Задать вопрос
Статьи

КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

16.01.2024
Туралеева А.А., Овсянникова Е.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов коррекции внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными ограничениями здоровья (в том числе и с умственной отсталостью). На основе анализа литературы внимание, рассматривается как форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса личности. Отмечено, что характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Особое внимание уделено описанию особенностей работы с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет, коррекционным задачам при работе с детьми данного возраста по развитию внимания, описанию особенностей развития внимания детей в эти возрастные периоды, а также уточнению признаков достаточного и недостаточного уровня развития внимания. Отдельно описаны рекомендованные для этих возрастов дидактические игры и упражнения.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, внимание, коррекция, коррекция внимания, дидактическая игра.

Вопросам коррекции внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными ограничениями здоровья (в том числе и с умственной отсталостью) посвящены исследования педагогов, психологов, методистов, дефектологов и др. Внимание, рассматривается в общепринятом плане как форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса личности. Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому значение внимания для всех психических процессов неоспоримо.
Практически, выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Уточняя их сущность, отметим, что непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально). С возрастом, в процессе игры, обучения, общения начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения. Приходиться делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – после произвольного.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением, объёмом. Уточним, что устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания. Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому, переход с одного вида деятельности на иной. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого. Объём внимания – это количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Необходимо отметить, что характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Отсюда отметим связь внимания и восприятия. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.
При работе с детьми 4-5 лет, среди коррекционных задач выделяют: 1) развитие элементов произвольного внимания, обучение детей вербализировать объекты сферы внимания; 2) обучение умению анализировать последовательно один предмет и сравнивать его с особенностями другого; 3) обучение умению сознательно направлять внимание на определенные предметы, объекты.
Характеризуя ребенка с недостаточным уровнем развития внимания, отметим, что он воспринимает предметы детализировано с направляющей помощью; объем зрительного внимания у него менее 4-5 предметов; объем слухового внимания менее 2-3 предметов; устойчивость на деятельности менее 5-7 мин, в ходе работы он постоянно отвлекается; концентрация слабая, переключаемость внимания осуществляется только с внешней стимуляцией; работоспособность недостаточная (быстрая утомляемость и истощаемость). Такой ребенок действует согласно речевой инструкции только под контролем взрослого.
На этом уровне рекомендуются следующие дидактические игры и упражнения: «Все помню», «Цветные огоньки», «Где чей домик?», «Лабиринты», «Перепутанные линии», «Разведчики», «Найди отличия», «Найди отличия» (на предметных картинках), «Запретное движение», «Запретное слово», «Тик – так», «Ушки на макушке», «Весёлое троеборье», «Утренняя гимнастика», «Хлопни в ладоши».
Характеризуя ребенка с достаточным уровнем развития внимания, отметим, что он воспринимает предмет детализировано и самостоятельно. У него развит объем зрительного внимания 4-5 предметов; объем слухового внимания 2-3 предмета; он способен переключать внимание с одного объекта на другой с направляющей помощью и контроля взрослого; устойчивость его деятельности 5-7 минут; концентрация внимания 5-7 с.
На этом уровне рекомендуются следующие дидактические игры и упражнения: «Параллельный счёт предметов», «Буква – цифры», «Корректор», «Муха» , «Круги» , «Нанизывание бусинок», «Цифры по порядку», «Селектор», «Яблоко»,«Раскрась вторую половинку».
При работе с детьми 5-6 лет, среди коррекционных задач выделяют: 1) обучение способности управлять вниманием в соответствие с целью; 2) обучение способности сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать не отвлекаясь на ней свое внимание;3) расширение количества одновременно воспринимаемых объектов; 4) развитие подвижности внимания, переходя от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой; 5) развитие объёма слухового внимания.
Недостаточный уровень развития внимания в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: ребенок воспринимает не более 3-5 предметов (45с); объем зрительного внимания 5-6 предметов; объем слухового внимания 3-4 предмета; устойчивость на деятельность 5-7 мин., наблюдаются отвлечения в ходе работы; концентрация внимания снижена 5-7с, переключаемость с частичной стимуляцией; работоспособность недостаточная, часто проявляет признаки утомления и истощения; ребенок действует согласно речевой инструкции под контролем взрослого.
Достаточный уровень развития внимания в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: объем произвольного внимания более 4-5 предметов (45с); объем зрительного внимания более 5-6 предметов; объем слухового внимания более 3-4 предметов; ребенок воспринимает одновременно до 2 предметов детализировано; как правило, ребенок проявляет интерес к заданию; работает сосредоточенно, хотя наблюдается недостаточная активность и самостоятельность.
На этом уровне рекомендуются те же дидактические игры и упражнения, но в более усложнённых вариантах: «Запретное число», «Что изменилось?», «Найди ошибки», «Бубен и колокольчик», «Погода», «Мышка – птичка», «Нанизывание бусинок», «Перепутанные линии», «Лабиринты», «Найди отличия», «Чего не хватает?», «Раскрась картинку», «Хлопни в ладоши», «Путаница», «Яблоко»
При работе с детьми 6-7 лет, выделяют следующие коррекционные задачи: 1) развитие саморегуляции произвольного внимания; 2) формирование умственные действия контроля; 3) обучение владению умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции, контролировать свои текущие действия; 4) действовать согласно собственной речевой инструкции.
Недостаточный уровень развития внимания в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: ребенок воспринимает 4-6 предметов (30с), устойчивость 10-15 минут; выполняет одновременно 2-3 операции; переключает внимание с одного объекта на другой самостоятельно с помощью волевого усилия.
На этом уровне рекомендуются следующие дидактические игры и упражнения: «Зеркало», «Составляем Петрушку», «Портрет», «Ушки на макушке», «Дорисуй вторую половинку», Упражнение «Все помню». Также эффективны такие задания:1) Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь. 2) Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят. 3) Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту – от самого маленького до самого высокого. 4) Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет. 5) Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
Достаточный уровень развития внимания в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: ребенок воспринимает одновременно до 3 предметов детализировано; объем произвольного внимания более 4-6 предметов; объем зрительного внимания более 6-7 предметов; объем слухового внимания более 4-5 предметов. Ребенок способен переключать внимание с одного объекта на другой свободно, быстро за счет познавательного интереса без дополнительной помощи со стороны педагога, способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Продуктивная активность деятельности более 10-15 минут. Достаточно высокая работоспособность.
На этом уровне рекомендуются те же дидактические игры и упражнения, но в более усложнённых вариантах: «Зачеркни букву» (или цифру), «Дорисуй вторую половину по клеткам», «Узор», «Найди слова», «Цифры по порядку», «Выложи цифры так, как только что видел», «Нарисуй и зачеркни», Упражнение «Всё помню», «4 стихии».

Библиографический список
1.    Мицан, Е.Л. Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ для работы с детьми школьного возраста : Электронное издание / Е.Л. Мицан. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020.
2.    Неретина, Т. Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Т. Г. Неретина. – Москва : ООО «Баласс», 2004. – 240 с.
3.    Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными проблемами. Учебное пособие по коррекционной педагогике / Т. Г. Неретина. – Москва : Флинта, 2011. – 186 с.
4.    Неретина, Т. Г. Программа коррекционной работы школы / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2014. – 28 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.