НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
05.01.2023
Рабина Е.И.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ
ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация. В статье говорится о сложности достижения и сохранения психологического благополучия в студенческом возрасте в связи с особенностями самого возраста, а также с непростой обстановкой в современном мире. Делается вывод, что в сложившейся ситуации необходимыми становятся умения и навыки самоорганизации; а также, что в основе самоорганизации лежит нравственность. Проводятся параллели между нравственной позицией личности студента и степенью его психологического благополучия, при этом учитывается, что данное состояние человека зависит, в том числе, от наличия у него реальных целей, ресурсов и условий для их достижения, иными словами – от самоорганизации.
Ключевые слова: нравственность, личностный потенциал, психологическое благополучие, студент вуза, самоорганизация.
Динамика современной действительности со свойственными ей разного рода изменениями и преобразованиями создаёт ситуации и проблемы, которые требуют от человека быстрого и нестандартного решения на основе непростого выбора, зачастую нравственного. Серьёзным подспорьем в подобной ситуации являются высокий уровень образования и профессиональных качеств, высокий уровень личностного развития, стремление человека к саморазвитию. Такое положение дел объясняет появление в психологии и педагогике исследовательского интереса к проблеме личностного потенциала человека, в содержательную сторону которого входит, помимо комплекса личностных качеств, такие компоненты, как профессионально-бытовые знания, умения и навыки, здоровье, степень активности (социальной, физиологической или психологической), уровень культуры и духовно-нравственного развития личности [5].
Д.А. Леонтьев определяет «личностный потенциал» как интегральную характеристику индивидуальных психологических особенностей личности, составляющих основу её потребности руководствоваться устойчивыми внутренними критериями и жизненными ориентирами с целью сберечь стабильность своей деятельности и ориентаций, не взирая на давление и изменчивость условий внешней действительности; а также – как характеристику, отображающую «меру преодоления личностью заданных обстоятельств или, в конечном счёте, преодоление личностью самой себя» [6].
Учёные полагают, что одним из критериев личностного потенциала является способность личности к самоорганизации. Философия рассматривает данное понятие как процесс создания, воспроизводства или совершенствования организации сложной динамичной системы, к которой можно отнести личность самого человека, характеризующуюся тесной взаимосвязью процессов «самости», а также зависимостью уровня самоуправляемости от развитости таких способностей, как самопознание, самоопределение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самосовершенствование и других.
В педагогике, например, до сих пор не существует единого определения понятия «самоорганизация». Учёные в данной области полагают, что, с одной стороны, «самоорганизация» – это естественное стремление личности к свободе, развитию, проявлению внутреннего потенциала и прочему; а, с другой стороны, – это процесс упорядоченной осознанной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой собой. К умениям самоорганизации можно отнести способы рационального выполнения человеком определённых действий, направленных на решение личностно значимых задач [9].
Выдвигается предположение, что высокий уровень потребности человека в самоорганизации деятельности обеспечивает ему и достижение соответствующего уровня психологического благополучия. Проблема психологического благополучия личности вызывает активный исследовательский интерес среди отечественных и зарубежных учёных и считается фундаментальной в таких областях знаний, как философия, медицина, психология, педагогика, каждая из которых наделяет данное понятие своим содержанием. Так, с философской точки зрения, проблема психологического благополучия, связана с двумя этическими направлениями – эвдемонизм и гедонизм. Медицина соотносит психологическое благополучие не только с качеством жизни, но и с психическим здоровьем, и прочими составляющими здоровья.
Такой интерес объясняется необходимостью понимания механизмов, лежащих в основе психологического благополучия, и того, как эти механизмы регулируют поведение человека, влияют на его отношения с окружающими. О.А. Идобаева, например, связывает проблему психологического благополучия c проблемой позитивного развития личности [7].
В контексте современных тенденций развития общества Л.В. Куликов понимает под психологическим благополучием личности состояние душевного комфорта, слаженности психических процессов, внутренней гармонии, считая, при этом, что данное состояние зависит от наличия у человека реальных целей, равно как и ресурсов, и условий для их достижения. Согласно ему, проявления неблагополучия связаны и проистекают из ситуаций фрустрации, таких как социальная изоляция (депривация), напряженность во взаимоотношениях и других [8].
Из сказанного выше следует, что психологическое благополучие личности тесно связано с социумом, состоятельность которого, в свою очередь, неотделимо от таких понятий как «мораль» и «нравственность». Мораль определяют как сумму установившихся в обществе неписаных норм поведения, связывая её с понятием «приличия». Нравственность же определить сложнее, поскольку она ближе к такому понятию в биологии, как эмпатия; в религии – всепрощение; в социальной жизни – конформизм; в психологии – неконфликтность. Иными словами, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и, в связи с этим, старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне не является агрессивным, если он мудрый и понимающий – можно сказать, что это нравственный человек. Основная разница между данными двумя понятиями заключена в том, что мораль подразумевает некий внешний оценивающий объект (социальная мораль – общество, религиозная мораль – Бога); в то время как нравственность представляет собою внутренний самоконтроль личности. Таким образом, нравственный человек по своему устройству является более сложным и глубоким механизмом, нежели человек моральный [1].
Без самоорганизации отдельно взятой личности невозможно справедливое государство, поскольку каждый из людей не может оставаться безучастным и должен по ситуации включаться в то, что происходит непосредственно вокруг него, планируя и выстраивая свою деятельность комфортным для себя образом, но с поправкой на окружение. Необходимо уметь любую ситуацию оценивать со стороны другого человека, оказавшегося рядом. Известный приём комфортного взаимодействия с людьми – представить себя на месте другого человека и не делать того, чего не хочешь по отношению к себе.
Отсюда следует, что основой самоорганизации можно считать нравственность, работа над повышением которой и есть путь к психологическому благополучию, а, следовательно, – к счастью [1].
С.В. Васильева считает, что сегодня основной задачей системы образования является создание необходимых условий для того, чтобы обучающиеся могли приобретать умения и навыки, способствующие их позитивному развитию в динамичном, непредсказуемом, информационно насыщенном, противоречивом, одним словом, в сложном современном мире [3].
Согласно мнению М.Г. Голубевой, наиболее яркие переживания и возникающая, в связи с этим дезадаптация проявляются в учебно-профессиональной деятельности вследствие смены жизненного уклада, увеличения объёма воспринимаемой информации, ведущих к аритмичности и гиподинамии, усложнению межличностных отношений. Результатом становится ощущение студентами психологического дискомфорта, вызванного чувствами тревоги и затянувшегося эмоционального напряжения [4].
В психологическом благополучии студентов можно выделить две составляющие: когнитивную (цели, задачи, достигнутые результаты) и эмоциональную (переживания, касающиеся реализации поставленных целей, а также собственного поведения). Студенческий возраст является периодом профессионального становления, сопровождающийся различными кризисами (адаптация, сомнения в правильности выбранной профессии и т.д.) и значительно влияющий на уровень психологического благополучия студентов, как правило, в сторону его снижения. В итоге возможно снижение эффективности учебной деятельности, а также возникновение психосоматических расстройств личности [2].
В повседневной деятельности студента самоорганизация – это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы с целью рационального использования своего времени. Для студента быть самоорганизованным значит уметь грамотно планировать свои дела, как на ближне-, так и на долгосрочную перспективу, рационально распоряжаясь своими силами и временем [10].
Из сказанного выше следует, что психологическое благополучие современного студента проистекает в числе прочего из уровня его нравственного развития, лежащего в основе самоорганизации, поскольку именно она является залогом комфортного взаимодействия с другими людьми и эффективного выстраивания своей деятельности. Таким образом, целесообразно создание в образовательном процессе вуза необходимых и достаточных условий для формирования и развития у студентов умений и навыков самоорганизации.
Библиографический список
1. Баранова Л.В. Нравственность Современного общества // Вопросы исторической науки: материалы I Междунар. науч. конф.
(г. Москва, январь 2012 г.). М., 2012. С. 40-43.
2. Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. Т. 8
3. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.11. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2000.
4. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. Астраханский государственный университет. Астрахань, 2006.
5. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. №4 (48). С. 98-105.
6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56-65.
7. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 128-134.
8. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
9. Рабина Е.И. Моделирование развития умений самоорганизации времени у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 183-187.
10. Rabina E.I., Dyorina N.V. The Influence Of The Students' Time Self-Organization Skills On Competitiveness Level // Humanitarian and Pedagogical Research. 2021. Т. 5. № 2. С. 22-26.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ
ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация. В статье говорится о сложности достижения и сохранения психологического благополучия в студенческом возрасте в связи с особенностями самого возраста, а также с непростой обстановкой в современном мире. Делается вывод, что в сложившейся ситуации необходимыми становятся умения и навыки самоорганизации; а также, что в основе самоорганизации лежит нравственность. Проводятся параллели между нравственной позицией личности студента и степенью его психологического благополучия, при этом учитывается, что данное состояние человека зависит, в том числе, от наличия у него реальных целей, ресурсов и условий для их достижения, иными словами – от самоорганизации.
Ключевые слова: нравственность, личностный потенциал, психологическое благополучие, студент вуза, самоорганизация.
Динамика современной действительности со свойственными ей разного рода изменениями и преобразованиями создаёт ситуации и проблемы, которые требуют от человека быстрого и нестандартного решения на основе непростого выбора, зачастую нравственного. Серьёзным подспорьем в подобной ситуации являются высокий уровень образования и профессиональных качеств, высокий уровень личностного развития, стремление человека к саморазвитию. Такое положение дел объясняет появление в психологии и педагогике исследовательского интереса к проблеме личностного потенциала человека, в содержательную сторону которого входит, помимо комплекса личностных качеств, такие компоненты, как профессионально-бытовые знания, умения и навыки, здоровье, степень активности (социальной, физиологической или психологической), уровень культуры и духовно-нравственного развития личности [5].
Д.А. Леонтьев определяет «личностный потенциал» как интегральную характеристику индивидуальных психологических особенностей личности, составляющих основу её потребности руководствоваться устойчивыми внутренними критериями и жизненными ориентирами с целью сберечь стабильность своей деятельности и ориентаций, не взирая на давление и изменчивость условий внешней действительности; а также – как характеристику, отображающую «меру преодоления личностью заданных обстоятельств или, в конечном счёте, преодоление личностью самой себя» [6].
Учёные полагают, что одним из критериев личностного потенциала является способность личности к самоорганизации. Философия рассматривает данное понятие как процесс создания, воспроизводства или совершенствования организации сложной динамичной системы, к которой можно отнести личность самого человека, характеризующуюся тесной взаимосвязью процессов «самости», а также зависимостью уровня самоуправляемости от развитости таких способностей, как самопознание, самоопределение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самосовершенствование и других.
В педагогике, например, до сих пор не существует единого определения понятия «самоорганизация». Учёные в данной области полагают, что, с одной стороны, «самоорганизация» – это естественное стремление личности к свободе, развитию, проявлению внутреннего потенциала и прочему; а, с другой стороны, – это процесс упорядоченной осознанной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой собой. К умениям самоорганизации можно отнести способы рационального выполнения человеком определённых действий, направленных на решение личностно значимых задач [9].
Выдвигается предположение, что высокий уровень потребности человека в самоорганизации деятельности обеспечивает ему и достижение соответствующего уровня психологического благополучия. Проблема психологического благополучия личности вызывает активный исследовательский интерес среди отечественных и зарубежных учёных и считается фундаментальной в таких областях знаний, как философия, медицина, психология, педагогика, каждая из которых наделяет данное понятие своим содержанием. Так, с философской точки зрения, проблема психологического благополучия, связана с двумя этическими направлениями – эвдемонизм и гедонизм. Медицина соотносит психологическое благополучие не только с качеством жизни, но и с психическим здоровьем, и прочими составляющими здоровья.
Такой интерес объясняется необходимостью понимания механизмов, лежащих в основе психологического благополучия, и того, как эти механизмы регулируют поведение человека, влияют на его отношения с окружающими. О.А. Идобаева, например, связывает проблему психологического благополучия c проблемой позитивного развития личности [7].
В контексте современных тенденций развития общества Л.В. Куликов понимает под психологическим благополучием личности состояние душевного комфорта, слаженности психических процессов, внутренней гармонии, считая, при этом, что данное состояние зависит от наличия у человека реальных целей, равно как и ресурсов, и условий для их достижения. Согласно ему, проявления неблагополучия связаны и проистекают из ситуаций фрустрации, таких как социальная изоляция (депривация), напряженность во взаимоотношениях и других [8].
Из сказанного выше следует, что психологическое благополучие личности тесно связано с социумом, состоятельность которого, в свою очередь, неотделимо от таких понятий как «мораль» и «нравственность». Мораль определяют как сумму установившихся в обществе неписаных норм поведения, связывая её с понятием «приличия». Нравственность же определить сложнее, поскольку она ближе к такому понятию в биологии, как эмпатия; в религии – всепрощение; в социальной жизни – конформизм; в психологии – неконфликтность. Иными словами, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и, в связи с этим, старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне не является агрессивным, если он мудрый и понимающий – можно сказать, что это нравственный человек. Основная разница между данными двумя понятиями заключена в том, что мораль подразумевает некий внешний оценивающий объект (социальная мораль – общество, религиозная мораль – Бога); в то время как нравственность представляет собою внутренний самоконтроль личности. Таким образом, нравственный человек по своему устройству является более сложным и глубоким механизмом, нежели человек моральный [1].
Без самоорганизации отдельно взятой личности невозможно справедливое государство, поскольку каждый из людей не может оставаться безучастным и должен по ситуации включаться в то, что происходит непосредственно вокруг него, планируя и выстраивая свою деятельность комфортным для себя образом, но с поправкой на окружение. Необходимо уметь любую ситуацию оценивать со стороны другого человека, оказавшегося рядом. Известный приём комфортного взаимодействия с людьми – представить себя на месте другого человека и не делать того, чего не хочешь по отношению к себе.
Отсюда следует, что основой самоорганизации можно считать нравственность, работа над повышением которой и есть путь к психологическому благополучию, а, следовательно, – к счастью [1].
С.В. Васильева считает, что сегодня основной задачей системы образования является создание необходимых условий для того, чтобы обучающиеся могли приобретать умения и навыки, способствующие их позитивному развитию в динамичном, непредсказуемом, информационно насыщенном, противоречивом, одним словом, в сложном современном мире [3].
Согласно мнению М.Г. Голубевой, наиболее яркие переживания и возникающая, в связи с этим дезадаптация проявляются в учебно-профессиональной деятельности вследствие смены жизненного уклада, увеличения объёма воспринимаемой информации, ведущих к аритмичности и гиподинамии, усложнению межличностных отношений. Результатом становится ощущение студентами психологического дискомфорта, вызванного чувствами тревоги и затянувшегося эмоционального напряжения [4].
В психологическом благополучии студентов можно выделить две составляющие: когнитивную (цели, задачи, достигнутые результаты) и эмоциональную (переживания, касающиеся реализации поставленных целей, а также собственного поведения). Студенческий возраст является периодом профессионального становления, сопровождающийся различными кризисами (адаптация, сомнения в правильности выбранной профессии и т.д.) и значительно влияющий на уровень психологического благополучия студентов, как правило, в сторону его снижения. В итоге возможно снижение эффективности учебной деятельности, а также возникновение психосоматических расстройств личности [2].
В повседневной деятельности студента самоорганизация – это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы с целью рационального использования своего времени. Для студента быть самоорганизованным значит уметь грамотно планировать свои дела, как на ближне-, так и на долгосрочную перспективу, рационально распоряжаясь своими силами и временем [10].
Из сказанного выше следует, что психологическое благополучие современного студента проистекает в числе прочего из уровня его нравственного развития, лежащего в основе самоорганизации, поскольку именно она является залогом комфортного взаимодействия с другими людьми и эффективного выстраивания своей деятельности. Таким образом, целесообразно создание в образовательном процессе вуза необходимых и достаточных условий для формирования и развития у студентов умений и навыков самоорганизации.
Библиографический список
1. Баранова Л.В. Нравственность Современного общества // Вопросы исторической науки: материалы I Междунар. науч. конф.
(г. Москва, январь 2012 г.). М., 2012. С. 40-43.
2. Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. Т. 8
3. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.11. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2000.
4. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. Астраханский государственный университет. Астрахань, 2006.
5. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. №4 (48). С. 98-105.
6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56-65.
7. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 128-134.
8. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
9. Рабина Е.И. Моделирование развития умений самоорганизации времени у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 183-187.
10. Rabina E.I., Dyorina N.V. The Influence Of The Students' Time Self-Organization Skills On Competitiveness Level // Humanitarian and Pedagogical Research. 2021. Т. 5. № 2. С. 22-26.