Задать вопрос
Статьи

КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

28.12.2024
УДК 378.126
Воробьева Д. Р., Неретина Т. Г.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В современном обществе забота о здоровье детей становится все более актуальной. В данной научной статье рассматривается процесс управления формированием валеологической компетенции у младших школьников в процессе образования. Исследование проводилось с учетом современных требований к образовательному процессу и школьной программе. Особое внимание уделялось разработке и внедрению методов, способствующих формированию здорового образа жизни у детей. Результаты исследования показали, что эффективное управление процессом формирования валеологической компетенции у младших школьников требует комплексного подхода. Необходимо сочетание различных методов обучения, организация специальных мероприятий и контроль за достижением поставленных целей. Таким образом, успешное управление формированием валеологической компетенции у младших школьников в процессе образования позволит им выстраивать здоровый образ жизни на протяжении всей своей жизни.
Ключевые слова: валеология, валеологическая компетенция, младший школьник, здоровье, критерии.
CRITERIA FOR FORMATION OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING THE EDUCATION PROCESS
Abstract. In modern society, concern for children's health is becoming increasingly important. This scientific article examines the process of managing the formation of valeological competence in primary school students in the process of education. The study was conducted taking into account modern requirements for the educational process and school curriculum. Particular attention was paid to the development and implementation of methods that contribute to the formation of a healthy lifestyle in children. The results of the study showed that effective management of the process of forming valeological competence in primary school students requires an integrated approach. It is necessary to combine various teaching methods, organize special events and monitor the achievement of goals. Thus, successful management of the formation of valeological competence in primary school students in the process of education will allow them to build a healthy lifestyle throughout their lives.
Keywords: valeology, valeological competence, primary school student, health, criteria.

В современном обществе большое внимание уделяется не только умственному, но и физическому здоровью детей. Важной составляющей является валеологическая компе-тенция, которая представляет собой уровень знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания и улучшения здоровья. Особенно важно формировать эту компетенцию у младших школьников, так как именно в это время закладываются основы здорового образа жизни.
Мониторинг состояния здоровья первоклассников показывает значительный рост числа детей с изначально низким уровнем здоровья, также существует тенденция его ухудшения в процессе обучения детей в школе. В связи с этим проблема ценностного от-ношения обучающихся к здоровью, здоровому образу жизни становится все более акту-альной.
Исследователи уделяют большое внимание проблеме сохранения здоровья детей. В работах М. М. Безруких [3], И. И. Брехмана [4], Э. Н. Вайнера [5], В. В. Колбанова [7], Т. Ф. Ореховой [9] и других ученых подчеркивается значение формирования здорового образа жизни у обучающихся разного возраста. Особенно остро проблемы здоровья младших школьников рассматриваются в исследованиях М. М. Безруких [3], Г. К. Зайцева [6], Э. Ю. Бачиевой [1], Л. И. Баяновой [2] и др.
Валеологическая компетенция определяется как способность обретения и поддержания здоровья. Одним из ключевых аспектов управления процессом формирования валеологической компетенции является создание специальных программ и методик, спо-собных помочь детям усвоить правила здорового образа жизни. Педагоги и специалисты в области валеологии должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы эффективно применять различные подходы и методы обучения. Для эффективного управления фор-мированием валеологической компетенции у младших школьников необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика. Каждый ребенок имеет свои по-требности и способности, поэтому важно индивидуально подходить к каждому ученику и создавать условия для развития его здоровья.
Одним из ключевых аспектов успешного управления формированием валеологической компетенции является работа с родителями. Важно вовлечь их в процесс обучения и поощрять их поддержку здорового образа жизни у детей дома. Родители играют важную роль в формировании привычек и поведения детей, поэтому их поддержка и участие в образовательном процессе необходимы. Для успешного управления формированием валеологической компетенции также важно постоянное совершенствование педагогических навыков и знаний. Обучающие программы и методики в области валеологии постоянно развиваются, поэтому педагогам необходимо быть в курсе последних научных достижений и технологий в этой области.
Кроме того, необходимо уделять внимание не только физическому, но и психологическому, и эмоциональному здоровью детей. Умение управлять стрессом, развивать эмоциональный интеллект и умение строить отношения с окружающими людьми также являются важными компонентами валеологической компетенции. Следует также обращать внимание на окружающую среду, в которой дети живут и развиваются. Важно создавать безопасную и поддерживающую среду в школе и дома, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно и безопасно. Это также способствует формированию здорового образа жизни у детей и помогает им учиться лучше и эффективнее.
Итак, успешное управление формированием валеологической компетенции у млад-ших школьников в процессе образования требует совместных усилий школы, педагогов, родителей и общества в целом. Только благодаря комплексному подходу и взаимодействию всех сторон можно обеспечить детям здоровое будущее и уверенность в своем здоровье на протяжении всей их жизни. Необходимо отметить, что следует поощрять и поддерживать инициативы детей по заботе о своем здоровье. Самоуправление и ответствен-ность за свое здоровье должны стать важной частью воспитания и образования. Поощрение детей к активному образу жизни, заботе о себе и окружающих поможет им стать самостоятельными и здоровыми личностями.
При формировании у младших школьников валеологической компетенции важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимо проводить диаг-ностику знаний и уровня физического развития каждого учащегося, чтобы адаптировать образовательный процесс под его потребности. Родители играют ключевую роль в фор-мировании валеологической компетенции у детей. Они должны быть вовлечены в образовательный процесс и поддерживать здоровый образ жизни в семье. Домашнее воспитание и пример, который показывают взрослые, имеют огромное значение для формирования здоровых привычек у детей.
Управление формированием валеологической компетенции у младших школьников требует совместных усилий со стороны педагогов, специалистов в области валеологии, родителей и общества в целом. Только общими усилиями мы сможем обеспечить здоровое будущее для наших детей и подготовить их к жизни в современном мире. Особое внимание обращать на значение обучения детей основным принципам здорового образа жизни, таким как правильное питание, регулярные физические нагрузки и отказ от вред-ных привычек. Именно знание и умение применять эти принципы помогут детям сохранить и укрепить свое здоровье на протяжении всей жизни.
Таким образом, управление формированием валеологической компетенции млад-ших школьников требует комплексного подхода, включающего в себя разработку про-грамм и методик, индивидуальный подход к каждому ученику и тесное сотрудничество специалистов различных областей. От успешной реализации этих мер зависит здоровье и благополучие детей, а также их будущее.
Список литературы
1. Бачиева Э. Ю. Научно-теоретические основы развития системы валеологического образования младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 22 с.
2. Баянова Л. И. Формирование валеологической культуры младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2002. 23 с.
3. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе Москва : Эксмо, 2009. 464 с.
4. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье Москва : Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
5. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. Москва : Флинта ; Наука, 2001. 416 с.
6. Зайцев Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. Санкт-Петербург : Акцидент, 1998. 159 с.
7. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. Санкт Петербург : ДЕАН, 1998. 232 с.
8. Неретина Т. Г., Орехова Т. Ф. К вопросу о соотношении понятий здоровья и нор-мы с позиции личности // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения : Матер. X Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 08-09 ноября 2018 года. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. С. 122–125.
9. Орехова Т. Ф., Неретина Т. Г., Кружилина Т. В. Здоровый образ жизни человека как показатель культуры его личности // Психология личности : сб. науч. тр. Магнито-горск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2019. С. 164-170.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.