КОРРЕКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО
13.01.2024
Сахнова И.Г.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
КОРРЕКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО
Аннотация. В статье объясняется суть противоречия между современными методами преподавания русского языка и литературы и традиционными. В статье излагается один из вариантов коррекции и совершенствование устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в колледже.
Ключевые слова: противоречие между современными методами и традиционными, коррекция и совершенствование устной и письменной речи, русский язык и литература.
Основным противоречием современной системы образования конца ХХ – начала ХХI веков, как западной, так и российской, является несоответствие между быстрым темпом овладения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с тем, как преодолеть создавшуюся ситуацию. В погоне за новыми технологиями преподавания часто упускаются традиционные моменты. А они, в конечном итоге, влияют на результаты самого обучения.
На сегодняшний момент вопросам развития и совершенствование устной и письменной речи обучаемых уделяется скудное количество времени по объективным причинам.Всеобщее увлечение инновациями отвлекло внимание от необходимых вопросов качества проведения учебных занятий.
На занятиях по русскому языку и литературе в системе среднего профессионального образования, казалось бы, используется всё для развития устной и письменной речи студентов. Эти вопросы лежат в основе формирования базовых компетенций по данным дисциплинам. Однако языковая и читательская грамотность наших студентов, в основном, остается на том же самом низком уровне. «А воз и ныне там» - цитата из известной басни И.А. Крылова. В чем причина? Преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа в рамках проведения учебных занятий часто приходится заниматься коррекцией тех знаний, которые их студенты получили в стенах общеобразовательных школ. Они поступают в среднее специальное учебное заведение с целью обучиться навыкам той или иной профессии. Однако для овладения теми или иными компетенциями элементарно им нужны умения грамотно говорить и писать на родном языке, а они по большей части несовершенны. Юноши и девушки выбирают обучение в стенах колледжа часто потому, что не хотят сдавать ЕГЭ. Подготовка и процесс прохождения этого экзамена сопряжен для них с большими нервными перегрузками. Однако оборотной стороной медали является наличие серьезных пробелов в знаниях по базовым общеобразовательным предметам. Опять же возникает вопрос: если в школе в рамках обучения идет параллельная подготовка к сдаче этого экзамена, тогда почему его трудно выдержать? Есть ли соответствие между критериями качества получаемых знаний в общеобразовательной школе и перечнем таковых при сдаче ЕГЭ? Вопрос риторический. Если бы они совпадали, то поводов для страха было бы гораздо меньше, наверное. Однако факт остается фактом, на сегодняшний день надзор в системе образования направлен на отслеживание конечных результатов обучения, а не на качество проведения учебного процесса. Сейчас критериями эффективности деятельности преподавателя является частотность участия обучающихся в тех или иных конкурсах, а не то, насколько эффективно он может провести учебное занятие.
Так, на сегодняшний день, я, как преподаватель русской литературы, испытываю ряд серьезных трудностей при реализации программы обучения. Судите сами: количество часов, отведенных на творчество отдельно взятого писателя (поэта) XIX – ХХ века очень мало. Оно колеблется от 1 до 3 часов.При этом можно точно спрогнозировать возможную глубину изучения нашими подопечными, к примеру, объемного романа.По программе на изучение текста дано 2 часа. При этом нужно учесть, что в стенах колледжа им приходится знакомиться с данным произведением впервые и лишь фрагментарно. Клиповое мышление, присущее нашей современной молодежи имеет много недостатков и оно еще более, и более усугубляются благодаря имеющимся учебным планам и образовательным программам, реализуемым через систему среднего профессионального образования. Поясню свою мысль на таком примере: дети, читая по раздаточным материалам фрагменты крупного произведения («Война и Мир» Л.Н. Толстого и «Преступление и Наказание» Ф.М. Достоевского) не могут судить о содержании всего романа в целом, так как они его не читают и часто теряют интерес к нему. Подменять прочтение текста просмотром фильма неправомерно, так как он может очень сильно отличаться по замыслу с первоисточником.
Будущие студенты поступают в наш колледж чаще всего после девятого класса. В течение первого курса они завершают курс среднего образования с опережающими темпами. При этом программа по каждому общеобразовательному предмету включает темы, как за десятый, так и за одиннадцатый класс. Однако обращаясь к содержанию курса по русской литературы, мы видим, что дети повторно будут знакомиться в стенах колледжа лишь с тремя писателями XIX века: А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем, творчество остальных авторов русской классики: А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.А. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова будут изучать впервые.
Готовых хрестоматий по литературе XIX века нет не только в библиотеке нашего колледжа, но и по России целом. В ближайшее время таковых не предвидится. У многих первокурсников низкая мотивация к обучению и слабые предметные знания. Часть из них абсолютно не умеют и не хотят, например, читать вслух на занятии. Однако даже если этот навык у них привит, то у них очень часто отсутствует способность понимать прочитанное, выбирать из текста главное, отсекать второстепенное.
Читать первоисточник проблематично на занятиях, так как больше времени уйдет на поиск нужного фрагмента, необходимого для прочтения. Заставлять студентов читать дома – задача еще менее реальная. Она объясняется спецификой сформированности учебных навыков у студентов, поступающих в колледж. Приходится самому преподавателю своими силами «изобретать велосипед» – создавать свой раздаточный материал по каждому отдельно взятому произведению, представленному в программе. Возникает насущная потребность в изобретении своей хрестоматии или, хотя бы, рабочей тетради по литературе. С течением времени пухлые стопки раздаточного материала по предмету будут нуждаться в систематизации. Их неизбежно придется переводить в целостный документ. Он и будет заменять данную хрестоматию.В откровенном аврале оказывается преподаватель, недавно поступивший на работу, так как ему этот «пресловутый велосипед» придется изобретать в очень короткие сроки, не считаясь со своим личным временем.
Откровенным недостатком будет усугубление проблемы неразвитости устной речи современных студентов. Судите сами: любое произведение, включенное в рамки курса русской литературы необходимо не только прочитать вслух, провести его подробный анализ и проверить особенности его восприятия обучающимися. Это возможно только при живом традиционном обучении. Это диктуется основными задачами, предъявляемыми к урокам литературы:
во-первых, это освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
во-вторых, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Навыкам анализа произведений художественной литературы часто приходится обучать студентов заново, так как их знания в этой области несовершенны и очень слабы.
На уроках русского языка у первокурсников система построения занятий также должна проводиться сугубо традиционно. Как обычно, повторяются все основные разделы: фонетика, орфография, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация, а также кратко стилистика.Весь материал посвящен развитию письменной речи, а как быть с устной речью? Такой раздел в программе обучения не предусмотрен. И тот, и другой вид речи должны развиваться одновременно, но насколько эффективно можно это делать сейчас во время текущих уроков? Вопрос опять же риторический.
Влияние разговорной речи студентов на их письменную речь происходит постоянно. В результате изученные ими правила правописания не могут быть применены в полной мере на практике. Таким образом, эффект занятий неизбежно минимизируется.
Кроме того, сейчас очень много обращается внимание на воспитание гражданской позиции у подрастающего поколения. Но она успешно сформируется, на наш взгляд, только благодаря личному примеру взрослых.Старшие наставники часто забывают об этом и не следят за своим поведением. Кроме того, частью гражданско-патриотического воспитания является бережное отношение человека к своему родному языку, литературе, истории и культуре. Последнее у нас сейчас демонстрируют, к сожалению, единицы, так как многие не представляют, как это выглядит на практике.
Подведя итог выше сказанному, можно отметить, что с течением времени нашим детям становится недоступна русская классика с одной стороны, из-за несформированности учебных навыков, необходимых для изучения литературы; с другой стороны, из-за нежелания и физической возможности её прочитать.
Это очень печальный факт, так как именно русская классика является составной частью русского национального менталитета. Она популярна во всем мире. По мнению известного нашего ученого Михаила Дунаева, невозможно быть по-настоящему русским человеком, не приобщившись хотя бы однажды к произведениям русской классики. А главная причина нелюбви молодежи к чтению кроется в том, что содержание рабочих образовательных программ часто построено на материале, не соответствующем возрастным особенностям обучающихся ребят. Это принцип повторяется на протяжении всех ступеней образования: от начальной школы и до периода профессионального самоопределения.Инновационных методов сегодня используются много, но все ли они ведут к достойному результату в плане развития речи подрастающего поколения?
Сейчас активно внедряются методы дистанционного обучения, появляются различные формы использования информационных технологий. Они ценны тем, что с помощью их можно осуществлять процесс передачи знаний на расстоянии. На наш взгляд, полный вариант дистанционного обучения удобен и необходим при обучении только взрослых людей. Это могут быть курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Направленность тем, как правило, носит теоретический характер. Практика заключается в выполнении письменных заданий разной степени сложности. Это удобно, экономит время и деньги. Однако для того, чтобы процесс обучения проходил на качественном уровне, необходимо учить детей «по-старинке», глядя в глаза друг другу.
Дистанционные технологии необходимы при индивидуальном обучении. Здесь студент находится наедине с самим собой. Его средний уровень развития письменной речи будет, конечно, выявлен через переписку с тьютором, но не более того. Проверка не предполагает качественного изменения отслеживающихся показателей.
Даже если студент какую-то часть своих вопросов сформулирует через чат и получит на них удовлетворительные ответы, то его речь останется неразвитой. Говорить ним будет некому. А это большой недостаток, свидетельствующий о несоблюдении основных задач при обучении русскому языку и литературе.
В Федеральном институте педагогических измерений уровень функциональной грамотности измеряется в рамках всего образовательного процесса. Однако требования к проведению учебных занятий серьезно не меняются. Отслеживаются основные показатели с целью дальнейшего формирования заданий для очередного ЕГЭ и ОГЭ. Сам по себе контроль не может кардинально улучшить умения и навыки. Для этого, повторяю, нужна соответствующая организация учебного процесса. Выходом из сложившейся ситуации может быть изменения подхода к преподаванию русской филологии.
Так, если в стенах сегодняшнего педагогического колледжа будет функционировать такой отдел как центр коррекции и совершенствования устной и письменной речи, тореальная помощь студентам в данном случае будет оказана.Он может быть организован в форме лаборатории, мастерской. Данный центр просто необходим при осуществлении урочной и внеурочной работы со студентами.
Можно выделить основные цели деятельности данного отдела: организация логопедической и дефектологической помощи обучающимся колледжа, имеющим различные нарушения речи, препятствующие успешному освоению основных общеобразовательных программ. Также в рамках этой структуры будет возможность заниматься совершенствованием речевых навыков, то есть будут проводиться мастер-классы по риторике и технике речи
Задачами деятельности центра будут:
своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников для продуктивного освоения основных общеобразовательных программ.
устранение нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.
распространение специальных знаний по логопедии и дефектологии среди педагогов и родителей (законных представителей) для содействия обучающимся в преодолении трудностей в обучении и социальной адаптации.
Кроме того данный центр с успехом может функционировать и как репетиторский. Студенты, желающие подготовиться к экзамену по той или иной дисциплине, могут обратиться сюда для того, чтобы нанять репетитора. Преподаватели, работающие в рамках среднего специального образования, многие проводят индивидуальные занятия со студентами, поэтому способны эффективно выполнять эти функции.
Контингент ребят, поступающих в колледж сегодня очень разномастный. Есть очень талантливые дети, но гиперактивные и неусидчивые; а есть ребята с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них из неполных и неблагополучных семей, что также оказывает влияние на их состояние их речевых и учебных навыков. К каждому обучающемуся нужен индивидуальный подход, который трудно обеспечить на потоке.
Преподавателям общеобразовательных предметов в колледже часто приходится заниматься коррекцией тех знаний, которые их подопечные получили в школе. Это неизбежно, так как в дальнейшем, студенты должны будут успешно освоить курс профессиональных дисциплин. Пробелы в знаниях общеобразовательных предметов могут препятствовать этому.
Большинство специальностей, которые предполагаются для обучения молодому поколению в педагогическом колледже относятся к типу профессий: Человек-Человек. Соответственно, будущее рабочее место наших выпускников должно быть связано, прежде всего, с общением. Значит, работа в области коррекции и совершенствования устной и письменной речи способна повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
Режим работы новой структуры может быть организован по-разному. По своей сути, в центре коррекции письменной и устной речи необходимо не только показать, как должен правильно говорить и писать русский человек, но благодаря взаимопомощи каждый может научиться этому.
Исходя из этого, в деятельность данной структуры в обязательном порядке будут вписываться мастер-классы, литературные гостиные, тренинговые занятия, практические конференции и мастерские.
Кроме того, данный центр может с успехом стать базой для учебной практики для студентов. Ребята также выступят в роли учителя риторики для обучающихся младших курсов.
Библиографический список
1. Алексеев А.А. О православных истоках русской классики 1840-1880-х годов и её структура.// Шадринские чтения: Материалы Межрегиональной филологической научно-практической конференции/отв. ред. С.В. Борисов. – Шадринск: ШГПИ, 2004.
2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. – Престиж, 2003.
3. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
КОРРЕКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО
Аннотация. В статье объясняется суть противоречия между современными методами преподавания русского языка и литературы и традиционными. В статье излагается один из вариантов коррекции и совершенствование устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в колледже.
Ключевые слова: противоречие между современными методами и традиционными, коррекция и совершенствование устной и письменной речи, русский язык и литература.
Основным противоречием современной системы образования конца ХХ – начала ХХI веков, как западной, так и российской, является несоответствие между быстрым темпом овладения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с тем, как преодолеть создавшуюся ситуацию. В погоне за новыми технологиями преподавания часто упускаются традиционные моменты. А они, в конечном итоге, влияют на результаты самого обучения.
На сегодняшний момент вопросам развития и совершенствование устной и письменной речи обучаемых уделяется скудное количество времени по объективным причинам.Всеобщее увлечение инновациями отвлекло внимание от необходимых вопросов качества проведения учебных занятий.
На занятиях по русскому языку и литературе в системе среднего профессионального образования, казалось бы, используется всё для развития устной и письменной речи студентов. Эти вопросы лежат в основе формирования базовых компетенций по данным дисциплинам. Однако языковая и читательская грамотность наших студентов, в основном, остается на том же самом низком уровне. «А воз и ныне там» - цитата из известной басни И.А. Крылова. В чем причина? Преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа в рамках проведения учебных занятий часто приходится заниматься коррекцией тех знаний, которые их студенты получили в стенах общеобразовательных школ. Они поступают в среднее специальное учебное заведение с целью обучиться навыкам той или иной профессии. Однако для овладения теми или иными компетенциями элементарно им нужны умения грамотно говорить и писать на родном языке, а они по большей части несовершенны. Юноши и девушки выбирают обучение в стенах колледжа часто потому, что не хотят сдавать ЕГЭ. Подготовка и процесс прохождения этого экзамена сопряжен для них с большими нервными перегрузками. Однако оборотной стороной медали является наличие серьезных пробелов в знаниях по базовым общеобразовательным предметам. Опять же возникает вопрос: если в школе в рамках обучения идет параллельная подготовка к сдаче этого экзамена, тогда почему его трудно выдержать? Есть ли соответствие между критериями качества получаемых знаний в общеобразовательной школе и перечнем таковых при сдаче ЕГЭ? Вопрос риторический. Если бы они совпадали, то поводов для страха было бы гораздо меньше, наверное. Однако факт остается фактом, на сегодняшний день надзор в системе образования направлен на отслеживание конечных результатов обучения, а не на качество проведения учебного процесса. Сейчас критериями эффективности деятельности преподавателя является частотность участия обучающихся в тех или иных конкурсах, а не то, насколько эффективно он может провести учебное занятие.
Так, на сегодняшний день, я, как преподаватель русской литературы, испытываю ряд серьезных трудностей при реализации программы обучения. Судите сами: количество часов, отведенных на творчество отдельно взятого писателя (поэта) XIX – ХХ века очень мало. Оно колеблется от 1 до 3 часов.При этом можно точно спрогнозировать возможную глубину изучения нашими подопечными, к примеру, объемного романа.По программе на изучение текста дано 2 часа. При этом нужно учесть, что в стенах колледжа им приходится знакомиться с данным произведением впервые и лишь фрагментарно. Клиповое мышление, присущее нашей современной молодежи имеет много недостатков и оно еще более, и более усугубляются благодаря имеющимся учебным планам и образовательным программам, реализуемым через систему среднего профессионального образования. Поясню свою мысль на таком примере: дети, читая по раздаточным материалам фрагменты крупного произведения («Война и Мир» Л.Н. Толстого и «Преступление и Наказание» Ф.М. Достоевского) не могут судить о содержании всего романа в целом, так как они его не читают и часто теряют интерес к нему. Подменять прочтение текста просмотром фильма неправомерно, так как он может очень сильно отличаться по замыслу с первоисточником.
Будущие студенты поступают в наш колледж чаще всего после девятого класса. В течение первого курса они завершают курс среднего образования с опережающими темпами. При этом программа по каждому общеобразовательному предмету включает темы, как за десятый, так и за одиннадцатый класс. Однако обращаясь к содержанию курса по русской литературы, мы видим, что дети повторно будут знакомиться в стенах колледжа лишь с тремя писателями XIX века: А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем, творчество остальных авторов русской классики: А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.А. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова будут изучать впервые.
Готовых хрестоматий по литературе XIX века нет не только в библиотеке нашего колледжа, но и по России целом. В ближайшее время таковых не предвидится. У многих первокурсников низкая мотивация к обучению и слабые предметные знания. Часть из них абсолютно не умеют и не хотят, например, читать вслух на занятии. Однако даже если этот навык у них привит, то у них очень часто отсутствует способность понимать прочитанное, выбирать из текста главное, отсекать второстепенное.
Читать первоисточник проблематично на занятиях, так как больше времени уйдет на поиск нужного фрагмента, необходимого для прочтения. Заставлять студентов читать дома – задача еще менее реальная. Она объясняется спецификой сформированности учебных навыков у студентов, поступающих в колледж. Приходится самому преподавателю своими силами «изобретать велосипед» – создавать свой раздаточный материал по каждому отдельно взятому произведению, представленному в программе. Возникает насущная потребность в изобретении своей хрестоматии или, хотя бы, рабочей тетради по литературе. С течением времени пухлые стопки раздаточного материала по предмету будут нуждаться в систематизации. Их неизбежно придется переводить в целостный документ. Он и будет заменять данную хрестоматию.В откровенном аврале оказывается преподаватель, недавно поступивший на работу, так как ему этот «пресловутый велосипед» придется изобретать в очень короткие сроки, не считаясь со своим личным временем.
Откровенным недостатком будет усугубление проблемы неразвитости устной речи современных студентов. Судите сами: любое произведение, включенное в рамки курса русской литературы необходимо не только прочитать вслух, провести его подробный анализ и проверить особенности его восприятия обучающимися. Это возможно только при живом традиционном обучении. Это диктуется основными задачами, предъявляемыми к урокам литературы:
во-первых, это освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
во-вторых, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Навыкам анализа произведений художественной литературы часто приходится обучать студентов заново, так как их знания в этой области несовершенны и очень слабы.
На уроках русского языка у первокурсников система построения занятий также должна проводиться сугубо традиционно. Как обычно, повторяются все основные разделы: фонетика, орфография, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация, а также кратко стилистика.Весь материал посвящен развитию письменной речи, а как быть с устной речью? Такой раздел в программе обучения не предусмотрен. И тот, и другой вид речи должны развиваться одновременно, но насколько эффективно можно это делать сейчас во время текущих уроков? Вопрос опять же риторический.
Влияние разговорной речи студентов на их письменную речь происходит постоянно. В результате изученные ими правила правописания не могут быть применены в полной мере на практике. Таким образом, эффект занятий неизбежно минимизируется.
Кроме того, сейчас очень много обращается внимание на воспитание гражданской позиции у подрастающего поколения. Но она успешно сформируется, на наш взгляд, только благодаря личному примеру взрослых.Старшие наставники часто забывают об этом и не следят за своим поведением. Кроме того, частью гражданско-патриотического воспитания является бережное отношение человека к своему родному языку, литературе, истории и культуре. Последнее у нас сейчас демонстрируют, к сожалению, единицы, так как многие не представляют, как это выглядит на практике.
Подведя итог выше сказанному, можно отметить, что с течением времени нашим детям становится недоступна русская классика с одной стороны, из-за несформированности учебных навыков, необходимых для изучения литературы; с другой стороны, из-за нежелания и физической возможности её прочитать.
Это очень печальный факт, так как именно русская классика является составной частью русского национального менталитета. Она популярна во всем мире. По мнению известного нашего ученого Михаила Дунаева, невозможно быть по-настоящему русским человеком, не приобщившись хотя бы однажды к произведениям русской классики. А главная причина нелюбви молодежи к чтению кроется в том, что содержание рабочих образовательных программ часто построено на материале, не соответствующем возрастным особенностям обучающихся ребят. Это принцип повторяется на протяжении всех ступеней образования: от начальной школы и до периода профессионального самоопределения.Инновационных методов сегодня используются много, но все ли они ведут к достойному результату в плане развития речи подрастающего поколения?
Сейчас активно внедряются методы дистанционного обучения, появляются различные формы использования информационных технологий. Они ценны тем, что с помощью их можно осуществлять процесс передачи знаний на расстоянии. На наш взгляд, полный вариант дистанционного обучения удобен и необходим при обучении только взрослых людей. Это могут быть курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Направленность тем, как правило, носит теоретический характер. Практика заключается в выполнении письменных заданий разной степени сложности. Это удобно, экономит время и деньги. Однако для того, чтобы процесс обучения проходил на качественном уровне, необходимо учить детей «по-старинке», глядя в глаза друг другу.
Дистанционные технологии необходимы при индивидуальном обучении. Здесь студент находится наедине с самим собой. Его средний уровень развития письменной речи будет, конечно, выявлен через переписку с тьютором, но не более того. Проверка не предполагает качественного изменения отслеживающихся показателей.
Даже если студент какую-то часть своих вопросов сформулирует через чат и получит на них удовлетворительные ответы, то его речь останется неразвитой. Говорить ним будет некому. А это большой недостаток, свидетельствующий о несоблюдении основных задач при обучении русскому языку и литературе.
В Федеральном институте педагогических измерений уровень функциональной грамотности измеряется в рамках всего образовательного процесса. Однако требования к проведению учебных занятий серьезно не меняются. Отслеживаются основные показатели с целью дальнейшего формирования заданий для очередного ЕГЭ и ОГЭ. Сам по себе контроль не может кардинально улучшить умения и навыки. Для этого, повторяю, нужна соответствующая организация учебного процесса. Выходом из сложившейся ситуации может быть изменения подхода к преподаванию русской филологии.
Так, если в стенах сегодняшнего педагогического колледжа будет функционировать такой отдел как центр коррекции и совершенствования устной и письменной речи, тореальная помощь студентам в данном случае будет оказана.Он может быть организован в форме лаборатории, мастерской. Данный центр просто необходим при осуществлении урочной и внеурочной работы со студентами.
Можно выделить основные цели деятельности данного отдела: организация логопедической и дефектологической помощи обучающимся колледжа, имеющим различные нарушения речи, препятствующие успешному освоению основных общеобразовательных программ. Также в рамках этой структуры будет возможность заниматься совершенствованием речевых навыков, то есть будут проводиться мастер-классы по риторике и технике речи
Задачами деятельности центра будут:
своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников для продуктивного освоения основных общеобразовательных программ.
устранение нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.
распространение специальных знаний по логопедии и дефектологии среди педагогов и родителей (законных представителей) для содействия обучающимся в преодолении трудностей в обучении и социальной адаптации.
Кроме того данный центр с успехом может функционировать и как репетиторский. Студенты, желающие подготовиться к экзамену по той или иной дисциплине, могут обратиться сюда для того, чтобы нанять репетитора. Преподаватели, работающие в рамках среднего специального образования, многие проводят индивидуальные занятия со студентами, поэтому способны эффективно выполнять эти функции.
Контингент ребят, поступающих в колледж сегодня очень разномастный. Есть очень талантливые дети, но гиперактивные и неусидчивые; а есть ребята с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них из неполных и неблагополучных семей, что также оказывает влияние на их состояние их речевых и учебных навыков. К каждому обучающемуся нужен индивидуальный подход, который трудно обеспечить на потоке.
Преподавателям общеобразовательных предметов в колледже часто приходится заниматься коррекцией тех знаний, которые их подопечные получили в школе. Это неизбежно, так как в дальнейшем, студенты должны будут успешно освоить курс профессиональных дисциплин. Пробелы в знаниях общеобразовательных предметов могут препятствовать этому.
Большинство специальностей, которые предполагаются для обучения молодому поколению в педагогическом колледже относятся к типу профессий: Человек-Человек. Соответственно, будущее рабочее место наших выпускников должно быть связано, прежде всего, с общением. Значит, работа в области коррекции и совершенствования устной и письменной речи способна повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
Режим работы новой структуры может быть организован по-разному. По своей сути, в центре коррекции письменной и устной речи необходимо не только показать, как должен правильно говорить и писать русский человек, но благодаря взаимопомощи каждый может научиться этому.
Исходя из этого, в деятельность данной структуры в обязательном порядке будут вписываться мастер-классы, литературные гостиные, тренинговые занятия, практические конференции и мастерские.
Кроме того, данный центр может с успехом стать базой для учебной практики для студентов. Ребята также выступят в роли учителя риторики для обучающихся младших курсов.
Библиографический список
1. Алексеев А.А. О православных истоках русской классики 1840-1880-х годов и её структура.// Шадринские чтения: Материалы Межрегиональной филологической научно-практической конференции/отв. ред. С.В. Борисов. – Шадринск: ШГПИ, 2004.
2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. – Престиж, 2003.
3. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.