Задать вопрос
Статьи

МИКС ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСУГА: ФЕСТИВАЛИ НАУКИ КАК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФОРМАТ

09.01.2023
Иванов А.Г.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

МИКС ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСУГА: ФЕСТИВАЛИ НАУКИ
КАК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФОРМАТ

Аннотация. В статье рассматриваются история, философия, зарубежная и российская практика проведения «фестивалей науки». Авторы приходят к выводу о том, что данный формат популяризации науки сочетает в себе образование и досуг и в известной мере привлекателен для современного обывателя наличием выбора, зрелищностью, комфортом и простотой потребления продукта.
Ключевые слова: фестиваль науки, популяризация науки, научно-популярный формат, научное шоу, эдьютейнмент.

Формат фестивалей науки возник в XIX веке в Великобритании, когда ученые приняли решение выйти к публике и стать понятнее для обывателей. На британских фестивалях науки впервые были продемонстрированы опыты Джоуля, читались лекции об открытии электрона Томсоном, проводились дискуссии о дарвинизме и пр. С тех пор этот научно-популярный формат получил распространение во многих странах мира [4; 5].
Первый фестиваль науки в России был организован МГУ им. М.В. Ломоносова в 2006 г., а затем к фестивальному движению присоединилось много регионов нашей страны.
Философия фестиваля науки предполагает, что этот эвент должен стать праздником, живой, зрелищной, доступной для всех презентацией фундаментальных знаний. Любой человек может погрузиться в мир науки и стать полноправным участником интересных, захватывающих событий.
Важнейшими целями фестиваля являются:
    широкая популяризация науки и научной деятельности через демонстрацию обществу новейших научно-технических достижений;
    формирование в общественном мнении представлений о важности науки и образования;
    укрепление престижа профессии ученого-исследователя;
    вовлечение молодежи в научно-техническое творчество и пр.
Принципиальным моментом формата является открытость и доступность фестиваля самой широкой аудитории, людям самых разных групп и возрастов – детям (дошкольникам, младшим школьникам, школьникам средних классов, старшеклассникам и учащимся колледжей), студентам, родителям, школьным учителям, преподавателям вузов, жителям и гостям города, представителям бизнеса. Каждый человек должен найти в программе фестиваля что-то интересное для себя.
Фестиваль науки может включать мероприятия самых разных традиционных и нетрадиционных, онлайн и оффлайн форматов. К их числу относятся:
    научно-популярные лекции известных ученых
    кинолектории
    интервью с учеными
    мастер-классы
    конференции, семинары и круглые столы
    экскурсии в научные лаборатории, демонстрации экспериментального оборудования, научных разработок, опытов
    выставки
    конкурсы и викторины
    игры
    научные шоу и т.д.
Позитивная практика организации фестивалей науки в мире показывает необходимость его проведения как большого праздника, масштабного шоу [1; 2].
В оргкомитет фестивалей обычно входят представители научных и образовательных учреждений, общественных организаций, фондов, а также инновационных компаний, которые планируют прорекламировать широкой публике свои продукты.
Участие бизнеса и спонсоров в организации фестивалей должно обеспечить серьезный бюджет мероприятия, ведь от него во многом зависит насколько содержательным, разнообразным и интересным для людей будет контент эвента.
Проработкой последнего занимаются специалисты из индустрии энтертейнмента и эвент-менеджмента, т.к. для организации фестиваля в формате шоу важна не только научная, но и развлекательная составляющая.
Разнообразие мероприятий обеспечивается разнообразием локаций. Известные фестивали науки занимают площадки по всему городу – университетские кампусы, музеи, театры, парки, стадионы, крупные торговые центры, бары, рестораны и т.д.
Теперь о контенте фестивалей. Имея желание привлечь как можно больше людей, организаторы реализуют нестандартные форматы с вау-эффектом, создающими атмосферу праздника. Непосредственное участие в научных экспериментах, разгадывание гигантских головоломок, прослушивание стэндапа ученых в баре или рассказа эксперта о вкусной и здоровой еде в ресторане – вот небольшой список того, что может предложить фестиваль науки посетителям.
Анализ фестивалей науки в России в 2000-2020-е гг. указывает на то, что большая их часть проводилась в соответствии с мировыми трендами. Речь прежде всего идет о фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге. В провинции, однако, нередко проводятся мероприятия, которые носят название «фестиваль науки», но по факту ими не являются, т.к. организовываются как традиционные конференции [5, 6]. На открытии таких «фестивалей» как правило присутствует большое число официальных лиц из различных административных структур, проводятся торжественные церемонии награждения ученых премиями, грамотами и благодарственными письмами. Локациями служат университетские лаборатории, а основные мероприятия составляют лекции руководителей подразделений со сложными названиями и посещение выставок научных трудов преподавателей, студентов и аспирантов. Очевидно, что подобные эвенты лишены атмосферы праздника, совершенно не интересны широкой публике и практически не решают задач популяризации науки.
В целом, в обществе постмодерна наука стала таким же предметом потребления как еда или одежда и организаторы фестивалей науки делают все, чтобы обыватель мог комфортно выбрать и в приятных ему форматах потреблять большой набор «научно-популярных блюд».
Библиографический список
1.    Get Inspired A first look at science festivals. URL https://assets.website-files.com/605b55a09858c234aa60f210/615f3e3e786c f3d3fe54103b_Festival_FirstLookLowRes.pdf
2.    Science festivals: Key-points in organizing a celebration of science. https://www.cvtisr.sk/buxus/docs/SEE_Science/SCIENCE_FESTIVALS_Key-points.pdf
3.    Всероссийский фестиваль науки во Владикавказе // Вестник Владикавказского научного центра. 2013. Т.13. №4. С. 68-72.
4.    Иванов А.Г. «Живая история» как педагогическая технология обучения истории // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск, 2020. С. 310.
5.    Иванов А.Г., Быкова В.Е. Реализация игровых технологий на уроках истории // Научная мысль: традиции и инновации. Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. С. 386-389.
6.    Петропавловская Я. А., Чугунов Е.А. Костромской университет и первый Фестиваль науки в Костромской области: рождение новой научной традиции в регионе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. С. 385-391.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.