восторга, настраивая на чувство радости и благодарности, наслаждения, эмоционального удовлетворения.Данное положение находит своё подтверждение в мысли В. А.Сухомлинского о том, что «если донести до сердца детей красоту музыкального произведения,если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.Чувство красоты человеческого голоса, музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту» [7, с. 62].Воспитательный процесс, выявление и развитие индивидуальности ребёнка реализуется через приобщение его к художественным ценностям вокальной культуры, которыми являются высокохудожественные вокальные произведения классиков,замечательные песни детского репертуара современных композиторов, богатое разнообразие народных песен. В них, с помощью художественных средств, нашли воплощение ценностные категории: прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое, совершенство, любовь, добродетель, мудрость, благородство, доброжелательность, милосердие, приветливость,сострадание.
Музыка, – по утверждению Б.В.Асафьева, – представляет идейный мир,и в ней ценно как то,что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи, чувства, мысли, причиной которых она является. Через поэтическое слово вокальных сочинений прививается любовь к природе, Родине, людям, воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость, внутреннюю гармонию.    Во время работы с детьми,воздействие на их духовный мир осуществляется через этот синтез – вокальный звук и художественное слово. Поэтому наряду с технологией звукообразования, техникой вокальной речи, ребёнок осваивает элементы исполнительского мастерства, что способствует художественному воплощению музыкального образа при исполнении произведения,и обогащению нравственно-духовных качеств личности ребёнка.
Понятие «индивидуальность» подчёркивает неповторимое своеобразие ребёнка. Совокупность его психологических особенностей и качеств образуют индивидуальные способности ребёнка. Качество певческого голоса, чувство ритма, звуковысотности,артистизм, музыкальная память и другие качества у детей развиты в разной степени. Поэтому индивидуальные занятия несут в себе большие возможности развития вокально-исполнительских способностей каждого. Правильно и разнообразно подобранный репертуар, учитывающий индивидуальные способности и особенности ребёнка, помогает ему открыть мир новых ощущений, расширить границы духовного мира, познать самого себя. Участие в концертах,музыкальных спектаклях перед сверстниками и родителями вызывают у ребёнка яркие положительные эмоции.
Таким образом, нравственно-эстетические и духовные ценности вокальной культуры становятся частью целостной личности ребёнка, выявляя его неповторимую индивидуальность,развивая не только его голос, но и его интеллект, образное мышление, воображение, эстетический вкус, высокие чувства и эмоциональную культуру. Атмосфера увлечённости, активного восприятия и исполнения музыки, формирует у ребёнка желание и умение красиво и выразительно петь, «развивает органы чувств и творческие способности, что даёт возможность наслаждаться красотой и создавать её».

Библиографический список
1. Вокальный класс. Примерная программа учебной дисциплины по специальности 53.02.01 Музыкальное образование среднего профессионального образования (базовый уровень). М., 2020.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации, Приказ от 13 августа 2014 г. N 993 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. 40с.
3.Дмитриева, Л.Г. Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя. М.: Академия, 1998. 240 с.
4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
5. Медушевский В.П. Сущностные силы человека в музыке// Музыка, культура, человек: Сборник статей под ред. Мугинштейна М.Л. Свердловск, 1998. 130с.
6.Педагогический энциклопедический словарь /гл.ред. Б.М.Бим-Бад; редкол.: М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев:Радянська школа,1974. 290с.
8.Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. М.: Сфера, Серия «Суфийское послание». 2002. 352с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.