НАСТОЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
05.01.2024
Карлова Ю.В., Чернобровкин В.А.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
НАСТОЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация. В статье рассматривается международная практика развития инклюзивного образования, в частности игра, как ведущая деятельность дошкольников с ОВЗ; описывается путь развития коррекционной работы через активный метод настольной практики в дошкольном детстве. Особое внимание уделено развитию мелкой моторики, коммуникативным навыкам, которые способствуют гармоничному развитию личности детей-дошкольников с инклюзией.Ребенок дошкольного возраста познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фазы.Дидактические и настольные игры имеют большое значение в развитии. К ним относятся: вкладыши, кубики, разрезные картинки, лото. Эти игры способствуют развитию памяти, воображения, знакомят с цветом, формой и величиной. Они способствуют развитию речи и мелкой моторики рук. Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребенка.
Ключевые слова: настольные игры, мелкая моторика, познавательное развитие, инклюзивное образование, коррекция детей с ОВЗ, дидактические игры педагога-дефектолога.
В интернациональной практике достаточно продолжительно используется термин «инклюзивное образование», который характеризует особенности восприятия и потребности в определённых условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного подхода в дошкольных организациях продекларированы исследованиями ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями, что направлено на активизацию инклюзивного образования в современном обществе с опорой на реализацию прав граждан на образование и права на социальную интеграцию для всестороннего развития ребенка.
Инклюзия более пятидесяти лет регулирует обучение и воспитание детей с особенностями, создавая основополагающие условия для удовлетворения определённых потребностей, для обеспечения полного включения дошкольника в образовательный процесс в ДОО. Интеграция это первый шаг к инклюзивному образованию, в центре которого ребенок с ограниченными возможностями реализуется как личность [1, с. 1141].
Игровая деятельность является наиболее эффективным приемом при внедрении разнообразных форм работы с наглядным материалом, использование которого реализуется через многоцелевое употребление в коррекционной работе в смешанной группе. Коррекционная работа предполагает усовершенствование игровых действий для детей с особенностями и детей нормотипичных для формирования познавательной активности, интереса, любопытства и любознательности через положительные эмоции [2, с. 984].
Новой формой взаимодействия и интеграции является применение настольных игр дидактической или сюжетно-ролевой направленности. Настольные игры пользуются спросом как среди детей, так и взрослых, несмотря на компьютеризацию и интерактив. Настольные игры имеют обучающий характер и продолжают оставаться интересными за счет игровой формы, погружения в новую реальность и многое другое. В настольной дидактической игре дошкольники получают новые навыки и умения, приобретая практические знания, в связи с чем происходит развитие познавательных функций, интереса, любознательности, а также усваиваются общественные причинно-следственные связи.
Благодаря организации настольной игры в рамках дошкольного учреждения на занятиях разной направленности происходит благотворное влияние на общее психическое состояние дошкольников, как без отклонений, так и с особенностями. В настольной игре дети играют друг с другом по правилам, делятся активностью, опираются на свои интересы, развивая воображение. В совокупности все факторы благотворно влияют на повышение общей эффективности педагогической деятельности воспитателя и коррекционной работы дефектолога. Ребенку с особенностями в инклюзивной группе и детям с нормотипичным развитием игровая деятельность помогает освободиться от рамок, избавляет от утомляемости и предупреждает неестественную для дошкольников неподвижность в рамках обучения.
Дидактические игры настольного содержания имеют большое многообразие в механике, в тематике, в возрастных ограничениях и др. Основные направления, которые используются специалистами ДОО, это игры по правилам в рамках сюжета и творческо-художественные игры на воображение. Обязательным условием для данных видов настольных игр является наглядный материал, с помощью которого можно осуществить групповое моделирование ситуации.
Игры с показательными моделями формируют познавательную активность, являясь важным фактором интеллектуального и умственного развития, а также значимым аспектом для формирования зрительно-образной памяти. При использовании разных форм, схем, предметов, выстраивается и характер работы дошкольников, ведь они расширяют общепринятые горизонты, ориентируясь не только на словесно-образное мышление, но и используя предметную помощь в процессе выстраивания игры. Происходит перестроение влияния игры на дошкольников, формируя опции применения анализа, синтеза на наглядно представленном материале, которые необходимы для достижения учебной и игровой целей. В процессе игры необходимо придерживаться следующих требований в рамках организации деятельности:
– выстраивается сюжетная линия, происходит распределение ролей;
‒ модель игрового процесса отображает знакомый образ предмета для ребенка;
‒ наглядный материал является раздаточным;
– необходимо раскрыть в процессе игры существенное в объекте;
– у игры существует своя механика, правила, которым необходимо следовать [3, с. 177].
В рамках занятия воспитатель или дефектолог заранее подбирает серию игр, упражнений и задач, что будет способствовать расширению словарного запаса и представлений для дальнейшей работы по поставленной теме. Необходимо обращать внимание на формирование умения подбирать по поставленной задаче и смыслу нужный образ и определение, составлять описательные рассказы по игре в группе, стимулировать ребенка делиться новыми впечатлениями.
Настольные игры имеют широкий спектр положительных воздействий в рамках работы в инклюзии:
развиваются творческие способности;
обогащаются речевые функции и речь в целом;
формируется социальное взаимодействие в группе со сверстниками и воспитателем;
стимулируется взаимодействие между игроками, умение доносить мысли для достижения поставленной цели;
развиваются реакция, мышление, мелкая моторика;
происходит развитие смекалки, памяти, выстраивание гармоничного эмоционального фона;
дошкольники переходят от одной задачи к другой, преодолевая поставленные трудности, переживая ошибки для дальнейшей работы над ними.
Настольные игры подразделяются на три подтипа: развивающие, обогащающие, физические.
Развивающие игры нацелены на переход дошкольника в позицию будущего ученика, помогая ему в красочной форме распознавать и усваивать различные явления, предметы, слова.
Обогащающие игры влияют на подготовку детей с ОВЗ к жизни, формируя представления об окружающем мире, предлагая в процессе игровой деятельности различные ситуации и проблемы, на основе которых ребенок учится принимать самостоятельные решения, примерять на себя разные роли, вставая в позицию маленького взрослого.
Физические настольные игры содержат в себе правила с применением физической силы, развивая физические способности или закрепляя закаляющие техники в рамках физического оздоровления, улучшая состояние ребенка, его скорость, реакции, координацию, ловкость. Вне развлекательной функции игра в настольном сюжете развивает личностные качества, умение взаимодействовать в команде.
Не все игры могут использоваться в инклюзивной группе, и это необходимо учитывать заранее. Есть многообразие специально адаптированных настольных игр, которые могут быть задействованы в широком кругу, если в группе больше одного-двух детей с ограниченными возможностями. Настольные игры «Новус», «Имаджинариум», «Шафлборд», «Алиса в стране чудес», «Судоку для незрячих и слабовидящих», «Гайки», «Новус (морской бильярд)», «Шахматы тактильные», игра «Монополия» со шрифтом Брайля, «Джакколо» носят широкий воспитательный характер. Данные игры находятся в доступе. Игры могут быть задействованы, как на соревновательных мероприятиях, праздниках, так и на обычных занятиях. В любом виде они привлекают внимание и формируют интерес к познанию и новым действиям. Настольные игры также являются увлекательно-занимательной формой активного досуга в ДОО, акцентируя внимание на возможности профилактики увлечений нового поколения.
Ребенку с ОВЗ, находящемуся в группе инклюзивного набора, важно расширять сферу самостоятельности, преодолевая естественную, для его положения, первичную обособленность и замкнутость, за счет приобретения навыков взаимодействия, путем участия в настольных играх. В ходе взаимодействия с группой в игре дети с ОВЗ заимствуют компоненты, присущие познавательной деятельности: знакомство с материалами, распространение ролей, постановка цели, осуществляется планирование и реализуются шаги по достижению результата. С практикой дошкольник с особенностями учится преемственности, реализует перенос навыков в другие виды длительности, приспосабливаясь, осваивая психические функции (мышление, восприятие, память, речь, воображение, память) [4, с. 129].
Распространено мнение, что настольные игры – это только карточки и головоломки с логическим упражнениями, применением кубиков и мини-карт, но есть и другие сюжетные вариации, включающие в себя гимнастический круг, интерактивную доску, робототехнические устройства, андроидные модели и многое другое. Основными характеристиками таких игр выступают качества, используемые в каждом взаимодействии: условия, возможность выбора и замены положения (вариативность), творческая раскрепощенность, самостоятельность игроков [5, с. 239].
Основой применения настольных игр является принцип объединения детского коллектива в общей работе. Важно взаимодействовать в игре по заложенному принципу: от простого к сложному, не забывая принцип творческой реализации – самостоятельно и по имеющимся способностям с перспективой на дальнейшее развитие. Настольные игры имеют множество всевозможных тематик, подходя для детей разных возрастных групп.
Таким образом, внедрение в дошкольную образовательную организацию возможности работать с настольными играми в группах с инклюзией влияет на развитие памяти, внимания, зрительных реакций, умения находить закономерности и классифицировать полученную информацию, основываясь на имеющихся знаниях и наглядном материале, работая сообща. Формируется способность к комбинированию, а именно способность преобразовывать имеющейся элементы новыми предметами, деталями, применяя разные комбинации. Настольные игры являются важным аспектом коррекционной работы с детьми в инклюзивной группе, положительно сказываясь, как на детях с нормой, так и на дошкольниках с ОВЗ. Обучаясь новому посредством игровой ситуации, дети достигают новых побед, реализуя личностные потребности в социализации.
Библиографический список
1. Карлова, Ю. В. Педагогическая работа с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях ДОО / Ю. В. Карлова // Студент и наука – Магнитогорск, 2023. – С. 1140-1145.
2. Карлова, Ю.В. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов организаций высшего образования / Ю.В. Карлова // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2022 : материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 22–25 марта 2022 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 980-985.
3. Семаго, Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие в игровой деятельности / Н.Я. Семаго, О.Ю. Чирикова – под общ.ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2015. 401 с.
4. Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 127—132.
5. Карлова, Ю. В. Новые технологии в игровой деятельности педагога-дефектолога / Ю. В. Карлова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодёжи в российском обществе /под общей редакцией епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы. – Магнитогорск, 2022. – С. 237-242.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
НАСТОЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация. В статье рассматривается международная практика развития инклюзивного образования, в частности игра, как ведущая деятельность дошкольников с ОВЗ; описывается путь развития коррекционной работы через активный метод настольной практики в дошкольном детстве. Особое внимание уделено развитию мелкой моторики, коммуникативным навыкам, которые способствуют гармоничному развитию личности детей-дошкольников с инклюзией.Ребенок дошкольного возраста познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фазы.Дидактические и настольные игры имеют большое значение в развитии. К ним относятся: вкладыши, кубики, разрезные картинки, лото. Эти игры способствуют развитию памяти, воображения, знакомят с цветом, формой и величиной. Они способствуют развитию речи и мелкой моторики рук. Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребенка.
Ключевые слова: настольные игры, мелкая моторика, познавательное развитие, инклюзивное образование, коррекция детей с ОВЗ, дидактические игры педагога-дефектолога.
В интернациональной практике достаточно продолжительно используется термин «инклюзивное образование», который характеризует особенности восприятия и потребности в определённых условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного подхода в дошкольных организациях продекларированы исследованиями ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями, что направлено на активизацию инклюзивного образования в современном обществе с опорой на реализацию прав граждан на образование и права на социальную интеграцию для всестороннего развития ребенка.
Инклюзия более пятидесяти лет регулирует обучение и воспитание детей с особенностями, создавая основополагающие условия для удовлетворения определённых потребностей, для обеспечения полного включения дошкольника в образовательный процесс в ДОО. Интеграция это первый шаг к инклюзивному образованию, в центре которого ребенок с ограниченными возможностями реализуется как личность [1, с. 1141].
Игровая деятельность является наиболее эффективным приемом при внедрении разнообразных форм работы с наглядным материалом, использование которого реализуется через многоцелевое употребление в коррекционной работе в смешанной группе. Коррекционная работа предполагает усовершенствование игровых действий для детей с особенностями и детей нормотипичных для формирования познавательной активности, интереса, любопытства и любознательности через положительные эмоции [2, с. 984].
Новой формой взаимодействия и интеграции является применение настольных игр дидактической или сюжетно-ролевой направленности. Настольные игры пользуются спросом как среди детей, так и взрослых, несмотря на компьютеризацию и интерактив. Настольные игры имеют обучающий характер и продолжают оставаться интересными за счет игровой формы, погружения в новую реальность и многое другое. В настольной дидактической игре дошкольники получают новые навыки и умения, приобретая практические знания, в связи с чем происходит развитие познавательных функций, интереса, любознательности, а также усваиваются общественные причинно-следственные связи.
Благодаря организации настольной игры в рамках дошкольного учреждения на занятиях разной направленности происходит благотворное влияние на общее психическое состояние дошкольников, как без отклонений, так и с особенностями. В настольной игре дети играют друг с другом по правилам, делятся активностью, опираются на свои интересы, развивая воображение. В совокупности все факторы благотворно влияют на повышение общей эффективности педагогической деятельности воспитателя и коррекционной работы дефектолога. Ребенку с особенностями в инклюзивной группе и детям с нормотипичным развитием игровая деятельность помогает освободиться от рамок, избавляет от утомляемости и предупреждает неестественную для дошкольников неподвижность в рамках обучения.
Дидактические игры настольного содержания имеют большое многообразие в механике, в тематике, в возрастных ограничениях и др. Основные направления, которые используются специалистами ДОО, это игры по правилам в рамках сюжета и творческо-художественные игры на воображение. Обязательным условием для данных видов настольных игр является наглядный материал, с помощью которого можно осуществить групповое моделирование ситуации.
Игры с показательными моделями формируют познавательную активность, являясь важным фактором интеллектуального и умственного развития, а также значимым аспектом для формирования зрительно-образной памяти. При использовании разных форм, схем, предметов, выстраивается и характер работы дошкольников, ведь они расширяют общепринятые горизонты, ориентируясь не только на словесно-образное мышление, но и используя предметную помощь в процессе выстраивания игры. Происходит перестроение влияния игры на дошкольников, формируя опции применения анализа, синтеза на наглядно представленном материале, которые необходимы для достижения учебной и игровой целей. В процессе игры необходимо придерживаться следующих требований в рамках организации деятельности:
– выстраивается сюжетная линия, происходит распределение ролей;
‒ модель игрового процесса отображает знакомый образ предмета для ребенка;
‒ наглядный материал является раздаточным;
– необходимо раскрыть в процессе игры существенное в объекте;
– у игры существует своя механика, правила, которым необходимо следовать [3, с. 177].
В рамках занятия воспитатель или дефектолог заранее подбирает серию игр, упражнений и задач, что будет способствовать расширению словарного запаса и представлений для дальнейшей работы по поставленной теме. Необходимо обращать внимание на формирование умения подбирать по поставленной задаче и смыслу нужный образ и определение, составлять описательные рассказы по игре в группе, стимулировать ребенка делиться новыми впечатлениями.
Настольные игры имеют широкий спектр положительных воздействий в рамках работы в инклюзии:
развиваются творческие способности;
обогащаются речевые функции и речь в целом;
формируется социальное взаимодействие в группе со сверстниками и воспитателем;
стимулируется взаимодействие между игроками, умение доносить мысли для достижения поставленной цели;
развиваются реакция, мышление, мелкая моторика;
происходит развитие смекалки, памяти, выстраивание гармоничного эмоционального фона;
дошкольники переходят от одной задачи к другой, преодолевая поставленные трудности, переживая ошибки для дальнейшей работы над ними.
Настольные игры подразделяются на три подтипа: развивающие, обогащающие, физические.
Развивающие игры нацелены на переход дошкольника в позицию будущего ученика, помогая ему в красочной форме распознавать и усваивать различные явления, предметы, слова.
Обогащающие игры влияют на подготовку детей с ОВЗ к жизни, формируя представления об окружающем мире, предлагая в процессе игровой деятельности различные ситуации и проблемы, на основе которых ребенок учится принимать самостоятельные решения, примерять на себя разные роли, вставая в позицию маленького взрослого.
Физические настольные игры содержат в себе правила с применением физической силы, развивая физические способности или закрепляя закаляющие техники в рамках физического оздоровления, улучшая состояние ребенка, его скорость, реакции, координацию, ловкость. Вне развлекательной функции игра в настольном сюжете развивает личностные качества, умение взаимодействовать в команде.
Не все игры могут использоваться в инклюзивной группе, и это необходимо учитывать заранее. Есть многообразие специально адаптированных настольных игр, которые могут быть задействованы в широком кругу, если в группе больше одного-двух детей с ограниченными возможностями. Настольные игры «Новус», «Имаджинариум», «Шафлборд», «Алиса в стране чудес», «Судоку для незрячих и слабовидящих», «Гайки», «Новус (морской бильярд)», «Шахматы тактильные», игра «Монополия» со шрифтом Брайля, «Джакколо» носят широкий воспитательный характер. Данные игры находятся в доступе. Игры могут быть задействованы, как на соревновательных мероприятиях, праздниках, так и на обычных занятиях. В любом виде они привлекают внимание и формируют интерес к познанию и новым действиям. Настольные игры также являются увлекательно-занимательной формой активного досуга в ДОО, акцентируя внимание на возможности профилактики увлечений нового поколения.
Ребенку с ОВЗ, находящемуся в группе инклюзивного набора, важно расширять сферу самостоятельности, преодолевая естественную, для его положения, первичную обособленность и замкнутость, за счет приобретения навыков взаимодействия, путем участия в настольных играх. В ходе взаимодействия с группой в игре дети с ОВЗ заимствуют компоненты, присущие познавательной деятельности: знакомство с материалами, распространение ролей, постановка цели, осуществляется планирование и реализуются шаги по достижению результата. С практикой дошкольник с особенностями учится преемственности, реализует перенос навыков в другие виды длительности, приспосабливаясь, осваивая психические функции (мышление, восприятие, память, речь, воображение, память) [4, с. 129].
Распространено мнение, что настольные игры – это только карточки и головоломки с логическим упражнениями, применением кубиков и мини-карт, но есть и другие сюжетные вариации, включающие в себя гимнастический круг, интерактивную доску, робототехнические устройства, андроидные модели и многое другое. Основными характеристиками таких игр выступают качества, используемые в каждом взаимодействии: условия, возможность выбора и замены положения (вариативность), творческая раскрепощенность, самостоятельность игроков [5, с. 239].
Основой применения настольных игр является принцип объединения детского коллектива в общей работе. Важно взаимодействовать в игре по заложенному принципу: от простого к сложному, не забывая принцип творческой реализации – самостоятельно и по имеющимся способностям с перспективой на дальнейшее развитие. Настольные игры имеют множество всевозможных тематик, подходя для детей разных возрастных групп.
Таким образом, внедрение в дошкольную образовательную организацию возможности работать с настольными играми в группах с инклюзией влияет на развитие памяти, внимания, зрительных реакций, умения находить закономерности и классифицировать полученную информацию, основываясь на имеющихся знаниях и наглядном материале, работая сообща. Формируется способность к комбинированию, а именно способность преобразовывать имеющейся элементы новыми предметами, деталями, применяя разные комбинации. Настольные игры являются важным аспектом коррекционной работы с детьми в инклюзивной группе, положительно сказываясь, как на детях с нормой, так и на дошкольниках с ОВЗ. Обучаясь новому посредством игровой ситуации, дети достигают новых побед, реализуя личностные потребности в социализации.
Библиографический список
1. Карлова, Ю. В. Педагогическая работа с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях ДОО / Ю. В. Карлова // Студент и наука – Магнитогорск, 2023. – С. 1140-1145.
2. Карлова, Ю.В. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов организаций высшего образования / Ю.В. Карлова // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2022 : материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 22–25 марта 2022 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 980-985.
3. Семаго, Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие в игровой деятельности / Н.Я. Семаго, О.Ю. Чирикова – под общ.ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2015. 401 с.
4. Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 127—132.
5. Карлова, Ю. В. Новые технологии в игровой деятельности педагога-дефектолога / Ю. В. Карлова // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодёжи в российском обществе /под общей редакцией епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы. – Магнитогорск, 2022. – С. 237-242.