Задать вопрос
Статьи

МЕДИАВОЛОНТЕРСТВО КАК НОВЕЙШИЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

15.01.2023
Приходько Е.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

МЕДИАВОЛОНТЕРСТВО КАК НОВЕЙШИЙ ФЕНОМЕН
В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация: Статья посвящена добровольчеству как движущему фактору становления гражданского общества в России и необходимости для развития общественных движений. Дается оценка деятельности добровольцев в нашей стране. В центре внимания автора находится конкретное направление волонтерства – медиаволонтерство в контексте современной отечественной журналистики и ее социальных аспектов. Целью работы является определение места медиаволонтера и его деятельности по созданию контента для освещения деятельности общественных организаций и социальных событий. Выделяются основные обязанности, требования к работе, цели и задачи волонтеров-журналистов, а также создается портрет медиаволонтера как участника социальных преобразований. Приведены также примеры работы медиаволонтеров в г. Магнитогорске и рассмотрена деятельность медиаактивистов Волонтерского центра «По зову сердца» при МГТУ им. Г.И. Носова.
Ключевые слова: добровольчество, волонтер, журналистика, медиаволонтерство, СМИ.

В эпоху постоянно меняющегося и преобразовывающегося общества происходят трансформации, касающиеся сферы общественной жизни. Так, в последние десятилетия в нашей стране сформировалось и активно развивается волонтерское (добровольческое) движение, призванное помогать обществу.
По открытым данным платформы Добро.ру и аналитики волонтерства в России, на 2022 год насчитывается более 300 тысяч добровольцев. А по исследованию Фонда «Общественное мнение», проведенному в марте 2019 года, 88 % граждан убеждены, что добровольчество приносит пользу обществу [1]. За последние годы изменилась не только численность добровольцев (волонтеров), но и виды выполняемых ими работ, в том числе и в сфере медиа.
Термин «волонтер» произошел от латинского слова «voluntaries», что переводится как «доброволец, желающий». Понятие волонтерства закреплено на законодательном уровне во всем мире. Так, в России создан закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», согласно которому добровольцы (волонтеры) – лица, осуществляющие деятельность в целях социальной поддержки и защиты граждан, подготовки населения к преодолению последствий каких-либо бедствий, оказания помощи пострадавшим, содействия укреплению мира, престижа и роли семьи в обществе, защиты материнства и т.д. [2].
Иными словами, волонтер – человек, на добровольной и безвозмездной основе занимающийся помощью обществу, природе, участием в мероприятиях по реставрации исторических памятников и другими общественно полезными делами в зависимости от конкретной ситуации.
Причины вступления в ряды волонтеров разные. Но чаще всего главной является привлекательная идея социально значимой деятельности, которая открывает новые горизонты в жизни. Для многих работа волонтером является возможностью самореализации. Некоторые люди не понимают своего истинного предназначения в жизни и интуитивно ищут его, порой тратя на это годы, силы и энергию. Самый легкий, безопасный и интересный способ – попробовать все, будучи волонтером. За короткое время доброволец может выявить интересные для себя сферы деятельности и сделать вывод о выборе своего жизненного и профессионального пути. Добровольческая деятельность даже может стать началом карьеры в выбранной области.
На сегодняшний день волонтерство представляет собой распространенную мировую практику. В России безвозмездная помощь стала приобретать популярность благодаря волонтерской программе на Зимних Олимпийских играх в 2014 году в городе Сочи. Именно после этого мирового события и успешного опыта работы волонтеров добровольчество активировалось во всех регионах нашей страны. Сейчас наблюдается стремление молодежи к решению общественных проблем, повышению социальной активности граждан и внедрению добровольчества в разные сферы жизни человека. А развитие волонтерского движения отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики государства.
Медиаволонтерство – относительно новое направление добровольчества, которое пришло с расцветом социальных сетей и цифровых СМИ. А медиаволонтер – человек, на добровольной и безвозмездной основе занимающийся созданием контента для средств массовой информации и социальных сетей, посвященного социальным явлениям и мероприятиям, а также их поддержкой на информационном уровне.
Медиаволонтером обычно является молодой человек с профильным журналистским или гуманитарным образованием, большое значение для него имеют условия работы, которые может обеспечить только добровольческая организация. Такой медиаволонтер не пропускает строго поставленные перед ним сроки сдачи, а также имеет большую предрасположенность к написанию текстов и создания качественного мультимедийного контента для их сопровождения. Медиаволонтер в большинстве случаев занимается сбором информации, а также созданием уникального контента о конкретном мероприятии вне зависимости от его направленности.
В стремлении донести до общества информацию деятельность медиаволонтера схожа с обязанностями журналиста. Именно поэтому здесь имеет смысл рассмотреть и сравнить работу журналиста и медиаволонтера. В целом журналистика является неоднозначным явлением: это и социальный институт, и система средств массовой информации, и набор журналистских профессий, а также система журналистских произведений. Я же будем рассматривать журналистику как социальный институт, и в этом понимании журналистика – это деятельность по сбору, анализу и распространению важной и актуальной для общества информации. Для общества крайне важно, чтобы журналистика была независимой от чьих-либо влияний и давала проверенную, объективную и понятную для всех информацию [4]. Этим же и руководствуется медиаволонтер, выполняя деятельность по освещению социально-важных мероприятий.
Медиаволонетры являются частью команды организаторов мероприятий и помогают пресс-службе по одному из направлений: «Журналист» (корреспондент), «SMM-специалист», «Фотограф», «Видеограф (оператор)». Условием для работы каждого направления является наличие собственного оборудования у медиаволонтера. Обычно это смартфон с качественной видеокамерой, ноутбук или планшет, а также фото- и видеокамера с необходимыми программами для обработки собранного материала [3].
В функциональные обязанности и полномочия медиаволонтера обычно входит помощь в организации работы пресс-центров, координация графика и содействие в подготовке пресс-конференций; сопровождение представителей СМИ на объекте; работа на информационных стойках в пресс-центрах; информирование журналистов о пресс-активностях, любых технических и организационных изменениях; подготовка рабочих мест журналистов; консультирование журналистов по вопросам предоставления сервисов и работы пресс-объектов; оказание журналистам помощи в сборе информации, подготовке новостей и обзоров, работа с текстами; помощь в организации работы зон интервью, сбор заявок на интервью.  При этом следует учитывать, что в составе функциональных направлений деятельности обязанности волонтеров и требования к ним могут существенно различаться в зависимости от конкретной позиции.
В Магнитогорске общественная деятельность начала свое развитие сравнительно недавно. На данный момент в городе существует более 30 общественных организаций, каждая из которых так или иначе освещает свою деятельность самостоятельно или с помощью местных СМИ. Всего 10 лет назад появился Волонтерский центр «По зову сердца» при МГТУ им. Г.И. Носова, который является некоммерческой организацией, осуществляющей добровольческую деятельность и курирующей волонтеров-журналистов.
Волонтерский центр появился в 2012 году благодаря группе инициативных студентов, а сегодня он функционирует как городская организация, которая охватывает все сферы добровольчества. За годы существования «По зову сердца» добровольцами стали свыше 7 тысяч магнитогорцев. Волонтерский центр в целях освещения своей деятельности имеет открытую группу в социальной сети ВКонтакте. На сентябрь 2022 года в ней состоит свыше 5 тысяч подписчиков. Аудиторией социальной сети организации является активное население в возрасте от 14 до 65 лет. Так как именно эта часть общества составляет большинство населения, и оно подвержено влиянию добровольческого движения.
Администрированием группы и созданием контента занимаются волонтеры направления «Медиаволонтерство». Они распространяют информацию о добровольчестве, принимают участие в создании брендбука и дизайна организации, часто участвуют в различных мероприятиях, форумах и слетах, посвященных медиаволонтерству, например, в университетском форуме «Connect», во время которого участники могли расширить свои знания в сфере SSM (Social Media Marketing); в окружном форуме «Блогосфера», в рамках которого не только шло обучение, но и проводился конкурс, касающийся работы в социальных сетях. Добровольцы также проходили онлайн-стажировку в молодежном ресурсном центре Челябинской области для развития навыков и получения новых компетенций. Участие в этих и других мероприятиях позволяет медиаволонтерам повысить уровень своих компетенций и приобрести навыки для создания качественного журналистского контента.
Медиаволонтеры помогают как в организации, так и в освещении всероссийских и международных мероприятий. В качестве примера можно привести форум «Утро» (площадка «Урал Медийный»). Добровольцы при создании материалов для социальных сетей форума смогли развить навыки фото- и видеосъемки, SSM, копирайтинга, рерайтинга. От настоящих журналистских текстов их отличало лишь то, что они были опубликованы без упоминания автора. Это связано с тем, что освещение событий медиаволонтерами является безвозмездной работой и олицетворяет имидж мероприятий. К тому же медиаволонтеры часто работают в составе целой команды, дополняя материалы друг друга, что осложняет определение авторства.
Конечно, кроме уже перечисленной работы, медиаволонтеры «По зову сердца» занимаются освещением местных событий и мероприятий как городского, так и университетского уровня. Такие материалы публикуются не только на странице волонтерского центра, но и в официальной группе Подразделения по молодежной политике Администрации города Магнитогорска, Студенческого медиацентра МГТУ им. Г.И. Носова, на официальном сайте МГТУ им. Г.И. Носова в разделе событий университета и внеучебной деятельности, в университетской газете «Денница». Обеспечивая информационную поддержку мероприятий медиаволонтеры, по сути, действуют как профессиональные журналисты: они информируют население, формируют общественное мнение, изменяют существующую реальность, помогая нуждающимся. Продвигая идеи добра, благотворительности, добровольчества, социально  значимой деятельности, медиаволонтеры создают информационную систему, с помощью которой аудитория знакомится с деятельностью волонтерского центра. Как правило, медиаволонтеры пишут материалы информационных жанров, но при достаточном количестве времени ими могут создаваться тексты аналитических или художественно-публицистических жанров журналистики. Все материалы проходят редакторскую правку.
Итак, медиаволонтер занимается сбором информации, созданием уникального контента о конкретном мероприятии вне зависимости от его направленности, он помогает организаторам добровольчества, благотворительным фондам или некоммерческим организациям распространять информацию об их проектах. Собранные факты и созданные фотографии, видеофайлы публикуются в социальных сетях добровольческих организаций, фондов и конкретных мероприятий либо на сайтах и в информационных изданиях, посвященных добровольческой тематике. Можно сказать, что добровольцы медианаправления выполняют работу, схожую с работой профессиональных журналистов.
Библиографический список
1.    Башева О.А., Ермолаева П.О. Цифровизация деятельности российских волонтеров в чрезвычайных ситуациях: влияние пандемии или самостоятельный тренд развития? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. №6. С. 376-402.
2.    Ерофеев С.В. Настольная книга медиаволонтера. М.: ГБУ
г. Москвы «Мосволонтер», 2018. 82 с.
3.    Кульминская А.В. Добровольчество в сети Интернет: проблемы идентификации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3. С. 169-177.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.