Краеведение в изучении провинции как совести Российской земли
22.03.2022
Карпова Н. А.
Краеведение имеет дело с историей, оно позволяет почувствовать Родину от малой до всей страны, в зависимости от масштаба изучения родного края. Краеведение не просто изучает события или биографию людей, а оценивает значимость происшедших на данной территории событий и связанных с нею людей, ценность архитектурных памятников, красоту пейзажей. С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, ее воспитательная роль исключительно велика» (Д. С. Лихачев).
Главной задачей педагога-краеведа является создание таких условий, при которых в каждом подростке, в его психическом мире не возникал бы хаос, а формировалась система знаний и нравственности высокого уровня, обеспечивающей стремление к истине, справедливости, красоте и добру. Путем решения этой задачи можно прийти к основной цели – воспитанию патриота и гражданина. Кстати, такие слова, как патриот и гражданин, впервые ввел в обиход П. П. Шафиров – государственный деятель, дипломат, вице-канцлер, барон, сподвижник Петра I. Так, настоящий гражданин страны пытается улучшить среду обитания, сделать жизнь своего народа наиболее яркой, интересной и достойной, внося свою лепту в «летопись мира».
Быстро меняющиеся условия жизни, перемены в экономической, духовной и культурной жизни общества требуют пересмотра функции, или роли дополнительного образования, его миссии. На данном этапе развития общества важно воспитать в подрастающем поколении социально-психологическую устойчивость перед проблемами современного общества. Решение данной проблемы приоритетно, т. к. всё заметнее разрыв связи поколений: происходят необратимые изменения в области образования, культуры и науки. А ведь культура – «это броня общества», наука – это движущая ее сила, а образование – это наши корни. Главной целью педагогов дополнительного образования является создание образовательного пространства, где бы каждый мог свободно развиваться и совершенствоваться, где удовлетворялась бы вторая составляющая потребностей человека – духовная.
Достижение этой цели намного снизит остроту проблемы. А в результате выиграет каждый в отдельности и общество в целом. Для этого необходимо решить следующие задачи:
подбор интеллектуальных ресурсов, отличающихся высокой гражданской позицией;
насыщение образовательного пространства информационными технологиями, методическими пособиями, эстетикой оформления, позитивным настроем объектов и субъектов;
разработка образовательных программ и краеведческих мероприятий.
Новое образовательное пространство призвано рождать качественно новых граждан страны здравомыслящих, любящих свою страну.
Занятие краеведением позволяет пополнить знания в области истории, искусства, литературы, природоведения, приучает интересоваться всем этим, повышать свой культурный уровень, расширять географию изучаемых мест, связываться со специалистами, читать научную литературу. Одним из эффективных методов развития перечисленных потребностей является метод проектной образовательной деятельности.
Отделом туризма и краеведения «Экополис» был разработан образовательный проект «Провинция – центр мирозданья и совесть Российской земли», посвященный Году истории России и 200-летию победы русских войск в войне 1812 года. Целью проекта является духовно-нравственное становление личности школьников посредством знакомства с культурно-историческим наследием Уральского региона XIX века. Нам хотелось, чтобы школьники не только научились любить свой край, но и полюбили сам процесс получения знаний. В проект мы заложили различные формы освоения знаний о нашем крае: гостиная, «гостем» которой была победа в войне 1812 года; презентация и викторина по материалам презентации; краеведческие сборы «Город, в котором я живу», посещение персональной выставки члена Союза художников России, доцента МГТУ им. Г. И. Носова В. Б. Хорхолюка и члена Союза художников России Ю. Н. Григорьева (живопись г. Уфа). Выставка была посвящена Отечественной войне 1812 г. Но самыми эффективными формами знакомства с историей родного края являются экспедиции и экскурсии.
Так, первый этап включал экспедицию в село Фершампенуаз Нагайбакского района. Ребята побывали в историко-краеведческом музее, осмотрели экспозиции и прослушали экскурсии: «Казачество – военное сословие России», «Уголок памяти А. М. Маметьева» (основателя музея). Ребята узнали о нагайбаках и увидели фотографии нагайбаков – участников войны 1812 года. Члены экспедиции с удовольствием посетили Дом ремесел, посмотрели мастер-класс по ручному ткачеству, многие впервые увидели ткацкий станок и даже попробовали сделать несколько стежков. Особенный интерес ребята проявили к такому виду народного ремесла, как изготовление кукол-оберегов; сделанные ребятами куклы им разрешили взять с собой как обереги от несчастий на дороге.
В Картинной галерее ребята с удивлением рассматривали картины из ниток, сделанные учащимися Нагайбакской школы на тему: «Война 1812 года». Особенно участникам экспедиции запомнилось путешествие по маршруту «Требия – Батыр-Тау», где ребята и покатались на лошади, и попили чай с дымком, сваренный в самоваре на открытом воздухе, и босиком по каменистому дну преодолели водную преграду, получив отличный массаж ног, так как дно усыпано камнями-самоцветами. Но самое большое удовольствие ребятам доставило купание в речке с удивительно чистой водой. Именно в этом месте р. Гумбейки была проложена широкая труба и ребят выталкивала вода с одного конца трубы в другой.
Приятно слышать было смех и радость участников экспедиции. По возвращении домой участница проекта, ученица МОУ «СОШ № 63» Резникова Анна, поделилась своими впечатлениями об экспедиции: «На обратном пути нас не отпускало чувство радости и восторга от нашей поездки. Путешествие было недолгим, но очень интересным, и я думаю, что навсегда запомню село Фершампенуаз с его историей и красотой».
Второй этап проекта – экскурсия в казачий город Верхнеуральск. Это самый первый, самый старый город Челябинской области, ведущий отсчет своей истории от образования в 1734 году крепости Верхнеяицкой: «Ты в степях привольных тихий уголок, /Весь в садах с рябиной и смородиной. /Нас судьба связала в тесный узелок, /И тебя я называю родиной»; «Въезжайте, господа хорошие, в Верхнеуральск без опаски./ Народ нашенский гостей жалует…». И участники экспедиции почувствовали это с первых шагов по земле старинного города Верхнеуральск. Выйдя из автобуса, ребята попали в окружение улыбающихся, с нетерпением ждущих ребят из Верхнеуральской школы. Нас встретили в прекрасно оформленном новогоднем школьном зале. Работниками Дома творчества и педагогами школы был разработан интересный сценарий. Открыл встречу хор ветеранов «Родничок», который исполнил несколько красивых мелодичных казацких песен.
Истинное удовольствие участники встречи получили от выступления ученика второго класса Явтушенко Ивана с презентацией о Верхнеуральске. В презентацию Иван включил удивительно трогательную песню о городе, сочиненную выпускницей школы Голубевой Ольгой.
Ребята узнали много интересного о казаках, их участии в войне 1812 года из выступления сотрудника исторического музея В. Н. Ефановой; о казаках Верхнеуральска с большой любовью рассказывал атаман Верхнеуральского казачьего войска В. В. Доценко.
О краеведческой работе юных краеведов Магнитогорска, участников проекта «Провинция – центр мирозданья и совесть Российской земли», рассказала старший методист по краеведению ДТДМ Н. А. Карпова. Участники экспедиции привезли в подарок краеведам г. Верхнеуральска набор краеведческой литературы. После вкусного обеда ребята посетили два городских музея: музей истории и народного творчества.
Наполненные новыми знаниями, разнообразием увиденного, уральским гостеприимством, участники проекта вернулись в Магнитогорск. В мае магнитогорские краеведы подвели итоги краеведческой работы за год на городской маевке «Отчизна» в рамках проекта, которая проходила на горе Маячной. Участники проекта представили свои работы по краеведению в форме музыкально-поэтических композиций, альбомов, рисунков, инсценировок. Опытными инструкторами-краеведами были проведены веселые старты, интеллектуально-развлекательные игры, организован горячий чай, сваренный на костре. В заключение ребята были награждены грамотами и призами.
Библиографический список
Лихачев, Д. С. Русская культура [Текст] / Д. С. Лихачев. Т. 20. М.: Искусство, 1973.
Краеведение имеет дело с историей, оно позволяет почувствовать Родину от малой до всей страны, в зависимости от масштаба изучения родного края. Краеведение не просто изучает события или биографию людей, а оценивает значимость происшедших на данной территории событий и связанных с нею людей, ценность архитектурных памятников, красоту пейзажей. С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, ее воспитательная роль исключительно велика» (Д. С. Лихачев).
Главной задачей педагога-краеведа является создание таких условий, при которых в каждом подростке, в его психическом мире не возникал бы хаос, а формировалась система знаний и нравственности высокого уровня, обеспечивающей стремление к истине, справедливости, красоте и добру. Путем решения этой задачи можно прийти к основной цели – воспитанию патриота и гражданина. Кстати, такие слова, как патриот и гражданин, впервые ввел в обиход П. П. Шафиров – государственный деятель, дипломат, вице-канцлер, барон, сподвижник Петра I. Так, настоящий гражданин страны пытается улучшить среду обитания, сделать жизнь своего народа наиболее яркой, интересной и достойной, внося свою лепту в «летопись мира».
Быстро меняющиеся условия жизни, перемены в экономической, духовной и культурной жизни общества требуют пересмотра функции, или роли дополнительного образования, его миссии. На данном этапе развития общества важно воспитать в подрастающем поколении социально-психологическую устойчивость перед проблемами современного общества. Решение данной проблемы приоритетно, т. к. всё заметнее разрыв связи поколений: происходят необратимые изменения в области образования, культуры и науки. А ведь культура – «это броня общества», наука – это движущая ее сила, а образование – это наши корни. Главной целью педагогов дополнительного образования является создание образовательного пространства, где бы каждый мог свободно развиваться и совершенствоваться, где удовлетворялась бы вторая составляющая потребностей человека – духовная.
Достижение этой цели намного снизит остроту проблемы. А в результате выиграет каждый в отдельности и общество в целом. Для этого необходимо решить следующие задачи:
подбор интеллектуальных ресурсов, отличающихся высокой гражданской позицией;
насыщение образовательного пространства информационными технологиями, методическими пособиями, эстетикой оформления, позитивным настроем объектов и субъектов;
разработка образовательных программ и краеведческих мероприятий.
Новое образовательное пространство призвано рождать качественно новых граждан страны здравомыслящих, любящих свою страну.
Занятие краеведением позволяет пополнить знания в области истории, искусства, литературы, природоведения, приучает интересоваться всем этим, повышать свой культурный уровень, расширять географию изучаемых мест, связываться со специалистами, читать научную литературу. Одним из эффективных методов развития перечисленных потребностей является метод проектной образовательной деятельности.
Отделом туризма и краеведения «Экополис» был разработан образовательный проект «Провинция – центр мирозданья и совесть Российской земли», посвященный Году истории России и 200-летию победы русских войск в войне 1812 года. Целью проекта является духовно-нравственное становление личности школьников посредством знакомства с культурно-историческим наследием Уральского региона XIX века. Нам хотелось, чтобы школьники не только научились любить свой край, но и полюбили сам процесс получения знаний. В проект мы заложили различные формы освоения знаний о нашем крае: гостиная, «гостем» которой была победа в войне 1812 года; презентация и викторина по материалам презентации; краеведческие сборы «Город, в котором я живу», посещение персональной выставки члена Союза художников России, доцента МГТУ им. Г. И. Носова В. Б. Хорхолюка и члена Союза художников России Ю. Н. Григорьева (живопись г. Уфа). Выставка была посвящена Отечественной войне 1812 г. Но самыми эффективными формами знакомства с историей родного края являются экспедиции и экскурсии.
Так, первый этап включал экспедицию в село Фершампенуаз Нагайбакского района. Ребята побывали в историко-краеведческом музее, осмотрели экспозиции и прослушали экскурсии: «Казачество – военное сословие России», «Уголок памяти А. М. Маметьева» (основателя музея). Ребята узнали о нагайбаках и увидели фотографии нагайбаков – участников войны 1812 года. Члены экспедиции с удовольствием посетили Дом ремесел, посмотрели мастер-класс по ручному ткачеству, многие впервые увидели ткацкий станок и даже попробовали сделать несколько стежков. Особенный интерес ребята проявили к такому виду народного ремесла, как изготовление кукол-оберегов; сделанные ребятами куклы им разрешили взять с собой как обереги от несчастий на дороге.
В Картинной галерее ребята с удивлением рассматривали картины из ниток, сделанные учащимися Нагайбакской школы на тему: «Война 1812 года». Особенно участникам экспедиции запомнилось путешествие по маршруту «Требия – Батыр-Тау», где ребята и покатались на лошади, и попили чай с дымком, сваренный в самоваре на открытом воздухе, и босиком по каменистому дну преодолели водную преграду, получив отличный массаж ног, так как дно усыпано камнями-самоцветами. Но самое большое удовольствие ребятам доставило купание в речке с удивительно чистой водой. Именно в этом месте р. Гумбейки была проложена широкая труба и ребят выталкивала вода с одного конца трубы в другой.
Приятно слышать было смех и радость участников экспедиции. По возвращении домой участница проекта, ученица МОУ «СОШ № 63» Резникова Анна, поделилась своими впечатлениями об экспедиции: «На обратном пути нас не отпускало чувство радости и восторга от нашей поездки. Путешествие было недолгим, но очень интересным, и я думаю, что навсегда запомню село Фершампенуаз с его историей и красотой».
Второй этап проекта – экскурсия в казачий город Верхнеуральск. Это самый первый, самый старый город Челябинской области, ведущий отсчет своей истории от образования в 1734 году крепости Верхнеяицкой: «Ты в степях привольных тихий уголок, /Весь в садах с рябиной и смородиной. /Нас судьба связала в тесный узелок, /И тебя я называю родиной»; «Въезжайте, господа хорошие, в Верхнеуральск без опаски./ Народ нашенский гостей жалует…». И участники экспедиции почувствовали это с первых шагов по земле старинного города Верхнеуральск. Выйдя из автобуса, ребята попали в окружение улыбающихся, с нетерпением ждущих ребят из Верхнеуральской школы. Нас встретили в прекрасно оформленном новогоднем школьном зале. Работниками Дома творчества и педагогами школы был разработан интересный сценарий. Открыл встречу хор ветеранов «Родничок», который исполнил несколько красивых мелодичных казацких песен.
Истинное удовольствие участники встречи получили от выступления ученика второго класса Явтушенко Ивана с презентацией о Верхнеуральске. В презентацию Иван включил удивительно трогательную песню о городе, сочиненную выпускницей школы Голубевой Ольгой.
Ребята узнали много интересного о казаках, их участии в войне 1812 года из выступления сотрудника исторического музея В. Н. Ефановой; о казаках Верхнеуральска с большой любовью рассказывал атаман Верхнеуральского казачьего войска В. В. Доценко.
О краеведческой работе юных краеведов Магнитогорска, участников проекта «Провинция – центр мирозданья и совесть Российской земли», рассказала старший методист по краеведению ДТДМ Н. А. Карпова. Участники экспедиции привезли в подарок краеведам г. Верхнеуральска набор краеведческой литературы. После вкусного обеда ребята посетили два городских музея: музей истории и народного творчества.
Наполненные новыми знаниями, разнообразием увиденного, уральским гостеприимством, участники проекта вернулись в Магнитогорск. В мае магнитогорские краеведы подвели итоги краеведческой работы за год на городской маевке «Отчизна» в рамках проекта, которая проходила на горе Маячной. Участники проекта представили свои работы по краеведению в форме музыкально-поэтических композиций, альбомов, рисунков, инсценировок. Опытными инструкторами-краеведами были проведены веселые старты, интеллектуально-развлекательные игры, организован горячий чай, сваренный на костре. В заключение ребята были награждены грамотами и призами.
Библиографический список
Лихачев, Д. С. Русская культура [Текст] / Д. С. Лихачев. Т. 20. М.: Искусство, 1973.