Краеведение в деле духовно-нравственного воспитания
22.03.2022
Василенко Т. А.
«Любовь к родному краю, знание его истории основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
(Д. С. Лихачёв)
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что первостепенной задачей любого общества является духовно-нравственное воспитание. Еще Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества» [1]. В сложных условиях современной жизни, в эпоху размытости нравственных ориентиров, задачи духовно-нравственного воспитания приобретают особое значение. Выполняя социальный заказ, мы учитываем, что государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы среди важнейших задач называет формирование гражданской ответственности и духовности [2].
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения [3].
Характерными её причинами явились: отсутствие у молодого поколения четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурной работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи.
Статья подготовлена на основе практической работы с особой категорией детей: детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Всего в нашем заведении 144 ребенка, из них 35 сирот, остальные – социальные сироты. Говоря об интеллектуальных способностях воспитанников, могу озвучить следующие данные: с сохранным интеллектом – 22 ребенка, детей с задержкой психического развития – 67, умственно отсталых детей – 55.
Не секрет, что самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребенка закладываются в семье, в её традициях, укладе. К нам поступают дети из асоциальной среды, где нет окружения, способного позаботиться о внутреннем мире ребенка, его душе. Дети интерната страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Государство определило систему базовых общенациональных ценностей – нравственные ориентиры укрепления и возрождения российского общества, среди которых патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа. Краеведение мы рассматриваем как одну из форм работы с детьми-сиротами по формированию этих общенациональных ценностей.
Одной из проблем воспитания сирот является социализация детей в обществе. Так как у детей нет положительного жизненного опыта, мы начинаем работу с основ. Мой дом, моя улица, район, область, мой Магнитогорск, моя Россия – вот этапы взросления нашего ребёнка, становления будущего гражданина. Краеведение является началом ещё и потому, что пробуждает интерес ребенка к другим областям знаний. Краеведческая работа осуществляется совместными усилиями школы, подразделений дополнительного образования и общественных организаций.
Гордостью нашего учреждения является музей, в котором мы вместе с активом детей работаем по программе патриотического воспитания «Моя малая Родина». Каждый год работа организуется под определенным девизом и по определенным направлениям. Девиз этого года – «Только помня о своих корнях, своих ценностях, мы можем стать великим народом». Традиционными направлениями работы являются: «Памятные даты страны», юбилей города Магнитогорска, поэтический год города. Обобщая свой опыт, хочется представить самые интересные и значимые формы педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров на основе краеведческого компонента.
Познание родины, своего края начинается с экскурсий и поездок. Наши дети – частые гости загородных лагерей «Сосновый», «Карагайский бор», «Уральские зори», «Ильмены». В таких поездках рождается чувство гордости за свой край, формируется мысль о необходимости личного вклада в дело процветания и могущества своего края, формируются умение дружить и ладить с окружающими людьми. Конечно, данные задачи реализуются только при условии целенаправленной, продуманной деятельности педагогов.
Многие дети нашего учреждения не знают своего города, тем более других городов. Поэтому взрыв эмоций они получают от поездок в Москву, Челябинск (теперь уже никто не путает столицу России и столицу Челябинской области), до сих пор обсуждают и вспоминают поездку в Китай в 2010 году на международную выставку «Экспо-2010», куда были приглашены по благотворительной акции через Москву.
Чувство гордости за малую Родину рождается в туристических поездках, походах, сплавах. Наши дети очень любят недельные походы, поездки в Аркаим, сплавы по реке Белой, организуемые предприятиями попечительского совета. Ничем нельзя заменить непосредственный опыт познания своего края. Дети, побывавшие за городом, – лучшие помощники в проведении бесед о красотах нашей природы, удивительных местах, красивых и ценных камнях и пещерах.
Таким образом, истоки патриотизма и духовного развития начинаются с приобщения к ближайшему окружению – родной природе, родному городу. Этому способствует туристско-краеведческая деятельность, через которую формируется естественная привязанность ребенка к родной земле и родной природе.
С нашей малой родины, нашего дома начинается осознание и понимание сопричастности великому наследию страны. Д. С. Лихачёв пишет: «Краеведение придаёт местности историзм, открывает в её прошлом что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаём» [4, с. 225]. Познание своего города не ограничивается рассказами о нем. Детей знакомим с картой города, области, посещаем памятные места города, достопримечательности (экскурсия по памятным местам города, поездки в Абзаково, на Банное, посещение Динопарка). Дети принимают активное участие в городских, Всероссийских турнирах и конкурсах. Итогом работы становятся дипломы и грамоты.
К настоящему моменту накоплен богатый опыт по взаимодействию с учреждениями дополнительного образования, направленных на развитие представления детей о мире, истории, способности наблюдать, классифицировать информацию. Не первый год мы сотрудничаем с Правобережным Домом творчества, детской организацией «Рифей», «Экополисом», картинной галереей. Выполняя задания по краеведению в конкурсах «Родной очаг», «Урал – опорный край державы», «Город, в котором я живу», «Станица Магнитная – зеркало нашей истории», «Малая Родина – центр Вселенной» дети узнают много нового о городе, о ММК, о людях, которыми гордится город и страна. В викторинах, кроссвордах, в ходе блиц-опросов дети демонстрируют свои знания, а в представлении команды – творческие способности, знание уральских обычаев, песен. В городских конкурсах наши дети занимают призовые места, учатся общению с детьми и взрослыми из городских организаций.
Всё дальше уходит в прошлое пора порыжевших гимнастёрок, «самокруток» и песни «Катюша», которую после войны пел едва ли не весь мир. Желтеют семейные фотографии, теряются памятные вещи. Мир изменился. Он требует привыкать к тому, чтобы помнили войну без вражды к бывшим врагам. Помнить без вражды – не значит помнить без чувств [5, с. 55]. На базе нашего учреждения в течение ряда лет работает военно-патриотический клуб «Каскад», который участвует в городских мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Особое место в краеведческой работе занимает выполнение творческих заданий. Так, выполняя работу «Навеки в памяти народной», посвященную участнику Великой Отечественной войны и бывшему учителю нашего интерната Лапшину Евгению Семеновичу, дети трепетно отнеслись к подбору и редактированию материала, к опросу людей, знавших учителя, к сочинению стихотворений в его честь, к оформлению стенда. А потом мы познакомили всех детей интерната с этой работой. Результат совместной работы с детьми – первое место в конкурсе «Исток». Это наш маленький вклад в дело сохранения памяти о погибших в годы войны.
Творческие работы дети выполняли и в честь героев Отечественной войны 1812 года. Тема этих работ была выбрана не случайно, ведь в 2012 году мы отметили 200-летие со дня Бородинского сражения. Погружение в историю России, знакомство со стихотворениями, осмысление и сопереживание стали прекрасным условием для духовно-нравственного воспитания детей. А какие работы дети представили после бесед, конкурсов, выставки в честь 270-летия станицы Магнитной! Такие работы – это труд души, сопереживание и соучастие в историческом наследии. Они, безусловно, формируют у детей гордость за то учреждение, которое заменило им дом; любовь к городу, Родине, патриотизм и гражданственность.
Ряд творческих заданий (более 20) мы посвятили педагогам своего учреждения, проработавшим 20 и более лет с детьми-сиротами, отдавшим им свою душу, заменившим самое дорогое, что может быть у человека, – семью. Одну работу, «Поэт земли магнитогорской», посвятили 100-летию со дня рождения поэта Б. А. Ручьева.
В ряду форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей особое место занимают праздники и встречи с гостями: «День памяти и скорби – 22 июня», «День народного единства», «День Матери», «День Героев Отечества», «День Защитников Отечества», «Ты – женщина, и этим ты права», «Песни огненных лет» и другие – затрагивают лучшие струны человеческой души, будят в детях лучшие качества, формируют сознание.
Большое значение для духовного развития имеют старинные праздники, такие, как Рождество Христово, колядки, Крещение Господне, масленица. Приобщая детей к истокам русского быта, к народной культуре, мы помогаем им зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.
Привитие любви к родному краю начинается и с воспитания уважения к старшему поколению. Наши дети очень любят встречать гостей. Особенно теплыми бывают встречи с бывшими нашими работниками. Они расскажут детям и о себе, и о том, каким был наш интернат, что такое СССР и комсомол, и многое-многое другое.
Встречая героев социалистического труда Рубанова Анатолия Ивановича, Шкарапута Анатолия Парфирьевича, почетного гражданина города Андрианова Виктора Николаевича, почетных ветеранов города Мякушко Александра Никитовича и других, дети и сами становятся духовно чище, возвышеннее, учатся у старшего поколения отношению к жизни и своим обязанностям, меняется их мировоззрение. И слово «патриотизм» наполняется для них смыслом.
Краеведческая работа и духовно-нравственное воспитание. Фактически между двумя понятиями можно поставить знак равенства. Одним из важнейших условий дальнейшего стабильного процветания России является возрождение патриотизма, гражданственности, духовности. Наша задача – формировать у юного поколения чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины. Культивировать у детей нравственные, гражданские позиции и ответственность за будущее через освоение опыта предшествующих поколений это наш гражданский долг.
Библиографический список
1. Образование и воспитание «Образа» / «Спас». №9, сентябрь 2008.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013 – 2020 годы.
3. Карпихина Т.В. Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы [Электронный ресурс] // Мультиурок: бесплатный конструктор сайтов для учителей. URL: https://multiurok.ru/files/dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-usloviiakh-s.html (дата обращения: 10.04.2015).
4. Лихачев, Д. С. Раздумья [Текст] / Д. С. Лихачев, М., 1991.
5. Ланкова, Н. М. Работа со школьниками в краеведческом музее [Текст] / Н.М. Ланкова. 2001.
«Любовь к родному краю, знание его истории основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
(Д. С. Лихачёв)
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что первостепенной задачей любого общества является духовно-нравственное воспитание. Еще Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества» [1]. В сложных условиях современной жизни, в эпоху размытости нравственных ориентиров, задачи духовно-нравственного воспитания приобретают особое значение. Выполняя социальный заказ, мы учитываем, что государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы среди важнейших задач называет формирование гражданской ответственности и духовности [2].
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения [3].
Характерными её причинами явились: отсутствие у молодого поколения четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурной работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи.
Статья подготовлена на основе практической работы с особой категорией детей: детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Всего в нашем заведении 144 ребенка, из них 35 сирот, остальные – социальные сироты. Говоря об интеллектуальных способностях воспитанников, могу озвучить следующие данные: с сохранным интеллектом – 22 ребенка, детей с задержкой психического развития – 67, умственно отсталых детей – 55.
Не секрет, что самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребенка закладываются в семье, в её традициях, укладе. К нам поступают дети из асоциальной среды, где нет окружения, способного позаботиться о внутреннем мире ребенка, его душе. Дети интерната страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Государство определило систему базовых общенациональных ценностей – нравственные ориентиры укрепления и возрождения российского общества, среди которых патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа. Краеведение мы рассматриваем как одну из форм работы с детьми-сиротами по формированию этих общенациональных ценностей.
Одной из проблем воспитания сирот является социализация детей в обществе. Так как у детей нет положительного жизненного опыта, мы начинаем работу с основ. Мой дом, моя улица, район, область, мой Магнитогорск, моя Россия – вот этапы взросления нашего ребёнка, становления будущего гражданина. Краеведение является началом ещё и потому, что пробуждает интерес ребенка к другим областям знаний. Краеведческая работа осуществляется совместными усилиями школы, подразделений дополнительного образования и общественных организаций.
Гордостью нашего учреждения является музей, в котором мы вместе с активом детей работаем по программе патриотического воспитания «Моя малая Родина». Каждый год работа организуется под определенным девизом и по определенным направлениям. Девиз этого года – «Только помня о своих корнях, своих ценностях, мы можем стать великим народом». Традиционными направлениями работы являются: «Памятные даты страны», юбилей города Магнитогорска, поэтический год города. Обобщая свой опыт, хочется представить самые интересные и значимые формы педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров на основе краеведческого компонента.
Познание родины, своего края начинается с экскурсий и поездок. Наши дети – частые гости загородных лагерей «Сосновый», «Карагайский бор», «Уральские зори», «Ильмены». В таких поездках рождается чувство гордости за свой край, формируется мысль о необходимости личного вклада в дело процветания и могущества своего края, формируются умение дружить и ладить с окружающими людьми. Конечно, данные задачи реализуются только при условии целенаправленной, продуманной деятельности педагогов.
Многие дети нашего учреждения не знают своего города, тем более других городов. Поэтому взрыв эмоций они получают от поездок в Москву, Челябинск (теперь уже никто не путает столицу России и столицу Челябинской области), до сих пор обсуждают и вспоминают поездку в Китай в 2010 году на международную выставку «Экспо-2010», куда были приглашены по благотворительной акции через Москву.
Чувство гордости за малую Родину рождается в туристических поездках, походах, сплавах. Наши дети очень любят недельные походы, поездки в Аркаим, сплавы по реке Белой, организуемые предприятиями попечительского совета. Ничем нельзя заменить непосредственный опыт познания своего края. Дети, побывавшие за городом, – лучшие помощники в проведении бесед о красотах нашей природы, удивительных местах, красивых и ценных камнях и пещерах.
Таким образом, истоки патриотизма и духовного развития начинаются с приобщения к ближайшему окружению – родной природе, родному городу. Этому способствует туристско-краеведческая деятельность, через которую формируется естественная привязанность ребенка к родной земле и родной природе.
С нашей малой родины, нашего дома начинается осознание и понимание сопричастности великому наследию страны. Д. С. Лихачёв пишет: «Краеведение придаёт местности историзм, открывает в её прошлом что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаём» [4, с. 225]. Познание своего города не ограничивается рассказами о нем. Детей знакомим с картой города, области, посещаем памятные места города, достопримечательности (экскурсия по памятным местам города, поездки в Абзаково, на Банное, посещение Динопарка). Дети принимают активное участие в городских, Всероссийских турнирах и конкурсах. Итогом работы становятся дипломы и грамоты.
К настоящему моменту накоплен богатый опыт по взаимодействию с учреждениями дополнительного образования, направленных на развитие представления детей о мире, истории, способности наблюдать, классифицировать информацию. Не первый год мы сотрудничаем с Правобережным Домом творчества, детской организацией «Рифей», «Экополисом», картинной галереей. Выполняя задания по краеведению в конкурсах «Родной очаг», «Урал – опорный край державы», «Город, в котором я живу», «Станица Магнитная – зеркало нашей истории», «Малая Родина – центр Вселенной» дети узнают много нового о городе, о ММК, о людях, которыми гордится город и страна. В викторинах, кроссвордах, в ходе блиц-опросов дети демонстрируют свои знания, а в представлении команды – творческие способности, знание уральских обычаев, песен. В городских конкурсах наши дети занимают призовые места, учатся общению с детьми и взрослыми из городских организаций.
Всё дальше уходит в прошлое пора порыжевших гимнастёрок, «самокруток» и песни «Катюша», которую после войны пел едва ли не весь мир. Желтеют семейные фотографии, теряются памятные вещи. Мир изменился. Он требует привыкать к тому, чтобы помнили войну без вражды к бывшим врагам. Помнить без вражды – не значит помнить без чувств [5, с. 55]. На базе нашего учреждения в течение ряда лет работает военно-патриотический клуб «Каскад», который участвует в городских мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Особое место в краеведческой работе занимает выполнение творческих заданий. Так, выполняя работу «Навеки в памяти народной», посвященную участнику Великой Отечественной войны и бывшему учителю нашего интерната Лапшину Евгению Семеновичу, дети трепетно отнеслись к подбору и редактированию материала, к опросу людей, знавших учителя, к сочинению стихотворений в его честь, к оформлению стенда. А потом мы познакомили всех детей интерната с этой работой. Результат совместной работы с детьми – первое место в конкурсе «Исток». Это наш маленький вклад в дело сохранения памяти о погибших в годы войны.
Творческие работы дети выполняли и в честь героев Отечественной войны 1812 года. Тема этих работ была выбрана не случайно, ведь в 2012 году мы отметили 200-летие со дня Бородинского сражения. Погружение в историю России, знакомство со стихотворениями, осмысление и сопереживание стали прекрасным условием для духовно-нравственного воспитания детей. А какие работы дети представили после бесед, конкурсов, выставки в честь 270-летия станицы Магнитной! Такие работы – это труд души, сопереживание и соучастие в историческом наследии. Они, безусловно, формируют у детей гордость за то учреждение, которое заменило им дом; любовь к городу, Родине, патриотизм и гражданственность.
Ряд творческих заданий (более 20) мы посвятили педагогам своего учреждения, проработавшим 20 и более лет с детьми-сиротами, отдавшим им свою душу, заменившим самое дорогое, что может быть у человека, – семью. Одну работу, «Поэт земли магнитогорской», посвятили 100-летию со дня рождения поэта Б. А. Ручьева.
В ряду форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей особое место занимают праздники и встречи с гостями: «День памяти и скорби – 22 июня», «День народного единства», «День Матери», «День Героев Отечества», «День Защитников Отечества», «Ты – женщина, и этим ты права», «Песни огненных лет» и другие – затрагивают лучшие струны человеческой души, будят в детях лучшие качества, формируют сознание.
Большое значение для духовного развития имеют старинные праздники, такие, как Рождество Христово, колядки, Крещение Господне, масленица. Приобщая детей к истокам русского быта, к народной культуре, мы помогаем им зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.
Привитие любви к родному краю начинается и с воспитания уважения к старшему поколению. Наши дети очень любят встречать гостей. Особенно теплыми бывают встречи с бывшими нашими работниками. Они расскажут детям и о себе, и о том, каким был наш интернат, что такое СССР и комсомол, и многое-многое другое.
Встречая героев социалистического труда Рубанова Анатолия Ивановича, Шкарапута Анатолия Парфирьевича, почетного гражданина города Андрианова Виктора Николаевича, почетных ветеранов города Мякушко Александра Никитовича и других, дети и сами становятся духовно чище, возвышеннее, учатся у старшего поколения отношению к жизни и своим обязанностям, меняется их мировоззрение. И слово «патриотизм» наполняется для них смыслом.
Краеведческая работа и духовно-нравственное воспитание. Фактически между двумя понятиями можно поставить знак равенства. Одним из важнейших условий дальнейшего стабильного процветания России является возрождение патриотизма, гражданственности, духовности. Наша задача – формировать у юного поколения чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины. Культивировать у детей нравственные, гражданские позиции и ответственность за будущее через освоение опыта предшествующих поколений это наш гражданский долг.
Библиографический список
1. Образование и воспитание «Образа» / «Спас». №9, сентябрь 2008.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013 – 2020 годы.
3. Карпихина Т.В. Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы [Электронный ресурс] // Мультиурок: бесплатный конструктор сайтов для учителей. URL: https://multiurok.ru/files/dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-usloviiakh-s.html (дата обращения: 10.04.2015).
4. Лихачев, Д. С. Раздумья [Текст] / Д. С. Лихачев, М., 1991.
5. Ланкова, Н. М. Работа со школьниками в краеведческом музее [Текст] / Н.М. Ланкова. 2001.