Главная Статьи

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (ИЛИ КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ ПО АПОСТОЛУ ПАВЛУ)


Орехова Т.Ф.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ
ЦЕННОСТЬ (ИЛИ КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ
ПО АПОСТОЛУ ПАВЛУ)

Аннотация. В статье представлена попытка автора дать педагогический анализ послания Апостола Павла коринфянам о любви как духовном феномене, а именно: раскрыть смысл каждой фразы этого послания, выявить их содержательную наполненность; рассмотреть существующие толкования на это послание. Любовь в статье представлена как одна из базовых эмоций, присущих практически всем живым существам, включая человека, а также как чувство, которое дается всем абсолютно людям от природы при рождении и наряду с верой и здоровьем является атрибутом жизни человека. Опираясь на свой педагогический опыт, автор представляет свой взгляд на возможность педагогической реализации постулатов данного высказывания Апостола Павла в системе современного образования в различных ситуациях педагогического взаимодействия взрослых и детей и в заключение предлагает четыре правила, выполнение которых при взаимодействии с детьми дает возможность попытаться их любить, как советовал коринфянам величайший христианский Апостол.
Ключевые слова: любовь, послание Апостола Павла о любви, взрослые, дети, педагогическое взаимодействие.

Любовь – это одна из базовых эмоций, присущих практически всем живым существам, включая человека. Это чувство дается всем абсолютно людям от природы при рождении и наряду с верой и здоровьем является атрибутом жизни человека. Сегодня в науке общепризнанным считается факт наличия у любви физиологической основы в виде сопровождающего ее возникновение определенного гормонального фона, который закономерно влияет на настроение человека и эмоциональный тон его ощущений и восприятия. По определению В.В. Века, рассматривающего любовь как научный феномен, это своеобразная энергия, некая сила, «которая способствует улучшению нейрофизиологической активности мозга вплоть до увеличения проводимости информационного сигнала и исправления синдромов локальных нарушений мозга» [1]. Именно поэтому любовь, с его точки зрения, способна «лечить». В медицинской практике описываются многочисленные случаи, когда любовь помогает человеку справиться с некоторыми своими недугами, выйти из депрессивного состояния, открыть для себя смысл жизни. По нашему мнению, человек, способный любить, в принципе застрахован от любых длительных негативных переживаний благодаря умению обнаруживать личностный смысл во всех сферах своей жизни и во всех своих деятельностях.
Любовь – это одна из фундаментальных категорий философии, выступающая «в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии человека как носителя любви». Любовь – это одно из удивительных и непредсказуемых чувств, которое невозможно «произвольно ни вызвать, ни прекратить, ни переадресовать ее на другой предмет». Любовь – это особое эмоциональное состояние, которое как невидимый венец освещает ее носителя, проявляясь в его душевном подъеме и радостной окрашенности мировосприятия. Таким образом, любовь – это часть истинно человеческой природы, сложный комплексный феномен, возникающий «в пространстве соприкосновения противоположных начал: индивидуального и общесоциального, телесного и духовного, сугубо интимного и универсально значимого» [Цит. по: 2].
Наш значительный жизненный и педагогический опыт дает основание с полной мерой ответственности утверждать, что в мире нет ни одного нормального человека, который бы с детства не задумывался о любви. Кроме того, не требует доказательства тот факт, что каждый хочет быть любимым, страдает без любви и готов сделать все возможное, чтобы на него обратили внимание, чтобы его полюбили. Без любви страдают дети (многие детские болезни часто определяются желанием детей вызвать к себе любовь родителей, обратить на себя их внимание); любви жаждут молодые люди (девушки и юноши), мечтая о «вечной любви»; без любви страдают старики, готовые, как дети, сделать все для них возможное, чтобы на них обратили внимание, чтобы о них позаботились. Феномен любви исследуют многие философы, психологи, о любви пишут каждый своими средствами писатели, музыканты, художники; говорят «простые» люди. В связи с этим представляется целесообразным привести некоторые размышления двух ученых:
К. Изарда, который считает любовь самым таинственным явлением из всех эмоций, рассмотренных им в труде «Психология эмоций» [3], и
Э. Фромма из его работы «Искусство любить» [4].
Так, и К. Изард, и Э. Фромм относят любовь к числу фундаментальных, базовых чувств человека, в котором органично соединяются и чувственный, и мыслительный акты; оба они признают существование нескольких разновидностей любви (романтическую любовь, любовь между родителем и ребенком, братскую любовь, дружескую привязанность, любовь к родине и родному дому, любовь к животным, любовь к ценностям и идеалам и, наконец, как высший абсолют – любовь к Богу), которые в основе своей, безусловно, имеют нечто общее и значимы практически для всех людей; оба считают истинную любовь атрибутом плодотворного начала, проявляющегося в человеке стремлением к заботе, в уважении, в ответственности и знании. При этом каждый из них делает свой оригинальный вывод, который выражен разными словами, но, по сути, представляет собой одно и то же.
К. Изард пишет: «Если согласиться с определением, что любовь – это связь, или привязанность, между двумя людьми, тогда мы вынуждены будем признать, что ни человеческая фантазия, ни самый изощренный ум не могли бы породить более прочной, более универсальной связи» [3, с. 412]. Для нас также важен факт различения К. Изардом двух состояний любви – как переживания и как отношения. Э. Фромм, в свою очередь, также именно в любви, в зрелой любви, которая предполагает достижение межличностного единства, слияние с другим человеком, видит полное решение проблемы человеческого существования. Он считает, что любовь – это действенная сила, которая обеспечивает человеку сохранение целостности его личности и индивидуальности; сила, способная разрушать преграды между людьми и объединять их друг с другом; сила, позволяющая человеку преодолевать чувства отчуждения и одиночества, оставаясь при этом самим собой. «Парадокс любви, – заключает Э. Фромм, – в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами» [4, с. 121].
Рассматривая любовь как чувство, для предмета нашего исследования также важна мысль Э. Фромма о том, что любовь ‒ это деятельность человека и при этом плодотворная деятельность, предполагающая работу внутренних сил человека: «Любовь – это деятельность, активность, а не пассивный эффект; это «пребывание» в некотором состоянии, а не «впадение» в него. Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать так: любить – значит, прежде всего, давать, а не получать» [4, с. 121-122]. Именно о такой любви как деятельности, требующей от человека способности отдавать любимым самого себя, отдавать им самое дорогое, что есть у человека – свою жизнь. При этом следует особо отметить, что, отдавая, отдающий человека одновременно обогащает своей любовью и любимого, и себя, благодаря чему в жизни каждого их них рождается нечто такое, что наполняет жизнь каждого глубоким смыслом и дает силы для любви по Апостолу Павлу. Приведем его слова полностью: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Теперь пребывают сии три: – Вера, Надежда, Любовь; но Любовь из них больше».
«Любовь долготерпит»… Понятия «терпение», «терпеливость» употребляется в двух значениях: 1) способность терпеть, сила, напряжение; 2) настойчивость, упорство в каком-либо деле в ожидании результатов, перемены. В психологии [5] под терпением понимается черта характера человека, благодаря которой он способен переносить физические, умственные или эмоциональные напряжения, а также стремиться к цели длительное время, даже, если он на первых порах вообще не получает никакого результата, или получает результат, но незначительный. Именно терпение позволяет человеку посредством волевых усилий переносить напряжение, которое может длиться достаточно долгое время, и не предпринимать никаких импульсивных действий, сохраняя разумное бездействие, а также настойчиво многократно повторять действия, не приводящие к немедленному результату. Терпение – одно из необходимых для родителей и педагогов личностных качеств, обеспечивающих им эффективное взаимодействие с детьми любого возраста. Принято считать, что у терпения есть две противоположных грани: с одной стороны, это готовность не теряя надежды ждать и настойчиво идти к поставленной цели, что является признаком силы человека. И это положительное свойство терпения. С другой же стороны, терпение может быть показателем неспособности человека сопротивляться негативным воздействия внешней среды, безропотно сносить обиды, оскорбления, подчиняясь складывающимся обстоятельствам. Это, безусловно, отрицательная характеристика терпения, признак слабости человека. Отсюда правомерно говорить о так называемом здоровом терпении, показателем которого является наличие у человека цели, ради достижения которой терпеть разумно. Таким образом, держать правильный баланс между мужеством и терпением – это одно из важнейших проявлений мудрости человека.
Проецируя все сказанное о терпении на любовь к детям, можно с полной мерой ответственности утверждать, что воспитание растущего человека на всех возрастных этапах его детства без долготерпения невозможно: зачастую взрослым нужно очень много терпения, когда ребенок проявляет инициативу, стремится что-то делать по-своему. В этом случае чрезвычайно важно поддержать эту инициативу и предоставить ему право ее реализовать, если это не будет ему во вред. При этом терпение ни в коем случае не является толерантностью и никак с этим состоянием не связано. Дело в том, что понятие «толерантность» – это медицинский термин и в медицине означает привыкание организма к процессам, которые в нём происходят, результатом чего является полное снижение сопротивляемости организма к вирусам и патогенным бактериям, иммунитет человека перестаёт работать, что приводит к серьёзным осложнениям заболеваний и порой к летальному исходу. Основателями термина, который появляется в 18 веке, считаются Дж. Локк и
Л.Н. Толстой благодаря своим книгам «Опыт веротерпимости»
(Дж. Локка) и «Не убий» (Л.Н. Толстого). В XIX веке термин получает распространение странах СНГ, в 30-х годах XX века он исчезает из лексики и появляется лишь в 1990 году. В настоящее время этот термин кроме медицины, употребляется в образовании, в политологии, в этике и в социологии, означая «непредвзятое отношение к тем людям, кто отличается от большинства окружающих образом жизни, мыслей, внешностью, поведением, если эти свойства не мешают другим и не оскорбляют общественной морали» [5]. Однако в любом случае толерантность – это негативное явление и в образовании, и в политологии, и в этике, и в социологии, так как у толерантного человека постепенно развивается привыкание к негативным социальным проявлениям, что закономерно приводит к духовному разложению личности.
Исходя из этого, в образовании следует говорить о воспитании у детей уважительного отношения к людям разных национальностей, разных культур и не допускать попустительского отношения к поведенческим проявлениям антисоциального, античеловеческого характера.
«Любовь милосердствует»… Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, означает любовь к ближнему и неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Милосердный человек имеет внутреннюю готовность к бескорыстной помощи, и, что самое главное, умеет ее грамотно оказывать – не навязывая свою помощь и не делая за человека то, что он вполне может сделать сам. В воспитании растущего человека милосердие – это качество, которое позволяет взрослым сочувствовать горю ребенка, даже если это горе взрослому кажется несерьезным; дает возможность из сострадания и человеколюбия прощать детям их проступки, которые они совершают чаще всего по недомыслию, а не по злому умыслу. Милосердие – это признак мудрости человека, качество, требующее от человека определенного мужества, что свидетельствует, с одной стороны, о силе духа проявляющего милосердие человека, а с другой стороны, благодаря делам позволяет человеку эту силу духа обретать и наращивать. Именно поэтому милосердие необходимо учителю, так как способствует повышению его авторитета, что закономерно положительно отражается на качестве учебных результатов учащихся.
«Любовь не завидует»… Зависть – это одно из самых разрушительных для души качеств, которое, в отличие от милосердия, имеет сугубо социальную природу. Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Как социально-психологический конструкт/концепт, зависть проявляется у человека широким диапазоном чувств и различных форм социального поведения, которые возникают по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать, но не обладает завидующий [6]. Исходя из этого зависть – это однозначно негативное чувство, которое является разрушительным для души, так как вызывает у человека тревогу, обиду за несправедливость по отношению к нему и тем самым провидит к снижению самооценки и обесцениванию собственного «Я». Важно отметить, что зависть человеком зачастую не осознается, но выражается у завидующего в беспричинном плохом настроении, недовольстве жизнью, раздражительности и даже депрессии. Если человек не понимает истинных причин такого состояния, не предпринимает усилий, чтобы способен справиться со своими негативными переживаниями, то это может приводить к разрушению отношений с другими людьми и возникновению неврозов и глубоких внутриличностных конфликтов. Часто говорят о белой зависти, желая показать человеку свое одобрение его успехам, но зависть – это зависть, какого бы цвета она ни была. Все дело просто в степени разрушительности этой зависти для души завидующего человека.
Преодолеть в себе зависть, на наш взгляд, можно только одним способом, а именно, понимать, что все успехи человека – это ему Божия милость; причем одному человеку даются некие блага просто так, по каким-то неведомым людям причинам, а другому для возрастания его души блага нужно добывать собственным трудом. Наличие у человека такой установки сознания может стать, на наш взгляд, одним из условий предупреждения таких негативных явлений, обнаруживающихся в межличностных отношениях, как желание мести успешному человеку, буллинг, психологическое насилие и пр. т. п.
«Любовь не превозносится, не гордится» … И превозношение, и гордость в своем негативном значении – это чувства, которые вызывают у переживающего их человека, образно говоря, «душевное нестроение», то есть вносят в его душу разлад; человек становится заносчивым, высокомерным, начинает чем-нибудь бахвалиться, кичиться; постоянно демонстрирует своё превосходство над остальными, считая себя лучше всех; относится ко всем с презрением. Преодолеть в себе такое состояние позволяет признание уникальности каждого человека. Это значит, что у каждого человека есть такие качества, которые отличают его от другого человека, поэтому вместо того, чтобы хвалиться своими достоинствами, нужно учиться видеть достоинства другого человека, то есть фиксировать внимание на положительных качествах окружающих людей и перестать говорить об их недостатках. Особенно важно соблюдать это правило в общении с детьми, которые в силу незрелости их психики значительно чувствительнее, чем взрослые к проявлениям высокомерия, превозношения, бахвальства особенно со стороны сверстников.
Любовь «не бесчинствует»…, то есть не совершает бесчинства. Бесчинством называется поведение, проявляющееся в грубом нарушении человеком правил приличия, общепринятых в обществе норм, установленного порядка. Кроме того, под бесчинством в переносном смысле понимается грубое притеснение человека человеком, жестокое насилие. Применительно к теме наших рассуждений бесчинством по отношению к детям мы считаем унижение их достоинства, потребность в сохранении которого является одой их трех базовых потребностей человека. Унижать достоинство человека можно разными способами: как жестокими, так и как будто шутливыми, когда окружающие подсмеиваются над какими-нибудь недостатками человека. Одной из наиболее распространенных форм унижения достоинства детей в школе являются замечания в их адрес, и особенно разрушительные для детской души – высказываются публично. Задевает достоинство детей дисциплинарное замечание, написанное учителем в дневник, даже если оно по своей сути справедливо; задевает достоинство ребенка укор, высказанный в его адрес взрослым в состоянии раздражения, например, обвинение в лени, в нерадивости, в небрежности, в разгильдяйстве и прочих, присущих детям по природе поведенческих проявлениях. Для того чтобы любить детей, не бесчинствуя, нужно просто отказаться от любых замечаний в их адрес и никогда (ни публично, ни один на один) не сравнивать детей между собой и не ставить одного ребенка в пример другому.
Любовь «не ищет своего»… Для того чтобы понять смысл этой фразы, обратимся к толкованиям святых отцов и богословов. Практически во всех толкованиях этих слов Апостола Павла проводится мысль о бескорыстии действий любящего в адрес любимого. Для любви несвойственно настаивать на своем: «Я так хочу! Мне надо!». Однако у всякого человека есть свои права, и вполне объяснимо, что человек хочет, чтобы его права признавались, но любящий забывает об этих правах и заботится только о том, чтобы другие были удовлетворены. Как пишет Э. Фромм, «любить – значит, прежде всего, давать, а не получать» [4, с. 121-122]. «Давать» – это наивысшее проявление могущества дающего человека. Любящий делится с любимым самим собой, своей жизнью, самым дорогим, что у него есть… он делится тем, что есть в нем живого, всеми проявлениями своей жизни: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своими настроениями, своей печалью [4, с. 121-122]. Любящий отдает не для того, чтобы получить вознаграждение, для любящего само по себе радостно отдавать.
Все сказанное в полной мере можно отнести к любви учителя к детям, который делится с ними своими знаниями, своими мыслями, своими интересами, своими радостями, а иногда учителю приходится делиться и своими печалями. Причем все это учитель отдает без какой бы то ни было надежды на какое-нибудь вознаграждение, потому что все, что он отдает детям принесет свои плоды через много лет, когда дети станут взрослыми. И вдруг, решая свои взрослые жизненные задачи, к ним неожиданно приходят решения, которые отрабатывались ими с помощью учителя в далекие школьные годы.
Любовь «не раздражается»… Наверное все, кто хотя бы раз испытывал раздражение, признает, что это неприятное состояние, которое возникает само по себе и с которым, в зависимости от его интенсивности, человеку порой очень трудно справиться. При этом следует понимать, что в первом значении словарного определения данного понятия раздражение – это физическая реакция нерва любого живого организма на внешнее воздействие. Наряду с этим у человека раздражение проявляется как эмоция, форма острого возбуждения, как чувство гнева, недовольства, озлобления. Именно в этом смысле в лексиконе людей, как правило, используется слово «раздражение».
Для того чтобы справиться с раздражением, важно понимать, что причиной возникновения данного состояния является несовпадение ожиданий и реалий. Как пишет А. Соколова, раздражение возникает у человека тогда, когда в его жизни что-то идет не так, как он хочет; когда он не может контролировать ситуацию или других людей, и это мешает достижению его целей. Интересно отметить, что человек может чувствовать раздражение и на себя, когда бездельничает и считает, что «впустую растрачивает свою жизнь» [8].
Как показывает практика, раздражение может становиться очень опасным чувством, так как зачастую оно маскирует разные другие чувства – ненависть, злобу, доходящую до ярости и т. д. Наиболее опасно это состояния при взаимодействии с детьми, для которых в силу возраста и естественных законов их развития свойственно своеволие, стремление сделать по-своему, самому проверить истинность предупреждений взрослых. Естественно, что такое поведение детей, возмущает взрослых, от которых дети до определенного возраста зависимы. Зачастую людей вообще возмущают действия, которые выполняются другими не так, как эти действия следует выполнять. При этом в одних случаях человек может спокойно переносить такие ситуации, а в других его «несет» и он не может остановиться. Это, на наш взгляд, можно объяснить уровнем напряжения, в котором находится в каждый такой момент своей жизни организм человека: если у него на физическом уровне баланс в состоянии ЦНС, то он спокойно переносит то, что входит в противоречие с его представлениями о правильности, а если напряжение в организме превышает допустимые для данного человека нормы, то его может вывести из состояния душевного равновесия малейшее обнаруженное им несоответствие между его представлениями или требованиями и реальным положением дел.
Наш опыт позволяет утверждать, что любой человек, включая и педагогов, и родителей вполне может не только научиться справляться как с внезапно возникающим раздражением, так и предупреждать его возникновение. Для этого следует принять положение о том, что у каждого человека, а особенно у растущего, есть право на творческое выполнение любого дела, так как жизнь по сути своей – это творческий процесс: протекает в ситуации абсолютной неопределенности, поэтому никому не дано знать, что произойдет в каждый следующий момент.
Любовь «не мыслит зла»… Рассматривая данное утверждение, важно отметить, что в аксиологии (науке о ценностях) зло, также как и добро, относится к ценностям. Добро и зло – это две фундаментальные категории морали и этики, которые позволяют человечеству разграничивать в своем сознании нравственное и безнравственное и давать этическую оценку человеческим отношениям и результатам человеческой деятельности. Следует заметить, что в современной этике в понятии зла принято выделять три плана: космический (как вселенский хаос, косная сила, угрожающая мировому порядку), социальный (как общественная сила, разлагающая себя целостности общества), человеческий (как дисгармония телесных, душевных или духовных качеств личности). На этом человеческом уровне зло обусловлено особенностями функционирования нравственности и в противоположность добру, отождествляемому с полнотой и совершенством, проявляется в одной из самых низменных форм – сознательного унижения человека.
Исходя из этого, правомерно заключить, что любое действие взрослого человека по отношению к ребенку, вольно или невольно провоцирующего унижение его достоинства, можно оценивать как зло. При этом даже ригоризм, то есть строгое, неуклонное, формальное следование нравственному закону, моральным принципам и нормам безотносительно к конкретным обстоятельствам, вопреки целесообразности, интересам людей и общества, можно в определенном смысле считать проявлением зла. Таким образом, слова Апостола Павла «любовь не мыслит зла» правомерно понимать как отсутствие у человека мстительных помыслов при любых обстоятельствах, причем в высшем своем нравственном проявлении это не столько отказ от желания отомстить за обиду, несправедливость и другие подобные переживания, вызванные действиями других людей, сколько отсутствие даже намека на возникновение таких мыслей.
Любовь «не радуется неправде, а сорадуется истине»… Неправда и истина – две фундаментальных категории теории познания, посредством которых обозначается соответствие между образом и его предметом (истина) и несоответствие – (ложь – неправда). В теории ценностей (аксиологии) истина – это базовая ценность, на которую ориентируется познавательная деятельность, а ложь – это, образно говоря «антиценность», которая проявляется на манипулятивном уровне общения субъектов межличностного взаимодействия. Интересно отметить, что Апостол Павел говорит не ложь, а неправда. Согласно словарным значениям, неправда толкуется как нечто, противоречащее истине, правде; обман, мошенничество; то, что не соответствует действительности, неверно; противозаконное дело, нарушение требований справедливости. Интересно заметить, что слово «неправда» в русском языке имеет более 30 синонимов, из которых «несправедливость», «неправда», «неверность», «беззаконие», «вред», «ущерб» наиболее точно отражают суть данного явления. Слово «истина» имеет чуть более семи синонимов, среди которых наиболее точные – правда, достоверность, подлинность.
Таким образом, не радоваться неправде – это значит не злорадствовать, не испытывать удовлетворения при виде несчастий и неудач других людей, особенно обидевших; а сорадоваться истине – это значит сохранять душевное спокойствие при виде благоустроенной жизни и успехов других людей, включая в том числе врагов. Такое отношение, с одной стороны, требует от человека непрестанной душевной работы и постоянного стремления к духовному возрастанию, а с другой стороны, является условием абсолютного душевного спокойствия и эмоционального благосостояния.
Любовь «все покрывает»… Из всех значений глагола «покрывать» в словах Апостола Павла он имеет переносное значение в смысле «все извиняет», то есть прощает окружающим их недостатки, потому что, во-первых, людей без недостатков нет и быть не может, а, во-вторых, не следует одному человеку судить другого (если судейство не является его профессиональной функцией), помня о заповеди «Не суди, да не судим ты будешь». Однако, «покрывая» недостатки ближнего во имя справедливости, надо понимать всю полноту своей ответственности за этот акт великодушия и быть готовым ко всем, в том числе и негативным, неприятным последствиям, которые может повлечь за собой такое отношение к проступкам окружающих людей. Грамотное воплощение этого постулата в жизнь может, по нашему мнению, помогать предупреждать и предотвращать распространение среди школьников таких негативных поведенческих проявлений, как ябедничество и жестокое обращение друг к другу в виде физического и психологического насилия, обозначаемого сегодня понятием «буллинг».
Любовь «всему верит»… В качестве основания для такого утверждения может выступать понимание феномена веры. Анализ словарных определений понятия «вера» дает основание считать, что вера в данном случае трактуется как глубокая убежденность человека в существовании, истинности или неизбежности чего-либо, не требующая доказательств или обоснований, убеждение в истинности того, что не доказано с несомненностью. «Принять на веру – означает признать что-либо истинным, не требуя доказательств». В толковании А.П. Лопухина [7] смысл этой фразы означает, что любящий человек всегда доверяет всем людям в надежде, что лучшие чувства, которые возрастают в объекте любви благодаря посеянным в его душе семенам добра, не могут заглохнуть навсегда. Такая любовь – это доверие.
Предлагаемое толкование данной фразы Апостола Павла позволяет строить взаимоотношения с детьми таким образом, чтобы предупреждать возникновение ситуаций детской лжи. При этом взрослым следует честно признать, что первый случай неправды в детском возрасте практически на 100 % провоцируется взрослыми. В задачи данной статьи не входит подробный анализ данной проблемы. Представляется целесообразным остановиться только на одной ситуации: требование от школьника признания в совершенном поступке, которое может иметь двоякий результат, так сказать со знаком «минус» (как это часто наблюдается в современной школьной практике), так и со знаком «плюс», когда целью взрослого является сохранение достоинства ребенка. В этом случае речь взрослого может быть построена в следующей логике: «Я не знаю, кто совершил это деяние, но у меня есть предположение, что ты мог это сделать. Но я не буду это выяснять, так как проступки других людей – это не мое дело, ибо я не судья. Однако я точно знаю, по себе, что носить в себе тайну совершенного непотребства – это для любого человека очень тяжело, это как камень на шее. Признаться страшно, и это нормально для человека, так как «признаться» требует большого мужества, но когда признаёшься, то испытываешь ни с чем не сравнимое облегчение». Главная задача – показать детям, что возможность ошибиться есть у любого человека, и у каждого ошибившегося человека есть право исправить любую ошибку.
Любовь «всего надеется»… В психологии надежда – это специальное понятие, обозначающее эмоциональное переживание, чувство человека, сопровождающее ожидание приятного, радостного будущего и позволяющее ему оценивать вероятность положительного желательного итога своих действий и/или деятельности. Надежда – это состояние, соединенное с уверенностью человека в благоприятном исходе желаемого. Чувство надежды связано с взглядом человека в будущее и благодаря этому зачастую выступает в роли внутреннего психического регулятора его деятельности. Надежда питает веру человека в непременное осуществление положительного будущего, даже в условиях негативного настоящего. Толкуя этот тезис Апостола Павла, А. П. Лопухин пишет, что надежда всегда живет в душе любящего и дает ему силы «для веры в поправление человека». Даже «с падением веры или уверенности в исправлении ближнего, сердце любящего не покидает надежда на то, что добро должно, в конце концов, победить» [7].
В педагогическом взаимодействии участников образования надежда – это базовое условие достижения результата, суть которого для каждого из них одна – качественный результат образования.
Любовь «все переносит»… В этой фразе глагол «переносить» используется в переносном смысле по отношению к психической сфере личности и употребляется в значении «выдерживать», «терпеть», «выносить», «пересиливать», «превозмогать», то есть спокойно, сохраняя душевное равновесие принимать все, что происходит. Умение все переносить – важнейшее качество, необходимое при взаимодействии людей между собой в любых ситуациях, и особенно оно важно для педагогов и родителей в ситуациях педагогического взаимодействия с детьми. Именно это умение обеспечивает педагогам возможность любить детей по Апостолу Павлу.
И последнее действие любви – «Любовь никогда не перестает»…, то есть всегда остается неизменной. Это основная мысль всего рассмотренного высказывания Апостола Павла.
Заключая, представляется важным обозначить четыре правила, выполнение которых дает надежду на возможность любить детей по Апостолу Павлу:
– запретить себе делать детям любые замечания, особенно публично;
– запретить себе говорить о недостатках и проступках детей с любыми окружающими людьми;
– запретить себе сравнивать детей между собой по любым параметрам;
– никогда не ставить детей в позицию экспертов по отношению к окружающим людям.
И если уж без замечаний не получается, то после одного критического замечания следует высказать десять одобрительных отзывов.
Библиографический список
1.    Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования: монография. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 589 с.
2.    Орехова Т.Ф. Принципы ЗТО Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в условиях педагогического процесса школы: метод. указания для студ. и учителей: учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2021. 43 с.
3.    Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 454 с.
4.    Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 109-177.
5.    Психологос. URL: https://psychologos.ru/articles/view/terpetzpt-terpenie
6.    Глоссарий. Психологический словарь. URL: https://www.psychologies.ru/glossary/08/zavist/
7.    Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на 1-е Соборное Святого Апостола Павла к Коринфянам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_64/13
8.    Соколова А. Раздражение: понять и обезвредить. URL: https://www.psychologies.ru/standpoint/razdrajenie-ponyat-i-obezvredit/