Задать вопрос
Статьи

МУЗЕЙ-ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЮНОШЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГРАНИ» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

10.01.2024
Переродина И.В.
Верхнеуральский районный краеведческий музей, г. Верхнеуральск

МУЗЕЙ-ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЮНОШЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГРАНИ» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматривается опыт музейных сотрудников по привлечению в музей подростков, по передаче культурных и духовных ценностей молодому поколению через знакомство с искусством и историей родного края в рамках проекта, разработанного сотрудниками районного краеведческого музея, описываются используемые формы работы с юношеством.
Ключевые слова: духовные ценности, история родного края, формирование личности.

Мы живем в эпоху перемен. Поэтому сотрудники музея постоянно в поиске новых путей, через музейные проекты они пытаются выстроить диалог между подростками и взрослыми. Разрабатывая культурные проекты для молодой аудитории, необходимо не только понять подростков, но, прежде всего, осознать, что нам самим мешает разговаривать с ними о важном и ценном.
Подростки традиционно считаются одной из возрастных групп, наименее вовлеченной в музейную сферу. Они уже самостоятельно решают, как провести свой досуг, но при этом не определились с предпочтениями. Как правило, очень восприимчивые, подростки открыты ко всему новому и находятся в постоянном поиске.
Молодые люди, которые стремятся к саморазвитию и жаждут приключений; думают, что для них «закрыты» возможности, а их место жительства не позволяет самореализоваться им. Подросткам очень не хватает общественного пространства, где не обязательно делать то, что им говорят взрослые, а можно просто общаться и заниматься интересными для них занятиями. Молодёжь хочет проводить свою жизнь в движении, наполнять её яркими красками, менять локации и пробовать новое. Однако не каждый небольшой городок или село может дать своим юным жителям место, которое соответствует их интересам.
Сотрудники музея поняли, что очень важно не упустить этот момент и сформировать привычку проводить свободное время именно в музее.
За юношами и девушками будущее нашего города и района, на сегодняшний день большая часть из них после учебы в большом городе не возвращается назад. Поэтому важно привить им любовь к родному краю, гордость заместо, где живут и желание вернуться в родной город.
В современных условиях приоритетной задачей Российской Федерации до 2025 года в сфере воспитания подрастающего поколения является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.[1,С.1].
В 2021 году группа сотрудников Верхнеуральского краеведческого музея разработала проект для подростков «ГрАнИ».
Актуальность проекта в организации в музее КТД(коллективно-творческих дел), выставок и презентаций, встреч, экскурсий и мастер-классов, темы которых пересекались бы с интересами современных юношей и девушек: чтобы можно было наговориться о том, что волнует. Мы попробовали превратить Музей в дружественную площадку для юношеского самовыражения, обмена идеями, опытом и мечтами. Подросткам нужно было лишь выбрать артель по душе.Музей обладает ценным ресурсом – вызывает доверие родителей, а также имеет возможность создать для подростка безопасную со всех точек зрения обстановку. Приглашая ведущих встреч и мастер-классов, мы пытались найти людей, готовых быть с подростками «на одной волне», делиться опытом и общаться в режиме диалога, а не лекции. Нами были организованы артели по интересам.
Почему мы организовали артели?
1. Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, а это соответствует поставленным нами задачам.
2. До революции в Верхнеуральском уезде работало множество разных артелей, о которых мы с ребятами узнавали много нового.
Верхнеуральск – патриарх городов Челябинской области – основан в 1734 году. Историческая часть города хорошо сохранилась, поэтому многие называют его городом-музеем под открытым небом. Пятьдесят одно здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 30 зданий имеют статус выявленных объектов культурного наследия. Это архитектурные ансамбли, нетронутые временем (Никольский собор 1875 года постройки, купеческие дома и магазины, мраморные надгробия начала XX в.), аллея могучих тополей вдоль реки Урал. Молодежь должна знать свою историю.
Как говорил Д.С. Лихачев в своих письмах: «…Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.»[2,с.56].
Было принято решение создать ситуацию, которая привлечет внимание, предложить задания, способные вызвать интерес у подростков, оказать эмоциональную поддержку, чтобы появилось желание. Встречи были организованы в удобное для молодежи время, создана дружеская атмосфера, создана в социальной сети В Контакте беседа, в которой можно обсудить идеи, готовящиеся встречи, эскизы творческих работ. В каждом направлении и артели ставились определенные задачи, но ребята могли внести свои предложения и идеи. Музейщики, общаясь с ребятами, старались убедить их в том, что город может меняться не только по инициативе взрослых, но и молодежь может делать город, в котором живет комфортным и сохранившим свою идентичность. Изучение фактов истории в рамках проекта шло через решение задач, стоящих перед артелями, каждый участник мог реализовать свои творческие способности в выбранной области. В итоге многие ребята выразили желание работать сразу во всех артелях, поэтому работа каждой артели пришлось вести поэтапно.
Каждый город уникален в своем пространстве. Он имеет собственную ауру и традиции, город Верхнеуральск не исключение. Детали во многом создают город и его атмосферу. Вывески и объявления становятся теми архитектурными символами, которые формируют городскую идентичность.
Мы поставили перед собой задачу в рамках работы артели «Ярче» – доказать юношам и девушкам, что они могут сделать наш город ярче, привлекательнее, комфортнее.
Мы начали работать над важной задачей – решили превратить в арт-объекты афишные тумбы, расположенные в исторической части города, украсить их граффити на исторические темы, снабдив подсветкой.
Первым шагом стало изучение объявлений и вывесок, размещаемых на улицах города в начале XX века. Ребята узнали, чем жил родной город более ста лет назад.
Заинтересовать смогли мы подростков-учащихся школы искусств, для них организовали мастер-класс по граффити, пригласив Александра Добрынина из Магнитогорска. Работали над эскизами, изучали историю родного города.
Цель артели «Искусство быть собой» – доказать, что подростки – творческие личности, их внешний облик – это способ рассказать взрослым о том, что у них внутри.
Мода- это искусство, образ жизни в настоящий исторический момент. Каждый молодой человек попадает под влияние моды, которая диктует обществу, что и куда одевать. Анализируя исторические события и изменения в моде, важно понять, как они взаимосвязаны. Для этого музейщики организовали выставку об истории моды, ребята смогли примерить образы советского периода, побыть модельерами. На встрече ребят с Марией Сукиновой, персональным тренером, руководителем фитнес-проектов, призёром конкурса красоты, они узнали о важности здорового образа жизни в разные периоды истории и сегодня, об осанке, девушки стали участницами дефиле.
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи на традициях старшего поколения, развитие коллекционирования и собирательства, как активной и полезной формы отдыха и досуга, формирование бережного отношения к историческому и культурному прошлому, стало целью работы артели «Уникум».
Психологи утверждают, что иметь какое-нибудь хобби весьма полезно. Коллекционирование можно рассматривать как исследовательскую деятельность, способную помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности, оно помогает расширить творческие возможности подростка, внести вклад в воспитание определенных качеств личности. Коллекционирование следует поощрять, давая ему правильное направление.
Для формирования интереса к коллекционированию в выставочном зале музея оформили свои экспозиции местные коллекционеры, подростки смогли узнать, когда родилось увлечение собирательством у взрослых, какие коллекции было модно собирать в советский период.
В музее прошел форум юных коллекционеров. Подростки смогли презентовать коллекции, они получили опыт в подготовке и презентации коллекции, умении говорить на публике, в завершении форума прошло награждение участников.
Татьяна Гелиевна Галактионова – доктор педагогических наук, профессор СПБГУ, эксперт Центра русского языка и славистики РАО сказала: «Культура является «прививкой» от дикости и жестокости. Обществу нужен культурный человек. А для самого человека культура– способ укрыться от повседневности, сбежать от обыденности. Допустим, окружение подростка мало способствует позитивному мировосприятию, но встреча с хорошей музыкой, живописью будет подпитывать его эмоционально. Кроме того, выходя в пространство культуры, человек может попытаться сформировать круг своего общения и найти единомышленников. Это шанс личностного роста и становления»[3,С.14].
Музыка сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. В младенчестве мама поёт малышу колыбельные, затем ребёнок слушает песни из мультфильмов, а к началу подросткового возраста дети начинают интересоваться современными музыкальными направлениями. Наибольшее значение для подростков имеет эмоциональный посыл, содержащийся в музыке, но при этом ещё одним важным моментом является ритм. Он очень важен для внутреннего состояния человека, слушающего музыку. Человеческий мозг, получая импульсы при прослушивании композиции, по-разному реагирует на разные музыкальные ритмы. Так как подростки отличаются взрывными характерами, импульсивностью, нередко агрессивностью, они выбирают ритмичные направления. Уход в музыкальные субкультуры характерен в подростковом и раннем юношеском возрасте. Причиной является необходимость в формировании идентичности, собственного «Я». Подросткам важно быть частью какой-то группы, чувствовать общность интересов и идей, иметь широкое поле для продуктивного взаимодействия со сверстниками. Молодые люди делятся впечатлениями от прослушивания музыки, интересуются взглядами на жизнь музыкантов, идентифицируют себя с ними и нередко стараются подражать кумирам. Часто подростки, увлекающиеся музыкой, начинают сами писать песни или играть на музыкальных инструментах. Творчество даёт подростку необходимую для него свободу самовыражения, возможность выплёскивать собственные эмоции и переживания. Для реализации этих потребностей была организована артель «Ритм».
Участники артели познакомились с интересными молодыми музыкантами, музейщики предоставили им возможность проявить свои таланты, выступив на музейных квартирниках, совместно с ребятами подготовили выставку «Звуки времени». Молодые люди смогли погрузиться в атмосферу музыки, познакомиться с историей через подготовку выставки, рассказывающей о музыкальных инструментах и звуковоспроизводящих устройствах разных времен.
Проект доказал свою актуальность, подростки с удовольствием приходят в музей.
Следовательно, музей как культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции, последующим поколениям наиболее ценной части культурного наследия, должна занять одно из ведущих мест в формировании духовно-ценностных ориентаций современного человека, а задача музейщиков найти «ключик к сердцу» молодого поколения.

Библиографический список
1.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
2.Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.
3. Подросток в музее. Как кураторы и тьюторы помогают людям найти себя.[Электронный ресурс]/ Логинова А. И., Труфанов Н. А., Морозов Н. А. и др. –Режим доступа: https://www.litres.ru/book/aleksandra-igorevna/podrostok-v-muzee-kak-kuratory-i-tutory-pomogaut-ludy-63100531/chitat-onlayn/

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.