Задать вопрос
Статьи

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ РОДОСЛОВИЯ

18.01.2024
Венецкая А.Б.
Дворец творчества детей и молодежи города Магнитогорска, г. Магнитогорск

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ РОДОСЛОВИЯ

Аннотация.В статье представлен материал по организации исследовательской деятельности в области изучения родословия. В материале также кратко представлены основные мероприятия (конкурсы и конференции) муниципального и регионального уровня, в которых можно принять участие обучающимся и представить результаты своей краеведческой научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: родословие, генеалогия, исследовательская деятельность школьников, историко-родословное краеведение, методы исследовательской деятельности, конкурсы.

История семьи и рода – это не только история отдельных людей, но и история всей страны. В каждой семье есть свои уникальные истории, которые переплетаются с национальной историей и дают нам понимание нашего прошлого. В XX веке Россия столкнулась с множеством таких вызовов, как войны, революции и потери родственных связей. Эти события оставили глубокий след в жизни каждой семьи. Поэтому желание узнать историю своего рода становится все более актуальным. Мы стремимся ухватить ускользающую нить своего прошлого, чтобы достойно продолжить его и передать его будущим поколениям. Составление родословного древа становится не только увлекательным хобби, но и способом гордиться своими предками. Каждая история, каждый человек, который стоит за именами в нашем родословном древе, вносит свой вклад в формирование нашей личности. Изучая историю своего рода, мы можем узнать о трудностях, которые они преодолели, о достижениях, которые они совершили, и о ценностях, которые они передали нам. Наша история – это не только история великих событий, но и история обычных людей, которые жили и трудились, чтобы обеспечить своим потомкам лучшую жизнь. Изучая семейную биографию, мы узнаем о наших предках, их профессиях, интересах, связях и достижениях. Это помогает нам лучше понять свое место в истории и наследие, которое мы несем. Сегодня существует множество ресурсов и методов, которые помогают нам исследовать историю своего рода. От архивных документов и родословных баз данных до генеалогических исследований и семейных легенд. Мы можем изучать исторические документы, интервьюировать старших родственников, анализировать фотографии и письма, чтобы воссоздать историю своей семьи. Каждая новая деталь, каждое новое открытие приближает нас к пониманию нашего прошлого и формированию нашей собственной идентичности.
Генеалогия или родословие (др.-греч. Γενεαλογία – родословная, от γενεά (genea) – «семья» и λόγος (logos) – «слово, знание») – систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле – наука о родственных связях [1].
На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение не только биологическая, но и социальная наследственность. Национальные традиции, менталитет зафиксированы непосредственно в межличностных отношениях, в семье, в стереотипах поведения родителей, которые основаны не только на личном опыте, но и спроецированном опыте предков. Следовательно, особое значение для воспитания подрастающего поколения приобретают знания о прошлом своей семьи.
Исследователь Н.А. Александрова считает, что «исследование истории своего рода, семьи, родословной сближает ребенка с близкими и дальними родственниками. Появляется не только совместный интерес, но и совместное творчество, которое сплачивает представителей разных поколений. Иными словами, родовая память объединяет семью. Кроме того, за счет общего дела, общего труда, общего исследования нейтрализуется так называемый «конфликт поколений» [2].
Причины, которые побуждают к изучению своей родословной:
– продолжение работы, начатой кем-то из родственников;
– желание самостоятельно создать историю своего рода, оставить после себя память грядущим поколениям;
– интерес к судьбе своих родственников, желание узнать больше о жизни общества.
Юные исследователи часто проявляют интерес к жизни и деятельности своих родственников и земляков. Это объясняется тем, что они имеют возможность лично встречаться, знакомиться или взаимодействовать с ними в повседневной жизни. Однако существует и другая категория исследований, которая посвящена ушедшим из жизни родственникам и землякам. В таких исследованиях обычно используются архивные и музейные материалы, а также воспоминания людей, которые знали героев исследования. Часто для этого используются документы, которые сохранились в семейных архивах. Такие исследования могут быть посвящены изучению личности и судьбы конкретного человека, составлению родословной, генеалогическому древу рода, анализу отдельных ветвей рода (мужской или женской), изучению семейных реликвий, альбомов, фотографий и других материалов. Большинство исследований фокусируются на людях, связанных с определенным регионом. Эти истории становятся связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
Историко-родословные исследования могут иметь различные цели, такие как восстановление родословной, изучение неизвестных страниц истории семьи, анализ семейных ценностей и традиций, а также биографий и деятельности отдельных членов семьи или рода. Они также направлены на систематизацию и анализ собранного материала, восстановление связи между поколениями, развитие чувства исторической принадлежности к своему роду, а также освоение методик сбора, хранения и обработки генеалогической информации.
Задачи исследования могут быть разнообразными, включая анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку и оценку различных аспектов проблемы. Часто в процессе работы цели и задачи могут изменяться и уточняться. Чтобы узнать историю своего рода и биографии родственников, необходимо овладеть научными методами и научиться изучать документы, хранящиеся в семейных архивах, государственных и ведомственных архивах, а также обнаруживать литературные и другие печатные источники. Это требует усидчивости, тщательности и интереса к истории своей семьи.
Основными источниками информации в данных работах могут служить:
– архивные материалы;
– семейные легенды и предания;
– семейные фотографии;
– письма, записки, дневниковые записи, воспоминания;
– трудовые книжки, служебные удостоверения, военные билеты и т.д.;
– грамоты, благодарности, награды, медали, почетные листы;
– информация из СМИ (газетные статьи, вырезки);
– рассказы живых родственников, друзей, сослуживцев, соседей;
– старинные вещи, книги, предметы быта.
Генеалогическими источниками ХХ столетия также могут выступать похозяйственные и домовые книги, свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, о смерти, аттестаты зрелости и т.д.
В настоящее время в г. Магнитогорске Ресурсным центром по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности [3] выстроена система конкурсов и конференций, в которых могут быть представлены результаты исследований школьников. Так, например, только начав изучение родословия своей семьи можно принять участие в муниципальном этапе областного конкурса «Герои Отечества – наши земляки», посвященном Дню героев Отечества. Обучающиеся могут принять участие в номинациях «Герои войны – наши земляки», «Герои труда – наши земляки», предоставив небольшое сочинение в формате эссе о своем родственнике. В данном конкурсе могут быть использованы первоначальные материалы, воспоминания родных, описаны фотоматериалы и жизненный путь родственника или героя.
После того, как появятся дополнительные материалы в исследовании, например, будут изучены и систематизированы материалы семейных архивов, обучающиеся поработают с архивными документами, со специализированными сайтами (такие, как «ОБД Мемориал», «Память народа» и др.), в работе появится больше конкретики и подробностей, результаты можно представить на более серьезные городские конкурсы. Так свои научные труды школьники могут представить на муниципальном этапе областного конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество» (8-11 кл.), а также на городских открытых конференциях «Искатели, мыслители XXI века» (8-11 кл.), «Первые открытия» (5-6 кл.), а для самых маленьких – на городском конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» (1-4 кл.). Если с исследовательской родословно-краеведческой работой заявляются дети с ОВЗ, то они могут принять участие в конференции «Через тернии к звездам» (1-9 кл.). Во все конференции включена секция «Краеведение». Кроме того, у обучающихся есть возможность принять участие в региональной конференции «Истоки и духовно-нравственные ценности Южного Урала».
Помимо муниципальных конкурсов обучающиеся могут впоследствии принять участие в областных и Всероссийских конкурсах и конференциях («Отечество», «Шаги в науку», «Юность, наука, культура», «Национальное достояние России», «Обретенное поколение» и др.).
Таким образом, изучение родословия позволяет сформировать у обучающихся чувство сопричастности к истории, культуре нашей страны, воспитать у них любовь к родному краю. Передавая фонд семейной памяти потомкам, мы по-другому заставляем их взглянуть на позиции семьи и рода. Ведь история семьи – это часть истории нашей страны, а каждая история имеет свое значение и уникальность.
Библиографический список
1.    Генеалогия. – Режим доступа:https://kartaslov.ru/значение-слова/генеалогия.
2.    Александрова Н.А. Историко-родословные исследования // Народное образование. – 2011. – № 3. – С. 165- 171.
3.    Ресурсный центр по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dtdm.educhel.ru/ activity/centr/op.


Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.