Задать вопрос
Статьи

НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

31.12.2023
Ейкель Д.А., Мицан Е.Л.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск

НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Данная статья раскрывает особенности включения нейрогимнастики в коррекционную работу с детьми с нарушением зрения, учитывая особенности их физического и психического развития. Нейрогимнастика – это гимнастика «для мозга», которая имеет свои правила. В результате систематического применения упражнений по нейрогимнастике на коррекционных занятиях, в режимных моментах у детей с нарушением зрения происходят положительные изменения. В пользу нейрогимнастику выступает два момента.первый - это то, что нейрогимнастику можно использовать в любом месте и в любое время - на коррекционных занятиях, в режимных моментах (на прогулке, занятия в зале, занятия в свободное время, дома, а также в путешествиях). И второй – нейрогимнастика не требует специального оборудования, можно использовать то, что находится под рукой, это могут быть любые материалы (конструкторы, пластилин, краски, карандаши, лото, кубики, спортивный инвентарь, природные материалы). Основным являются правила и задания. Нейрогимнастика является действенным средством коррекционной работы детей с нарушением зрения, даёт эффективные результаты при соблюдении всех правил.
Ключевые слова: нейрогимнастика, дети с нарушением зрения, психическое развитие, коррекционная работа, дефицитарное развитие.

Проблема планирования и нахождения новых средств коррекции особенностей психического и физического развития детей с нарушением зрения становится все более актуальной. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в развитии и требуется все больше новых, интересных и современных методик, используя которые можно одновременно влиять на разные сферы развития ребенка [3]. Развивая вестибулярный аппарат и мелкую моторику,мы одновременно решаем несколько задач по развитию ребенка, в том числе и развитие речи. А имея возможность проводить занятия на разных материалах, инструментах и в разное время, мы увеличиваем плотность полезного времени, повышая качество и эффективность работы.
При использовании нейрогимнастики в работе с детьми с нарушением речи, важно учитывать их особенности [5]. Дефицитарное развитие таких детей, обусловленно глубокими нарушениями зрительной системы, что детерминирует особенность психического развития, которое, во-первых, проявляется в замедленном темпе их психического развития. Но, если на начальных стадиях онтогенеза эти отличия незначительны, то на последующих стадиях они постепенно нарастают и результаты дефицитарного развития проявляются все четче. Уже в дошкольном возрасте имеется некоторое общее отставание, проявляющееся как в области физического, так и в области психического развития. Причинами отставания в психическом развитии являются: значительно меньший и более бедный запас представлений об окружающем мире, недостаточная упражняемость двигательной сферы, ограниченность освоенного пространства, меньшая активность при познании мира, на которую оказывают влияние как обедненный запас представлений, так и снижение количества доступной информации.
Во-вторых, особенность психического развития детей с нарушением зрения проявляется в несовпадении периодов активного развития определенных психических свойств и качеств. Данное несовпадение обусловлено тем обстоятельством, что детям с нарушением зрения необходимо еще разработать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки. До тех пор, пока ребенок не выработает способы компенсации (приемы осязательного обследования предметов, приемы зрительного восприятия в условиях нарушенных зрительных функций и др.), не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, в его общем психическом развитии будет иметь место несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств.
В-третьих, особенность психического развития детей с нарушением зрения проявляется в асинхронии психического развития. Тифлопсихологическими исследованиями (А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.) доказано, что в условиях дефицитарного развития первичный дефект (слепота) приводит к недоразвитию функций, наиболее тесно с ним связанных, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей функцией опосредовано. Так, психические процессы (мышление, речь) и стороны личности, наименее зависящие от зрения, в условиях слепоты развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие (движения, овладение пространством и др.) развиваются более медленно.
В-четвертых, особенность психического развития детей с нарушением зрения проявляется в упрощенности их психической деятельности, в качестве причин которой выступают обедненность внешних воздействий, ограничения взаимодействия со средой, трудности коммуникации. В условиях нарушения зрения у детей происходит качественное и количественное изменение зрительных ощущений и снижение круга модальных характеристик, затруднено или невозможно зрительное восприятие цвета, формы, размера, удаленности предметов и объектов, а также ограничено или невозможно познание зрительных особенностей предметов и явлений окружающего мира. Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен в силу несформированности умений пользоваться информацией, полученной с их помощью. В силу этого детям с нарушением зрения недоступно в полном объеме ощущение свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных анализаторных взаимодействий. В обозначенном контексте очевидно, что компоненты психики детей с нарушением зрения формируются в иных по сравнению с нормально видящими детьми пропорциональных соотношениях, что проявляется, например, в преобладании логических компонентов над наглядно-образными [4].
В-пятых, своеобразие психического развития детей с нарушением зрения проявляется в возникновении новообразований в психической деятельности в виде появления и развития процессов компенсации за счет использования деятельности сохранных анализаторов (Л.И. Солнцева).
Таким образом, выявление особенностей психического развития детей с нарушением зрения можно говорить о том, что имеются:
1. Отставание в сроках формирования психических функций;
2. Количественные и качественные отклонения в развитии психических процессов, прямо или косвенно обусловленные зрительным нарушением;
3. Качественное своеобразие развития психической деятельности в целом.
Для коррекции особенностей развития детей с нарушением зрения в качестве средства было решено использовать нейрогимнастику. В результате систематического применения упражнений по нейрогимнастике на коррекционных занятиях, в режимных моментах у детей с нарушением зрения происходят следующие положительные изменения:
1. Улучшение общей и мелкой моторики, движения стали более скоординированными;
2. Улучшение работы в системе координации глаз-рука;
3. Значительное повышение качества двигательных навыков, заметное сокращение трудности переключения с одного вида движения на другое;
4. Улучшение зрительной и слухо-речевой памяти, мышления, произвольное внимание стало более устойчивым;
5. Стали доступны пространственные представления;
6. Улучшение коммуникативных навыков в кругу сверстников и со взрослыми [1].
К использованию нейрогимнастики предъявляются следующие правила:
1. Обязательное задействование не менее двух органов чувств;
2. Необходима концентрация внимания на тех объектах, которые ранее оставались незамеченными;
3. Обязательна смена привычных маршрутов выполнения движения;
4. Необходимо регулярное выполнение упражнения.
Смысл упражнений состоит в выполнении ритмичных движений с удержанием равновесия. Используется принцип от простого к сложному. Предусмотрено выполнение некоторых упражнений и в паре или даже подгруппой детей.
На основе данных правил, в составляющие компоненты коррекционного занятия с детьми с нарушением зрения с использованием элементов нейрогимнастики входит:
1. Упражнения, направленные на развитие общего тонуса.
2. Упражнения для релаксации (снятие напряжения).
3. Работа над дыханием, для улучшения ритмики организма, самоконтроля и произвольности.
3. Упражнения для развития артикуляционной моторики.
4. Упражнения на формирование и развитие пространственных и квазипространственных представлений.
5.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
6. Коммуникативные упражнения.
7. Ритмические упражнения с мешочками и мячиками, наполненные песком для удержания ритма и равновесия.
8. Упражнения на развитие и коррекцию мнестических способностей ребенка [2].
Таким образом, нейрогимнастика является действенным средством коррекционной работы детей с нарушением зрения, даёт эффективные результаты при соблюдении всех правил: улучшает речь, память, внимание, пространственные представления, межполушарное взаимодействие при регулярном выполнении определённых действия, направленных на тренировку ЦНС, способствует снижению утомляемости, напряжению, развитию крупной и мелкой моторики, активно воздействует на все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Нейройгимнастика – это очень интересное средство, т.к. для работы с ним можно использовать любые материалы и условия, а также включать её в коррекционную работу в любом возрасте и при любых нарушениях развития.

Библиографический список
1.    Верхотурцева, Т. С. Нейропсихологические методы и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / Т. С. Верхотурцева, Е. А. Никифорова, Е. Л. Мицан // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 16–17 мая 2023 года. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. С. 263-268.
2.    Ейкель, Д. А. Нейрогимнастика как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения / Д. А. Ейкель, Е. Л. Мицан. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 46 с. – ISBN 978-5-9967-2798-1.
3.    Мицан, Е.Л. Использование логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / Е. Л. Мицан, Я. А. Скрипник // Научная мысль: традиции и инновации : Сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции, Магнитогорск, 29–30 мая 2020 года. Магнитогорск: Индивидуальный предприниматель Барышов Дмитрий Андреевич, 2020. С. 89-93.
4.    Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В.Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / под.ред. Г. В. Никулиной / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина, Г. В. Никулина, И. Н. Никулина, А. В. Потемкина. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 600 с.
5.    Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения / Сост. И. А. Трутанова. 2018. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2018/09/Психокоррекция.pdf (дата обращения: 13.10.2023).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.