Место казачества в современном российском обществе
25.03.2022
Лещенко Ю. Ю.
По мнению многих исследователей, общины вольных казаков возникли в XV-XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек. Как до Петра I, так и после казаки выполняли три главные государственные задачи: освоение новых земель; охрана земельных угодий от нападений врагов; служба наравне с регулярными войсками.
Со второй половины XVII века начался процесс превращения казачьих общин в регулярные казачьи войска, которые с XVIII века стали получать наименование по названию территории расселения казаков [1].
Юридически казачество перестало существовать как сословие в 1917 году, когда был издан Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Со второй половины 80-х годов прошлого столетия началось возрождение казачьего движения. Начальный его этап характеризовался большой общественной активностью его участников. Вполне определенный интерес к развитию казачьего движения стали проявлять органы власти и управления различных уровней. Поддержка со стороны государства стала весьма заметной.
Так, на высшем государственном уровне принимался целый ряд законодательно-распорядительных актов по отношению к казачьему движению [2]. Во всех этих документах говорилось о поддержке государством движения за возрождение экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, о земельных отношениях с казаками и особом режиме землепользования в казачьих областях, создании казачьих частей и подразделений в составе Вооруженных Сил страны. В политике государства по отношению к казачеству в то время отчетливо обозначилась тенденция привлечения его на государственную службу.
Важное, рубежное значение для законодательного оформления государственной службы казачества имел Указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», вышедший 9 августа 1995 года [3]. В декабре 2005 года был принят закон Российской Федерации «О государственной службе российского казачества». 3 июля 2008 года Президентом РФ Д. Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти.
Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции» [2]. Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия. На сегодняшний день, согласно данным Департамента государственной политики, на территории РФ действуют 11 войсковых казачьих обществ, в которых числятся 506 тыс. казаков. Члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации. В России за последние годы были официально зарегистрированы 464 казачьи организации (общественные, охранные, коммерческие, производственные) в 75 субъектах Федерации. В государственный реестр внесено 11 войсковых и 2 окружных казачьих общества.
За реестровым казачеством закреплены следующие виды государственной службы: 1) по гражданской и территориальной обороне; 2) по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; 3) по охране общественного порядка; 4) по борьбе с терроризмом; 5) по природоохране и пожарной безопасности; 6) по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Основными направлениями деятельности казаков в нашей стране стали: государственная служба; учебно-воспитательная и культурная деятельность. На сегодняшний момент важная работа по возрождению казачества продолжается. Много делается для сохранения и развития казачьей культуры. Но не всё удалось сохранить, ведь многое было утеряно после революционных событий и гражданской войны.
К казачьей культуре приобщается и подрастающее поколение. Так, в МОУ «СОШ № 38 им. В. И. Машковцева» г.Магнитогорска совсем недавно были созданы кадетские (казачьи) классы. В данном образовательном учреждении кадеты обучаются по особой программе. Будущие казаки слушают курсы под названием «Родиноведение» и «История Вооружённых Сил», «История казачества», обучаются верховой езде, поют казачьи песни, получают практические знания строевой подготовки и пр. При муниципальном учреждении «Дом дружбы народов» города Магнитогорска действует ансамбль казачьей песни «Станичники».
Однако современное казачество столкнулось с рядом проблем. К сожалению, как показывает практика, государство не всё делает для развития казачьего движения. Указы, положения, программы и прочие документы не способны до конца решить проблемы, с которыми столкнулось современное казачество. И это касается не только материальной поддержки со стороны государства. Следовательно, многие аспекты государственной политики нуждаются в дальнейшей разработке. Надеемся, что современное состояние казачества не останется без внимания со стороны государства.
Библиографический список
1. Абрамовский, А. П. Оренбургское казачье войско: история и современность [Текст] / А. П. Абрамовский, В. С. Кобзов. Челябинск, 1993.
2. Государственная национальная политика и государственно-конфессиальные отношения в субъектах Российской Федерации в 2004 году. Т I. [Текст]. М., 2005.
3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2000.
4. Дулимов, Е. И. Самоуправление казаков: история и современность / / Е. И. Дулимов, И. И. Золотарев. Ростов-н/Д., 1998.
5. Интервью с атаманом МГКО Д. Н. Котельниковым [Текст]. Магнитогорск, 2013.
6. Трут В. П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспективы // Проблемы казачьего возрождения: сборник научных статей. Ч. I. Ростов-на-Дону, 1996.
По мнению многих исследователей, общины вольных казаков возникли в XV-XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек. Как до Петра I, так и после казаки выполняли три главные государственные задачи: освоение новых земель; охрана земельных угодий от нападений врагов; служба наравне с регулярными войсками.
Со второй половины XVII века начался процесс превращения казачьих общин в регулярные казачьи войска, которые с XVIII века стали получать наименование по названию территории расселения казаков [1].
Юридически казачество перестало существовать как сословие в 1917 году, когда был издан Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Со второй половины 80-х годов прошлого столетия началось возрождение казачьего движения. Начальный его этап характеризовался большой общественной активностью его участников. Вполне определенный интерес к развитию казачьего движения стали проявлять органы власти и управления различных уровней. Поддержка со стороны государства стала весьма заметной.
Так, на высшем государственном уровне принимался целый ряд законодательно-распорядительных актов по отношению к казачьему движению [2]. Во всех этих документах говорилось о поддержке государством движения за возрождение экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, о земельных отношениях с казаками и особом режиме землепользования в казачьих областях, создании казачьих частей и подразделений в составе Вооруженных Сил страны. В политике государства по отношению к казачеству в то время отчетливо обозначилась тенденция привлечения его на государственную службу.
Важное, рубежное значение для законодательного оформления государственной службы казачества имел Указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», вышедший 9 августа 1995 года [3]. В декабре 2005 года был принят закон Российской Федерации «О государственной службе российского казачества». 3 июля 2008 года Президентом РФ Д. Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти.
Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции» [2]. Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия. На сегодняшний день, согласно данным Департамента государственной политики, на территории РФ действуют 11 войсковых казачьих обществ, в которых числятся 506 тыс. казаков. Члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации. В России за последние годы были официально зарегистрированы 464 казачьи организации (общественные, охранные, коммерческие, производственные) в 75 субъектах Федерации. В государственный реестр внесено 11 войсковых и 2 окружных казачьих общества.
За реестровым казачеством закреплены следующие виды государственной службы: 1) по гражданской и территориальной обороне; 2) по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; 3) по охране общественного порядка; 4) по борьбе с терроризмом; 5) по природоохране и пожарной безопасности; 6) по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Основными направлениями деятельности казаков в нашей стране стали: государственная служба; учебно-воспитательная и культурная деятельность. На сегодняшний момент важная работа по возрождению казачества продолжается. Много делается для сохранения и развития казачьей культуры. Но не всё удалось сохранить, ведь многое было утеряно после революционных событий и гражданской войны.
К казачьей культуре приобщается и подрастающее поколение. Так, в МОУ «СОШ № 38 им. В. И. Машковцева» г.Магнитогорска совсем недавно были созданы кадетские (казачьи) классы. В данном образовательном учреждении кадеты обучаются по особой программе. Будущие казаки слушают курсы под названием «Родиноведение» и «История Вооружённых Сил», «История казачества», обучаются верховой езде, поют казачьи песни, получают практические знания строевой подготовки и пр. При муниципальном учреждении «Дом дружбы народов» города Магнитогорска действует ансамбль казачьей песни «Станичники».
Однако современное казачество столкнулось с рядом проблем. К сожалению, как показывает практика, государство не всё делает для развития казачьего движения. Указы, положения, программы и прочие документы не способны до конца решить проблемы, с которыми столкнулось современное казачество. И это касается не только материальной поддержки со стороны государства. Следовательно, многие аспекты государственной политики нуждаются в дальнейшей разработке. Надеемся, что современное состояние казачества не останется без внимания со стороны государства.
Библиографический список
1. Абрамовский, А. П. Оренбургское казачье войско: история и современность [Текст] / А. П. Абрамовский, В. С. Кобзов. Челябинск, 1993.
2. Государственная национальная политика и государственно-конфессиальные отношения в субъектах Российской Федерации в 2004 году. Т I. [Текст]. М., 2005.
3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2000.
4. Дулимов, Е. И. Самоуправление казаков: история и современность / / Е. И. Дулимов, И. И. Золотарев. Ростов-н/Д., 1998.
5. Интервью с атаманом МГКО Д. Н. Котельниковым [Текст]. Магнитогорск, 2013.
6. Трут В. П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспективы // Проблемы казачьего возрождения: сборник научных статей. Ч. I. Ростов-на-Дону, 1996.