МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
07.01.2024
Латыпова Ф.Я.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Статья посвящена музею Магнитогорского педагогического колледжа, рассказывающая об истории учебного заведения и вкладе директоров в его развитие. В фондах музея представлены редчайшие экспонаты, например, протокол заседания президиума Магнитогорского городского совета депутатов Уральской области от 27 октября 1931 года об открытии Магнитогорского педагогического техникума, зачетная книжка и аттестат на звание учителя начальных классов 1938 года. Экспонаты являются материалом для поисково-исследовательской деятельности студентов. Через них обучающиеся знакомятся с этапами развития колледжа, его преподавателями, выпускниками, победителями и призёрами «Движения профессионалы». Члены совета музея, проводят большую краеведческо-исследовательскую работу по сбору архивных материалов и документов. Все это является основой для формирования общих компетенций и решения воспитательных, образовательных и учебных задач.
Ключевые слова: познавательная и коммуникативная деятельность, ключевые компетенции, музейный экспонат, пионерская атрибутика, фонд музея.
Музей Магнитогорского педагогического колледжа представляет собой такую информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности студентов. Музей дает простор не только учебной, но и творческой проектной внеучебной деятельности обучающихся.
Музей играет образовательно-воспитательную роль, так как сохраняет подлинные исторические документы, связанные с этапами становления колледжа. Здесь собраны сведения о педагогах и выпускниках разных лет, которые своими достижениями в работе, спорте, культуре прославили педагогическое училище, колледж.
В фондах музея представлены редчайшие экспонаты, например, протокол заседания президиума Магнитогорского городского совета депутатов Уральской области от 27.10.1931 года об открытии Магнитогорского педагогического техникума, зачетная книжка и аттестат на звание учителя начальных классов 1938 года.
В музее находятся экспонаты технических средств обучения – это кодоскопы, кинопроектор, диапроекторы, фильмоскопы, магнитофоны, физические приборы, наглядные пособия, которые использовались преподавателями на уроках, выставка телефонов, фотоаппаратов, музыкальных инструментов, пионерская атрибутика – горн, барабан, пионерский галстук, школьная форма, ученическая парта, счеты, а также выставка медалей, дипломов, значков, атрибутика движения «Профессионалы» и другие.
Члены совета музея, проводят большую краеведческо-исследовательскую работу по сбору архивных материалов и документов.
Музейные экспонаты являются материалом для исследований и творческих поисков обучающихся. Познакомимся с отдельными экспонатами и архивными документами.
Стендовая экспозиция «История колледжа в людях» рассказывает об истории, этапах развития учебного заведения и вкладе директоров.
Колледж – ровесник Магнитки. В ноябре 2021 года он отметил свое 90-летие. Вспомним, как же все начиналось.
В октябре 1931 года Уральское облоно вынесло решение о создании в Магнитогорске педагогического техникума. И уже 24 октября прибыла первая группа учащихся в количестве 15 человек из Челябинского педтехникума вместе с преподавателем математики Марфой Павловной Левицкой – она и стала первой заведующей учебной частью.Занятия начались 10 января 1932 года в только что построенной школе на пятом участке. Первые штатные преподаватели: Грабецкая В.С. – преподаватель математики, Соснина А.Н. – преподаватель русского языка, Махниборода И.В. – преподаватель химии, Жабин Т.В. – преподаватель естествознания, Лященко А.М. – преподаватель пения, Кузнецов Н.А – преподаватель русского языка и другие. Директором был Глазов М.Н., завучем Хрусталев А.И. [3, с 14].
Первый выпуск состоялся в 1935 году – 25 учителей начальных классов. Первый выпуск вечернего отделения состоялся в 1936 году – это 25 учителей. Педтехникум располагался в школе № 16 [1].
Среди архивных документов имеются уникальные фотографии первых выпускников, например, второй выпуск Магнитогорского педтехникума 1933-1936года, здесь запечатлены первые преподаватели[1].
Интересна сложилась судьба двух сестер, выпускниц педучилища –Нины и Лиды Чигвинцевых, которые были выселены вместе с родителями из Красноборского района ТАССР (Татарстана). С 18 июля 1931 года по 15 октября 1940 года они находились наспец поселении города Магнитогорска и 22 октября 1938 года были реабилитированы. Сестры Чигвинцевы, закончив вечернее дошкольное отделение педучилища, много лет проработали в сфере образования. Среди экспонатов в музее находится аттестат Чигвинцевой Нины об окончании педучилища, а также документ о реабилитации, датируемый 1938 годом [1].
Грозные годы Великой Отечественной войны педучилище переживало вместе со всей страной. В первые же дни войны были призваны в действующую армию 7 из 37 преподавателей: Н.А. Сонин, А.И. Хрусталев, П.П. Рожков, И.Е. Кадышников, Н.И. Желтов, Н.А.Кузнецов, Г.В. Жабин. Погибли на фронтах войны П.П. Рожков, Н. И. Желтов, И.Е. Кадышников. [3,15]
В эти годы училище переехало в барак на улице Ударников (левый берег, район Щитовых), так как в здании педучилища располагались эвакуированные госпитали № 3174 и № 5802 на 300 и 400 коек. Начальником госпиталя была назначена М.В. Смурова [4].
Студенты педучилища после учебы приходили в госпиталь, чтобы помогать ухаживать за ранеными. Условия работы были тяжелыми. Выпускница педучилища, Н.Н. Смирнова, вспоминает о тревожном ожидании санитарного поезда на перроне старого вокзала на левом берегу, когда они, совсем еще девчонки, помогали выносить из вагонов первых раненых. Из числа учащихся создавались санитарные дружины. В голодные военные годы, учащиеся не только выступали с самодеятельностью, стирали и штопали носки раненым, собирали металлолом, были донорами, но и работали на расчистке железной дороги комбината, на заготовке дров, на элеваторах натоку, убирали картофель и овощи для раненых бойцов.
Среди экспонатов в музее находится альбом, посвященный эвакуированным госпиталям, размещенным в годы войны в здании педучилища на улице Магнитной. Здесь собраны фотографии и воспоминания сотрудников, работавших в годы войны в эвакогоспитале № 3174. В 80-е годы студентами группы «Поиск» был собран материал о тех, кто работал в военные годы в эвакогоспитале № 3174. В 1983 году состоялось открытие мемориальной доски. Право открыть мемориальную доску в честь героического труда медиков в госпитале №3174 было предоставлено Ивану Яковлевичу Рязанову –заместителю директора по военно-патриотическому воспитанию, участнику Великой Отечественной войны [4]
Анатолий Иванович Хрусталев – педагог, партийный руководитель, Отличник народного просвещения родился в городе Тетюши Казанской губернии, в 1934 году закончил Казанский педагогический институт. С сентября 1941 года по июнь 1945 года участвовал в боевых операциях в составе войск Волховского, Калининского и 2-го Прибалтийского фронтов. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. В июне 1946 года Анатолий Иванович Хрусталев, демобилизовавшись из рядов Советской Армии, вернулся в педучилище и работал преподавателем педагогики и руководителем педагогической практики, а с апреля 1947 года по февраль 1948 года работал в должности директора. В феврале 1948 года был назначен 2 секретарем Кировского райкома КПСС[3,16].В музее имеются архивные материалы – фотографии А.И.Хрусталева, его записи в тетради, рассказывающие о первых директорах и преподавателях педучилища[3,16].
Тяжелые послевоенные годы, страна восстанавливается из разрухи. 16 лет возглавлял педагогическое училище ветеран войны Иван Винидиктович Махниборода – это был добрый, мягкий, никогда не умеющий сердиться человек, много было сделано им для развития учебного заведения.
И. В. Махниборода приехал в Магнитогорск в 1934 году после окончания Краснодарского института на «освоение металлургической целины». В грозные годы Великой Отечественной войны «прошагал» от Сталинграда до Польши с 1942 по 1945 годы. В музее имеются архивные документы И.В.Махнибороды, альбом, где размещены фотографии и воспоминания педагогов, которые работали в педагогическом училище в военные и послевоенные годы[1].
Студентами школьного отделения была проведена исследовательская работа о выпускниках – Заслуженных учителях школы РСФСР.Им посвящена отдельная экспозиция, среди экспонатов документы – диплом, зачетная книжка, удостоверения, студенческий и профсоюзный билеты, архивные фотографии Абраменко Л.Д., выпускницы 1961 года, проработавшей в колледже 45 лет.
Апрелева Мария Ивановна – выпускница училища 1940 года, Заслуженный учитель РСФСР, Отличник народного просвещения, ветеран Магнитки. Начало ее работы в 1949 году, проработала в педучилище 27 лет по 1976 год.Вот что она вспоминает об этом времени: «...Придя в 1949г. в педучилище я не чувствовала себя новичком: меня окружали старшие товарищи и мои ровесники, очень чуткие и доброжелательные. Это были: директор Иван Винидиктович Махниборода, завуч Николай Федорович Бухарин, преподаватели Александра Ивановна Бухарина, Е.Н. Калашникова, А.И. Зимина, К.И.Дмитриева, И.А.Кириллов и другие.Позднее в училище пришли Дорогина Мария Федоровна, Дорогин Михаил Максимович, Миляева Тамара Ивановна, Посадских Лидия Николаевна, Гнусарев Михаил Константинович, Павлова Людмила Ивановна. Хорошие это были годы. Работали мы с большим энтузиазмом. С большим чувством благодарности вспоминаю завуча Ивана Ионовича Куркина. Строгий требовательный, он как-то умел увлечь, заинтересовать работой. Вскоре И.И. Куркин стал директором школы №31, сменил его Николай Варламович Даниличев. Это был мягкий, чуткий человек[2, с.137].
В музее находится уникальная тетрадь, в которой в 1978 году написала свои воспоминания выпускница 1938 года, учитель истории, Отличник народного просвещения Дмитриева Клавдия Ивановна, она проработала в училище 33 года с 1944 по 1977 годы.Из воспоминаний К.И. Дмитриевой: «…Тогда училище было с трехгодичным сроком обучения, оно размещалось в здании бывшей школы №16 (соцгород). Директором училища был Кутырев И.П., чуть позднее – Чернюгов Ф.Ф.Моими учителями были: химии – Махниборода И. В., биологии и анатомии – Жабина Г.В., математики – Грабецкая В.С., истории – П.П. Рожков (погиб на войне), русского языка и литературы – Эбулдина О. П. Хорошо помню уроки анатомии Жабиной Г. В. – всегда яркие с демонстрацией (анатомировали кролика, смотрели через микроскоп одноклеточных и т.д.).В 1944 году меня пригласили работать в педучилище. Я пришла начинающим учителем истории, окончив в 1944 году пединститут.Многие мои учителя работали здесь: Жабина Г.В., Эбулдина О.П. Завучем училища стал Глазов Михаил Николаевич – очень эрудированный, мне кажется, из всех лет моей работы, такой завуч был только он один.Это был учитель всего педагогического коллектива. Он меня учил как ученицу. Ходил на уроки часто, удивительно их разбирал. И я его всегда ждала к себе на урок. И так он относился к каждому – учил.Мне кажется, что он мне дал столько, сколько весь институт [1].
Огромный вклад внес в развитие педагогического училища Геннадий Васильевич Ванюткин. Это был педагог высокой квалификации и отличных организаторских способностей. С приходом Г.В. Ванюткина укрепилась материально-техническая база училища – появились учебные кабинеты, учебно-спортивный комплекс, второе учебное здание.Ванюткин Г.В., Заслуженный учитель РСФСР работал директором с 1964 по 1973 годы. По инициативе Геннадия Васильевича Ванюткина в 1965 г. было открыто отделение физической культуры, набраны первые две группы. Тогда отделение не имело своей материальной базы, у первых студентов не было ни учебников, ни учебных пособий, ориентировались на учебные планы спортивного техникума. Многие преподаватели были совместителями, поэтому занятия проходили вечером. Основным источником знаний учащихся были конспекты[3, с. 17].
В музее оформлена экспозиция, посвященная отделению физического воспитания, среди архивных документов фотографии, воспоминания преподавателей и выпускников. Первым заведующим отделения был Глеб Викторович Лукин, Заслуженный работник физической культуры РСФСР, судья Всесоюзной категории по хоккею. Г.В. Лукин стоял у истоков магнитогорского хоккея, был основателем городской коллегии судей, много лет возглавлял федерацию хоккея Магнитки [1].
Первыми преподавателями были: Звягин Л.А., Петров В.И. – заслуженный тренер по легкой атлетике. Были приглашены в училище и лучшие преподаватели города. Первыми классными руководителями были Акимова Валерия Леонидовна, преподаватель химии и Гомон Фаина Семеновна, преподаватель иностранного языка и руководитель клуба интернациональной дружбы [2, с.129]. Первый выпуск физкультурного отделения состоялся в 1968 году, среди которых был Пундиков Александр Иванович, Заслуженный учитель РСФСР, с 2004 года работает в педколледже[2, с. 130].
Геннадий Васильевич Ванюткин заложил традиции: проведения инструктивного лагеря с выездом за город, т.е. имитация целой пионерской смены в лагере; тематические регулярные линейки учащихся; проведение педагогических чтений областного значения; широкое использование технических средств обучения, оформлялись предметные кабинеты, в которых проводились киноуроки, использовались кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны. В ноябре 2022 года на здании физкультурного отделения по улице Полевой состоялось открытие мемориальной доски Ванюткину Г.В. В музее хранятся архивные документы о нем – фотографии, воспоминания.
Отдельный раздел в музее посвящен семье Дорогиных. Михаил Максимович и Мария Федоровна – дети войны. Здесь собраны архивные документы – фотографии, удостоверения, медали семьи. Мария Федоровна Дорогина, Отличник народного просвещения РСФСР, проработала директором педагогического училища с 1973 по 1983 годы, награждена орденом «Знак Почёта». Дорогин Михаил Максимович более 30 лет руководил оркестром народных инструментов преподавателей и студентов, с 2021 года оркестр народных инструментов музыкального отделения носит имя Дорогина М.М. Продолжает педагогическую династию заведующая дошкольным отделением, выпускница, отличник народного просвещения Н.В. Дорогина.
Отдельная экспозиция в музее посвящена Вере Григорьевне Петровой, Заслуженному учителю РСФСР, Отличнику просвещения СССР, Почетному ветерану Магнитогорска. Среди экспонатов: семейный альбом, удостоверения, письма, воспоминания, газетные статьи. В.Г. Петрова приехала в Магнитогорск в 1957 году после окончания Ленинградского госуниверситета. С 1964 года работала в педагогическом училище.С 1978 по 1984 годы – директор педагогического училища №1. Педучилище под руководством В.Г. Петровой стало центром методической работы с учителями области. Для преподавателей запомнился стиль руководства В.Г. Петровой. Четкость и организованность во всем, чувство времени, ответственность и обязательность. В 1981 году педагогическое училище № 1 отметило свое 50-летие. За это время в стенах училища было подготовлено более 7000 специалистов. Коллектив физической культуры один из сильнейших среди педучилищ в стране. Среди выпускников есть мастера спорта и чемпионы: Тамара Казачкова – участница Олимпийских игр, Леонид Моисеев – мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр, чемпион Европы 1979 года [3,17].
Директором педагогического училища №1 с 1993 по 2006 годы был Салов Анатолий Иванович, Отличник физической культуры РФ, Отличник просвещения РФ. Педагогическое училище № 1 стало центром учебно-методической работы Урало-Сибирской зоны. Методистами проводилась большая работа по обобщению и распространению передовых методов работы преподавателей физвоспитания, проводились семинары, конференции, как в Магнитогорске, так и в других городах Урала и Сибири [3,17].
Одним из современных методов, способствующих мотивации, и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность. Например, при создании группового проекта виртуального музея была сформирована электронная база данных по истории колледжа, систематизированы исторические материалы; созданы мультимедийные презентации по истории отделений, педагогическим династиям, размещены экспозиции «История колледжа в людях», «История отделений», «Педагогические династии», разработана виртуальная экскурсия.Данный проект способствовал формированию ключевых компетенций, обучающихся: коммуникативных информационных, исследовательских. Выполняя проект по теме: «Золотой фонд колледжа», ребята выяснили, что многие преподаватели являются выпускниками, работают многие годы в педучилище, колледже, имеют почетные звания. В учебном заведении работали «Заслуженные учителя РФ», Отличники просвещения СССР, РСФСР, работают «Почетные работники СПО РФ».
Участвуя в поисково-исследовательской работе, студенты постоянно соприкасаются с историей учебного заведения. Поисковая деятельность в музее является частью какого-либо исследования. Материалы фондов могут стать объектами исследования или отправной точкой проекта. Разработчики проекта осуществляют поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется в виде готового продукта – это буклеты, книги, презентации, которые могут быть использованы в дальнейшем в заполнении веб-страниц сайта, виртуального музея, экспозиции, экскурсии, различных мероприятий и программ. Все это является основой для формирования общих компетенций и решения воспитательных, образовательных и учебных задач.
Музей сегодня продолжает играть очень важную роль в жизни общества. Для современного человека музей должен входить в стиль жизни и пространство личностного развития, развития ключевых и профессиональных компетенций, а посещение музея должно стать привычной деятельностью.
Библиографический список
1. Архивные материалы музея колледжа. Воспоминания, фотографии, документы.
2.Шарафутдинов, Р.К. Урок длиною в 75 лет. Интервью, очерки, монологи, воспоминания. [Текст]/ Р.К. Шарафутдинов, – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 238 с.
3. Леушканова, О.Ю. Люди, события время… 21 век: «Вперед, на опережение!..» Они стояли у истоков образования в Магнитогорске [Текст] / О.Ю. Леушканова, С.А. Евстигнеева, Е.Ю. Иванова, Е.В. Похилюк. – Магнитогорск, 2021. – 128 с.
4. Альбом «О людях в белых халатах».
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Статья посвящена музею Магнитогорского педагогического колледжа, рассказывающая об истории учебного заведения и вкладе директоров в его развитие. В фондах музея представлены редчайшие экспонаты, например, протокол заседания президиума Магнитогорского городского совета депутатов Уральской области от 27 октября 1931 года об открытии Магнитогорского педагогического техникума, зачетная книжка и аттестат на звание учителя начальных классов 1938 года. Экспонаты являются материалом для поисково-исследовательской деятельности студентов. Через них обучающиеся знакомятся с этапами развития колледжа, его преподавателями, выпускниками, победителями и призёрами «Движения профессионалы». Члены совета музея, проводят большую краеведческо-исследовательскую работу по сбору архивных материалов и документов. Все это является основой для формирования общих компетенций и решения воспитательных, образовательных и учебных задач.
Ключевые слова: познавательная и коммуникативная деятельность, ключевые компетенции, музейный экспонат, пионерская атрибутика, фонд музея.
Музей Магнитогорского педагогического колледжа представляет собой такую информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности студентов. Музей дает простор не только учебной, но и творческой проектной внеучебной деятельности обучающихся.
Музей играет образовательно-воспитательную роль, так как сохраняет подлинные исторические документы, связанные с этапами становления колледжа. Здесь собраны сведения о педагогах и выпускниках разных лет, которые своими достижениями в работе, спорте, культуре прославили педагогическое училище, колледж.
В фондах музея представлены редчайшие экспонаты, например, протокол заседания президиума Магнитогорского городского совета депутатов Уральской области от 27.10.1931 года об открытии Магнитогорского педагогического техникума, зачетная книжка и аттестат на звание учителя начальных классов 1938 года.
В музее находятся экспонаты технических средств обучения – это кодоскопы, кинопроектор, диапроекторы, фильмоскопы, магнитофоны, физические приборы, наглядные пособия, которые использовались преподавателями на уроках, выставка телефонов, фотоаппаратов, музыкальных инструментов, пионерская атрибутика – горн, барабан, пионерский галстук, школьная форма, ученическая парта, счеты, а также выставка медалей, дипломов, значков, атрибутика движения «Профессионалы» и другие.
Члены совета музея, проводят большую краеведческо-исследовательскую работу по сбору архивных материалов и документов.
Музейные экспонаты являются материалом для исследований и творческих поисков обучающихся. Познакомимся с отдельными экспонатами и архивными документами.
Стендовая экспозиция «История колледжа в людях» рассказывает об истории, этапах развития учебного заведения и вкладе директоров.
Колледж – ровесник Магнитки. В ноябре 2021 года он отметил свое 90-летие. Вспомним, как же все начиналось.
В октябре 1931 года Уральское облоно вынесло решение о создании в Магнитогорске педагогического техникума. И уже 24 октября прибыла первая группа учащихся в количестве 15 человек из Челябинского педтехникума вместе с преподавателем математики Марфой Павловной Левицкой – она и стала первой заведующей учебной частью.Занятия начались 10 января 1932 года в только что построенной школе на пятом участке. Первые штатные преподаватели: Грабецкая В.С. – преподаватель математики, Соснина А.Н. – преподаватель русского языка, Махниборода И.В. – преподаватель химии, Жабин Т.В. – преподаватель естествознания, Лященко А.М. – преподаватель пения, Кузнецов Н.А – преподаватель русского языка и другие. Директором был Глазов М.Н., завучем Хрусталев А.И. [3, с 14].
Первый выпуск состоялся в 1935 году – 25 учителей начальных классов. Первый выпуск вечернего отделения состоялся в 1936 году – это 25 учителей. Педтехникум располагался в школе № 16 [1].
Среди архивных документов имеются уникальные фотографии первых выпускников, например, второй выпуск Магнитогорского педтехникума 1933-1936года, здесь запечатлены первые преподаватели[1].
Интересна сложилась судьба двух сестер, выпускниц педучилища –Нины и Лиды Чигвинцевых, которые были выселены вместе с родителями из Красноборского района ТАССР (Татарстана). С 18 июля 1931 года по 15 октября 1940 года они находились наспец поселении города Магнитогорска и 22 октября 1938 года были реабилитированы. Сестры Чигвинцевы, закончив вечернее дошкольное отделение педучилища, много лет проработали в сфере образования. Среди экспонатов в музее находится аттестат Чигвинцевой Нины об окончании педучилища, а также документ о реабилитации, датируемый 1938 годом [1].
Грозные годы Великой Отечественной войны педучилище переживало вместе со всей страной. В первые же дни войны были призваны в действующую армию 7 из 37 преподавателей: Н.А. Сонин, А.И. Хрусталев, П.П. Рожков, И.Е. Кадышников, Н.И. Желтов, Н.А.Кузнецов, Г.В. Жабин. Погибли на фронтах войны П.П. Рожков, Н. И. Желтов, И.Е. Кадышников. [3,15]
В эти годы училище переехало в барак на улице Ударников (левый берег, район Щитовых), так как в здании педучилища располагались эвакуированные госпитали № 3174 и № 5802 на 300 и 400 коек. Начальником госпиталя была назначена М.В. Смурова [4].
Студенты педучилища после учебы приходили в госпиталь, чтобы помогать ухаживать за ранеными. Условия работы были тяжелыми. Выпускница педучилища, Н.Н. Смирнова, вспоминает о тревожном ожидании санитарного поезда на перроне старого вокзала на левом берегу, когда они, совсем еще девчонки, помогали выносить из вагонов первых раненых. Из числа учащихся создавались санитарные дружины. В голодные военные годы, учащиеся не только выступали с самодеятельностью, стирали и штопали носки раненым, собирали металлолом, были донорами, но и работали на расчистке железной дороги комбината, на заготовке дров, на элеваторах натоку, убирали картофель и овощи для раненых бойцов.
Среди экспонатов в музее находится альбом, посвященный эвакуированным госпиталям, размещенным в годы войны в здании педучилища на улице Магнитной. Здесь собраны фотографии и воспоминания сотрудников, работавших в годы войны в эвакогоспитале № 3174. В 80-е годы студентами группы «Поиск» был собран материал о тех, кто работал в военные годы в эвакогоспитале № 3174. В 1983 году состоялось открытие мемориальной доски. Право открыть мемориальную доску в честь героического труда медиков в госпитале №3174 было предоставлено Ивану Яковлевичу Рязанову –заместителю директора по военно-патриотическому воспитанию, участнику Великой Отечественной войны [4]
Анатолий Иванович Хрусталев – педагог, партийный руководитель, Отличник народного просвещения родился в городе Тетюши Казанской губернии, в 1934 году закончил Казанский педагогический институт. С сентября 1941 года по июнь 1945 года участвовал в боевых операциях в составе войск Волховского, Калининского и 2-го Прибалтийского фронтов. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. В июне 1946 года Анатолий Иванович Хрусталев, демобилизовавшись из рядов Советской Армии, вернулся в педучилище и работал преподавателем педагогики и руководителем педагогической практики, а с апреля 1947 года по февраль 1948 года работал в должности директора. В феврале 1948 года был назначен 2 секретарем Кировского райкома КПСС[3,16].В музее имеются архивные материалы – фотографии А.И.Хрусталева, его записи в тетради, рассказывающие о первых директорах и преподавателях педучилища[3,16].
Тяжелые послевоенные годы, страна восстанавливается из разрухи. 16 лет возглавлял педагогическое училище ветеран войны Иван Винидиктович Махниборода – это был добрый, мягкий, никогда не умеющий сердиться человек, много было сделано им для развития учебного заведения.
И. В. Махниборода приехал в Магнитогорск в 1934 году после окончания Краснодарского института на «освоение металлургической целины». В грозные годы Великой Отечественной войны «прошагал» от Сталинграда до Польши с 1942 по 1945 годы. В музее имеются архивные документы И.В.Махнибороды, альбом, где размещены фотографии и воспоминания педагогов, которые работали в педагогическом училище в военные и послевоенные годы[1].
Студентами школьного отделения была проведена исследовательская работа о выпускниках – Заслуженных учителях школы РСФСР.Им посвящена отдельная экспозиция, среди экспонатов документы – диплом, зачетная книжка, удостоверения, студенческий и профсоюзный билеты, архивные фотографии Абраменко Л.Д., выпускницы 1961 года, проработавшей в колледже 45 лет.
Апрелева Мария Ивановна – выпускница училища 1940 года, Заслуженный учитель РСФСР, Отличник народного просвещения, ветеран Магнитки. Начало ее работы в 1949 году, проработала в педучилище 27 лет по 1976 год.Вот что она вспоминает об этом времени: «...Придя в 1949г. в педучилище я не чувствовала себя новичком: меня окружали старшие товарищи и мои ровесники, очень чуткие и доброжелательные. Это были: директор Иван Винидиктович Махниборода, завуч Николай Федорович Бухарин, преподаватели Александра Ивановна Бухарина, Е.Н. Калашникова, А.И. Зимина, К.И.Дмитриева, И.А.Кириллов и другие.Позднее в училище пришли Дорогина Мария Федоровна, Дорогин Михаил Максимович, Миляева Тамара Ивановна, Посадских Лидия Николаевна, Гнусарев Михаил Константинович, Павлова Людмила Ивановна. Хорошие это были годы. Работали мы с большим энтузиазмом. С большим чувством благодарности вспоминаю завуча Ивана Ионовича Куркина. Строгий требовательный, он как-то умел увлечь, заинтересовать работой. Вскоре И.И. Куркин стал директором школы №31, сменил его Николай Варламович Даниличев. Это был мягкий, чуткий человек[2, с.137].
В музее находится уникальная тетрадь, в которой в 1978 году написала свои воспоминания выпускница 1938 года, учитель истории, Отличник народного просвещения Дмитриева Клавдия Ивановна, она проработала в училище 33 года с 1944 по 1977 годы.Из воспоминаний К.И. Дмитриевой: «…Тогда училище было с трехгодичным сроком обучения, оно размещалось в здании бывшей школы №16 (соцгород). Директором училища был Кутырев И.П., чуть позднее – Чернюгов Ф.Ф.Моими учителями были: химии – Махниборода И. В., биологии и анатомии – Жабина Г.В., математики – Грабецкая В.С., истории – П.П. Рожков (погиб на войне), русского языка и литературы – Эбулдина О. П. Хорошо помню уроки анатомии Жабиной Г. В. – всегда яркие с демонстрацией (анатомировали кролика, смотрели через микроскоп одноклеточных и т.д.).В 1944 году меня пригласили работать в педучилище. Я пришла начинающим учителем истории, окончив в 1944 году пединститут.Многие мои учителя работали здесь: Жабина Г.В., Эбулдина О.П. Завучем училища стал Глазов Михаил Николаевич – очень эрудированный, мне кажется, из всех лет моей работы, такой завуч был только он один.Это был учитель всего педагогического коллектива. Он меня учил как ученицу. Ходил на уроки часто, удивительно их разбирал. И я его всегда ждала к себе на урок. И так он относился к каждому – учил.Мне кажется, что он мне дал столько, сколько весь институт [1].
Огромный вклад внес в развитие педагогического училища Геннадий Васильевич Ванюткин. Это был педагог высокой квалификации и отличных организаторских способностей. С приходом Г.В. Ванюткина укрепилась материально-техническая база училища – появились учебные кабинеты, учебно-спортивный комплекс, второе учебное здание.Ванюткин Г.В., Заслуженный учитель РСФСР работал директором с 1964 по 1973 годы. По инициативе Геннадия Васильевича Ванюткина в 1965 г. было открыто отделение физической культуры, набраны первые две группы. Тогда отделение не имело своей материальной базы, у первых студентов не было ни учебников, ни учебных пособий, ориентировались на учебные планы спортивного техникума. Многие преподаватели были совместителями, поэтому занятия проходили вечером. Основным источником знаний учащихся были конспекты[3, с. 17].
В музее оформлена экспозиция, посвященная отделению физического воспитания, среди архивных документов фотографии, воспоминания преподавателей и выпускников. Первым заведующим отделения был Глеб Викторович Лукин, Заслуженный работник физической культуры РСФСР, судья Всесоюзной категории по хоккею. Г.В. Лукин стоял у истоков магнитогорского хоккея, был основателем городской коллегии судей, много лет возглавлял федерацию хоккея Магнитки [1].
Первыми преподавателями были: Звягин Л.А., Петров В.И. – заслуженный тренер по легкой атлетике. Были приглашены в училище и лучшие преподаватели города. Первыми классными руководителями были Акимова Валерия Леонидовна, преподаватель химии и Гомон Фаина Семеновна, преподаватель иностранного языка и руководитель клуба интернациональной дружбы [2, с.129]. Первый выпуск физкультурного отделения состоялся в 1968 году, среди которых был Пундиков Александр Иванович, Заслуженный учитель РСФСР, с 2004 года работает в педколледже[2, с. 130].
Геннадий Васильевич Ванюткин заложил традиции: проведения инструктивного лагеря с выездом за город, т.е. имитация целой пионерской смены в лагере; тематические регулярные линейки учащихся; проведение педагогических чтений областного значения; широкое использование технических средств обучения, оформлялись предметные кабинеты, в которых проводились киноуроки, использовались кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны. В ноябре 2022 года на здании физкультурного отделения по улице Полевой состоялось открытие мемориальной доски Ванюткину Г.В. В музее хранятся архивные документы о нем – фотографии, воспоминания.
Отдельный раздел в музее посвящен семье Дорогиных. Михаил Максимович и Мария Федоровна – дети войны. Здесь собраны архивные документы – фотографии, удостоверения, медали семьи. Мария Федоровна Дорогина, Отличник народного просвещения РСФСР, проработала директором педагогического училища с 1973 по 1983 годы, награждена орденом «Знак Почёта». Дорогин Михаил Максимович более 30 лет руководил оркестром народных инструментов преподавателей и студентов, с 2021 года оркестр народных инструментов музыкального отделения носит имя Дорогина М.М. Продолжает педагогическую династию заведующая дошкольным отделением, выпускница, отличник народного просвещения Н.В. Дорогина.
Отдельная экспозиция в музее посвящена Вере Григорьевне Петровой, Заслуженному учителю РСФСР, Отличнику просвещения СССР, Почетному ветерану Магнитогорска. Среди экспонатов: семейный альбом, удостоверения, письма, воспоминания, газетные статьи. В.Г. Петрова приехала в Магнитогорск в 1957 году после окончания Ленинградского госуниверситета. С 1964 года работала в педагогическом училище.С 1978 по 1984 годы – директор педагогического училища №1. Педучилище под руководством В.Г. Петровой стало центром методической работы с учителями области. Для преподавателей запомнился стиль руководства В.Г. Петровой. Четкость и организованность во всем, чувство времени, ответственность и обязательность. В 1981 году педагогическое училище № 1 отметило свое 50-летие. За это время в стенах училища было подготовлено более 7000 специалистов. Коллектив физической культуры один из сильнейших среди педучилищ в стране. Среди выпускников есть мастера спорта и чемпионы: Тамара Казачкова – участница Олимпийских игр, Леонид Моисеев – мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр, чемпион Европы 1979 года [3,17].
Директором педагогического училища №1 с 1993 по 2006 годы был Салов Анатолий Иванович, Отличник физической культуры РФ, Отличник просвещения РФ. Педагогическое училище № 1 стало центром учебно-методической работы Урало-Сибирской зоны. Методистами проводилась большая работа по обобщению и распространению передовых методов работы преподавателей физвоспитания, проводились семинары, конференции, как в Магнитогорске, так и в других городах Урала и Сибири [3,17].
Одним из современных методов, способствующих мотивации, и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность. Например, при создании группового проекта виртуального музея была сформирована электронная база данных по истории колледжа, систематизированы исторические материалы; созданы мультимедийные презентации по истории отделений, педагогическим династиям, размещены экспозиции «История колледжа в людях», «История отделений», «Педагогические династии», разработана виртуальная экскурсия.Данный проект способствовал формированию ключевых компетенций, обучающихся: коммуникативных информационных, исследовательских. Выполняя проект по теме: «Золотой фонд колледжа», ребята выяснили, что многие преподаватели являются выпускниками, работают многие годы в педучилище, колледже, имеют почетные звания. В учебном заведении работали «Заслуженные учителя РФ», Отличники просвещения СССР, РСФСР, работают «Почетные работники СПО РФ».
Участвуя в поисково-исследовательской работе, студенты постоянно соприкасаются с историей учебного заведения. Поисковая деятельность в музее является частью какого-либо исследования. Материалы фондов могут стать объектами исследования или отправной точкой проекта. Разработчики проекта осуществляют поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется в виде готового продукта – это буклеты, книги, презентации, которые могут быть использованы в дальнейшем в заполнении веб-страниц сайта, виртуального музея, экспозиции, экскурсии, различных мероприятий и программ. Все это является основой для формирования общих компетенций и решения воспитательных, образовательных и учебных задач.
Музей сегодня продолжает играть очень важную роль в жизни общества. Для современного человека музей должен входить в стиль жизни и пространство личностного развития, развития ключевых и профессиональных компетенций, а посещение музея должно стать привычной деятельностью.
Библиографический список
1. Архивные материалы музея колледжа. Воспоминания, фотографии, документы.
2.Шарафутдинов, Р.К. Урок длиною в 75 лет. Интервью, очерки, монологи, воспоминания. [Текст]/ Р.К. Шарафутдинов, – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 238 с.
3. Леушканова, О.Ю. Люди, события время… 21 век: «Вперед, на опережение!..» Они стояли у истоков образования в Магнитогорске [Текст] / О.Ю. Леушканова, С.А. Евстигнеева, Е.Ю. Иванова, Е.В. Похилюк. – Магнитогорск, 2021. – 128 с.
4. Альбом «О людях в белых халатах».