Междисциплинарные связи: ОРКСЭ, право, творчество
27.03.2022
Муромская Ю. В.
Предмет, рассматриваемый в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», необыкновенно сложен и тонок. В отличие от точных наук, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений и мировоззрения. Разговор об основах религии и религиозных культурах, также как и об основах светской этики, затрагивает глубокие, а подчас потаённые и неосознанные сферы психики, как педагога, так и учащегося.
Междисциплинарные связи помогают школьникам освоить предмет. Междисциплинарные связи – это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями [1]. Наш опыт организации междисциплинарных связей в начальной школе касается таких предметов, как: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Краеведение».
Изучение основ религиозных культур и светской этики имеет свое продолжение в основной школе: в курсе истории, обществознания. Например, в разделе «Право» вполне уместен вопрос: имеют ли место заповеди Моисея в законах светского государства? Такой вопрос задала себе ученица 9 класса Мурыгина Мария и начала исследовательскую работу под нашим руководством. В ходе исследования мы опросили учащихся школы № 61 (48 человек разного пола и возраста) г. Магнитогорска. На вопрос: «Знаете ли вы заповеди Моисея?» 40 % учащихся положительно. Причем, ученики 5-х классов знают заповеди Моисея лучше остальных, т. к. в 4 классе они изучали курс «Основы религиозных культур и светской этики».
На вопрос: «Знаете ли вы что такое закон?» большинство учащихся (95 %) ответили утвердительно. Следующий вопрос, который мы задали: «Как вы считаете, отражены ли заповеди в законах светского государства?». Оказалось, что примерно 60 % учащихся не уверены, что заповеди отражаются в законах светского государства, а остальные 40 % были уверены, что заповеди Моисея могут иметь место в законах государства. Ответы на поставленный вопрос позволили нам убедиться в актуальности проводимого исследования.
Тема взаимодействия государства и религии на правовом уровне достаточно широка. Мы остановились только на отражении библейских заповедей в законах Российского государства. В ходе нашего исследования были изучены все десять заповедей Моисея, найдены конкретные статьи в Конституции, Уголовном, Трудовом кодексах, воплощающие смысл заповедей. Полученные результаты мы оформили в виде сравнительно-сопоставительной таблицы.
Стоит заметить, что заповеди «не убий» и «не укради» воспринимаются сознанием детским достаточно быстро. Но, например, заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» оформилась в понятии «содержание на иждивении», что относится и к содержанию родителей. Таким образом, заповедь применяется в уголовном, гражданском праве как обстоятельство, свидетельствующее о моральной и материальной ответственности человека, а ее неисполнение – может повлиять на назначаемое наказание. Или, например, заповедь «Помни день субботний, чтобы проводить его свято». В Статье 111 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о выходных днях. Всем работникам должны предоставляться выходные дни (еженедельный непрерывный отдых): при пятидневной рабочей неделе два выходных дня в неделю, при шестидневной один.
Ответы на другой вопрос анкеты «Как вы считаете, нужно ли соблюдать заповеди Моисея в настоящее время?» позволили установить, что больший процент тех, кто считает выполнений заповедей обязательным, отмечен в 5-9 классах. Мы усматриваем в этом следствие того, что ученики прослушали курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Работа нашей ученицы «Закон и заповеди Моисея» на Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Юность. Наука. Культура» в городе Санкт-Петербурге заняла первое место.
Успех в освоении ОРКСЭ школьниками обеспечивает не только исследовательская, но и проектная деятельность. Чаще всего в курсе ОРКСЭ разрабатываются социальные проекты. В нашем опыте есть примеры междисциплинарных творческих проектов, объединяющих ОРКСЭ и занятия творчеством в рамках внеурочной деятельности. В школе работает «Театр моды». И в разработке дизайна костюма мы обращаемся к смыслам религиозных символов в одежде: женский платок, особенности силуэта, длины и формы одежды. В процессе работы появляются новые идеи. Так, в процессе разработки проекта свадебного платья стоит изучать значимость таких символов, как: фата невесты, длина свадебного платья, роль рукавов и глубина выреза горловины. Мы считаем, что такие разговоры с девочками в школе необходимы, так как они ведут к пониманию роли женщины в семье, осознанию этики женского поведения.
Таким образом, междисциплинарные связи курса ОРКСЭ и других школьных предметов позволяют органично вписать знания о религиозной культуре в современную жизнь, быт, формировать общую нравственную культуру нашего общества.
Библиографический список
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
Предмет, рассматриваемый в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», необыкновенно сложен и тонок. В отличие от точных наук, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений и мировоззрения. Разговор об основах религии и религиозных культурах, также как и об основах светской этики, затрагивает глубокие, а подчас потаённые и неосознанные сферы психики, как педагога, так и учащегося.
Междисциплинарные связи помогают школьникам освоить предмет. Междисциплинарные связи – это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями [1]. Наш опыт организации междисциплинарных связей в начальной школе касается таких предметов, как: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Краеведение».
Изучение основ религиозных культур и светской этики имеет свое продолжение в основной школе: в курсе истории, обществознания. Например, в разделе «Право» вполне уместен вопрос: имеют ли место заповеди Моисея в законах светского государства? Такой вопрос задала себе ученица 9 класса Мурыгина Мария и начала исследовательскую работу под нашим руководством. В ходе исследования мы опросили учащихся школы № 61 (48 человек разного пола и возраста) г. Магнитогорска. На вопрос: «Знаете ли вы заповеди Моисея?» 40 % учащихся положительно. Причем, ученики 5-х классов знают заповеди Моисея лучше остальных, т. к. в 4 классе они изучали курс «Основы религиозных культур и светской этики».
На вопрос: «Знаете ли вы что такое закон?» большинство учащихся (95 %) ответили утвердительно. Следующий вопрос, который мы задали: «Как вы считаете, отражены ли заповеди в законах светского государства?». Оказалось, что примерно 60 % учащихся не уверены, что заповеди отражаются в законах светского государства, а остальные 40 % были уверены, что заповеди Моисея могут иметь место в законах государства. Ответы на поставленный вопрос позволили нам убедиться в актуальности проводимого исследования.
Тема взаимодействия государства и религии на правовом уровне достаточно широка. Мы остановились только на отражении библейских заповедей в законах Российского государства. В ходе нашего исследования были изучены все десять заповедей Моисея, найдены конкретные статьи в Конституции, Уголовном, Трудовом кодексах, воплощающие смысл заповедей. Полученные результаты мы оформили в виде сравнительно-сопоставительной таблицы.
Стоит заметить, что заповеди «не убий» и «не укради» воспринимаются сознанием детским достаточно быстро. Но, например, заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» оформилась в понятии «содержание на иждивении», что относится и к содержанию родителей. Таким образом, заповедь применяется в уголовном, гражданском праве как обстоятельство, свидетельствующее о моральной и материальной ответственности человека, а ее неисполнение – может повлиять на назначаемое наказание. Или, например, заповедь «Помни день субботний, чтобы проводить его свято». В Статье 111 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о выходных днях. Всем работникам должны предоставляться выходные дни (еженедельный непрерывный отдых): при пятидневной рабочей неделе два выходных дня в неделю, при шестидневной один.
Ответы на другой вопрос анкеты «Как вы считаете, нужно ли соблюдать заповеди Моисея в настоящее время?» позволили установить, что больший процент тех, кто считает выполнений заповедей обязательным, отмечен в 5-9 классах. Мы усматриваем в этом следствие того, что ученики прослушали курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Работа нашей ученицы «Закон и заповеди Моисея» на Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Юность. Наука. Культура» в городе Санкт-Петербурге заняла первое место.
Успех в освоении ОРКСЭ школьниками обеспечивает не только исследовательская, но и проектная деятельность. Чаще всего в курсе ОРКСЭ разрабатываются социальные проекты. В нашем опыте есть примеры междисциплинарных творческих проектов, объединяющих ОРКСЭ и занятия творчеством в рамках внеурочной деятельности. В школе работает «Театр моды». И в разработке дизайна костюма мы обращаемся к смыслам религиозных символов в одежде: женский платок, особенности силуэта, длины и формы одежды. В процессе работы появляются новые идеи. Так, в процессе разработки проекта свадебного платья стоит изучать значимость таких символов, как: фата невесты, длина свадебного платья, роль рукавов и глубина выреза горловины. Мы считаем, что такие разговоры с девочками в школе необходимы, так как они ведут к пониманию роли женщины в семье, осознанию этики женского поведения.
Таким образом, междисциплинарные связи курса ОРКСЭ и других школьных предметов позволяют органично вписать знания о религиозной культуре в современную жизнь, быт, формировать общую нравственную культуру нашего общества.
Библиографический список
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.