Задать вопрос
Статьи

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

29.12.2023
Верхотурцева Т.С., Мицан Е.Л.
МГТУ им. Г.И Носова, г.Магнитогорск

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ДЛЯ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлено обоснование особенностей речевого развития детей с ОВЗ. Определены и обоснованы основные направления работы по развитию речи выбранной категории детей в условиях современного образовательного пространства, а именно учреждений общего среднего образования с инклюзивной формой обучения. Проанализированы методические и организационные аспекты развития речи детей с ОВЗ, освещены возможности комплексной дифференцированной системы диагностики, формирования и коррекции речевой деятельности, а именно представлена характеристика содержания, приведены педагогические условия и критерии дифференцированного оценивания речевой деятельности детей с ОВЗ, обоснованы показатели нарушений речи.
В ходе исследования комплексно проанализирована проблема нарушений речевой деятельности по всем показателям, имеющим существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем инклюзивного образования; определена характеристика содержания, педагогические условия и критерии дифференцированного оценивания речевой деятельности при ОВЗ; выделены и охарактеризованы ее составляющие компоненты как в логопедическом, так и в психолингво-педагогическом направлениях; обоснованы теоретико-методологические основы комплексной дифференцированной системы формирования и коррекции речевой деятельности детей с ОВЗ на основе системного, индивидуально-дифференцированного, мотивационно-когнитивного, коррекционно-развивающего, коммуникативно-деятельностного подходов.
Определено, что успешной социализации детей с ОВЗ способствует повышение уровня их коммуникативных возможностей, в основу которых положен уровень речевого развития.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, связная речь, коррекция нарушений, дети с ОВЗ, нарушения речи, коррекция речевой деятельности.

Особенности настоящего, которые негативно влияют на жизнедеятельность современного ребенка, в частности ухудшение и осложнение социально-экономических условий жизни на фоне повышения требований современного социума к ребенку, новые реалии жизнедеятельности, обусловленные пандемией, стремительное распространение и, соответственно, перегрузка информационно-техническими средствами, негативно влияют как на физическое, так и на психическое состояние. Особенно это касается детей с ОВЗ, которые являются наиболее уязвимыми и незащищенными слоями населения. Требованиями настоящего являются мобилизация и повышение уровня их речевой коммуникативной деятельности, что безусловно влияет на становление коммуникативно-межличностных отношений, которые способствуют интеграции таких детей в социум, а при их недостаточной сформированности – делают невозможным ее.
Цель статьи заключается в научном обосновании и эмпирическом исследовании речевого развития детей с ОВЗ в условиях современного образовательного пространства, а именно учреждений инклюзивного образования.
В соответствии с целью определены следующие задачи: исследование современного состояния развития речи выбранной категории детей в учреждениях инклюзивного образования; определение и теоретическое обоснование стратегии и тактики, содержательной наполняемости коррекционно-развивающей работы.
Речевое развитие детей с ОВЗ было и остается острой, не до конца решенной проблемой логопедической науки. Вопросу изучения нарушений речи посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных ведущих ученых. При сенсорных нарушениях, а именно слухового анализатора, эти вопросы изучали Т. Зыкова, В. Кондратенко, К. Коровин, С. Кульбида, В. Назарина, А. Таранченко, Л. Тигранова, Л. Фомичева, А. Черкасова и др.; при нарушениях зрения – А. Арушанова, Ю. Бондаренко, Л. Вавина, А. Жильцова, Н. Крылова, Р. Левина, Т. Пичугина, Т. Свиридюк, Е. Синева, С. Федоренко, В. Феоктистова и др.; при детском церебральном параличе (ДЦП) – Л. Данилова, Е. Данилавичюте, М. Литова, А. Мастюкова, С. Притыковская, К. Семенова, И. Смирнова, А. Чеботарева, А. Шевцов и др.; при нарушениях аутистического спектра – А. Аршатская, Н. Базыма, В. Башина, И. Логвинова, А. Никольская, Д. Шульженко и др.; при задержке психического развития – Н. Борякова, Н. Голуб, Т. Датешидзе, Т. Ильяшенко, А. Обуховская и др.; при тяжелых нарушениях речи – Н. Голуб, Л. Журавлева, О. Качуровская, Ю. Коломиец, Н. Лопатинская, Н. Пахомова, Н. Савинова, М. Шеремет и др.
Нарушение речи детей с ОВЗ является сложным проблемным полем нескольких отраслевых наук специального образования, а именно психокоррекционной педагогики и логопедии. Нарушения речи при ОВЗ имеют системный характер, в основном они обусловлены нарушениями интеллекта и, соответственно, отражают уровень его развития.
Анализ современного состояния специального образования (логопедии, психокоррекционной педагогики), изучение передового практического опыта, проработка специальной педагогической, научно-методической литературы по нарушениям речи, формирования и коррекции речевой деятельности в выбранной категории детей выявили проблемы, которые не теряют своей актуальности и приобретают все большую остроту.
В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция распространения новых вариантов сочетания нарушений речевого развития при ОВЗ, что затрудняет осуществление коррекционно-развивающих воздействий, требует модернизации имеющихся, разработки новых психолого-педагогических действий в процессе педагогического взаимодействия, обостряет проблему совершенствования учебного процесса.
Инклюзивное образование, которое стремительно распространяется в учреждениях как дошкольного, так и общего среднего образования, позволяет осуществлять интеграцию этой категории детей в общеобразовательное учебное пространство, требующее создания соответствующей образовательной среды, его профессионально-педагогического, программно-методического обеспечения [1].
Распространенность нарушений речи среди детей как с типичным, так и с нарушенным развитием становится более сложной, «чистые» варианты нарушений как речевого, так и психического дизонтогенеза встречаются все реже.
Недостаточный уровень учебно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса как в специальных учреждениях общего среднего образования, так и в учреждениях инклюзивного образования требует его совершенствования.
В условиях учреждения общего среднего образования с инклюзивным обучением одними из существенных моментов является создание дополнительных необходимых условий, обеспечение поддержки и сопровождения детей с ОВЗ. Особенностью учебно-воспитательного процесса этих школьников является его коррекционно-развивающая направленность. В зависимости от уровня речевого развития каждому ребенку с ОВЗ назначают определенное количество дополнительных коррекционно-развивающих занятий, которые проводят специалисты соответствующего педагогического профиля, такие как дефектолог, логопед, практический психолог.
Количество коррекционно-развивающих занятий по развитию речи колеблется от одного до двух часов в неделю. Основными направлениями работы в рамках занятий по развитию речи является развитие звуковой стороны речи, формирование лексико-грамматической, фонетической, диамонологической компетентностей, развитие навыков чтения и письма.
В течение 2023 гг. нами была проведена экспериментально-исследовательская работа, к которой было привлечено 100 детей с ОВЗ. По клинико-педагогической логопедической классификации среди выбранной категории детей были распространенными следующие нарушения речи: дизартрии различной степени тяжести (преимущественно псевдобульбарные) – 44%, алалии – 21%, послеоперационные ринолалии – 3 %, заикания (как невротической, так и неврозоподобной форм) – 32%.
В ходе проведенного исследования выяснено, что главными задачами коррекционно-развивающей работы по развитию речи являются:
    формирование у учащихся мотивации к изучению и совершенствованию своего языка;
    обеспечение развития всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
    формирование коммуникативных умений и навыков;
    социально-культурное развитие личности;
    формирование и совершенствование умения учиться и развиваться.
Коммуникативно-речевые умения – это умения, необходимые для эффективного осуществления речевой деятельности в условиях межличностного взаимодействия, то есть в разных ситуациях общения, а именно с разной целью, в разных условиях, с разными собеседниками. Основой коммуникативно-речевых умений являются частично-речевые умения (звукопроизношения, орфоэпические, лексические, грамматические) и общеязыковые (умение слушать и понимать, говорить, читать, писать) [6, 7].
Каждая категория детей с различными нарушениями психического и физического развития обладает специфическими психолого-педагогическими речевыми особенностями, которые уникальны для одной конкретной категории и которые следует учитывать при выборе методов специальной работы. Такой вид коррекционного взаимодействия в определенной степени компенсирует нарушенные функции и активизирует психологические процессы, которые стимулируют дальнейшее развитие детей. Одной из важнейших психологических функций является речь. Это сфера, где люди могут продемонстрировать свои способности к развитию когнитивного мышления, самоорганизации и самореализации. Эффективное овладение речью может быть гарантировано только при эффективном функционировании всех отделов человеческого мозга и аналитической системы, а также при адекватных условиях воспитания и развития детей как в семьях, так и в социальной среде [5, 7].
Чтобы правильно оценить возможности развития детей с различными нарушениями, необходимо провести глубокое изучение их речевых особенностей. Это исследование предполагает сбор различных данных о раннем развитии ребенка, уровне развития фонематических процессов, особенностях органов артикуляции и устной практики, о развитии различных аспектов речи. Наличие не только речевых нарушений, но и интеллектуальной и сенсорной депривации приводит к необходимости актуализации знаний из всех областей специализированной психологии, логопсихологии, психология слепых и слабовидящих и т.д., а также психолингвистика. Эти знания формируют фундаментальную основу для планирования и проектирования диагностических программ. Для адекватной оценки речевых возможностей учащихся с ОВЗ особое значение имеет метод изложения диагностических заданий, подбор соответствующих форм инструкций и подбор диагностических инструментов. Результаты исследования, направленного на изучение особенностей речевого состояния каждого учащегося с ОВЗ, имеют первостепенное значение при разработке коррекционной логопедической работы.
Особое значение в процессе коррекционно-логопедической работы с учащимися с ОВЗ здоровья имеет создание условий для развития сохраненных функций, активизации потенциальных возможностей и повышения уровня общего развития [1]. Продуктивность коррекционной логопедической работы определяется рациональным подбором и сочетанием адекватных методических приемов работы, использованием коррекционно-развивающих технологий [2, 4] и разнообразных видов деятельности, заимствованных из различных областей специальной педагогики и психологии. Разнообразие нарушений развития в каждом конкретном случае определяет выбор форм организации и проведения логопедических занятий, а также разработку дидактического материала.
В процессе коррекционной логопедии одним из важных направлений является консультативно-воспитательная деятельность, которая обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей [3, 5]. Основной целью консультативно-просветительской работы является повышение уровня знаний об особенностях различных нарушений развития у детей с ОВЗ, о потенциальных возможностях развития и способах решения возникающих у детей проблем. В достижении успеха речевого развития учащихся с ОВЗ, в результате коррекционной логопедии, особое значение имеет решение проблем создания особых условий не только в образовательной организации, но и дома. Дома расширяется зона общения, и появляется возможность закрепить и усовершенствовать навыки, приобретенные на специальных занятиях. Консультативно-просветительская деятельность может осуществляться в следующих формах работы: индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, групповые родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с учащимися. В настоящее время в просвещении семей и педагогического персонала широко используется плакатная визуальная информация, а также материалы по различным вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, размещенные в социальных сетях.
Таким образом, полное осознание особенностей психического развития ребенка с определенным расстройством способствует грамотному подходу к определению основных направлений коррекционной деятельности в каждом конкретном случае. В ходе проведенного исследования нами было выяснено, что сегодня наблюдается устойчивая тенденция к увеличению детей с ОВЗ, которые активно интегрируются в общеобразовательное учебное пространство. Результаты анализа нарушений речевой деятельности детей с ОВЗ дали основания говорить о наличии различной степени тяжести их проявлений. Выявлено 97% детей с различными проявлениями речевых нарушений.
Констатировано, что в учреждениях общего среднего образования с инклюзивной формой обучения одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является развитие речи.

Библиографический список
1.    Бугай Ю.В. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №V. С.5-9
2.    Верхотурцева, Т. С. Нейропсихологические методы и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / Т. С. Верхотурцева, Е. А. Никифорова, Е. Л. Мицан // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 16–17 мая 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 263-268.
3.    Гаранина Л.А., Российская Е.Н., Зубарева Т.Г. Практика педагогической поддержки специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2017. №1 (57). С. 19-27.
4.    Ейкель, Д. А. Нейрогимнастика как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения / Д. А. Ейкель, Е. Л. Мицан. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 46 с. – ISBN 978-5-9967-2798-1.
5.    Мицан, Е. Л. Интегрированное и инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья как необходимый этап их обучения и воспитания / Е. Л. Мицан, Я. А. Скрипник // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 20–21 ноября 2019 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 101-104.
6.    Мицан, Е. Л. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возрастами средствами интеграции двигательной и познавательной деятельности / Е. Л. Мицан, Я. А. Скрипник // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 16–17 мая 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 303-308.
7.    Одинокова Н.А. Формирование коммуникативно-речевых компетенций как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018. №7-1. С. 114-119.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.