Задать вопрос
Статьи

НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

05.01.2023
Рабина Е.И.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ
ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация. В статье говорится о сложности достижения и сохранения психологического благополучия в студенческом возрасте в связи с особенностями самого возраста, а также с непростой обстановкой в современном мире. Делается вывод, что в сложившейся ситуации необходимыми становятся умения и навыки самоорганизации; а также, что в основе самоорганизации лежит нравственность. Проводятся параллели между нравственной позицией личности студента и степенью его психологического благополучия, при этом учитывается, что данное состояние человека зависит, в том числе, от наличия у него реальных целей, ресурсов и условий для их достижения, иными словами – от самоорганизации.
Ключевые слова: нравственность, личностный потенциал, психологическое благополучие, студент вуза, самоорганизация.
Динамика современной действительности со свойственными ей разного рода изменениями и преобразованиями создаёт ситуации и проблемы, которые требуют от человека быстрого и нестандартного решения на основе непростого выбора, зачастую нравственного. Серьёзным подспорьем в подобной ситуации являются высокий уровень образования и профессиональных качеств, высокий уровень личностного развития, стремление человека к саморазвитию. Такое положение дел объясняет появление в психологии и педагогике исследовательского интереса к проблеме личностного потенциала человека, в содержательную сторону которого входит, помимо комплекса личностных качеств, такие компоненты, как профессионально-бытовые знания, умения и навыки, здоровье, степень активности (социальной, физиологической или психологической), уровень культуры и духовно-нравственного развития личности [5].
Д.А. Леонтьев определяет «личностный потенциал» как интегральную характеристику индивидуальных психологических особенностей личности, составляющих основу её потребности руководствоваться устойчивыми внутренними критериями и жизненными ориентирами с целью сберечь стабильность своей деятельности и ориентаций, не взирая на давление и изменчивость условий внешней действительности; а также – как характеристику, отображающую «меру преодоления личностью заданных обстоятельств или, в конечном счёте, преодоление личностью самой себя» [6].
Учёные полагают, что одним из критериев личностного потенциала является способность личности к самоорганизации. Философия рассматривает данное понятие как процесс создания, воспроизводства или совершенствования организации сложной динамичной системы, к которой можно отнести личность самого человека, характеризующуюся тесной взаимосвязью процессов «самости», а также зависимостью уровня самоуправляемости от развитости таких способностей, как самопознание, самоопределение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самосовершенствование и других.  
В педагогике, например, до сих пор не существует единого определения понятия «самоорганизация». Учёные в данной области полагают, что, с одной стороны, «самоорганизация» – это естественное стремление личности к свободе, развитию, проявлению внутреннего потенциала и прочему; а, с другой стороны, – это процесс упорядоченной осознанной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой собой. К умениям самоорганизации можно отнести способы рационального выполнения человеком определённых действий, направленных на решение личностно значимых задач [9].
Выдвигается предположение, что высокий уровень потребности человека в самоорганизации деятельности обеспечивает ему и достижение соответствующего уровня психологического благополучия. Проблема психологического благополучия личности вызывает активный исследовательский интерес среди отечественных и зарубежных учёных и считается фундаментальной в таких областях знаний, как философия, медицина, психология, педагогика, каждая из которых наделяет данное понятие своим содержанием. Так, с философской точки зрения, проблема психологического благополучия, связана с двумя этическими направлениями – эвдемонизм и гедонизм. Медицина соотносит психологическое благополучие не только с качеством жизни, но и с психическим здоровьем, и прочими составляющими здоровья.
Такой интерес объясняется необходимостью понимания механизмов, лежащих в основе психологического благополучия, и того, как эти механизмы регулируют поведение человека, влияют на его отношения с окружающими. О.А. Идобаева, например, связывает проблему психологического благополучия c проблемой позитивного развития личности [7].
В контексте современных тенденций развития общества Л.В. Куликов понимает под психологическим благополучием личности состояние душевного комфорта, слаженности психических процессов, внутренней гармонии, считая, при этом, что данное состояние зависит от наличия у человека реальных целей, равно как и ресурсов, и условий для их достижения. Согласно ему, проявления неблагополучия связаны и проистекают из ситуаций фрустрации, таких как социальная изоляция (депривация), напряженность во взаимоотношениях и других [8].
Из сказанного выше следует, что психологическое благополучие личности тесно связано с социумом, состоятельность которого, в свою очередь, неотделимо от таких понятий как «мораль» и «нравственность». Мораль определяют как сумму установившихся в обществе неписаных норм поведения, связывая её с понятием «приличия». Нравственность же определить сложнее, поскольку она ближе к такому понятию в биологии, как эмпатия; в религии – всепрощение; в социальной жизни – конформизм; в психологии – неконфликтность. Иными словами, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и, в связи с этим, старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне не является агрессивным, если он мудрый и понимающий – можно сказать, что это нравственный человек. Основная разница между данными двумя понятиями заключена в том, что мораль подразумевает некий внешний оценивающий объект (социальная мораль – общество, религиозная мораль – Бога); в то время как нравственность представляет собою внутренний самоконтроль личности. Таким образом, нравственный человек по своему устройству является более сложным и глубоким механизмом, нежели человек моральный [1].
Без самоорганизации отдельно взятой личности невозможно справедливое государство, поскольку каждый из людей не может оставаться безучастным и должен по ситуации включаться в то, что происходит непосредственно вокруг него, планируя и выстраивая свою деятельность комфортным для себя образом, но с поправкой на окружение. Необходимо уметь любую ситуацию оценивать со стороны другого человека, оказавшегося рядом. Известный приём комфортного взаимодействия с людьми – представить себя на месте другого человека и не делать того, чего не хочешь по отношению к себе.
Отсюда следует, что основой самоорганизации можно считать нравственность, работа над повышением которой и есть путь к психологическому благополучию, а, следовательно, – к счастью [1].
С.В. Васильева считает, что сегодня основной задачей системы образования является создание необходимых условий для того, чтобы обучающиеся могли приобретать умения и навыки, способствующие их позитивному развитию в динамичном, непредсказуемом, информационно насыщенном, противоречивом, одним словом, в сложном современном мире [3].
Согласно мнению М.Г. Голубевой, наиболее яркие переживания и возникающая, в связи с этим дезадаптация проявляются в учебно-профессиональной деятельности вследствие смены жизненного уклада, увеличения объёма воспринимаемой информации, ведущих к аритмичности и гиподинамии, усложнению межличностных отношений. Результатом становится ощущение студентами психологического дискомфорта, вызванного чувствами тревоги и затянувшегося эмоционального напряжения [4].
В психологическом благополучии студентов можно выделить две составляющие: когнитивную (цели, задачи, достигнутые результаты) и эмоциональную (переживания, касающиеся реализации поставленных целей, а также собственного поведения). Студенческий возраст является периодом профессионального становления, сопровождающийся различными кризисами (адаптация, сомнения в правильности выбранной профессии и т.д.) и значительно влияющий на уровень психологического благополучия студентов, как правило, в сторону его снижения. В итоге возможно снижение эффективности учебной деятельности, а также возникновение психосоматических расстройств личности [2].
В повседневной деятельности студента самоорганизация – это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы с целью рационального использования своего времени. Для студента быть самоорганизованным значит уметь грамотно планировать свои дела, как на ближне-, так и на долгосрочную перспективу, рационально распоряжаясь своими силами и временем [10].
Из сказанного выше следует, что психологическое благополучие современного студента проистекает в числе прочего из уровня его нравственного развития, лежащего в основе самоорганизации, поскольку именно она является залогом комфортного взаимодействия с другими людьми и эффективного выстраивания своей деятельности. Таким образом, целесообразно создание в образовательном процессе вуза необходимых и достаточных условий для формирования и развития у студентов умений и навыков самоорганизации.
Библиографический список
1.    Баранова Л.В. Нравственность Современного общества // Вопросы исторической науки: материалы I Междунар. науч. конф.
(г. Москва, январь 2012 г.). М., 2012. С. 40-43.
2.    Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. Т. 8
3.    Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.11. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2000.
4.    Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. Астраханский государственный университет. Астрахань, 2006.
5.    Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. №4 (48). С. 98-105.
6.    Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56-65.
7.    Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 128-134.
8.    Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
9.    Рабина Е.И. Моделирование развития умений самоорганизации времени у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 183-187.
10.    Rabina E.I., Dyorina N.V. The Influence Of The Students' Time Self-Organization Skills On Competitiveness Level // Humanitarian and Pedagogical Research. 2021. Т. 5. № 2. С. 22-26.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.