МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
29.12.2024
УДК 378
Сахнова И. Г.,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», г. Магнитогорск
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье излагается авторский взгляд на проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Приводится перечень возможных причин, связанных с их появлением. Основополагающей из них является смещение акцентов педагогического воздействия в работе с подрастающим поколением с духовно ¬ нравственных на материальные. Автором также исследуется история семьи в России с древнейших времен и до наших дней, с целью обнаружения внутренних и внешних факторов, повлекших за собой изменения в её традициях. Кроме того, заостряется внимание и на том, какое воздействие оказывает научно-технический прогресс на внутренние изменения института русской семьи. На основе практического опыта общения со студентами в рамках проведения учебных занятий по русскому языку и литературе в системе СПО предлагаются возможные пути решения ситуации, создавшейся в данной области.
Ключевые слова: педагогика, акценты педагогического воздействия, научно-технический прогресс, духовно-нравственное воспитание, история семьи, современная семья, русский язык и литература.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPIRITUAL
AND MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH
Annotation. The article presents the author's view on the problems of spiritual and moral education of modern youth. A list of possible causes associated with their appearance is provided. The main one is the shift in the emphasis of pedagogical influence on the younger generation from spiritual to material ones. The author also examines the history of the family in Russia from ancient times to the present day, in order to identify internal and external factors that led to changes in its traditions. In addition, attention is focused on the impact of scientific and technological progress on the internal changes of the institution of the Russian family. Based on practical experience of communicating with students in the framework of conducting training sessions on the Russian language and literature in the PDF system, possible ways to solve the situation in this area are proposed.
Keywords: pedagogy, the accents of pedagogical influence, scientific and technological progress, spiritual and moral education, family history, a modern family, russian language and literature.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
(пословица)
«Не нужен клад, когда в семье – лад».
(пословица)
Значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения велико на современном этапе развития человечества. В основе его лежат вечные семейные ценно-сти, которые оказывают влияние на душу каждого из нас. Однако именно они сегодня теряют своё значение в силу особенностей устройства бытового уклада общества. И это очень печально. Попробуем разобраться в причинах ситуации, сложившейся в данной области. Прежде всего, обратимся к толкованию термина «воспитание». Это целенаправ-ленное воздействие на личность с целью подготовки её к взрослой жизни. Результатом правильного воспитания должен быть психологически и эмоционально зрелый человек, отвечающий в полной мере за свои мысли, слова, поступки. Какой процент у нас людей, отвечающим этому условию? Он очень мал. Почему? Потому что «акценты» в воздейст-вии на личность не всегда выбраны правильно. Чтобы действительно измениться, мы, во-первых, должны научиться объективно, оценивать своё внутреннее состояние, то есть видеть свои недостатки; во-вторых, каждодневно и терпеливо работать над их исправле-нием. Многие ли из нас способны на это? Вопрос риторический.
Для того чтобы человек успешно развивался и преодолевал все трудности на своем жизненном пути ему необходимы, на наш взгляд, следующие качества: умение эффек-тивно общаться с людьми; умение ценить свое время; терпение; трудолюбие; настойчивость; эмоциональная стабильность. Если они есть, человек сможет преодолеть всё и добиться больших успехов в любом деле, за которое бы он не взялся. Однако всеми этими качествами обладает редкий из нас. Почему так? Потому что, всеми вышеперечисленными качествами человек сможет обладать, только руководствуясь в своей жизни евангельскими заповедями. Не знание духовных законов не освобождает от их исполнения. Многие из них слишком далеки от сознания современного человека. Многие даже не понимают, что за ними стоит. Долгие годы атеизма отдалили русский народ от главных основ русской духовности.
В нашей стране, да и во всем мире, со времен правления Петра I царствует культ образования. Под него подстраивается всё, в том числе, и жизнь каждого человека. Большая надежда возлагается на научно-технический прогресс, новые изобретения. Од-нако все вышеназванное не является панацеей от всех бед. Основное внимание обраща-ется на приобретение материальных благ, часто в ущерб духовной составляющей нашей жизни. В погоне за престижной профессией и высокооплачиваемым местом работы упускается важное. Надежным тылом каждого человека является семья. Если в этой об-ласти возникли проблемы, то никакая общественная деятельность не даст, какого бы, то ни было результата. Крепкая, дружная семья содержит неисчерпаемый источник духов-ной силы для всех её членов вне зависимости от рода занятий и возраста.
Современный мир представляет собой огромную систему потребления материаль-ных благ, которые, естественно, измеряются денежным эквивалентом. Именно это сейчас стоит во главе угла и определяет распорядок дня человека. В связи с этим можно сказать, что, благополучных семей в России сегодня очень мало. Причины скрыты в человече-ском эгоизме. Кроме того, изменился с течением времени сам институт семьи. Испокон веков в нашей стране хранителем традиций был простой народ-земледелец. Согласно русской православной традиции, главой семьи всегда был мужчина, а женщина – его по-мощницей. Русская семья была большая и дружная. В ней насчитывалось от десяти до пятнадцати детей. Это обусловлено было тяжелым образом жизни. Каждый член семьи воспитывался в совместном труде, имел свои чёткие обязанности.
В сравнительно небольшом по площади деревенском доме проживало постоянно по нескольку поколений русской семьи и без труда находили общий язык друг с другом. Почему такое невозможно сейчас? По причине выросшего в нас эгоизма. Сам термин «семья» представляет собой объединение отдельных личностей на принципах любви и взаимопомощи. Разводы были большой редкостью. Настольной книгой в каждой русской семье были Четьи-Минеи, а образом для подражания – русские святые. В произведениях русской классической литературы мы можем почерпнуть и сведения о том, как воспитывались в России крестьянские дети.
Сегодня многое изменилось, сами люди, образ жизни. Так, современный мужчина часто не хочет и не всегда способен стать главой своей семьи в силу разных причин. И первая из них, специфика воспитания: «Он мягок, он тих, он слабее баб /К чему говорить подробнее! /Но только он слаб, не затем, что слаб, /а просто так жить удобнее» [Э. Асадов, 1]. Именно поэтому наши русские женщины также вынуждены все тяготы в этой области взять на себя со всеми вытекающими отсюда последствиями: «С годами вы так придавили мужа, /Что он и не виден под каблуком. /Пусть доля его – не придумать хуже, /Но вам-то, какая, же радость в том? /Ведь вам же самой надоест тюфяк, /И тут вы начнете тайком тянуться /К таким, что не только нигде не гнутся, /Но сами вас после за-жмут в кулак/» [Э. Асадов, 1].
В результате вечные духовно-нравственные ценности нашего общества – доброта, понимание, сочувствие – нужны каждому и в любом возрасте, однако именно они сейчас у нас, зачастую, в большом дефиците. Мы разучились адекватно строить отношения друг с другом без конфликтов, недомолвок, лжи и различного рода манипуляций. Умение слушать и слышать своих ближних часто теряется из-за взаимных обид и придирок, по-тому что, к сожалению, мы привыкли упорно реализовывать только свои идеи, свои пла-ны, невзирая ни на что. А начинается всё с малого: младшие отказываются слушать старших и берут на себя труд действовать согласно своему разумению, которого часто нет. Но, если взрослые люди не способны адекватно осуществлять взаимодействие друг с другом, то, как это будут делать наши дети, внуки? На самом деле, они чувствуют себя часто очень неуютно в такой обстановке и отвечают на неё неадекватно: уходят из дома, либо оказываются во власти тех или иных вредных привычек.
Сегодня, в период социальных катаклизмов, которые переживает Россия, вопрос о том, что происходит с институтом семьи, стал одним из самых актуальных. Хотят ли со-временные юноши и девушки создать свою семью? Хотят. Многие стремятся к этому ещё в достаточно юном возрасте, потому что чувствуют себя одинокими среди близких. Типичную ситуацию, создавшуюся в наших русских семьях можно увидеть в небольшом стихотворений Эдуарда Асадова: «Такая уж у нас семья: /Жена при стирках и при тесте, /Покупки, хлопоты, друзья, /Газет важнейшие известья... /И где-то на тридцатом месте /На пять минут немножко я...» [Э. Асадов, 1]. Еще с советских времен многим известна песня, исполняемая неоднократно белорусским ансамблем «Вирасы»: «Я у бабушки жи-ву, я у дедушки живу, /Папа с мамой ходят в гости к нам...». Наиболее близким к содер-жанию нашей сегодняшней темы будет её финал: «Что же будет на земле /Через сто бли-жайших лет, /если мода на детей / совсем пройдёт?».
Одними из главных причин отсутствия «моды на детей» являются всё та же гор-дость, не позволяющая адекватно строить отношения друг с другом. Есть ещё одно пре-пятствие – аборты. Это страшная проблема российского общества, разрушающая здоро-вье людей и самой семьи. «...безмолвный крик стоит над нашей страной, где детей уби-вают миллионами! ...Люди пытаются построить материальное благополучие на крови своих детей!... Количество детей, погибших во чреве матери, на сегодня превысило поте-ри русского народа во всех войнах вместе взятых». [Божан, 2, c. 36]. Благодаря совре-менным западным технологиям, внедряемым в нашей стране, появился термин «плани-рование семьи» и сопутствующие этой области предметы и препараты, которые исполь-зуют при этом. Не будем углубляться в медицинскую сторону данного вопроса, так как не ставим перед собой данную задачу. Отметим только следующее, что оборотной сто-роной и вышеназванной проблемы также является неумение современного человека аде-кватно строить отношения со своими близкими людьми: неразборчивость в знакомствах, потворство различного рода слабостям своим и чужим, раболепство духу времени.
«Православная церковь всегда учила, что жизнь человека начинается с момента за-чатия. Но современные люди доверяют больше науке, чем церкви» [Божан, 2, C. 4]. Рож-дение ребенка – дар Божий, но насколько это доходит до каждого из нас сегодня? «Еще до рождения детей супруги должны готовиться к тому, чтобы быть добрыми родителями добрых чад». Для этого они должны до брака хранить целомудрие, в браке «хранить супружеское целомудрие, то есть трезвенную отчужденность от сладо-страстия… хранить благочестие, ибо как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского (от нравственного состояния их душ), и характер родителей иногда резко отпечатывается на детях» – пишет св. Феофан Затворник в «Начертаниях христианского нравоучения» [Божан, 2, C 26]., но соблюдают ли супруги это сегодня? К сожалению, нет. Многие из них никогда не слышали об этом, потому что не живут в вере.
Благодать, освещающая супружество в таинстве брака, есть основание Благосло-венного деторождения, если муж и жена хранят эту верность в чистоте совести. … Их дети освящаются ещё до рождения, потому что благословение Божье, почивающее на родителях, переходит и на чад родительскими молитвами. Если многие взрослые люди в наше время далеки от евангельских истин, то стоит ли удивляться тому, что наша моло-дежь также не знакома с этим? Это связано с тем, что они в своем кругу не видят поло-жительного примера для подражания.
Неоднократно в средствах массовой информации поднималась дискуссия о том, на-сколько изменилось понимание семьи у молодого поколения, что нужно сделать для то-го, чтобы институт семьи в России укреплялся, увеличивалась рождаемость и личное благополучие граждан нашей страны, но, как говорится, «а воз и ныне там». Проводя бе-седы со студентами, убеждаешься в том, что современный молодежный взгляд на семью зачастую достаточно узок. Он ограничен часто необходимостью совместного прожива-ния и отдыха. Очень часто официально брак юноши и девушки регистрировать не хотят, объясняют это стремлением узнать друг друга, бояться связывать себя штампом в пас-порте. Что говорить про совсем ещё юных студентов колледжа, если молодые мужчины и женщины постарше оказываются часто в тупике, когда предпринимают попытки найти надёжного спутника жизни. Кроме того, повторимся, что сам уклад жизни современного общества не ориентирован, в основном, на семейного гражданина. Социальный заказ го-сударства даётся на «среднестатистического работника», имеющего «добротное» сред-нее либо высшее профессиональное образование, здорового, расторопного, активно занимающегося самообразованием, карьериста, желающего только «днями и ночами» работать на благо того или иного предприятия и государства. Среднестатистическая продолжительность рабочей недели – от 5 до 6 дней, продолжительность одного рабочего дня – от 8 до 12 часов.
«Личная жизнь» остаётся «головной болью» самого гражданина со всеми вытекаю-щими отсюда последствиями. Можно ли удивляться тому, что в нашей стране так много одиноких людей и так много больных и несчастных детей? Их воспитание возлагается, в основном, на общественные организации (школы, детские сады, учреждения дополни-тельного образования, колледжи, вузы), а также на улицу, интернет и телевизор. В ре-зультате сознание наших детей, в полной мере, формируют американские игрушки, ком-пьютерные игры, мультфильмы, фильмы сомнительного содержания и пресловутая рек-лама, навязывающая ценности бездуховного общества. Многие ищут этому причину, вы-двигают свои пути выхода из кризиса. И один из наиболее верных, на наш взгляд, это ду-ховный путь.
В сложившейся ситуации мы получаем социум, ориентированный исключительно на материальные ценности, на погоню за карьерой. Духовные ценности отошли на вто-рой план ещё с социалистических времён, когда церковь была отделена от государства. Ценный материал о том, как правильно искать спутника (спутницу) жизни, какая должна быть крепкая семья, каковы должны быть отношения между супругами, мы можем по-черпнуть в недрах Православия. Именно здесь за долгий период его существования на-коплен бесценный материал по всем важным и необходимым для духовного существова-ния человека вопросам.
Существует большое разнообразие святоотеческой литературы, посвященной дан-ной теме. Наиболее доступной для молодежи можно назвать книгу священника Ильи Шугаева «Один раз и на всю жизнь». Хотелось бы привести небольшую цитату из данно-го источника, касающегося теме нашего разговора: «Одной из самых важных черт совре-менной жизни является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы общепри-знанной идеологии. Попытки преподавать христианское мировоззрение после долгого периода безбожия часто воспринимаются, как попытки попов затащить в храмы больше людей, чтобы набить себе карманы» и напрасно.
Вернуть коммунистическую идеологию уже не представляется возможным и необ-ходимости в этом нет. Но воспитание без идеологии практически немыслимо. Для ус-пешного его осуществления необходимо наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных). Идеология как система ценностей может быть и христианской, если государство начнёт воспитывать подрас-тающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет запове-ди Божьи в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерар-хию ценностей (например, ищите, прежде всего, Царствия Божия, остальное приложит-ся)» [Шугаев, 3]. Конечно же, рациональное зерно в том, что говорит священник Илья Шугаев, есть. Но, к сожалению, многие наши россияне слишком далёки от Православия и очень уже привыкли следовать в своём поведении западным образцам и идеалам, по-этому наше родное кажется устаревшим и далёким от современной жизни.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что суть духовно-нравственного воспитания сегодня, на наш взгляд, предельно проста, если наше взрослое поколение не будет исправлять ошибки в своей жизни, то и у молодого поколения не появиться сил на это.
Список литературы
1. Примо версо: Российская поэзия. Эдуард Асадов : стихи. https://primoverso.ru/stihi-russkie/stihi-asadov (дата обращения: 03.10.2024).
2. Божан В. О тайне пола : книга для супругов и молодежи. Москва : Издательство «Одигитрия», 2006.
3. Священник Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Православное радио. URL: https://azbyka.ru/ (дата обращения: 20.10.2024).
Сахнова И. Г.,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», г. Магнитогорск
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье излагается авторский взгляд на проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Приводится перечень возможных причин, связанных с их появлением. Основополагающей из них является смещение акцентов педагогического воздействия в работе с подрастающим поколением с духовно ¬ нравственных на материальные. Автором также исследуется история семьи в России с древнейших времен и до наших дней, с целью обнаружения внутренних и внешних факторов, повлекших за собой изменения в её традициях. Кроме того, заостряется внимание и на том, какое воздействие оказывает научно-технический прогресс на внутренние изменения института русской семьи. На основе практического опыта общения со студентами в рамках проведения учебных занятий по русскому языку и литературе в системе СПО предлагаются возможные пути решения ситуации, создавшейся в данной области.
Ключевые слова: педагогика, акценты педагогического воздействия, научно-технический прогресс, духовно-нравственное воспитание, история семьи, современная семья, русский язык и литература.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPIRITUAL
AND MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH
Annotation. The article presents the author's view on the problems of spiritual and moral education of modern youth. A list of possible causes associated with their appearance is provided. The main one is the shift in the emphasis of pedagogical influence on the younger generation from spiritual to material ones. The author also examines the history of the family in Russia from ancient times to the present day, in order to identify internal and external factors that led to changes in its traditions. In addition, attention is focused on the impact of scientific and technological progress on the internal changes of the institution of the Russian family. Based on practical experience of communicating with students in the framework of conducting training sessions on the Russian language and literature in the PDF system, possible ways to solve the situation in this area are proposed.
Keywords: pedagogy, the accents of pedagogical influence, scientific and technological progress, spiritual and moral education, family history, a modern family, russian language and literature.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
(пословица)
«Не нужен клад, когда в семье – лад».
(пословица)
Значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения велико на современном этапе развития человечества. В основе его лежат вечные семейные ценно-сти, которые оказывают влияние на душу каждого из нас. Однако именно они сегодня теряют своё значение в силу особенностей устройства бытового уклада общества. И это очень печально. Попробуем разобраться в причинах ситуации, сложившейся в данной области. Прежде всего, обратимся к толкованию термина «воспитание». Это целенаправ-ленное воздействие на личность с целью подготовки её к взрослой жизни. Результатом правильного воспитания должен быть психологически и эмоционально зрелый человек, отвечающий в полной мере за свои мысли, слова, поступки. Какой процент у нас людей, отвечающим этому условию? Он очень мал. Почему? Потому что «акценты» в воздейст-вии на личность не всегда выбраны правильно. Чтобы действительно измениться, мы, во-первых, должны научиться объективно, оценивать своё внутреннее состояние, то есть видеть свои недостатки; во-вторых, каждодневно и терпеливо работать над их исправле-нием. Многие ли из нас способны на это? Вопрос риторический.
Для того чтобы человек успешно развивался и преодолевал все трудности на своем жизненном пути ему необходимы, на наш взгляд, следующие качества: умение эффек-тивно общаться с людьми; умение ценить свое время; терпение; трудолюбие; настойчивость; эмоциональная стабильность. Если они есть, человек сможет преодолеть всё и добиться больших успехов в любом деле, за которое бы он не взялся. Однако всеми этими качествами обладает редкий из нас. Почему так? Потому что, всеми вышеперечисленными качествами человек сможет обладать, только руководствуясь в своей жизни евангельскими заповедями. Не знание духовных законов не освобождает от их исполнения. Многие из них слишком далеки от сознания современного человека. Многие даже не понимают, что за ними стоит. Долгие годы атеизма отдалили русский народ от главных основ русской духовности.
В нашей стране, да и во всем мире, со времен правления Петра I царствует культ образования. Под него подстраивается всё, в том числе, и жизнь каждого человека. Большая надежда возлагается на научно-технический прогресс, новые изобретения. Од-нако все вышеназванное не является панацеей от всех бед. Основное внимание обраща-ется на приобретение материальных благ, часто в ущерб духовной составляющей нашей жизни. В погоне за престижной профессией и высокооплачиваемым местом работы упускается важное. Надежным тылом каждого человека является семья. Если в этой об-ласти возникли проблемы, то никакая общественная деятельность не даст, какого бы, то ни было результата. Крепкая, дружная семья содержит неисчерпаемый источник духов-ной силы для всех её членов вне зависимости от рода занятий и возраста.
Современный мир представляет собой огромную систему потребления материаль-ных благ, которые, естественно, измеряются денежным эквивалентом. Именно это сейчас стоит во главе угла и определяет распорядок дня человека. В связи с этим можно сказать, что, благополучных семей в России сегодня очень мало. Причины скрыты в человече-ском эгоизме. Кроме того, изменился с течением времени сам институт семьи. Испокон веков в нашей стране хранителем традиций был простой народ-земледелец. Согласно русской православной традиции, главой семьи всегда был мужчина, а женщина – его по-мощницей. Русская семья была большая и дружная. В ней насчитывалось от десяти до пятнадцати детей. Это обусловлено было тяжелым образом жизни. Каждый член семьи воспитывался в совместном труде, имел свои чёткие обязанности.
В сравнительно небольшом по площади деревенском доме проживало постоянно по нескольку поколений русской семьи и без труда находили общий язык друг с другом. Почему такое невозможно сейчас? По причине выросшего в нас эгоизма. Сам термин «семья» представляет собой объединение отдельных личностей на принципах любви и взаимопомощи. Разводы были большой редкостью. Настольной книгой в каждой русской семье были Четьи-Минеи, а образом для подражания – русские святые. В произведениях русской классической литературы мы можем почерпнуть и сведения о том, как воспитывались в России крестьянские дети.
Сегодня многое изменилось, сами люди, образ жизни. Так, современный мужчина часто не хочет и не всегда способен стать главой своей семьи в силу разных причин. И первая из них, специфика воспитания: «Он мягок, он тих, он слабее баб /К чему говорить подробнее! /Но только он слаб, не затем, что слаб, /а просто так жить удобнее» [Э. Асадов, 1]. Именно поэтому наши русские женщины также вынуждены все тяготы в этой области взять на себя со всеми вытекающими отсюда последствиями: «С годами вы так придавили мужа, /Что он и не виден под каблуком. /Пусть доля его – не придумать хуже, /Но вам-то, какая, же радость в том? /Ведь вам же самой надоест тюфяк, /И тут вы начнете тайком тянуться /К таким, что не только нигде не гнутся, /Но сами вас после за-жмут в кулак/» [Э. Асадов, 1].
В результате вечные духовно-нравственные ценности нашего общества – доброта, понимание, сочувствие – нужны каждому и в любом возрасте, однако именно они сейчас у нас, зачастую, в большом дефиците. Мы разучились адекватно строить отношения друг с другом без конфликтов, недомолвок, лжи и различного рода манипуляций. Умение слушать и слышать своих ближних часто теряется из-за взаимных обид и придирок, по-тому что, к сожалению, мы привыкли упорно реализовывать только свои идеи, свои пла-ны, невзирая ни на что. А начинается всё с малого: младшие отказываются слушать старших и берут на себя труд действовать согласно своему разумению, которого часто нет. Но, если взрослые люди не способны адекватно осуществлять взаимодействие друг с другом, то, как это будут делать наши дети, внуки? На самом деле, они чувствуют себя часто очень неуютно в такой обстановке и отвечают на неё неадекватно: уходят из дома, либо оказываются во власти тех или иных вредных привычек.
Сегодня, в период социальных катаклизмов, которые переживает Россия, вопрос о том, что происходит с институтом семьи, стал одним из самых актуальных. Хотят ли со-временные юноши и девушки создать свою семью? Хотят. Многие стремятся к этому ещё в достаточно юном возрасте, потому что чувствуют себя одинокими среди близких. Типичную ситуацию, создавшуюся в наших русских семьях можно увидеть в небольшом стихотворений Эдуарда Асадова: «Такая уж у нас семья: /Жена при стирках и при тесте, /Покупки, хлопоты, друзья, /Газет важнейшие известья... /И где-то на тридцатом месте /На пять минут немножко я...» [Э. Асадов, 1]. Еще с советских времен многим известна песня, исполняемая неоднократно белорусским ансамблем «Вирасы»: «Я у бабушки жи-ву, я у дедушки живу, /Папа с мамой ходят в гости к нам...». Наиболее близким к содер-жанию нашей сегодняшней темы будет её финал: «Что же будет на земле /Через сто бли-жайших лет, /если мода на детей / совсем пройдёт?».
Одними из главных причин отсутствия «моды на детей» являются всё та же гор-дость, не позволяющая адекватно строить отношения друг с другом. Есть ещё одно пре-пятствие – аборты. Это страшная проблема российского общества, разрушающая здоро-вье людей и самой семьи. «...безмолвный крик стоит над нашей страной, где детей уби-вают миллионами! ...Люди пытаются построить материальное благополучие на крови своих детей!... Количество детей, погибших во чреве матери, на сегодня превысило поте-ри русского народа во всех войнах вместе взятых». [Божан, 2, c. 36]. Благодаря совре-менным западным технологиям, внедряемым в нашей стране, появился термин «плани-рование семьи» и сопутствующие этой области предметы и препараты, которые исполь-зуют при этом. Не будем углубляться в медицинскую сторону данного вопроса, так как не ставим перед собой данную задачу. Отметим только следующее, что оборотной сто-роной и вышеназванной проблемы также является неумение современного человека аде-кватно строить отношения со своими близкими людьми: неразборчивость в знакомствах, потворство различного рода слабостям своим и чужим, раболепство духу времени.
«Православная церковь всегда учила, что жизнь человека начинается с момента за-чатия. Но современные люди доверяют больше науке, чем церкви» [Божан, 2, C. 4]. Рож-дение ребенка – дар Божий, но насколько это доходит до каждого из нас сегодня? «Еще до рождения детей супруги должны готовиться к тому, чтобы быть добрыми родителями добрых чад». Для этого они должны до брака хранить целомудрие, в браке «хранить супружеское целомудрие, то есть трезвенную отчужденность от сладо-страстия… хранить благочестие, ибо как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского (от нравственного состояния их душ), и характер родителей иногда резко отпечатывается на детях» – пишет св. Феофан Затворник в «Начертаниях христианского нравоучения» [Божан, 2, C 26]., но соблюдают ли супруги это сегодня? К сожалению, нет. Многие из них никогда не слышали об этом, потому что не живут в вере.
Благодать, освещающая супружество в таинстве брака, есть основание Благосло-венного деторождения, если муж и жена хранят эту верность в чистоте совести. … Их дети освящаются ещё до рождения, потому что благословение Божье, почивающее на родителях, переходит и на чад родительскими молитвами. Если многие взрослые люди в наше время далеки от евангельских истин, то стоит ли удивляться тому, что наша моло-дежь также не знакома с этим? Это связано с тем, что они в своем кругу не видят поло-жительного примера для подражания.
Неоднократно в средствах массовой информации поднималась дискуссия о том, на-сколько изменилось понимание семьи у молодого поколения, что нужно сделать для то-го, чтобы институт семьи в России укреплялся, увеличивалась рождаемость и личное благополучие граждан нашей страны, но, как говорится, «а воз и ныне там». Проводя бе-седы со студентами, убеждаешься в том, что современный молодежный взгляд на семью зачастую достаточно узок. Он ограничен часто необходимостью совместного прожива-ния и отдыха. Очень часто официально брак юноши и девушки регистрировать не хотят, объясняют это стремлением узнать друг друга, бояться связывать себя штампом в пас-порте. Что говорить про совсем ещё юных студентов колледжа, если молодые мужчины и женщины постарше оказываются часто в тупике, когда предпринимают попытки найти надёжного спутника жизни. Кроме того, повторимся, что сам уклад жизни современного общества не ориентирован, в основном, на семейного гражданина. Социальный заказ го-сударства даётся на «среднестатистического работника», имеющего «добротное» сред-нее либо высшее профессиональное образование, здорового, расторопного, активно занимающегося самообразованием, карьериста, желающего только «днями и ночами» работать на благо того или иного предприятия и государства. Среднестатистическая продолжительность рабочей недели – от 5 до 6 дней, продолжительность одного рабочего дня – от 8 до 12 часов.
«Личная жизнь» остаётся «головной болью» самого гражданина со всеми вытекаю-щими отсюда последствиями. Можно ли удивляться тому, что в нашей стране так много одиноких людей и так много больных и несчастных детей? Их воспитание возлагается, в основном, на общественные организации (школы, детские сады, учреждения дополни-тельного образования, колледжи, вузы), а также на улицу, интернет и телевизор. В ре-зультате сознание наших детей, в полной мере, формируют американские игрушки, ком-пьютерные игры, мультфильмы, фильмы сомнительного содержания и пресловутая рек-лама, навязывающая ценности бездуховного общества. Многие ищут этому причину, вы-двигают свои пути выхода из кризиса. И один из наиболее верных, на наш взгляд, это ду-ховный путь.
В сложившейся ситуации мы получаем социум, ориентированный исключительно на материальные ценности, на погоню за карьерой. Духовные ценности отошли на вто-рой план ещё с социалистических времён, когда церковь была отделена от государства. Ценный материал о том, как правильно искать спутника (спутницу) жизни, какая должна быть крепкая семья, каковы должны быть отношения между супругами, мы можем по-черпнуть в недрах Православия. Именно здесь за долгий период его существования на-коплен бесценный материал по всем важным и необходимым для духовного существова-ния человека вопросам.
Существует большое разнообразие святоотеческой литературы, посвященной дан-ной теме. Наиболее доступной для молодежи можно назвать книгу священника Ильи Шугаева «Один раз и на всю жизнь». Хотелось бы привести небольшую цитату из данно-го источника, касающегося теме нашего разговора: «Одной из самых важных черт совре-менной жизни является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы общепри-знанной идеологии. Попытки преподавать христианское мировоззрение после долгого периода безбожия часто воспринимаются, как попытки попов затащить в храмы больше людей, чтобы набить себе карманы» и напрасно.
Вернуть коммунистическую идеологию уже не представляется возможным и необ-ходимости в этом нет. Но воспитание без идеологии практически немыслимо. Для ус-пешного его осуществления необходимо наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных). Идеология как система ценностей может быть и христианской, если государство начнёт воспитывать подрас-тающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет запове-ди Божьи в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерар-хию ценностей (например, ищите, прежде всего, Царствия Божия, остальное приложит-ся)» [Шугаев, 3]. Конечно же, рациональное зерно в том, что говорит священник Илья Шугаев, есть. Но, к сожалению, многие наши россияне слишком далёки от Православия и очень уже привыкли следовать в своём поведении западным образцам и идеалам, по-этому наше родное кажется устаревшим и далёким от современной жизни.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что суть духовно-нравственного воспитания сегодня, на наш взгляд, предельно проста, если наше взрослое поколение не будет исправлять ошибки в своей жизни, то и у молодого поколения не появиться сил на это.
Список литературы
1. Примо версо: Российская поэзия. Эдуард Асадов : стихи. https://primoverso.ru/stihi-russkie/stihi-asadov (дата обращения: 03.10.2024).
2. Божан В. О тайне пола : книга для супругов и молодежи. Москва : Издательство «Одигитрия», 2006.
3. Священник Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Православное радио. URL: https://azbyka.ru/ (дата обращения: 20.10.2024).