МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
12.01.2024
Сагдиева Е.С., Неретина Т.Г.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования музыкально-ритмических игр и упражнений в работе педагогов-логопедов, педагогов-дефектологов, а также учителей начальных классов. Темпо-ритмическая организация речи рассматривается как один из важных компонентов развития ребенка, который необходимо формировать и от которого зависит общее звучание речи и дальнейшее ее развитие (письменная форма речи). В статье описаны направления работы специалиста по формированию чувства ритма, приемы, используемые коррекционной работе. Особое внимание уделено описанию развития чувства ритма, приемам работы над ритмами. Описана работа с музыкальными инструментами и звучащими игрушками, которые рекомендуется активно применять в музыкально-дидактических играх для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике.
Ключевые слова: речь, речевое развитие ребенка, темпо-ритмическая организация речи, чувство ритма, темп, музыкально-ритмические упражнения.
Одним из важных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является качественная, хорошо развитая речь, поскольку именно такая речь представляет собой важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Речь рассматривается многочисленными авторами (Запорожец А.В. [1], Зимняя И.А.[2] и др.) как исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком; специфически человеческая способность, развитие которой наиболее интенсивно совершается в раннем и младшем дошкольном возрасте и оказывает существенное влияние на весь ход психического развития ребенка. Именно поэтому необходимо вовремя заботиться о своевременном формировании и развитии речевой функции детей, о чистоте и правильности речи с предупреждением и коррекцией различных нарушений, представляющих собой любые отклонения от общепринятых норм языка.
Несмотря на то, что проблема речевого развития детей всесторонне исследована, и существует множество методик по развитию речевых процессов и преодолению речевых нарушений, необходимо постоянное совершенствование традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей в данной области исследования [3].
Речь, имеет определенный набор компонентов. Чувство ритма, темп, динамические характеристики – это несколько важных составляющих речевого процесса, на формирование и развитие которых следует обратить особое внимание и выделить достаточное количество времени в речевой работе с детьми. Процесс воспроизводства речи – это определенная серийная организация движений и действий, так называемая серийно-последовательная деятельность. Нейропсихологические исследования на протяжении многих лет показывают, что у любой серийной двигательной программы имеется ритмический компонент, следовательно, без ритма действие распадается (А.В. Курганский, Т.В. Ахутина [4] и др.). Ведь именно ритм организует двигательную деятельность человека. К его непосредственным функциям относится регуляция не только самого движения, но и слова, а также руководство как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым относится ударение.
С целью развития темпо-ритмического в процессе коррекционной работы над формированием процессов звукопроизношения и слоговой структуры слова рекомендуется использование различных комплексов музыкально-ритмических игр и упражнений. Комплексы музыкально-ритмических игр и упражнений помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща [5]. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:
- улучшать качество ритмичных движений детей;
- придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
- формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;
- способствовать формированию и развитию эмоциональности.
Остановимся на развитии чувства ритма, которое осуществляется по двум направлениям:
1. Совмещение ритма дыхания с движением. Одной из основополагающих целей организации правильного дыхания у детей считается формирование у них основных элементов произвольной самостоятельной регуляции. Занятия помогают сделать глубокое медленное дыхание простым и естественным. Также для детей увлекательным будет прослушивание своего пульса, сердца. Произвольной самостоятельной регуляции можно подвергнуть и моргание, т.е. совершать его в определенном ритме.
2. Ориентация на внешний ритм. Здесь применяется все обилие средств, при выполнении различных упражнений, где педагог ведёт счёт самостоятельно. В процессе отстукивания ритма можно изменять темп выполнения, также можно применять последовательность звуков разной громкости и тональности, что будет способствовать развитию внимания и памяти, а также поможет ребенку приспособиться к изменяющимся условиям.
К основным приемам работы над ритмами относят:
1) соотнесение ритма с образом;
2) дифференциация ритмов с опорой на образ;
3) дифференциация ритмов со слуха;
4) запоминание цепочки ритмов;
5) подбор картинок к заданному ритму.
В связи с тем, что игровая деятельность у детей дошкольного возраста является ведущей, у детей младшего школьного возраста также используется на занятиях, то музыкальные и ритмические игры стали составной частью каждого логопедического занятия. Особое внимание важно уделить работе с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Их можно разделить на следующие виды:
– игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники);
– игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (дудки, рожки);
– игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики);
– игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, губные гармоники, колокольчики и др.).
Данные инструменты рекомендуется активно применять в музыкально-дидактических играх для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике [5]. Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по высоте. В такой игре детям необходимо узнать, какой колокольчик «поет» выше, какой – ниже. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.
Одним из способов обучения ребенка умению концентрировать свое внимание на ритме, темпе и динамических характеристиках музыки выступает прослушивание музыкальных произведений с последующим анализом, выделением определенных характеристик прослушанной мелодии и ритмического рисунка. Важно уделить особое внимание прослушиванию музыкальных произведений с целью выявления контрастов в темпах музыки (быстрый-медленный), выявления длительности звука (длинный-короткий) и динамических оттенков в музыке (тихо-громко). В качестве музыкального материала мы рекомендуем использовать такие музыкальные сборники как «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы по совершенствованию статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий является работа над ритмами. Основной целью в работе над ритмами выступает формирование слого-ритмической основы (базы) слов, которая характеризуется количеством слогов и ударностью, обучение восприятию, различению и воспроизведению ритмических контуров (рисунков) в соответствии с количеством слогов (в слове) и ударностью. Используемые игры и упражнения данного этапа направлены, прежде всего, на развитие таких процессов, как слуховое внимание и память, а также слухового гнозиса. Все это осуществляется на основе невербального материала. Сюда можно отнести такие задания, как «Узнай музыкальный инструмент», «Сколько ударов в барабан?». В данном виде работы целесообразно использовать такие игровые приемы, как «Хлопай так, как я считаю», «Сторож», «Теремок». Интересными и занимательными являются отстукивание ритмов известных детям песен, чистоговорок, потешек и т.п.
Таким образом, объединенные посредством ритма, слова, движения и музыки, музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию необходимого фундамента правильной речи: совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции; нормализуют моторные функции, физиологическое и речевое дыхание; развивают артикуляционные навыки, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание и память.
Библиографический список
1. Запорожец, А. В. Психология действия: Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000. – 731 с.
2. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва, 2001. – 411 с.
3. Неретина, Т. Г. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 38-45.
4. Курганский, А. В., Ахутина Т. В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестник МГУ. – Сер. 14. – 1996. – С. 58-65.
5. Неретина, Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений : Электронное издание / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 157 с.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования музыкально-ритмических игр и упражнений в работе педагогов-логопедов, педагогов-дефектологов, а также учителей начальных классов. Темпо-ритмическая организация речи рассматривается как один из важных компонентов развития ребенка, который необходимо формировать и от которого зависит общее звучание речи и дальнейшее ее развитие (письменная форма речи). В статье описаны направления работы специалиста по формированию чувства ритма, приемы, используемые коррекционной работе. Особое внимание уделено описанию развития чувства ритма, приемам работы над ритмами. Описана работа с музыкальными инструментами и звучащими игрушками, которые рекомендуется активно применять в музыкально-дидактических играх для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике.
Ключевые слова: речь, речевое развитие ребенка, темпо-ритмическая организация речи, чувство ритма, темп, музыкально-ритмические упражнения.
Одним из важных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является качественная, хорошо развитая речь, поскольку именно такая речь представляет собой важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Речь рассматривается многочисленными авторами (Запорожец А.В. [1], Зимняя И.А.[2] и др.) как исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком; специфически человеческая способность, развитие которой наиболее интенсивно совершается в раннем и младшем дошкольном возрасте и оказывает существенное влияние на весь ход психического развития ребенка. Именно поэтому необходимо вовремя заботиться о своевременном формировании и развитии речевой функции детей, о чистоте и правильности речи с предупреждением и коррекцией различных нарушений, представляющих собой любые отклонения от общепринятых норм языка.
Несмотря на то, что проблема речевого развития детей всесторонне исследована, и существует множество методик по развитию речевых процессов и преодолению речевых нарушений, необходимо постоянное совершенствование традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей в данной области исследования [3].
Речь, имеет определенный набор компонентов. Чувство ритма, темп, динамические характеристики – это несколько важных составляющих речевого процесса, на формирование и развитие которых следует обратить особое внимание и выделить достаточное количество времени в речевой работе с детьми. Процесс воспроизводства речи – это определенная серийная организация движений и действий, так называемая серийно-последовательная деятельность. Нейропсихологические исследования на протяжении многих лет показывают, что у любой серийной двигательной программы имеется ритмический компонент, следовательно, без ритма действие распадается (А.В. Курганский, Т.В. Ахутина [4] и др.). Ведь именно ритм организует двигательную деятельность человека. К его непосредственным функциям относится регуляция не только самого движения, но и слова, а также руководство как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым относится ударение.
С целью развития темпо-ритмического в процессе коррекционной работы над формированием процессов звукопроизношения и слоговой структуры слова рекомендуется использование различных комплексов музыкально-ритмических игр и упражнений. Комплексы музыкально-ритмических игр и упражнений помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща [5]. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:
- улучшать качество ритмичных движений детей;
- придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
- формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;
- способствовать формированию и развитию эмоциональности.
Остановимся на развитии чувства ритма, которое осуществляется по двум направлениям:
1. Совмещение ритма дыхания с движением. Одной из основополагающих целей организации правильного дыхания у детей считается формирование у них основных элементов произвольной самостоятельной регуляции. Занятия помогают сделать глубокое медленное дыхание простым и естественным. Также для детей увлекательным будет прослушивание своего пульса, сердца. Произвольной самостоятельной регуляции можно подвергнуть и моргание, т.е. совершать его в определенном ритме.
2. Ориентация на внешний ритм. Здесь применяется все обилие средств, при выполнении различных упражнений, где педагог ведёт счёт самостоятельно. В процессе отстукивания ритма можно изменять темп выполнения, также можно применять последовательность звуков разной громкости и тональности, что будет способствовать развитию внимания и памяти, а также поможет ребенку приспособиться к изменяющимся условиям.
К основным приемам работы над ритмами относят:
1) соотнесение ритма с образом;
2) дифференциация ритмов с опорой на образ;
3) дифференциация ритмов со слуха;
4) запоминание цепочки ритмов;
5) подбор картинок к заданному ритму.
В связи с тем, что игровая деятельность у детей дошкольного возраста является ведущей, у детей младшего школьного возраста также используется на занятиях, то музыкальные и ритмические игры стали составной частью каждого логопедического занятия. Особое внимание важно уделить работе с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Их можно разделить на следующие виды:
– игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники);
– игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (дудки, рожки);
– игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики);
– игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, губные гармоники, колокольчики и др.).
Данные инструменты рекомендуется активно применять в музыкально-дидактических играх для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике [5]. Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по высоте. В такой игре детям необходимо узнать, какой колокольчик «поет» выше, какой – ниже. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.
Одним из способов обучения ребенка умению концентрировать свое внимание на ритме, темпе и динамических характеристиках музыки выступает прослушивание музыкальных произведений с последующим анализом, выделением определенных характеристик прослушанной мелодии и ритмического рисунка. Важно уделить особое внимание прослушиванию музыкальных произведений с целью выявления контрастов в темпах музыки (быстрый-медленный), выявления длительности звука (длинный-короткий) и динамических оттенков в музыке (тихо-громко). В качестве музыкального материала мы рекомендуем использовать такие музыкальные сборники как «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы по совершенствованию статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий является работа над ритмами. Основной целью в работе над ритмами выступает формирование слого-ритмической основы (базы) слов, которая характеризуется количеством слогов и ударностью, обучение восприятию, различению и воспроизведению ритмических контуров (рисунков) в соответствии с количеством слогов (в слове) и ударностью. Используемые игры и упражнения данного этапа направлены, прежде всего, на развитие таких процессов, как слуховое внимание и память, а также слухового гнозиса. Все это осуществляется на основе невербального материала. Сюда можно отнести такие задания, как «Узнай музыкальный инструмент», «Сколько ударов в барабан?». В данном виде работы целесообразно использовать такие игровые приемы, как «Хлопай так, как я считаю», «Сторож», «Теремок». Интересными и занимательными являются отстукивание ритмов известных детям песен, чистоговорок, потешек и т.п.
Таким образом, объединенные посредством ритма, слова, движения и музыки, музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию необходимого фундамента правильной речи: совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции; нормализуют моторные функции, физиологическое и речевое дыхание; развивают артикуляционные навыки, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание и память.
Библиографический список
1. Запорожец, А. В. Психология действия: Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000. – 731 с.
2. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва, 2001. – 411 с.
3. Неретина, Т. Г. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 38-45.
4. Курганский, А. В., Ахутина Т. В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестник МГУ. – Сер. 14. – 1996. – С. 58-65.
5. Неретина, Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений : Электронное издание / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 157 с.