НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
12.01.2023
Томаров А.В., Торченюк Е.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей, без попечения родителей являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации серьезное значение. Семейный кодекс определяет, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семье. Для оказания соответствующей помощи очень важно своевременно выявлять детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 125 СК РФ, решение этих вопросов входит в обязанности органов опеки и попечительства по фактическому месту проживания детей. С целью улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2015 г. Главным направлением государственной политики является развитие семейной доктрины, которая направлена на укрепление семьи, как социального института, сохранении семейных ценностей. Учреждениями образования и работниками органов опеки и попечительства, проводится большая работа с участниками этих отношений с целью возвращения детей в родные семьи.
Ключевые слова: адаптация, закон, государство, социальная политика, семейная политика, опека.
В последние годы в России в условиях продолжающихся изменений, происходящих в социально-экономической жизни социума наблюдается устойчивая тенденция роста детей, оставшихся без попечения родителей. Определенное количество таких детей остались без попечения в результате смерти родителей. Многие относятся к проявлению так называемого «социального сиротства», являются сиротами при живых родителях.
Одной из главных причин увеличения числа детей оставшихся без попечения родителей являются снижение социального статуса семьи, материальные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Особо стоит заметить, что государство на всех уровнях законодательно регулирует снижение количества факторов появления подобных проблем путем реализации различных проектов и программ.
В соответствии с нормами международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В РФ первоочередной задачей является создание особых условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Трансформационные изменения российского общества сопровождается значительными функциональными изменениями социальных институтов современного общества. Наиболее актуальной проблемой в условиях подобной трансформации выступает социализация детей и подростков данной социальной группы.
Среди возрастных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите государства, особое место занимают дети и подростки, оставшиеся без родителей. На всех этапах социализации такие дети нуждаются в особых формах адаптации к социальной реальности. Ребенок, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы в период воспитания в государственных учреждениях или в приемной семье. В современном обществе особенно остро стоит проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей, данной категории.
Принадлежность лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к особым субъектам правовых отношений предполагает наделение их особыми правами и обязанностями, которые регулируются различными нормами права и потому имеют интегрирующий характер. Законодательные акты определяют пределы дееспособности граждан и конкретизируют этапы её формирования. Также наделенный полной дееспособностью субъект правоотношений в предусмотренных законом случаях и исключительно по решению суда может быть ограничен в дееспособности или полностью её лишен.
По сложившемуся юридическому правилу лица могут приобретать гражданские права и обязанности, пользоваться и распоряжаться ими, действуя самостоятельно, рамках закона. Если данное лицо лишается или ограничивается своей дееспособности, это должно восполняться другим правовым аналогом. Законодательство предусматривает возможность содействия не полностью дееспособному лицу, например ребенку, достигшему 14 лет, со стороны дееспособного лица. Дееспособный гражданин может заменять своей деятельностью действия не полностью дееспособного субъекта, в интересах последнего и осуществлять гражданско-правовые сделки от имени и при согласии недееспособного лица. Рассмотренные правовые действия могут быть осуществлены в рамках законного представительства. Эта ситуация возникает как в силу определенного юридического факта события, такое как рождение ребенка и его последующая регистрация в соответствующих органах. Это наделяет родителей статусом законного представителя и в силу акта уполномоченного органа, в первую очередь органов опеки и попечительства.
В связи с этим их правовой статус обладает рядом важных особенностей, что проявляется при его сравнении с правовыми статусами, как совершеннолетних дееспособных лиц, так и несовершеннолетних лиц детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Суть содержания правового статуса составляют конституционные права и обязанности человека, момент возникновения которых совпадает как у совершеннолетних дееспособных лиц, так и у детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет. Общий правовой статус является предпосылкой для возникновения специального правового статуса.
Как отмечается в специальной юридической литературе, «специальный субъект права как категория и правовое явление в теории и на практике служит расширению или ограничению содержания общего субъекта». Важно, что правовое положение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется наличием прав, которые регулируют общие права и обязанности их обладателей за счет наделения их правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в отличие от дееспособных совершеннолетних лиц, не обладающих таким статусом.
Конвенция о правах ребенка, принятая на генассамблее ООН, является фундаментальным документом, который определяет и провозглашает права ребенка на международном уровне. В РФ, в качестве правовой основы социальной защиты детства выступает Конституция РФ, а также СК и ГК, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» [1].
Конституция РФ определяет, что «материнство и детство находятся под защитой государства». Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», в частности, конституцией РФ. Согласно п.3 СК РФ и ст. 16 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, выборные и иные органы, обладающие полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
СК РФ определяет, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Этот запрет распространяется на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, опеку или на воспитание в семье.
Для оказания соответствующей помощи очень важно своевременно выявлять детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с СК РФ, решение этих вопросов входит в обязанности органов опеки и попечительства по фактическому месту проживания детей [2].
В 2017 году вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», в котором государство определяет детство важным этапом жизни человека. Закон определяет гарантии прав и интересов ребенка. Для того чтобы подготовить детей к нормальной и полноценной жизни в обществе, государство развивает в них творческую активность и высокие нравственные качества. Принятым законом предусмотрена ответственность причиненный ему вред [3].
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2014 г. Это постановление определяет увеличение денежных выплат в 2 раза, предусмотренное для детей в момент обучения для приобретения необходимой литературы и принадлежностей [4].
Субъекты РФ должны выделять, средства из бюджета на обеспечение льготного и бесплатного проездка в общественном транспорте для указанной категории детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. Определены нормы поддержки государственных учреждений для детей-сирот и специализированных образовательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Формы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» [5].
В соответствии с данным законом предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти определенные гарантии. Для реализации права на образование лицам, требующимся социальная помощь, государство в полном объеме или частично оплачивает расходы на их обеспечение в период получения образования. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Так же, им выплачиваются стипендия, объем которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной обучающимся в данном образовательном учреждении [6].
Закон предусматривает сохранение права несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также детей, которые находятся под опекой, на закрепленное жилое помещение. Данное право сохраняется на весь период пребывания в государственном образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании. Данный закон действует на период службы в армии, на период нахождения в местах лишения свободы. Несовершеннолетним, которые не имеют жилого помещения, органы исполнительной власти предоставляют по месту жительства вне очереди жилую площадь не ниже установленных стандартов.
Органами государственной власти, проводится регулярная комплексная работа с родителями с целью продолжения социальной адаптации детей в семьях. Проводится подбор граждан для осуществления функций опекунов и усыновителей, приемных родителей; проводится контроль детей за их социализацией, оказывается разнообразная помощь гражданам, заменяющим родителей, в воспитании и обучении. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.
Главными причинами увеличения общего числа детей оставшихся без попечения родителей выступает целый ряд факторов. Одними из важных, является снижение социального восприятия семьи, финансовые и жилищные проблемы. Статистикой фиксируется постоянный рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих деликвентный образ жизни, это почти всегда приводит к определенному росту количества людей лишенных родительских прав. В подобных случаях реализация защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в современном обществе достаточно высокое значение.
Важным направлением социальной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как важнейшего социального института. При этом пропаганда фундаментальных семейных ценностей должна реализовываться, на всех периодах социализации личности. В настоящее время проблемы развития детей, оставшимся без попечения родителей, их социализации и интеграции в общество являются предметом активного обсуждения в научном мире.
Данная социальная группа – это социальное явление, которое имеет прямую связь с процессом становления и формирования детства в неординарных условиях, когда развитие личности ребенка происходит в неблагополучной ситуации отрыва ребенка вне семьи и воспитания. Ребенок, лишенный родительского попечения, передается на попечение государства. Государство гарантирует обеспечение ухода за такими детьми. Гарантии государства включают в себя, например, передачу на воспитание, усыновление или помещение в соответствующие муниципальные учреждения по уходу и воспитанию детей.
Одной из задач социальной политики государства выступает принятие мер, которые будут направлены на укрепление семьи, как социального института, сохранения семейных традиций и ценностей. Учреждениями различного уровня образования, педагогами, должна проводиться работа с родителями в целях возвращения детей в родные семьи. Органы опеки и попечительства проводят подбор претендентов на роль опекунов и приемных родителей. Принятые в РФ нормативно-правовые методики и положения социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, предусматривают совершенствование проблем профилактики социального сиротства, а также реализацию комплекса мер по успешной социализации и адаптации детей в социуме.
Библиографический список
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. О защите прав ребенка. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1245/
2. О структуре органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации. О защите прав ребенка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2341/
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223 ФЗ (с изменениями от 30.11.2011 г.).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _8569/
5. Федеральный закон № 442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; от 03.12.2014 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8339/
6. Федеральный закон РФ № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_855/
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей, без попечения родителей являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации серьезное значение. Семейный кодекс определяет, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семье. Для оказания соответствующей помощи очень важно своевременно выявлять детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 125 СК РФ, решение этих вопросов входит в обязанности органов опеки и попечительства по фактическому месту проживания детей. С целью улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2015 г. Главным направлением государственной политики является развитие семейной доктрины, которая направлена на укрепление семьи, как социального института, сохранении семейных ценностей. Учреждениями образования и работниками органов опеки и попечительства, проводится большая работа с участниками этих отношений с целью возвращения детей в родные семьи.
Ключевые слова: адаптация, закон, государство, социальная политика, семейная политика, опека.
В последние годы в России в условиях продолжающихся изменений, происходящих в социально-экономической жизни социума наблюдается устойчивая тенденция роста детей, оставшихся без попечения родителей. Определенное количество таких детей остались без попечения в результате смерти родителей. Многие относятся к проявлению так называемого «социального сиротства», являются сиротами при живых родителях.
Одной из главных причин увеличения числа детей оставшихся без попечения родителей являются снижение социального статуса семьи, материальные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Особо стоит заметить, что государство на всех уровнях законодательно регулирует снижение количества факторов появления подобных проблем путем реализации различных проектов и программ.
В соответствии с нормами международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В РФ первоочередной задачей является создание особых условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Трансформационные изменения российского общества сопровождается значительными функциональными изменениями социальных институтов современного общества. Наиболее актуальной проблемой в условиях подобной трансформации выступает социализация детей и подростков данной социальной группы.
Среди возрастных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите государства, особое место занимают дети и подростки, оставшиеся без родителей. На всех этапах социализации такие дети нуждаются в особых формах адаптации к социальной реальности. Ребенок, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы в период воспитания в государственных учреждениях или в приемной семье. В современном обществе особенно остро стоит проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей, данной категории.
Принадлежность лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к особым субъектам правовых отношений предполагает наделение их особыми правами и обязанностями, которые регулируются различными нормами права и потому имеют интегрирующий характер. Законодательные акты определяют пределы дееспособности граждан и конкретизируют этапы её формирования. Также наделенный полной дееспособностью субъект правоотношений в предусмотренных законом случаях и исключительно по решению суда может быть ограничен в дееспособности или полностью её лишен.
По сложившемуся юридическому правилу лица могут приобретать гражданские права и обязанности, пользоваться и распоряжаться ими, действуя самостоятельно, рамках закона. Если данное лицо лишается или ограничивается своей дееспособности, это должно восполняться другим правовым аналогом. Законодательство предусматривает возможность содействия не полностью дееспособному лицу, например ребенку, достигшему 14 лет, со стороны дееспособного лица. Дееспособный гражданин может заменять своей деятельностью действия не полностью дееспособного субъекта, в интересах последнего и осуществлять гражданско-правовые сделки от имени и при согласии недееспособного лица. Рассмотренные правовые действия могут быть осуществлены в рамках законного представительства. Эта ситуация возникает как в силу определенного юридического факта события, такое как рождение ребенка и его последующая регистрация в соответствующих органах. Это наделяет родителей статусом законного представителя и в силу акта уполномоченного органа, в первую очередь органов опеки и попечительства.
В связи с этим их правовой статус обладает рядом важных особенностей, что проявляется при его сравнении с правовыми статусами, как совершеннолетних дееспособных лиц, так и несовершеннолетних лиц детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Суть содержания правового статуса составляют конституционные права и обязанности человека, момент возникновения которых совпадает как у совершеннолетних дееспособных лиц, так и у детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет. Общий правовой статус является предпосылкой для возникновения специального правового статуса.
Как отмечается в специальной юридической литературе, «специальный субъект права как категория и правовое явление в теории и на практике служит расширению или ограничению содержания общего субъекта». Важно, что правовое положение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется наличием прав, которые регулируют общие права и обязанности их обладателей за счет наделения их правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в отличие от дееспособных совершеннолетних лиц, не обладающих таким статусом.
Конвенция о правах ребенка, принятая на генассамблее ООН, является фундаментальным документом, который определяет и провозглашает права ребенка на международном уровне. В РФ, в качестве правовой основы социальной защиты детства выступает Конституция РФ, а также СК и ГК, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» [1].
Конституция РФ определяет, что «материнство и детство находятся под защитой государства». Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», в частности, конституцией РФ. Согласно п.3 СК РФ и ст. 16 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, выборные и иные органы, обладающие полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
СК РФ определяет, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Этот запрет распространяется на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, опеку или на воспитание в семье.
Для оказания соответствующей помощи очень важно своевременно выявлять детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с СК РФ, решение этих вопросов входит в обязанности органов опеки и попечительства по фактическому месту проживания детей [2].
В 2017 году вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», в котором государство определяет детство важным этапом жизни человека. Закон определяет гарантии прав и интересов ребенка. Для того чтобы подготовить детей к нормальной и полноценной жизни в обществе, государство развивает в них творческую активность и высокие нравственные качества. Принятым законом предусмотрена ответственность причиненный ему вред [3].
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2014 г. Это постановление определяет увеличение денежных выплат в 2 раза, предусмотренное для детей в момент обучения для приобретения необходимой литературы и принадлежностей [4].
Субъекты РФ должны выделять, средства из бюджета на обеспечение льготного и бесплатного проездка в общественном транспорте для указанной категории детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. Определены нормы поддержки государственных учреждений для детей-сирот и специализированных образовательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Формы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» [5].
В соответствии с данным законом предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти определенные гарантии. Для реализации права на образование лицам, требующимся социальная помощь, государство в полном объеме или частично оплачивает расходы на их обеспечение в период получения образования. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Так же, им выплачиваются стипендия, объем которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной обучающимся в данном образовательном учреждении [6].
Закон предусматривает сохранение права несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также детей, которые находятся под опекой, на закрепленное жилое помещение. Данное право сохраняется на весь период пребывания в государственном образовательном учреждении или учреждении социального обслуживании. Данный закон действует на период службы в армии, на период нахождения в местах лишения свободы. Несовершеннолетним, которые не имеют жилого помещения, органы исполнительной власти предоставляют по месту жительства вне очереди жилую площадь не ниже установленных стандартов.
Органами государственной власти, проводится регулярная комплексная работа с родителями с целью продолжения социальной адаптации детей в семьях. Проводится подбор граждан для осуществления функций опекунов и усыновителей, приемных родителей; проводится контроль детей за их социализацией, оказывается разнообразная помощь гражданам, заменяющим родителей, в воспитании и обучении. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.
Главными причинами увеличения общего числа детей оставшихся без попечения родителей выступает целый ряд факторов. Одними из важных, является снижение социального восприятия семьи, финансовые и жилищные проблемы. Статистикой фиксируется постоянный рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих деликвентный образ жизни, это почти всегда приводит к определенному росту количества людей лишенных родительских прав. В подобных случаях реализация защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в современном обществе достаточно высокое значение.
Важным направлением социальной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как важнейшего социального института. При этом пропаганда фундаментальных семейных ценностей должна реализовываться, на всех периодах социализации личности. В настоящее время проблемы развития детей, оставшимся без попечения родителей, их социализации и интеграции в общество являются предметом активного обсуждения в научном мире.
Данная социальная группа – это социальное явление, которое имеет прямую связь с процессом становления и формирования детства в неординарных условиях, когда развитие личности ребенка происходит в неблагополучной ситуации отрыва ребенка вне семьи и воспитания. Ребенок, лишенный родительского попечения, передается на попечение государства. Государство гарантирует обеспечение ухода за такими детьми. Гарантии государства включают в себя, например, передачу на воспитание, усыновление или помещение в соответствующие муниципальные учреждения по уходу и воспитанию детей.
Одной из задач социальной политики государства выступает принятие мер, которые будут направлены на укрепление семьи, как социального института, сохранения семейных традиций и ценностей. Учреждениями различного уровня образования, педагогами, должна проводиться работа с родителями в целях возвращения детей в родные семьи. Органы опеки и попечительства проводят подбор претендентов на роль опекунов и приемных родителей. Принятые в РФ нормативно-правовые методики и положения социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, предусматривают совершенствование проблем профилактики социального сиротства, а также реализацию комплекса мер по успешной социализации и адаптации детей в социуме.
Библиографический список
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. О защите прав ребенка. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1245/
2. О структуре органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации. О защите прав ребенка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2341/
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223 ФЗ (с изменениями от 30.11.2011 г.).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _8569/
5. Федеральный закон № 442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; от 03.12.2014 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8339/
6. Федеральный закон РФ № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_855/