НОН-ФИКШН КАК ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ: ЧТО ЗАСТАВИТ ЧИТАТЬ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ?
29.12.2024
УДК 82-1/-9
Морозов Е. А., Уразаева С. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
Морозова П. Е.,
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптик, г. Санкт-Петербург
НОН-ФИКШН КАК ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ:
ЧТО ЗАСТАВИТ ЧИТАТЬ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ?
Аннотация. В статье рассматривается нон-фикшн как популярный жанр литера-туры, и анализируются факторы, которые могут привлечь современную молодёжь к чтению. Авторы исследуют особенности этого жанра, его популярность среди молодых читателей и выделяют основные темы и подходы, способные заинтересовать молодое поколение. В работе проводится анализ критериев молодёжи при выборе нон-фикшн литературы, рассматриваются примеры успешных произведений в данном жанре и делаются выводы о том, какие аспекты этого жанра наиболее привле-кательны для молодых людей. Статья может быть полезна исследователям лите-ратуры, педагогам и всем, кто интересуется современной культурой и предпочте-ниями молодёжи. Исследование подчеркивает необходимость и возможность более глубокого изучения влияния современной литературы на молодежь для более полного понимания современной молодежной культуры.
Ключевые слова: нон-фикшн, non-fiction, литература, документальная литература, ли-тературный жанр, молодежь.
NON-FICTION AS A POPULAR GENRE OF LITERATURE:
WHAT WILL MAKE YOUNG PEOPLE READ TODAY?
Abstract. The article examines non-fiction as a popular genre of literature and analyzes the factors that can attract modern youth to reading. The authors explore the features of this genre, its popularity among young readers and identify the main topics and approaches that can interest the younger generation. The paper analyzes the criteria of youth when choosing non-fiction literature, examines examples of successful works in this genre and draws conclusions about which aspects of this genre are most attractive to young people. The article may be useful for literature researchers, educators and anyone interested in modern culture and the preferences of young people. The study highlights the need and the possibility of a deeper study of the influence of modern literature on young people for a more complete understanding of modern youth culture.
Keyword: non-fiction, literature, nonfiction literature, literary genre, youth.
В современном мире литература становится всё более разнообразной и многогран-ной. Одним из популярных жанров, который привлекает внимание читателей, является нон-фикшн. Нон-фикшн – это жанр литературы, основанный на реальных событиях, фак-тах и исследованиях. Он включает в себя книги по истории, науке, искусству, биографии, мемуары и другие подобные произведения.
Популярность нон-фикшн литературы обусловлена ее способностью предоставлять читателям достоверную информацию, расширять их кругозор и вдохновлять на размыш-ления о жизни. Этот жанр позволяет людям узнавать новое о мире, получать знания и развивать критическое мышление. Кроме того, нон-фикшн часто написан доступным и увлекательным языком, что делает его привлекательным для широкой аудитории. Жанр нон-фикшн за последние несколько десятилетий стал одним из наиболее динамично раз-вивающихся направлений в литературе. В отличие от художественной литературы, нон-фикшн фокусируется на достоверности, информативности и аналитичности, что делает его особенно актуальным в эпоху стремительного роста информационных технологий и глобализации. Читатели всё чаще ищут ответы на сложные вопросы, стремятся понять мир вокруг себя и анализировать социальные, политические и культурные процессы, что способствует повышенному интересу к произведениям нон-фикшн.
В данной статье мы проведем анализ особенностей жанра нон-фикшн, выявим при-чины его успеха и значимость для современного молодого читателя. Мы также рассмот-рим перспективы его развития в контексте меняющегося литературного ландшафта, но-вых технологий и изменяющихся запросов аудитории. Существующие исследования в этой области подчеркивают особую роль нон-фикшн в формировании общественного мнения и расширении горизонтов знания. Данная статья направлена на понимание меха-низмов, способствующих популярности этого жанра, а также его роли в контексте совре-менного культурного дискурса.
Целью данной статьи являются анализ современных тенденций популярности нон-фикшна как жанра литературы и попытка ответить на вопросы, анализируемые в научном сообществе, что заставит читать современную молодежь, какие книги будет читать молодой человек цифровой эпохи [5, с. 141; 6].
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить понятие нон-фикшна и его основные черты; 2) проанализировать причины популярности этого жанра среди читателей; 3) рассмотреть влияние нон-фикшна на фор-мирование общественного мнения и мировоззрения; 4) заставит ли жанр нон-фикшн мо-лодых людей читать книги.
Актуальность темы обусловлена растущей популярностью нон-фикшна среди чита-телей разных возрастов и интересов. Этот жанр продолжает развиваться и адаптировать-ся к новым условиям, сохраняя при этом свою уникальность и привлекательность. Ис-следование особенностей и перспектив нон-фикшна позволяет лучше понять его роль в современной литературе и культуре. Одним из ключевых факторов популярности нон-фикшна является его способность удовлетворять потребности современной молодежи в получении новых знаний и развитии критического мышления. В условиях информацион-ного общества, где доступ к информации становится всё проще, молодёжь ищет новые способы осмысления окружающего мира. Нон-фикшн предоставляет им возможность получить достоверные сведения о различных аспектах жизни, не прибегая к сложным научным терминам и теориям.
Само понятие «нон-фикшн» происходит от английского «non-fiction». В европей-ской традиции художественную литературу принято называть фикциональной – принад-лежащей к вымыслу – с этим термином коррелирует «фикшн», часть определения «нон-фикшн». Добавление отрицательного префикса сделало возможным сгруппировать все остальные виды литературы по принципу их непринадлежности к разряду «художествен-ная». К литературе нон-фикшн относят любое литературное произведение, основанное, в основном, на фактических событиях, даже если оно может содержать элементы вымысла. Примерами могут служить эссе или биография.
В русскоязычной традиции этот термин использовался далеко не всегда. До обрете-ния русским языком такого заимствования тексты, «основанные на реальных событиях», относили к документальной литературе. Но это понятие охватывало не все жанры, кото-рые сейчас относят к нон-фикшн. К документальной литературе относили, в основном, автобиографии, мемуары, дневники, заметки, эссе и т.д. Начавшие набирать популяр-ность науч-поп и селф-хелп в этот термин не уместились, а вот в заимствованном нон-фикшн им места хватило. Так «невыдуманная» литература стала и в русском языке озна-чать все тексты, не относящиеся к художественным.
Таким образом, в нашей статье мы используем следующее определение жанра: нон-фикшн или документальная проза – особый литературный жанр, основанный на реаль-ных событиях, на фактах, а не на выдумках, также, с редкими вкраплениями художест-венного вымысла. Литературные произведения, «созданные в стиле нон-фикшн, основа-ны на свидетельствах очевидцев, архивных документах, авторских воспоминаниях, при этом личное видение писателя проявляется в выборе и организации материала, а также в оценке происходящих событий» [7, с. 54]. Этому жанру характерно построение сюжет-ной линии на реальных фактах и событиях, фрагментарно дополненных авторским худо-жественным вымыслом. Профессор Национальной академии наук Беларуси Г. Ю. Новик считает литературу нон-фикшн частью интеллектуально-художественного дискурса, обозначая в качестве его основных функций информационно-гносеологическую и художественно-эстетическую [8, с. 18.]. Профессор Челябинского государственного института культуры, доктор культурологии Г. М. Казакова в качестве ключевых отмечает следующие черты жанра нон-фикшн: «В подобном произведении нет фантазии и выдуманных персонажей – автор повествует о реальных событиях, осмысливая их через призму своего восприятия мира. В его распоряжении находятся многообразные литературные и драматические методы, которые он использует для создания структуры текста, построенной по принципу последовательного разворачивания сцен» [3, с. 9].
Если сегодня рассматривать нон-фикшн как определенный отдельный жанр литера-туры, то его можно подразделить на несколько поджанров. У каждого поджанра есть своя цель и аудитория от совсем юных читателей до людей старшего возраста. Каждое произведение имеет свой особый язык, свой синтаксис и лексику, которые и становятся тем привлекательным моментом для читателя, делающим этот жанр востребованным и популярным. Условно, поджанры делятся на несколько ключевых направлений: доку-ментальный роман, мемуары и биографии, научно-популярная литература и популярная психология, детская нехудожественная литература, публицистика, а также эзотерика и религия и др. На данный момент не существует унифицированной классификации под-жанров нон-фикшн, однако рассмотрению этих поджанров посвящены труды не только отечественных, но и зарубежных современных исследователей Зайнинг Мок [10], Т. С. Сулеймановой [9, с. 125], С. Бухариной [1].
В списке читаемой литературы нон-фикшн занимает третье место, но у молодых людей она пользуется большой популярностью. Лидером чтения по данным ВЦИОМа является художественная литература: «61 % россиян отдают предпочтение именно худо-жественным книгам. На втором месте по «читаемости» расположились книги по специ-альности – 33%. На третьем – научно-популярная литература (нон-фикшн) – 31 % [4].
Институт прогрессивного образования в своем исследовании выявил, что научно-популярную литературу читают 86,6 % несовершеннолетних. Среди тематики нон-фикшн наиболее востребованными оказались психология (78,9 %), книги по саморазви-тию и личностному росту (68 %), бизнес-литература (39,4 %), сексуальное просвещение (38,2 %), питание и ЗОЖ (37%), финансовая грамотность (29,8 %), социология (29,5 %), экономика (22,4 %), юриспруденция и право (22,7 %)». Также подростки проявляют ак-тивность при чтении мемуаров и историй успеха известных личностей (29,8 %), книг об истории человечества (19,9 %), о феминизме и маскулизме (18 %) [2].
Проанализировав литературу, научные статьи, посвященные изучению данного жанра, мы констатируем, что сегодняшняя популярность нон-фикшн литературы, в том числе и среди молодежи может быть зафиксирована в следующих критериях:
1) актуальность и достоверность: нон-фикшн основан на реальных событиях, фак-тах и исследованиях, что делает его привлекательным для молодых людей, ищущих ак-туальную информацию о мире. Нон-фикшн часто исследует важные современные вопро-сы, такие как социальная справедливость, экология, здоровье и технологии. Это темы, которые интересуют молодежь и с которыми они сталкиваются в повседневной жизни;
2) получение новых знаний: нон-фикшн литература предлагает читателям доступ к фактической информации и позволяет им узнать о различных темах, явлениях и событи-ях; молодежь стремится к пониманию мира вокруг, и нон-фикшн предлагает доступ к фактам, научным исследованиям и реальным событиям, что помогает формировать более полное представление о жизни;
3) широкий спектр тем: нон-фикшн охватывает множество тем, таких как история, наука, искусство, биографии, мемуары и другие. Это позволяет молодым людям найти книгу, которая соответствует их интересам, расширить свой кругозор;
4) развитие критического мышления: чтение нон-фикшн книг помогает развить умение анализировать, критически мыслить о прочитанном материале, формировать соб-ственное мнение и подвергать сомнению информацию;
5) анализ научных исследований: некоторые люди читают нон-фикшн литературу, чтобы узнать о последних научных открытиях и исследованиях;
6) образование: чтение нон-фикшн литературы является важным средством образо-вания и позволяет расширить кругозор и узнать о различных областях знания;
7) вдохновение и мотивация: многие произведения нон-фикшн рассказывают исто-рии успеха, преодоления трудностей и самосовершенствования, что может вдохновить молодежь на достижение своих целей;
8) разнообразие форматов: нон-фикшн представлен в различных форматах – от книг и статей до документальных фильмов и подкастов, что позволяет молодежи вы-бирать тот способ получения информации, который им ближе.
Кроме того, популярность нон-фикшна связана с его доступностью и увлекательно-стью. Современные молодые люди привыкли к быстрому темпу жизни и коротким фор-мам контента. Нон-фикшн, написанный простым и понятным языком, может привлечь их внимание и заинтересовать. В заключение можно сделать вывод, что современная моло-дёжь проявляет большой интерес к жанру нон-фикшн, а сам жанр имеет большой потен-циал для привлечения внимания современной молодёжи.
Список литературы
1. Бударина С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? URL: http://litcult.ru/blog/20121 (дата обращения: 13.10.2024).
2. Жанр нон-фикшн стал самым популярным для внеклассного чтения у школьни-ков. URL: https://govoritmoskva.ru/news/251334/ (дата обращения: 13.10.2024).
3. Казакова Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре // Вестник Челябин-ской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47). С. 9.
4. Какую литературу предпочитают. URL: https://journal.tinkoff.ru/statistic-book-2022/ (дата обращения: 12.10.2024).
5. Морозов Е. А., Морозова П. Е. «Последняя книга» М. Л. Кашниц, или путь к homo digitalis (к вопросу о писательской проницательности) // Петровские образователь-ные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего : сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф, Магнитогорск, 07–14 ок-тября 2023 года. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова. 2023. С. 140–142.
6. Морозова П. Е. Влияние «New Media» на формирование молодежи // Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего : сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф, Магнито-горск, 07–14 октября 2023 года. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова. 2023. С. 142–144.
7. Муравьёв В. С. Документальная литература // Краткая литературная энциклопе-дия. Москва : Советская энциклопедия. 1978. С. 54.
8. Новiк Г. Ю. Документальная проза (нон-фикшн) на мяжы ХХ-ХХI стст.: тэарэ-тычны аспект // Часопic БДУ. Фiлалогiя. 2017. № 1. С.18.
9. Сулейманова Т. С., Осокина Т. С. Понятие нон-фикшн литературы и ее жанры // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2023. № 9. С. 125–130.
10. Zining Mok How to Write a Memoir: Examples and a Step-By-Step Guide. 2021 // Writers.com. URL: How to Write a Memoir: Examples and a Step-byStep Guide | Writers.com (дата обращения: 13.10.2024).
Морозов Е. А., Уразаева С. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
Морозова П. Е.,
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптик, г. Санкт-Петербург
НОН-ФИКШН КАК ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ:
ЧТО ЗАСТАВИТ ЧИТАТЬ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ?
Аннотация. В статье рассматривается нон-фикшн как популярный жанр литера-туры, и анализируются факторы, которые могут привлечь современную молодёжь к чтению. Авторы исследуют особенности этого жанра, его популярность среди молодых читателей и выделяют основные темы и подходы, способные заинтересовать молодое поколение. В работе проводится анализ критериев молодёжи при выборе нон-фикшн литературы, рассматриваются примеры успешных произведений в данном жанре и делаются выводы о том, какие аспекты этого жанра наиболее привле-кательны для молодых людей. Статья может быть полезна исследователям лите-ратуры, педагогам и всем, кто интересуется современной культурой и предпочте-ниями молодёжи. Исследование подчеркивает необходимость и возможность более глубокого изучения влияния современной литературы на молодежь для более полного понимания современной молодежной культуры.
Ключевые слова: нон-фикшн, non-fiction, литература, документальная литература, ли-тературный жанр, молодежь.
NON-FICTION AS A POPULAR GENRE OF LITERATURE:
WHAT WILL MAKE YOUNG PEOPLE READ TODAY?
Abstract. The article examines non-fiction as a popular genre of literature and analyzes the factors that can attract modern youth to reading. The authors explore the features of this genre, its popularity among young readers and identify the main topics and approaches that can interest the younger generation. The paper analyzes the criteria of youth when choosing non-fiction literature, examines examples of successful works in this genre and draws conclusions about which aspects of this genre are most attractive to young people. The article may be useful for literature researchers, educators and anyone interested in modern culture and the preferences of young people. The study highlights the need and the possibility of a deeper study of the influence of modern literature on young people for a more complete understanding of modern youth culture.
Keyword: non-fiction, literature, nonfiction literature, literary genre, youth.
В современном мире литература становится всё более разнообразной и многогран-ной. Одним из популярных жанров, который привлекает внимание читателей, является нон-фикшн. Нон-фикшн – это жанр литературы, основанный на реальных событиях, фак-тах и исследованиях. Он включает в себя книги по истории, науке, искусству, биографии, мемуары и другие подобные произведения.
Популярность нон-фикшн литературы обусловлена ее способностью предоставлять читателям достоверную информацию, расширять их кругозор и вдохновлять на размыш-ления о жизни. Этот жанр позволяет людям узнавать новое о мире, получать знания и развивать критическое мышление. Кроме того, нон-фикшн часто написан доступным и увлекательным языком, что делает его привлекательным для широкой аудитории. Жанр нон-фикшн за последние несколько десятилетий стал одним из наиболее динамично раз-вивающихся направлений в литературе. В отличие от художественной литературы, нон-фикшн фокусируется на достоверности, информативности и аналитичности, что делает его особенно актуальным в эпоху стремительного роста информационных технологий и глобализации. Читатели всё чаще ищут ответы на сложные вопросы, стремятся понять мир вокруг себя и анализировать социальные, политические и культурные процессы, что способствует повышенному интересу к произведениям нон-фикшн.
В данной статье мы проведем анализ особенностей жанра нон-фикшн, выявим при-чины его успеха и значимость для современного молодого читателя. Мы также рассмот-рим перспективы его развития в контексте меняющегося литературного ландшафта, но-вых технологий и изменяющихся запросов аудитории. Существующие исследования в этой области подчеркивают особую роль нон-фикшн в формировании общественного мнения и расширении горизонтов знания. Данная статья направлена на понимание меха-низмов, способствующих популярности этого жанра, а также его роли в контексте совре-менного культурного дискурса.
Целью данной статьи являются анализ современных тенденций популярности нон-фикшна как жанра литературы и попытка ответить на вопросы, анализируемые в научном сообществе, что заставит читать современную молодежь, какие книги будет читать молодой человек цифровой эпохи [5, с. 141; 6].
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить понятие нон-фикшна и его основные черты; 2) проанализировать причины популярности этого жанра среди читателей; 3) рассмотреть влияние нон-фикшна на фор-мирование общественного мнения и мировоззрения; 4) заставит ли жанр нон-фикшн мо-лодых людей читать книги.
Актуальность темы обусловлена растущей популярностью нон-фикшна среди чита-телей разных возрастов и интересов. Этот жанр продолжает развиваться и адаптировать-ся к новым условиям, сохраняя при этом свою уникальность и привлекательность. Ис-следование особенностей и перспектив нон-фикшна позволяет лучше понять его роль в современной литературе и культуре. Одним из ключевых факторов популярности нон-фикшна является его способность удовлетворять потребности современной молодежи в получении новых знаний и развитии критического мышления. В условиях информацион-ного общества, где доступ к информации становится всё проще, молодёжь ищет новые способы осмысления окружающего мира. Нон-фикшн предоставляет им возможность получить достоверные сведения о различных аспектах жизни, не прибегая к сложным научным терминам и теориям.
Само понятие «нон-фикшн» происходит от английского «non-fiction». В европей-ской традиции художественную литературу принято называть фикциональной – принад-лежащей к вымыслу – с этим термином коррелирует «фикшн», часть определения «нон-фикшн». Добавление отрицательного префикса сделало возможным сгруппировать все остальные виды литературы по принципу их непринадлежности к разряду «художествен-ная». К литературе нон-фикшн относят любое литературное произведение, основанное, в основном, на фактических событиях, даже если оно может содержать элементы вымысла. Примерами могут служить эссе или биография.
В русскоязычной традиции этот термин использовался далеко не всегда. До обрете-ния русским языком такого заимствования тексты, «основанные на реальных событиях», относили к документальной литературе. Но это понятие охватывало не все жанры, кото-рые сейчас относят к нон-фикшн. К документальной литературе относили, в основном, автобиографии, мемуары, дневники, заметки, эссе и т.д. Начавшие набирать популяр-ность науч-поп и селф-хелп в этот термин не уместились, а вот в заимствованном нон-фикшн им места хватило. Так «невыдуманная» литература стала и в русском языке озна-чать все тексты, не относящиеся к художественным.
Таким образом, в нашей статье мы используем следующее определение жанра: нон-фикшн или документальная проза – особый литературный жанр, основанный на реаль-ных событиях, на фактах, а не на выдумках, также, с редкими вкраплениями художест-венного вымысла. Литературные произведения, «созданные в стиле нон-фикшн, основа-ны на свидетельствах очевидцев, архивных документах, авторских воспоминаниях, при этом личное видение писателя проявляется в выборе и организации материала, а также в оценке происходящих событий» [7, с. 54]. Этому жанру характерно построение сюжет-ной линии на реальных фактах и событиях, фрагментарно дополненных авторским худо-жественным вымыслом. Профессор Национальной академии наук Беларуси Г. Ю. Новик считает литературу нон-фикшн частью интеллектуально-художественного дискурса, обозначая в качестве его основных функций информационно-гносеологическую и художественно-эстетическую [8, с. 18.]. Профессор Челябинского государственного института культуры, доктор культурологии Г. М. Казакова в качестве ключевых отмечает следующие черты жанра нон-фикшн: «В подобном произведении нет фантазии и выдуманных персонажей – автор повествует о реальных событиях, осмысливая их через призму своего восприятия мира. В его распоряжении находятся многообразные литературные и драматические методы, которые он использует для создания структуры текста, построенной по принципу последовательного разворачивания сцен» [3, с. 9].
Если сегодня рассматривать нон-фикшн как определенный отдельный жанр литера-туры, то его можно подразделить на несколько поджанров. У каждого поджанра есть своя цель и аудитория от совсем юных читателей до людей старшего возраста. Каждое произведение имеет свой особый язык, свой синтаксис и лексику, которые и становятся тем привлекательным моментом для читателя, делающим этот жанр востребованным и популярным. Условно, поджанры делятся на несколько ключевых направлений: доку-ментальный роман, мемуары и биографии, научно-популярная литература и популярная психология, детская нехудожественная литература, публицистика, а также эзотерика и религия и др. На данный момент не существует унифицированной классификации под-жанров нон-фикшн, однако рассмотрению этих поджанров посвящены труды не только отечественных, но и зарубежных современных исследователей Зайнинг Мок [10], Т. С. Сулеймановой [9, с. 125], С. Бухариной [1].
В списке читаемой литературы нон-фикшн занимает третье место, но у молодых людей она пользуется большой популярностью. Лидером чтения по данным ВЦИОМа является художественная литература: «61 % россиян отдают предпочтение именно худо-жественным книгам. На втором месте по «читаемости» расположились книги по специ-альности – 33%. На третьем – научно-популярная литература (нон-фикшн) – 31 % [4].
Институт прогрессивного образования в своем исследовании выявил, что научно-популярную литературу читают 86,6 % несовершеннолетних. Среди тематики нон-фикшн наиболее востребованными оказались психология (78,9 %), книги по саморазви-тию и личностному росту (68 %), бизнес-литература (39,4 %), сексуальное просвещение (38,2 %), питание и ЗОЖ (37%), финансовая грамотность (29,8 %), социология (29,5 %), экономика (22,4 %), юриспруденция и право (22,7 %)». Также подростки проявляют ак-тивность при чтении мемуаров и историй успеха известных личностей (29,8 %), книг об истории человечества (19,9 %), о феминизме и маскулизме (18 %) [2].
Проанализировав литературу, научные статьи, посвященные изучению данного жанра, мы констатируем, что сегодняшняя популярность нон-фикшн литературы, в том числе и среди молодежи может быть зафиксирована в следующих критериях:
1) актуальность и достоверность: нон-фикшн основан на реальных событиях, фак-тах и исследованиях, что делает его привлекательным для молодых людей, ищущих ак-туальную информацию о мире. Нон-фикшн часто исследует важные современные вопро-сы, такие как социальная справедливость, экология, здоровье и технологии. Это темы, которые интересуют молодежь и с которыми они сталкиваются в повседневной жизни;
2) получение новых знаний: нон-фикшн литература предлагает читателям доступ к фактической информации и позволяет им узнать о различных темах, явлениях и событи-ях; молодежь стремится к пониманию мира вокруг, и нон-фикшн предлагает доступ к фактам, научным исследованиям и реальным событиям, что помогает формировать более полное представление о жизни;
3) широкий спектр тем: нон-фикшн охватывает множество тем, таких как история, наука, искусство, биографии, мемуары и другие. Это позволяет молодым людям найти книгу, которая соответствует их интересам, расширить свой кругозор;
4) развитие критического мышления: чтение нон-фикшн книг помогает развить умение анализировать, критически мыслить о прочитанном материале, формировать соб-ственное мнение и подвергать сомнению информацию;
5) анализ научных исследований: некоторые люди читают нон-фикшн литературу, чтобы узнать о последних научных открытиях и исследованиях;
6) образование: чтение нон-фикшн литературы является важным средством образо-вания и позволяет расширить кругозор и узнать о различных областях знания;
7) вдохновение и мотивация: многие произведения нон-фикшн рассказывают исто-рии успеха, преодоления трудностей и самосовершенствования, что может вдохновить молодежь на достижение своих целей;
8) разнообразие форматов: нон-фикшн представлен в различных форматах – от книг и статей до документальных фильмов и подкастов, что позволяет молодежи вы-бирать тот способ получения информации, который им ближе.
Кроме того, популярность нон-фикшна связана с его доступностью и увлекательно-стью. Современные молодые люди привыкли к быстрому темпу жизни и коротким фор-мам контента. Нон-фикшн, написанный простым и понятным языком, может привлечь их внимание и заинтересовать. В заключение можно сделать вывод, что современная моло-дёжь проявляет большой интерес к жанру нон-фикшн, а сам жанр имеет большой потен-циал для привлечения внимания современной молодёжи.
Список литературы
1. Бударина С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? URL: http://litcult.ru/blog/20121 (дата обращения: 13.10.2024).
2. Жанр нон-фикшн стал самым популярным для внеклассного чтения у школьни-ков. URL: https://govoritmoskva.ru/news/251334/ (дата обращения: 13.10.2024).
3. Казакова Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре // Вестник Челябин-ской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47). С. 9.
4. Какую литературу предпочитают. URL: https://journal.tinkoff.ru/statistic-book-2022/ (дата обращения: 12.10.2024).
5. Морозов Е. А., Морозова П. Е. «Последняя книга» М. Л. Кашниц, или путь к homo digitalis (к вопросу о писательской проницательности) // Петровские образователь-ные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего : сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф, Магнитогорск, 07–14 ок-тября 2023 года. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова. 2023. С. 140–142.
6. Морозова П. Е. Влияние «New Media» на формирование молодежи // Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего : сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф, Магнито-горск, 07–14 октября 2023 года. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова. 2023. С. 142–144.
7. Муравьёв В. С. Документальная литература // Краткая литературная энциклопе-дия. Москва : Советская энциклопедия. 1978. С. 54.
8. Новiк Г. Ю. Документальная проза (нон-фикшн) на мяжы ХХ-ХХI стст.: тэарэ-тычны аспект // Часопic БДУ. Фiлалогiя. 2017. № 1. С.18.
9. Сулейманова Т. С., Осокина Т. С. Понятие нон-фикшн литературы и ее жанры // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2023. № 9. С. 125–130.
10. Zining Mok How to Write a Memoir: Examples and a Step-By-Step Guide. 2021 // Writers.com. URL: How to Write a Memoir: Examples and a Step-byStep Guide | Writers.com (дата обращения: 13.10.2024).