МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА
29.12.2024
УДК 371.2
Чернобовкин В. А., Мужилевская Д. В., Барбина В. Д.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме увеличения количества детей с особенностями в развитии и недостаточностью сети специализированных учре-ждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу. Результатом написания данной статьи является модель создания современного частного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возмож-ностями здоровья, включая описание предлагаемых услуг, категории детей, специфику видов образовательной деятельности, разработку и представление элементов бизнес-плана, планируемые результаты. Область применения: система современных дошкольных образовательных организаций, включая частные учреждения коррекци-онной направленности. Значимость исследования заключается в актуализации и обосновании целесообразности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров, как связующего звена в рамках традиционной системы коррекционного воспитания и образования детей с особенностями развития. Открытие подобных центров поможет интенсивнее оказывать квалифицированную помощь детям на ранних этапах развития и способствовать решению данной проблемы.
Ключевые слова: специализированный коррекционно-развивающий центр, дефекто-логия, логопедия, дети с ограниченными возможностями здоровья, бизнес-модель.
MODEL FOR CREATING A CORRECTIONAL DEVELOPMENTAL CENTER
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of increasing the number of children with special needs and the insufficiency of the network of specialized institutions and organ-izations implementing correctional and preventive work. The results were the proposed model of creating a modern private correctional and developmental center for children with disabilities, including a description of the services offered, categories of children, specifics of the types of educational activities, development and presentation of business plan elements, and planned results. Scope: the system of modern preschool educational organizations, including private correctional institutions. The significance of the study lies in updating and substantiating the feasibility of expanding specialized correctional and developmental centers as a link within the traditional system of correctional upbringing and education of children with special needs. The opening of such centers will help to provide more intensive qualified assistance to children at the early stages of development and contribute to solving this problem.
Keywords: specialized correctional and developmental center, defectology, speech therapy, children with disabilities, business model.
В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития, то есть имеющих ограниченные возмож-ности здоровья (ОВЗ). Проблема «особенных» детей является одной из актуальных в со-циальной сфере современного общества. Сегодня в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тыс. состав-ляют дети-инвалиды. Количество детей с различными формами нарушений (психическо-го, интеллектуального, соматического развития, нарушения опорно-двигательного аппа-рата, зрения, слуха, речевые патологии и др.) в результате многих неблагоприятных фак-торов возросло, что является огромным вызовом для общества и серьезной социальной и медицинской проблемой. Наличие тяжелых нарушений у детей требует, как можно более раннего выявления и оказания специализированной квалифицированной помощи.
В настоящее время все больше усиливается тенденция роста кадрового дефицита. В школах недостаточно профильных дефектологов, логопедов, психологов, нейропсихологов, социальных педагогов. До сих пор в российских образовательных организациях с рядом проблем сталкивается практика внедрения инклюзивного образования, нет специальных условий для обучения особенных детей, существует недообеспеченность необходимым оборудованием, сохраняется высокая численность детей с ОВЗ, обучающихся на дому и т.д. Образование детей с ограниченными возмож-ностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, создание которой возможно в специальных раз-вивающих коррекционных центрах для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов и программ, направленных на лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию таких детей.
У родителей, имеющих детей с нарушениями, есть потребность пользоваться услу-гами логопеда и дефектолога, а у учителя-дефектолога и учителя-логопеда, рабо-тающего в традиционной системе зачастую нет возможности охватить столь обширный контингент детей. В связи с чем наблюдается дефицит педагогов, способных оказать такую специализированную помощь. Родители приходят к поиску специалистов вне муниципальных ДОО, поэтому в современных условиях необходимо создание и расширение специальных коррекционных центров по оказанию профессиональной помощи детям и их родителям. Исследователи утверждают, что именно в раннем возрасте ребенка закладывается база для его дальнейшего развития, которая оказывает влияние на последующий процесс приобретения знаний и навыков. Высокий спрос на услуги детских центров объясняется заботой родителей о будущем своих малышей.
Таким образом, увеличение количества детей с особенностями в развитии и недос-таточностью сети специализированных учреждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу актуализирует проблему кардинального рас-ширения количества специализированных учреждений, детских садов, центров, в том числе частных, способных оказывать детям с ОВЗ квалифицированную помощь, а также проблему повышения качества и доступности образовательных услуг таких учреждений всем категориям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ состояния муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе коррекционной направленности в г. Магнитогорске Челябинской области, ра-ботающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволил оперировать следующими данными: по отчетной информации за 2023 год в Магнитогорске функцио-нирует 115 муниципальных садов и один частный. В трех школах города открыто 10 до-школьных групп, которые посещают 179 детей. Общее количество дошкольников – 26 325 человек, включая 6 088 детей раннего возраста (до 3 лет). Процент детей от 1 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 95,6 %, что выше областного показателя на 7 %. Абсолютный охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет со-ставляет 100 % [2]. В январе 2022 года на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска был открыт второй в Челябинской области и единственный в городе Магнитогорске Ресурс-ный класс в формате инклюзивного обучения для особо нуждающихся детей с расстрой-ством аутистического спектра. В детском саду № 70 открывается ресурсная группа для инклюзивного образования детей до 3 лет с повышенным риском формирования рас-стройства аутистического спектра. Общая заболеваемость детей в городе в возрасте от 0 до 14 лет психическими расстройствами увеличилась на 2,78 % по сравнению с прошлым годом и достигла 3204,5 случаев на 100 тыс. населения [3].
В Магнитогорске действуют несколько дошкольных организаций с коррекционной направленностью, среди которых оздоровительные и специализированные детские сады (МДОУ детские сады № 29, № 35, № 102, № 105, № 132, № 147, № 152, № 182 и другие) и детские сады для присмотра и оздоровления детей (МДОУ детские сады № 112, № 117, № 173, № 174, № 181 и т. д.). Кроме того, в городе действуют муниципальные коррекци-онные школы и школы-интернаты (№ 3, № 4, № 5, № 15, № 17, № 24, № 52) и частные образовательные учреждения, включая детские центры и клубы с коррекционно-развивающей и оздоровительной направленностью. Среди частных организаций наибо-лее популярны: медицинский центр для детей и взрослых «Индиго Магнитки», Центр развития детей «Лесенка успеха», центр раннего развития Марии Монтессори, детский развивающий центр «Бэби-клуб», центр коррекции и развития Лианы Аболмасовой, ре-чевой клуб «Логомир», коррекционно-логопедический центр Марии Черняк, логопедическая школа Мудрого Лиса, детский развивающий клуб «Дом» и другие.
Однако, несмотря на представленное число коррекционных дошкольных учрежде-ний, они не могут удовлетворить потребности всех нуждающихся детей в почти полу-миллионном городе. Данные о детях, требующих медицинской помощи в Магни-тогорске, свидетельствуют о необходимости срочного расширения сети коррекционных дошкольных организаций. Таким образом, цель данной работы заключается в анализе состояния муниципальных дошкольных образовательных организаций, включая коррекционные, в Магнитогорске Челябинской области, а также в разработке модели создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе рассматривается обосновывается открытие частного специализированного коррекционно-развивающего центра для оказания помощи детям с ОВЗ с целью возмож-ности получения такими детьми своевременной квалифицированной помощи. Одной из ключевых задач создания таких центров является предоставление коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также развитие на-выков самообслуживания, общения, социального взаимодействия и трудовой ориента-ции у детей с различными нарушениями. Во многих центрах проводится специализиро-ванная образовательная деятельность, занятия организуются по программам индивиду-ального или группового воспитания и обучения. Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы информационная и правовая поддержка, а также консультации, диагностика и методическая помощь, которую они могут получить в коррекционно-развивающих центрах.
Учитывая, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых услови-ях образования в рамках инклюзии, важно более тщательно прорабатывать систему работы с ними на основе комплексного подхода. Такие дети – это развивающиеся личности, имеющие право на удовлетворение своих потребностей в познании, общении и творчестве. Все это можно реализовать в коррекционном центре, где должны быть созданы условия для развития их интеллектуальных и речевых навыков, укрепления физического и психического здоровья. Коррекционный сад является специализированным учреждением для детей с ограниченными возможностями, предоставляющим условия для всестороннего развития, лечения и коррекции.
Главная особенность коррекционных садов заключается в том, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники и детские психологи. В каждом саду дети делятся на группы в зависимости от их возраста и интеллектуальных способностей. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы, который включает специальные упражнения для коррекции слабых сторон. Занятия в коррекционных садах проводятся как в групповом, так и в индивидуальном формате, но, к сожалению, этого недостаточно, так как количество детей в группах часто превышает нормы. Это ограничивает возможности специалистов для индивидуальной работы с каждым ребенком, что негативно сказывается на его развитии.
Анализ показывает, что из-за нехватки специализированных садов в группах нахо-дятся дети с различными нарушениями. Часто случается так, что в логопедической груп-пе оказываются дети с выраженными умственными, речевыми, поведенческими или эмо-циональными проблемами, что затрудняет образовательный процесс в группе. На наш взгляд, такие дети должны быть разделены на специализированные группы для полно-ценной индивидуальной работы и разработки индивидуальных маршрутов. Эта ситуация также усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов. Во всех кор-рекционных учреждениях необходимо проводить занятия с родителями, чтобы помочь им лучше понять проблемы своих детей и создать благоприятные условия дома. Прием детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на ос-новании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Все вышеизложенное усугубляет социальную депривацию детей с ограниченными возможностями и требует повышения эффективности методов работы с ними. Особое внимание уделяется организации работы с детьми с интеллектуальными и речевыми на-рушениями, учитывая проблему доступности образования для таких детей, так как инк-люзивная среда способствует их свободному развитию и социализации.
Анализ коррекционных образовательных учреждений позволил сделать вывод о том, что количество детей, нуждающихся в их посещении достаточно велико. Проанали-зировав данные, в том числе по г. Магнитогорску Челябинской области, был сделан вы-вод о том, что в коррекционные центры за различного рода консультационной и квали-фицированной реабилитационной помощью обращается большое количество родителей. В коррекционно-развивающие центры с высокопрофессиональными специалистами, в особенности, имеющими хорошую репутацию, создается очередность и ожидание в за-писи, что неблагоприятно влияет на развитие ребенка; переносит, увеличивает его кор-рекцию и реабилитацию на более продолжительные сроки. Зачастую, спрос превышает предложения, создается конкуренция, исходя из чего, можно сделать вывод о целесооб-разности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров помощи детям и их родителям. Если в прошлом детские коррекционные центры были востребо-ваны преимущественно только у обеспеченных родителей, то сегодня их услугами поль-зуются семьи разного достатка. Основная отличительная особенность частных коррекци-онных центров может заключаться в том, что они предлагают интересные, а главное бо-лее эффективные программы.
Представляемая модель организации коррекционно-развивающего центра включает категорию детей от 2 до 12 лет с индивидуализированным подходом основного вида деятельности. То есть, предполагается, что с каждым ребенком занятия проводятся индивидуально, под каждого малыша расписывается индивидуализированный маршрут и план работы с ним. Во многом успех работы предлагаемого коррекционного центра развития детей с ОВЗ зависит от грамотных, компетентных специалистов, от уровня их эмоциональной лабильности, стрессоустойчивости, эмпатии и т. д.
Для организации коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ важно учи-тывать уже имеющийся опыт в данной сфере. Создание коррекционно-развивающих цен-тров для детей с ОВЗ обусловлено тем, что экономическое положение России активизи-рует систему работы с детьми и их социальную поддержку; наблюдается дефицит в вы-сококвалифицированных специалистах, которые способны оказать специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Важным аспектом при открытии коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ является организация системы комплексной реабилитации, определение основных критериев направления работы, связанных с перечнем оказываемых услуг; коммерческой лабильностью в ценообразовании на предлагаемые образовательные услуги; разнообра-зием видов деятельности. В организации коррекционно-развивающего центра для разви-тия детей с ОВЗ необходимо учитывать требования СЭС, ГОСТа, СанПиНа и органов пожарного надзора.
Большую роль в открытии коррекционно-развивающих центров играет грамотный выбор места для его расположения, удобные подъездные пути, безопасная территория, доступность общественного транспорта. Подбор помещения является одним из важных вопросов. Не рекомендуется рассматривать подвальные и полуподвальные помещения. Большие окна, высокие потолки, удобное расположение, хорошая транспортная развязка, безопасный подъезд к центру – все это играет большую роль в выборе коррекционного центра. Так же существуют специальные требования к детским учреждениям, специальные нормы и правила по детским санузлам, потолкам, размеру помещения и т. д. Для коррекционно-развивающего центра допустимо помещение площадью 150-200 квадратных метров, в состав которого должны входить: санитарная комната с проточной водой, включая горячее водоснабжение и отопление, не менее четырех помещений для обучения, зал для физической активности, комната для ожидания, техническое помещение для хранения инвентаря. Для такого центра необ-ходимо продумать и спланировать основные направления его работы.
Открываемый детский развивающий центр может специализироваться на оказании следующих услуг: помощь логопедов, психологов, дефектологов, АВА терапия, сенсор-ная интеграция по Джин Айрес, кинезотерапия, адаптивная физкультура, нейрокоррек-ция, логоритмика, подготовка к школе детей с особенностями в развитии, ранняя диагно-стика аутизма и др. Работа должна осуществляться на основе передовых отечественных и зарубежных технологий и методик, а также авторских методик стимулирования речи не-говорящих детей, коррекции алалии, практическим пособиям и т.д., разработанным в данном центре. Занятия в коррекционных центрах должны проводиться как в групповом (с небольшим количеством детей), так и в индивидуальном форматах, благодаря чему работа должна осуществляться более эффективно. На каждого ребенка должны быть разработаны планы, как для индивидуальных, так и для групповых занятий, в состав которых может входить до 6 человек, что позволит уделять внимание каждому ребенку, учитывать его физические ограничения, особенности развития, нюансы психологии и воспитания [4]. Благодаря групповым занятиям ребенок сможет получать полноценную социальную адаптацию. Помимо вышеизложенных плюсов есть и минусы – это достаточно высокая ценовая политика.
Согласно данным анализа рынка детских развивающих центров, данный вид бизне-са продолжает оставаться одним из перспективных. Проанализировав опыт открытия коррекционных центров, мы сделали вывод о том, что подобные центры востребованы в связи с увеличивающимся количеством детей с отклонениями в развитии. При составле-нии проекта по открытию коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ важно учитывать следующие моменты: описание предлагаемых услуг, категория детей, с кото-рыми будет проводиться работа, ценовая политика, разработка бизнес-плана, ориентация на уровень финансовой обеспеченности и достатка родителей.
Для того чтобы открыть коррекционно-развивающий центр потребуются разные суммы. Средний порог входа в данную отрасль варьируется в размере от 1,5 до 3 млн. руб., а если речь идет не об аренде, а о приобретении помещения, то может потребовать-ся около или более 10 млн. руб. Не стоит забывать, что в расходы будут входить аренда, персонал (фонд оплаты труда и налоги), расходы низкого сезона, затраты на связь, охра-ну, учебные пособия и дидактические материалы и т. д.
При подборе персонала необходимо учитывать уровень и профиль образования, наличие медицинских книжек. Зачастую претенденты, имеющие соответствующую квалификацию и уровень образования, должны пройти дополнительную специальную подготовку, повышение квалификации, тестирование, собеседование перед трудоустрой-ством Требования к опыту и образованию зависят от позиции, на которую претендует кандидат. Доход персонала может зависеть от разных факторов: сдельная оплата труда, нормированное задание, оклад др.
Успешность работы коррекционно-развивающего центра будет зависеть также от грамотного составления бизнес-плана, который поможет избежать, либо миними-зировать возможные риски. Бизнес-план открытия детского коррекционно-развивающего центра необходимо составлять с учётом целевой аудитории, то есть семей разного достатка с детьми, ориентироваться на уровень доходов людей в конкретном городе или регионе [1]. Оптимальным вариантом для города Магнитогорска является ориентация на людей среднего достатка, готовых вкладывать средства на коррекцию и развитие своих детей, но в умеренных количествах. В данном случае очень важно соблюсти пропорцию «цена-качество», предлагая доступную стоимость и эффективные, интересные игровые занятия. Важно провести предварительный анализ потенциальных клиентов. При построении «pr-кампаний» коррекционно-развивающего центра стоит учитывать, что целевой аудиторией главным образом являются женщины, то есть мамы, которые в большей степени занимаются вопросами воспитания и реабилитации своих особенных детей.
Таким образом, благодаря развитию частных коррекционно-развивающих центров доля детей, получающих высококвалифицированную помощь, вне сомнения, будет уве-личиваться. Коррекционное обучение, как показывают исследования, это не просто до-полнение к общеразвивающей работе с детьми, это одно из условий преодоления и сни-жения трудностей, возникающих вследствие различных нарушений, а самое главное это основа для формирования полноценной личности современного ребенка.
Список литературы
1. Бизнес-план детского развивающего центра. URL: https://www.poliglotiki.ru/biznes-plan-detskogo-razvivayushhego-centra.html (дата обраще-ния: 17.10.2024)
2. Бирюк О. И. Доклад о результатах реализации и оценке эффективности муници-пальной программы «Развитие образования в городе Магнитогорске» на 2022-2027 годы за 2023 год. URL: https://magobr.educhel.ru/government/analitica/file/1877214 (дата обращения: 17.10.2024).
3. Дети с аутизмом смогут ходить в специальную группу в детском саду Магнито-горска. URL: https://kursdela.biz/news/2023-10-20/deti-s-ras-poluchat-vozmozhnost-hodit-v-spetsialnuyu-gruppu-v-detsadu-magnitogorska-3076089 (дата обращения: 17.10.2024).
4. Хьюэтт Д., Фёрт Г., Бабер М., Харрисон Т. Интенсивное взаимодействие. Руково-дство. Москва: Скифия, 2018. 248 с.
5. Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. Москва : Теревинф, 2018. 72 с.
Чернобовкин В. А., Мужилевская Д. В., Барбина В. Д.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме увеличения количества детей с особенностями в развитии и недостаточностью сети специализированных учре-ждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу. Результатом написания данной статьи является модель создания современного частного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возмож-ностями здоровья, включая описание предлагаемых услуг, категории детей, специфику видов образовательной деятельности, разработку и представление элементов бизнес-плана, планируемые результаты. Область применения: система современных дошкольных образовательных организаций, включая частные учреждения коррекци-онной направленности. Значимость исследования заключается в актуализации и обосновании целесообразности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров, как связующего звена в рамках традиционной системы коррекционного воспитания и образования детей с особенностями развития. Открытие подобных центров поможет интенсивнее оказывать квалифицированную помощь детям на ранних этапах развития и способствовать решению данной проблемы.
Ключевые слова: специализированный коррекционно-развивающий центр, дефекто-логия, логопедия, дети с ограниченными возможностями здоровья, бизнес-модель.
MODEL FOR CREATING A CORRECTIONAL DEVELOPMENTAL CENTER
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of increasing the number of children with special needs and the insufficiency of the network of specialized institutions and organ-izations implementing correctional and preventive work. The results were the proposed model of creating a modern private correctional and developmental center for children with disabilities, including a description of the services offered, categories of children, specifics of the types of educational activities, development and presentation of business plan elements, and planned results. Scope: the system of modern preschool educational organizations, including private correctional institutions. The significance of the study lies in updating and substantiating the feasibility of expanding specialized correctional and developmental centers as a link within the traditional system of correctional upbringing and education of children with special needs. The opening of such centers will help to provide more intensive qualified assistance to children at the early stages of development and contribute to solving this problem.
Keywords: specialized correctional and developmental center, defectology, speech therapy, children with disabilities, business model.
В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития, то есть имеющих ограниченные возмож-ности здоровья (ОВЗ). Проблема «особенных» детей является одной из актуальных в со-циальной сфере современного общества. Сегодня в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тыс. состав-ляют дети-инвалиды. Количество детей с различными формами нарушений (психическо-го, интеллектуального, соматического развития, нарушения опорно-двигательного аппа-рата, зрения, слуха, речевые патологии и др.) в результате многих неблагоприятных фак-торов возросло, что является огромным вызовом для общества и серьезной социальной и медицинской проблемой. Наличие тяжелых нарушений у детей требует, как можно более раннего выявления и оказания специализированной квалифицированной помощи.
В настоящее время все больше усиливается тенденция роста кадрового дефицита. В школах недостаточно профильных дефектологов, логопедов, психологов, нейропсихологов, социальных педагогов. До сих пор в российских образовательных организациях с рядом проблем сталкивается практика внедрения инклюзивного образования, нет специальных условий для обучения особенных детей, существует недообеспеченность необходимым оборудованием, сохраняется высокая численность детей с ОВЗ, обучающихся на дому и т.д. Образование детей с ограниченными возмож-ностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, создание которой возможно в специальных раз-вивающих коррекционных центрах для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов и программ, направленных на лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию таких детей.
У родителей, имеющих детей с нарушениями, есть потребность пользоваться услу-гами логопеда и дефектолога, а у учителя-дефектолога и учителя-логопеда, рабо-тающего в традиционной системе зачастую нет возможности охватить столь обширный контингент детей. В связи с чем наблюдается дефицит педагогов, способных оказать такую специализированную помощь. Родители приходят к поиску специалистов вне муниципальных ДОО, поэтому в современных условиях необходимо создание и расширение специальных коррекционных центров по оказанию профессиональной помощи детям и их родителям. Исследователи утверждают, что именно в раннем возрасте ребенка закладывается база для его дальнейшего развития, которая оказывает влияние на последующий процесс приобретения знаний и навыков. Высокий спрос на услуги детских центров объясняется заботой родителей о будущем своих малышей.
Таким образом, увеличение количества детей с особенностями в развитии и недос-таточностью сети специализированных учреждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу актуализирует проблему кардинального рас-ширения количества специализированных учреждений, детских садов, центров, в том числе частных, способных оказывать детям с ОВЗ квалифицированную помощь, а также проблему повышения качества и доступности образовательных услуг таких учреждений всем категориям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ состояния муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе коррекционной направленности в г. Магнитогорске Челябинской области, ра-ботающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволил оперировать следующими данными: по отчетной информации за 2023 год в Магнитогорске функцио-нирует 115 муниципальных садов и один частный. В трех школах города открыто 10 до-школьных групп, которые посещают 179 детей. Общее количество дошкольников – 26 325 человек, включая 6 088 детей раннего возраста (до 3 лет). Процент детей от 1 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 95,6 %, что выше областного показателя на 7 %. Абсолютный охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет со-ставляет 100 % [2]. В январе 2022 года на базе МОУ СОШ № 20 г. Магнитогорска был открыт второй в Челябинской области и единственный в городе Магнитогорске Ресурс-ный класс в формате инклюзивного обучения для особо нуждающихся детей с расстрой-ством аутистического спектра. В детском саду № 70 открывается ресурсная группа для инклюзивного образования детей до 3 лет с повышенным риском формирования рас-стройства аутистического спектра. Общая заболеваемость детей в городе в возрасте от 0 до 14 лет психическими расстройствами увеличилась на 2,78 % по сравнению с прошлым годом и достигла 3204,5 случаев на 100 тыс. населения [3].
В Магнитогорске действуют несколько дошкольных организаций с коррекционной направленностью, среди которых оздоровительные и специализированные детские сады (МДОУ детские сады № 29, № 35, № 102, № 105, № 132, № 147, № 152, № 182 и другие) и детские сады для присмотра и оздоровления детей (МДОУ детские сады № 112, № 117, № 173, № 174, № 181 и т. д.). Кроме того, в городе действуют муниципальные коррекци-онные школы и школы-интернаты (№ 3, № 4, № 5, № 15, № 17, № 24, № 52) и частные образовательные учреждения, включая детские центры и клубы с коррекционно-развивающей и оздоровительной направленностью. Среди частных организаций наибо-лее популярны: медицинский центр для детей и взрослых «Индиго Магнитки», Центр развития детей «Лесенка успеха», центр раннего развития Марии Монтессори, детский развивающий центр «Бэби-клуб», центр коррекции и развития Лианы Аболмасовой, ре-чевой клуб «Логомир», коррекционно-логопедический центр Марии Черняк, логопедическая школа Мудрого Лиса, детский развивающий клуб «Дом» и другие.
Однако, несмотря на представленное число коррекционных дошкольных учрежде-ний, они не могут удовлетворить потребности всех нуждающихся детей в почти полу-миллионном городе. Данные о детях, требующих медицинской помощи в Магни-тогорске, свидетельствуют о необходимости срочного расширения сети коррекционных дошкольных организаций. Таким образом, цель данной работы заключается в анализе состояния муниципальных дошкольных образовательных организаций, включая коррекционные, в Магнитогорске Челябинской области, а также в разработке модели создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе рассматривается обосновывается открытие частного специализированного коррекционно-развивающего центра для оказания помощи детям с ОВЗ с целью возмож-ности получения такими детьми своевременной квалифицированной помощи. Одной из ключевых задач создания таких центров является предоставление коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также развитие на-выков самообслуживания, общения, социального взаимодействия и трудовой ориента-ции у детей с различными нарушениями. Во многих центрах проводится специализиро-ванная образовательная деятельность, занятия организуются по программам индивиду-ального или группового воспитания и обучения. Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы информационная и правовая поддержка, а также консультации, диагностика и методическая помощь, которую они могут получить в коррекционно-развивающих центрах.
Учитывая, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых услови-ях образования в рамках инклюзии, важно более тщательно прорабатывать систему работы с ними на основе комплексного подхода. Такие дети – это развивающиеся личности, имеющие право на удовлетворение своих потребностей в познании, общении и творчестве. Все это можно реализовать в коррекционном центре, где должны быть созданы условия для развития их интеллектуальных и речевых навыков, укрепления физического и психического здоровья. Коррекционный сад является специализированным учреждением для детей с ограниченными возможностями, предоставляющим условия для всестороннего развития, лечения и коррекции.
Главная особенность коррекционных садов заключается в том, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники и детские психологи. В каждом саду дети делятся на группы в зависимости от их возраста и интеллектуальных способностей. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы, который включает специальные упражнения для коррекции слабых сторон. Занятия в коррекционных садах проводятся как в групповом, так и в индивидуальном формате, но, к сожалению, этого недостаточно, так как количество детей в группах часто превышает нормы. Это ограничивает возможности специалистов для индивидуальной работы с каждым ребенком, что негативно сказывается на его развитии.
Анализ показывает, что из-за нехватки специализированных садов в группах нахо-дятся дети с различными нарушениями. Часто случается так, что в логопедической груп-пе оказываются дети с выраженными умственными, речевыми, поведенческими или эмо-циональными проблемами, что затрудняет образовательный процесс в группе. На наш взгляд, такие дети должны быть разделены на специализированные группы для полно-ценной индивидуальной работы и разработки индивидуальных маршрутов. Эта ситуация также усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов. Во всех кор-рекционных учреждениях необходимо проводить занятия с родителями, чтобы помочь им лучше понять проблемы своих детей и создать благоприятные условия дома. Прием детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на ос-новании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Все вышеизложенное усугубляет социальную депривацию детей с ограниченными возможностями и требует повышения эффективности методов работы с ними. Особое внимание уделяется организации работы с детьми с интеллектуальными и речевыми на-рушениями, учитывая проблему доступности образования для таких детей, так как инк-люзивная среда способствует их свободному развитию и социализации.
Анализ коррекционных образовательных учреждений позволил сделать вывод о том, что количество детей, нуждающихся в их посещении достаточно велико. Проанали-зировав данные, в том числе по г. Магнитогорску Челябинской области, был сделан вы-вод о том, что в коррекционные центры за различного рода консультационной и квали-фицированной реабилитационной помощью обращается большое количество родителей. В коррекционно-развивающие центры с высокопрофессиональными специалистами, в особенности, имеющими хорошую репутацию, создается очередность и ожидание в за-писи, что неблагоприятно влияет на развитие ребенка; переносит, увеличивает его кор-рекцию и реабилитацию на более продолжительные сроки. Зачастую, спрос превышает предложения, создается конкуренция, исходя из чего, можно сделать вывод о целесооб-разности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров помощи детям и их родителям. Если в прошлом детские коррекционные центры были востребо-ваны преимущественно только у обеспеченных родителей, то сегодня их услугами поль-зуются семьи разного достатка. Основная отличительная особенность частных коррекци-онных центров может заключаться в том, что они предлагают интересные, а главное бо-лее эффективные программы.
Представляемая модель организации коррекционно-развивающего центра включает категорию детей от 2 до 12 лет с индивидуализированным подходом основного вида деятельности. То есть, предполагается, что с каждым ребенком занятия проводятся индивидуально, под каждого малыша расписывается индивидуализированный маршрут и план работы с ним. Во многом успех работы предлагаемого коррекционного центра развития детей с ОВЗ зависит от грамотных, компетентных специалистов, от уровня их эмоциональной лабильности, стрессоустойчивости, эмпатии и т. д.
Для организации коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ важно учи-тывать уже имеющийся опыт в данной сфере. Создание коррекционно-развивающих цен-тров для детей с ОВЗ обусловлено тем, что экономическое положение России активизи-рует систему работы с детьми и их социальную поддержку; наблюдается дефицит в вы-сококвалифицированных специалистах, которые способны оказать специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Важным аспектом при открытии коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ является организация системы комплексной реабилитации, определение основных критериев направления работы, связанных с перечнем оказываемых услуг; коммерческой лабильностью в ценообразовании на предлагаемые образовательные услуги; разнообра-зием видов деятельности. В организации коррекционно-развивающего центра для разви-тия детей с ОВЗ необходимо учитывать требования СЭС, ГОСТа, СанПиНа и органов пожарного надзора.
Большую роль в открытии коррекционно-развивающих центров играет грамотный выбор места для его расположения, удобные подъездные пути, безопасная территория, доступность общественного транспорта. Подбор помещения является одним из важных вопросов. Не рекомендуется рассматривать подвальные и полуподвальные помещения. Большие окна, высокие потолки, удобное расположение, хорошая транспортная развязка, безопасный подъезд к центру – все это играет большую роль в выборе коррекционного центра. Так же существуют специальные требования к детским учреждениям, специальные нормы и правила по детским санузлам, потолкам, размеру помещения и т. д. Для коррекционно-развивающего центра допустимо помещение площадью 150-200 квадратных метров, в состав которого должны входить: санитарная комната с проточной водой, включая горячее водоснабжение и отопление, не менее четырех помещений для обучения, зал для физической активности, комната для ожидания, техническое помещение для хранения инвентаря. Для такого центра необ-ходимо продумать и спланировать основные направления его работы.
Открываемый детский развивающий центр может специализироваться на оказании следующих услуг: помощь логопедов, психологов, дефектологов, АВА терапия, сенсор-ная интеграция по Джин Айрес, кинезотерапия, адаптивная физкультура, нейрокоррек-ция, логоритмика, подготовка к школе детей с особенностями в развитии, ранняя диагно-стика аутизма и др. Работа должна осуществляться на основе передовых отечественных и зарубежных технологий и методик, а также авторских методик стимулирования речи не-говорящих детей, коррекции алалии, практическим пособиям и т.д., разработанным в данном центре. Занятия в коррекционных центрах должны проводиться как в групповом (с небольшим количеством детей), так и в индивидуальном форматах, благодаря чему работа должна осуществляться более эффективно. На каждого ребенка должны быть разработаны планы, как для индивидуальных, так и для групповых занятий, в состав которых может входить до 6 человек, что позволит уделять внимание каждому ребенку, учитывать его физические ограничения, особенности развития, нюансы психологии и воспитания [4]. Благодаря групповым занятиям ребенок сможет получать полноценную социальную адаптацию. Помимо вышеизложенных плюсов есть и минусы – это достаточно высокая ценовая политика.
Согласно данным анализа рынка детских развивающих центров, данный вид бизне-са продолжает оставаться одним из перспективных. Проанализировав опыт открытия коррекционных центров, мы сделали вывод о том, что подобные центры востребованы в связи с увеличивающимся количеством детей с отклонениями в развитии. При составле-нии проекта по открытию коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ важно учитывать следующие моменты: описание предлагаемых услуг, категория детей, с кото-рыми будет проводиться работа, ценовая политика, разработка бизнес-плана, ориентация на уровень финансовой обеспеченности и достатка родителей.
Для того чтобы открыть коррекционно-развивающий центр потребуются разные суммы. Средний порог входа в данную отрасль варьируется в размере от 1,5 до 3 млн. руб., а если речь идет не об аренде, а о приобретении помещения, то может потребовать-ся около или более 10 млн. руб. Не стоит забывать, что в расходы будут входить аренда, персонал (фонд оплаты труда и налоги), расходы низкого сезона, затраты на связь, охра-ну, учебные пособия и дидактические материалы и т. д.
При подборе персонала необходимо учитывать уровень и профиль образования, наличие медицинских книжек. Зачастую претенденты, имеющие соответствующую квалификацию и уровень образования, должны пройти дополнительную специальную подготовку, повышение квалификации, тестирование, собеседование перед трудоустрой-ством Требования к опыту и образованию зависят от позиции, на которую претендует кандидат. Доход персонала может зависеть от разных факторов: сдельная оплата труда, нормированное задание, оклад др.
Успешность работы коррекционно-развивающего центра будет зависеть также от грамотного составления бизнес-плана, который поможет избежать, либо миними-зировать возможные риски. Бизнес-план открытия детского коррекционно-развивающего центра необходимо составлять с учётом целевой аудитории, то есть семей разного достатка с детьми, ориентироваться на уровень доходов людей в конкретном городе или регионе [1]. Оптимальным вариантом для города Магнитогорска является ориентация на людей среднего достатка, готовых вкладывать средства на коррекцию и развитие своих детей, но в умеренных количествах. В данном случае очень важно соблюсти пропорцию «цена-качество», предлагая доступную стоимость и эффективные, интересные игровые занятия. Важно провести предварительный анализ потенциальных клиентов. При построении «pr-кампаний» коррекционно-развивающего центра стоит учитывать, что целевой аудиторией главным образом являются женщины, то есть мамы, которые в большей степени занимаются вопросами воспитания и реабилитации своих особенных детей.
Таким образом, благодаря развитию частных коррекционно-развивающих центров доля детей, получающих высококвалифицированную помощь, вне сомнения, будет уве-личиваться. Коррекционное обучение, как показывают исследования, это не просто до-полнение к общеразвивающей работе с детьми, это одно из условий преодоления и сни-жения трудностей, возникающих вследствие различных нарушений, а самое главное это основа для формирования полноценной личности современного ребенка.
Список литературы
1. Бизнес-план детского развивающего центра. URL: https://www.poliglotiki.ru/biznes-plan-detskogo-razvivayushhego-centra.html (дата обраще-ния: 17.10.2024)
2. Бирюк О. И. Доклад о результатах реализации и оценке эффективности муници-пальной программы «Развитие образования в городе Магнитогорске» на 2022-2027 годы за 2023 год. URL: https://magobr.educhel.ru/government/analitica/file/1877214 (дата обращения: 17.10.2024).
3. Дети с аутизмом смогут ходить в специальную группу в детском саду Магнито-горска. URL: https://kursdela.biz/news/2023-10-20/deti-s-ras-poluchat-vozmozhnost-hodit-v-spetsialnuyu-gruppu-v-detsadu-magnitogorska-3076089 (дата обращения: 17.10.2024).
4. Хьюэтт Д., Фёрт Г., Бабер М., Харрисон Т. Интенсивное взаимодействие. Руково-дство. Москва: Скифия, 2018. 248 с.
5. Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. Москва : Теревинф, 2018. 72 с.